Публикации
Использование информационно коммуникативных технологий согласно действующих образовательных стандартов (ФГОС)
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование информационно коммуникативных технологий согласно действующих образовательных стандартов (ФГОС)
Автор: Ласточкина Ольга Геннадьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование информационно коммуникативных технологий согласно действующих образовательных стандартов (ФГОС)
Автор: Ласточкина Ольга Геннадьевна
1. Информационный блок программы
1.1. Разработчик: Ласточкина Ольга Геннадьевна
1.2. Название программы:
Дистанционные технологии реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта обучения математике в развитии одаренности учащихся профильных классов общеобразовательной школы
1.3 Цель программы:
Стимулирование активности стажеров к использованию в своей профессиональной деятельности дистанционных образовательных технологий помогающих реализовать требования ФГОС по обучению высоко мотивированного ученика профильного класса массовой школы
1.4 Задачи программы:
Осуществить поиск и внедрение дистанционных образовательных технологий и эффективных методов обучения математике одаренных в учебный процесс через представление и популяризацию стажерами своего педагогического опыта.
Обозначить перед слушателями проблемы обучения в развитии одаренности учащихся в массовой школе, осуществить поиск и находки реализации ими качественного обучения учащихся профильных классов.
Систематизировать технологии, техники, методы и средства продуктивного дистанционного обучения успешных и одаренных учащихся.
Использовать кейсовую модель и сетевую модель обучения с использованием IT проектным обучением в сотрудничестве.
Создать, ориентируясь на творчество в группах и обучение в сотрудничестве, новый образовательный продукт (статью, программу спецкурса курса, фрагмент занятия) по математике в режиме использования дистанционных технологий и современных методов обучения. Отработать новый вариант его диагностики и типологический способ интерпретации ее результатов.
Организовать оценку авторских образовательных продуктов разработчика стажерами по созданной ими экспертной карте, профессиональным педагогическим сообществом в сети интернет, общественностью и профессиональными экспертами Всероссийских конкурсов.
Осуществить пробы стажеров по дистанционному углубленному обучению математике учащихся, по их дистанционному общению через виртуальный кабинет, в режиме вебинара с использованием программы Skype и ресурсов сети интернет.
1.5 Ключевые идеи опыта:
Через дискуссию и зажигательное видео создать познавательную активность стажеров по использованию в обучении учащихся дистанционных технологий и современных методов обучения.
Для достижения максимальной эффективности определить следующие формы дистанционного обучения: вебинар, тренинг на рабочем месте, тренинг с удаленным доступом, дистанционный курс.
Определяются ценностные основания введения дистанционного обучения важные для реализации профильного обучения:
Гибкость, адаптивность Каждый школьник учится в индивидуальном режиме.
2. Модульность В основу программ дистанционного обучения закладывается в основном модульный принцип построения.
3. Интерактивность Возможность обучаться в режиме диалога со всеми участниками образовательного процесса посредством использования специализированной образовательной среды.
4. Асинхронность Выражает условие реализации образовательного процесса независимо во времени.
5. Открытость и массовость Количество обучающихся не является критичным параметром для эффективности технологии обучения.
6. Распределенность Быстрое появление единой образовательной системы.
7. Эголитарность Снимает социальную напряженность, обеспечивая равную возможность получения образования независимо от места проживания.
8. Рентабельность То есть экономическая эффективность дистанционного обучения.
Используемые технологии:
Проектная технология. Используется данная технология при обучении стажеров с сотрудничестве и организует их активную познавательную деятельность, опираясь на индивидуальные познавательные стили обучающихся. Полученные знания, умения и навыки применяются на практике при решении конкретных жизненных проблем, а именно, использование дистанционных технологий для получения качественного обучения. Конечным образовательным результатам, которые заключаются в развитии мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов личности, соответствуют непосредственные результаты: личностные, метапредметные, предметные.
Вебинар - передача информации от преподавателя к слушателям по средствам аудио- и видеосвязи, опросов, голосования и демонстрации презентаций, что обеспечивает полное взаимодействие между аудиторией и ведущим. Такой способ обучения наиболее эффективен для курсов содержащих большую часть теоретического материала.
Тренинг на рабочем месте - это комплексное использование вебинара и новых технологий, позволяющих преподавателю подключаться к компьютеру слушателя для консультирования по возникшим в ходе обучения вопросам.
Тренинг с удаленным доступом - это вебинар с предоставлением слушателю возможности удаленного доступа к компьютеру с предустановленным программным обеспечением для выполнения практических заданий и лабораторных работ.
Дистанционный курс - это интерактивный курс, предназначенный для самостоятельного обучения слушателем. Курс содержит учебный материал и тесты. Возможно прохождение дистанционных курсов с поддержкой преподавателя.
Дистанционное обучение осуществляется как обучение с преподавателем, по современным компьютерным технологиям, под полным контролем, с индивидуальным сопровождением. Организованное Интернет - обучение имеет свои очевидные преимущества, как для стажера, так и для его ученика: свобода места, экономятся время и средства, можно выполнить интенсивную подготовку по тестам экзамена, даются полезные дополнительные и надпредметные знания, ведется активное сотрудничество педагога с учениками и наоборот. Кроме того, педагог и учащиеся активно используют информацию учебных сайтов, что способствует повышению качественного обучения. По данной технологии обучаться могут выпускники и других классов, желающие улучшить свои знания по математике. И это реальная помощь учителя учащимся в самостоятельной подготовке к государственной итоговой аттестации, олимпиадам.
Обучая учащихся математике в сотрудничестве и используя при этом современные информационные технологии, педагог успешно решает задачи: повысить эффективность и качество процесса обучения ; повысить активность познавательной деятельности; расширить объем поиска нужной информации, создать комфортные условия существования в мире информации, развить различные видов мышления; развить коммуникативные способности; формировать умения принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации; формировать информационную культуру; развивать умения моделировать задачу или ситуацию; формировать умения осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность; уметь выполнять социальный заказ общества; подготовить информационно грамотную личность; подготовить пользователя компьютерными средствами.
2. Содержательный блок программы
2.1 Оборудование:
Наличие двух компьютерных классов
Наличие локальной сети и глобальной сети Интернет
Интерактивная доска
Внешние или встроенные источники звука
Микрофон (для общения в голосовом режиме)
Веб-камера (для общения в режиме видео)
Проектор, экран
2.2. Программа стажировки: тема, количество часов, содержание работы по теме:
Программа стажировки Дистанционные технологии реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта обучения математике в развитии одаренности учащихся профильных классов массовой школы разработана в рамках авторских образовательных проектов Обучение в сотрудничестве, Математика дистанционно для тех, кто хочет знать больше и адресована учителям математики общеобразовательных школ.
Длительность обучения – 24 часа. Процесс обучения стажеров по настоящей программе завершается выполнением трех работ (статья, программа дистанционного курса, фрагмент дистанционного занятия с учащимися) по предмету математика с представлением их соответственно на мини интернет - конференции стажеров в режиме вебинара , на Ярмарке образовательных услуг Твой профессиональный выбор в сети Интернет на порталах Всероссийских конкурсов и на страницах интернет - журналах.
Организуется Студия совместного взаимодействия.Обучающиеся обозначают проблемы и пути их реализации через показ видео ролика и постановки проблемных вопросов по применению в своей деятельности дистанционных образовательных технологий. Разжечь дискуссию среди слушателей и вывести аудиторию к обсуждению значимости развития одаренности учащихся профильных математических классов и организации качественного обучения учащихся. Анализируя собственный педагогический опыт и представляя его сообществу, слушатели погружаются в инновационную деятельность стажировки, с первых занятий приступают к написанию статьи по теме стажировки. Проводится мини интернет - конференция обучающихся в режиме вебинара, что позволяет выделить наиболее удачные авторские продукты, которые стажеры оценивают по экспертной карте, которую разработали сами.
Следующим важным звеном в работе со стажерами является написание программы спецкурса для учащихся профильных классов Математика дистанционно для тех, кто хочет знать больше. Спецкурс является своего рода экспериментальным опытным, позволяет развивать интеллектуальные способности одаренных на основе применения новых технологий и методик. При этом стажер использует стимулы:
стимулирование интереса детей к изучению математики;
поддержка интеллектуального творчества;
развитие логических, математических способностей;
выстраивание партнерских отношений;
предоставление возможности реализовать свои знания и творческие умения в области математики и логики;
демонстрация и пропаганда лучших достижений.
Использование дистанционной поддержки в работе с математически одаренными школьниками кардинально меняет организацию обучения, значительно изменяет его качество, что позволяет:
эффективно реализовать индивидуальный подход и личностную ориентацию обучения учащихся;
активизировать работу учащихся, используя творческие задания и проекты;
расширить возможности педагога в работе с одаренными детьми, особенно в организации их самостоятельной работы во внеурочное время;
увеличить доступность использования дополнительного материала учащимися для углубленного изучения отдельных тем и разделов предметов;
расширить доступ учащихся к различным источникам информации.
В реализации программы спецкурса разрабатываются и используются следующие модели дистанционного обучения одаренных учащихся:
модель, базирующаяся на использовании сетевой технологии взаимодействия на основе ИКТ, реализующаяся в рамках деятельности городского ресурсного центра;
кейс - технология: учебные материалы комплектуются в специальный набор (“кейс”), который предлагается ученику для самостоятельного изучения.
Телевизионные технологии: телевизионные лекции с обязательным посещением очных консультаций учителя (тьютора).
Сетевые технологи распространения знаний на основе использования Интернет (электронные учебники и библиотеки, удобные системы тестирования, Skype а также средства общения).
Оценивая эффективность программы спецкурса, обращается внимание на наличие следующих стратегий обучения:
ускоренное формирование базовых навыков;
включение учащихся в активную учебную деятельность, в исследовательскую работу;
междисциплинарное обучение.
В процессе работы с одаренными учащимися можно отметить положительные тенденции в изменении их личностных качеств, влияющих на познавательную деятельность:
восприимчивость к новому,
повышение эмоциональной составляющей, целеустремленности, настойчивости, внутренней дисциплины, ответственности,
получение удовольствия от нестандартности и оригинальности решения математических задач,
повышение активности и включенности учащихся в познавательную деятельность, и как следствие – повышение эффективности усвоения знаний,
отсутствие тревожности оказаться неуспешным,
проявляется любознательность, аналитичность и аргументированность, системность, коммуникативность,
способность выделять риски, преимущества, альтернативы, множество причинно- следственных факторов.
Конструирование дистанционного занятия с учащимися, как занятия нового знания, осуществляется по технологии деятельностного метода обучения на основе взаимопонимания и сотрудничества. Создается образовательная напряженность. Разработчик программы, организует проектное обучение в сотрудничестве как обучение, ставящее целью конструирование стажером собственного смысла, целей, содержания образования, а также процесса его организации и диагностики. Далее знакомит слушателей с материалами своей методической копилки и дает возможность стажерам оценить его наработки по созданным ими критериям. Далее стажеры разрабатывают фрагмент дистанционного занятия, направленного на развитие одаренности учащихся профильных класс сов, используя эффективные формы его проведения. Оценивается разработка педагогами, учащимся и их родителями через интернет голосование.
Обучение предметному дистанционному общению стажеров с их учениками осуществляется, через виртуальный кабинет, где созданы интерактивные тесты, тренинги, зачеты, самостоятельные работы, контрольные работы и многое другое осуществляется как обучение с преподавателем, по современным компьютерным технологиям, под полным контролем, с индивидуальным сопровождением. Открытие тайн скоростной и увлекательной подготовки учителя к уроку математики, моментальной проверки решенных учениками задач и других секретов интернет сайтов стимулирует стажеров к активному применению информационных образовательных технологий в своей педагогической инновационной деятельности.
Лучше авторские продукты стажеров размещаются на интернет порталах Всероссийских конкурсов Открытый урок, Обучение для будущего и др. и страницах интернет журналов.
Работы оцениваются профессиональным сообществом учителей, общественностью и профессиональными экспертами Всероссийских конкурсов.
Дистанционное обучение способствует формированию над предметных компетенций в урочной и внеурочной деятельности, позволяет учителю увидеть себя в новой системе обучения и помогает осуществить качественное и доступное обучение каждого ученика, высоко мотивированного и одаренного, детей с проблемами здоровья.
2.3 учебный план стажировки на 24 часа
№
Тема
Количество часов
Лекция
Семинар
Стажерская проба
Онлайн
занятие
1.
Одаренный ребенок: проблемы, поиски и находки качественного обучения
1
2
(1 +1 Онлайн)
3
2
1.1
Актуализация по теме : Информатизация образовательной деятельности на уроке, как крупномасштабная инновация российской школы в обучении одаренных учащихся
1
2
(1 +1 Онлайн)
1.2
Особенности организации учебного занятия с использованием ИКТ. Электронные образовательные ресурсы
и ресурсы сети Интернет для информационного обеспечения учебной деятельности. Образовательные порталы
1.3
Медико-психологические особенности учебно-познавательной деятельности учащихся в условиях информатизации
1.4
Организация Студии совместного взаимодействия по написанию статьи по теме Технология работы с одаренными детьми в профильном физико – математическом классе.
2
1.5
Разработка оценочной экспертной карты по написанию статьи:
Критерии оценки статей
1
1.6
Представление авторского продукта на мини интернет - конференция в режиме вебинара
2
2
Технологии дистанционного обучения математике в развитии одаренности учащихся профильных классов массовой школы, как наиболее эффективные современные технологии реализации ФГОС
1
1
3
2
2.1
Кейсовая модель обучения
1
2.2
Интернет-технологии (сетевая модель обучения)
2.3
Обучение в сотрудничестве, метод проектов, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению
2.4
Разработка программы учебного курса для учащихся Математика дистанционно для тех, кто хочет знать больше
1
2
2
2.5
Оценка продукта профессиональным интернет -сообществом и общественностью через участие стажеров в Ярмарке дистанционных образовательных программ для учащихся Твой профессиональный выбор
1
3.
Технологии виртуального обучения
1
6
2
3.1
Практикум по созданию вебинара
1
1
3.2
Организация тренинга на рабочем месте
3.3
Тренинг с удаленным доступом
3.4
Проба прохождения материала дистанционного курса с поддержкой преподавателя
2
(Онлайн)
3.5
Фрагменты дистанционного обучения математике одаренных учащихся профильных классов массовой школы
2
1
3.5
Размещение лучших статей на порталах Всероссийских конкурсов и на страницах Интернет – журналов.
Организация участия во Всероссийских конкурсах Открытый урок, Обучение для будущего и др., представляя программы и занятия углубленного дистанционного обучения математике
1
3.6
Москва. Россия.
Пробы участия стажеров.
Видео Мост - обучение дистанционно
(HD качество на узких каналах Интернета. PC, Mac, iPad. Интеграция в портал).
1
Итого 24 часа
2
4
(2+2 Онлайн)
12
(10+2 Онлайн)
6
Вывод: Настоящая программа стажировки подготовлена в рамках авторского инновационно - исследовательского проекта Обучение в сотрудничестве и предлагается в качестве повышения квалификации учителей математики, целью является стимулирование активности стажеров к использованию в своей профессиональной деятельности дистанционных образовательных технологий помогающих реализовать требования ФГОС по обучению высоко мотивированного ученика профильного класса массовой школы.
Дистанционные технологии современны, эффективны и позволяют учителю обучать доступно и качественно. Профильное обучение и развитие одаренности – забота государства.
Так как Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования вводится изучение предметной области "Математика и информатика", то учителю математики необходимо владеть современными информационными технологиями, из которых наиболее эффективные дистанционные технологии. И тогда предметные результаты на профильном уровне ориентированы на более глубокое, чем это предусматривается базовым уровнем , освоение обучающимися систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету, и на решение задач освоения основ базовых наук, подготовки к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.
Одним из эффективных механизмов обеспечения успеха профильного обучения можно рассматривать организацию дистанционной поддержки одаренных. Определяется, что стандарт должен быть положен в основу деятельности работников образования. Поэтому, обучаясь по данной программе, учителя напишут научную статью Дистанционные технологии в развитии одаренности учащихся, создадут программу дистанционного курса по математике для учащихся профильных классов и разработают дистанционное занятие.
Образовательные продукты получат самооценку, оценку учащихся и их родителей, профессионального сообщества учителей, профессиональных экспертов.
3. способы оценки результатов стажировки
3.1. Внешняя оценка результатов стажеров:
Механизм объективной внешней оценки результатов стажировки, в числе и с использованием сети интернет:
Формируются такие компетентности стажеров:
Умение осуществлять IT- проектную и проектно - исследовательскую деятельность. Создается новый образовательный продукт по математике в режиме использования дистанционных технологий и современных методов обучения.
Сотрудничество в творческой деятельности. Организация обучения в малых учебных группах способствует повысить активность познавательной деятельности;
Повышение информационно – коммуникационной компетентности стажеров. Использование средств ИКТ для создания учебно-методического продукта позволяет повысить эффективность образовательного процесса и качество обучения математике.
Умение обучать качественно и доступно. Дистанционное обучение осуществляется как обучение с преподавателем, по современным компьютерным технологиям, под полным контролем, с индивидуальным сопровождением. Оценки учащихся за выполненные тесты и тренинги автоматически фиксируются в Интернет-журнале на сайте в виртуальном кабинете учителя.
Повышение профессионального опыта. Разработки (статья, программа дистанционного курса, дистанционное занятие) по математике оценивается педагогическим обществом, профессиональными экспертами всероссийских порталов сети интернет, общественностью.
3.2. Самооценивание стажерами собственных результатов:
Стажеры оценивают себя по результатам собственной деятельности в рамках стажировки по разработанному ими объективному механизму:
В рамках стажировки обучающиеся разработали статью, программу дистанционного курса обучения математике Для тех, кто хочет знать больше, занятие, используя современные эффективные технологии и методы.
Образовательные продукты были представлены на обсуждение коллегам на семинаре, прошли защиту на мини интернет – конференции в режиме вебинара, где в роли общественных экспертов были сами стажеры.
Экспертизу провели по экспертной карте, которую разработали стажеры по измеряемым в баллах критериям.
Лучшие работы рекламируются и представляются для оценки широкому кругу профессионального сообщества в сети Интернет, где получают рекомендации по их использованию другими педагогами в своей предметной деятельности.
В рамках занятий стажировки Математика дистанционно для тех, кто хочет знать больше обучающиеся осуществляют пробы интерактивного дистанционного обучения учащихся с поддержкой преподавателя. Голосование учащихся и их родителей
( количество голосов)
Технология оценивания себя наглядна. Доступность и качество обучения учащихся стажерами определяется сразу, по оценкам, полученным учащимися в электронном журнале.
Представляя разработанные авторские программы по применению технологий дистанционного обучения математике в развитии одаренности учащихся профильных классов массовой школы на ярмарке профильных спецкурсов педагогическому сообществу и общественности, участники стажировки получают независимую экспертизу своего труда и рекомендации к распространению и опубликованию в печати, в сетях Интернет, на Всероссийских образовательных порталах.
Созданное таким образом образовательное поле, с активным применением дистанционных образовательных технологий и эффективных методов обучения одаренных, создает ситуацию успеха и самореализации личности стажера в социуме, позволяет обучать современно, доступно и качественно в свете реализации требований ФГОС основного и среднего (полного) общего образования.
HYPER13PAGE HYPER15
8