Публикации
лучший конспект образовательной деятельности для детей с ОВЗ в области познавательное развитие и коммуникация
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: лучший конспект образовательной деятельности для детей с ОВЗ в области познавательное развитие и коммуникация
Автор: Воронкова Лидия Геннадьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: лучший конспект образовательной деятельности для детей с ОВЗ в области познавательное развитие и коммуникация
Автор: Воронкова Лидия Геннадьевна
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 45
Конспект НОД
по познавательно-исследовательской деятельности
в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ
на тему Чудеса на песке и из песка
Подготовила и провела:
Воронкова Лидия Геннадьевна
воспитатель 1 квалификационной категории
Арзамас, 2016
Цель: Вовлечение детей в элементарную познавательно-исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств песка.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
способствовать накоплению представлений о свойствах речного песка:
- сухой – мокрый (следы на песке от пальцев и ладошек; из сухого песка нельзя лепить, а из мокрого можно);
- можно окрасить;
- сыпучий;
способствовать формированию умения детей по слову и показу взрослого выполнить задания с песком;
способствовать расширению и активизации словаря за счет слов и словосочетаний: сухой, сыплется, мокрый, лепиться, мел, цветной песок, следы от пальчика, следы от ладошки;
способствовать развитию умения детей выполнять работу из речного песка (простого и цветного): аккуратно намазывать изображение клеем, не выходя за контур.
Коррекционно-развивающие:
способствовать развитию мелкой моторики и тактильной чувствительности;
способствовать развитию общих речевых навыков, координации речи с движениями.
Коррекционно-воспитательные:
вызвать интерес к изображению в сотворчестве с педагогом и другими детьми;
способствовать формированию ситуации успеха, атмосферы радости и добра.
Способы реализации деятельности: игровая ситуация, сюрпризный момент (приход Песочной Феи), ответы по мнемотаблицы Правила обращения с песком, корригирующие упражнения Ходьба между мешочками, игра с песком Здравствуй песок, просмотр презентации Человек и песок, физкультминутка Потопаем - похлопаем, окрашивание песка, игра Песчинки (музыкальное сопровождение), опыт из песка Сухой - мокрый, игра Отпечатки, игра на тактильное восприятие Что спрятано в песке?, пальчиковая игра, изготовление подарков Цветы в вазе, речь с движением Колокольчики, оценка и самооценка деятельности детей, поощрение.
Средства реализации и проведения НОД: стол для экспериментирования с песком (с двумя пластмассовыми тазами, вставленными в прорези); сито (по количеству детей); 4 куска цветного мела основных цветов, мел в разных тарелочках (по 2 цвета на ребенка), вода в лейке, совочки (по количеству детей), подносы; мелкие игрушки-животных пустыни; клеенки, кисточки для клея, подставки под кисти, клей, контуры изображений (вазы разных форм, цветы); на тарелочках песок, смешанный с мелом определенного цвета; поднос; образец выполненной работы; костюм Костюм Песочной Феи (для взрослого); презентация Человек и песок, алгоритм Правила поведения с песком; мольберт, простые карандаши (по количеству детей), фартуки; угощения для детей; волшебная палочка.
Виды детской деятельности в НОД: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная, музыкальная, здоровье.
Предварительная работа: игры и опыты с песком; беседы о назначении и применении песка, картин пустыни; просмотр мультфильма Львенок и черепаха; слушание музыки ветра, шума дождя.
Ход НОД
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, колокольчик звенит, всем собраться велит. Подойдите ко мне, я хочу вам что-то сообщить.
Воспитатель: Вчера вечером мне позвонила Песочная Фея. Это жительница из песочной страны. Она приглашает нас в свою удивительную полную чудес Песочную страну. Хотите отправиться в путешествие?
Основная часть
Воспитатель: Ребята в любой стране есть свои правила, и в Песочной стране тоже есть свои правила. Все гости Песочной страны должны их знать и обязательно соблюдать. Давайте подумаем, какие правила могут быть в Песочной стране? (Ответы детей сопровождаются мнемотаблицами Правила обращения с песком)
Дети:
- Песок не любит, когда бросаются им в других детей
- Песок не любит, когда его берут в рот
- Песок не любит, когда разрушают то, что построили другие дети
- Песок не любит, когда его выбрасывают из песочницы
Воспитатель: Но песок любит, когда у детей чистые ручки, носик и голова. Поэтому ребята мы должны после игры с песком вымыть руки или вытереть их влажной салфеткой. Сможем мы выполнить правила Песочной страны?
Воспитатель: Теперь мы готовы отправляться в Песочную страну. У меня в руке волшебная палочка. Палочка покажет нам дорогу.
По дорожке мы пойдем и в Песочную страну придем (ходьба между мешочками с песком).
Воспитатель: Ребята, мы с вами попали в Волшебную Песочную страну.
Песочная Фея (дефектолог): Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас в своей Песочной стране.
Игра с песком Здравствуй песок
Воспитатель: Давайте поздороваемся с песком ладошками (поднос с песком). Я покажу как. Дотроньтесь ладошками до песка, сначала внутренней стороной потом внешней, отдадим песку частичку нашего тепла. Какой песок на ощупь? (сухой, теплый)
Просмотр презентации Человек и песок
Песочная Фея (дефектолог): Чтобы больше узнать о моей стране приглашаю вас посмотреть на волшебный экран, который покажет зачем нужен песок, и где его применяют (Презентация Человек – песок)
Физкультминутка Потопаем – похлопаем
Мы ногами топ-топ!
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг! (Дети выполняют соответствующие
Мы плечами чик-чик! тексту движения)
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли,
Раз – два, раз – два,
Заниматься нам пора
Песочная Фея: Мы начинаем с вами путь по моей волшебной Песочной стране. Вот в этих тазиках у нас находится песок. Он здесь такой, каким вы его видите на улице в песочнице в детском саду – неочищенный. В нем еще много всего, от чего его надо очистить: это и мелкие камешки, и небольшие палочки, и небольшой мусор. Все лишнее из песка можно удалить с помощью сита. Сейчас мы вместе просеем наш неочищенный песочек. Просеивать мы можем только... какой песок — сухой или мокрый?
Ответы детей.
Песочная Фея: Правильно, только сухой. Давайте еще раз скажем — какой?
Дети: Сухой песок.
Песочная Фея: Верно, только сухой песок может сыпаться. Скажите, что песок может делать?
Дети: Сыпаться.
Песочная Фея: Молодцы!
Дети вместе с педагогом просеивают песок на поднос.
Песочная Фея: Посмотрите, теперь на подносе остался только чистый песочек, а весь мусор остался у вас в сите. Видите, сколько всего?
Окрашивание песка
Воспитатель: Песок можно не только просеять, его можно еще и окрасить. Для этого нам потребуется это (показывает мел в кусках). Знаете, что это такое?
Дети: Это мел.
Песочная Фея: Правильно, это мел, да еще и разных цветов. Дети, какого цвета мелки у нас есть?
Дети: Красного, синего, желтого и зеленого.
Песочная Фея: А в этих тарелочках (показывает) лежит тот же самый мел, но натертый на мелкой терке. А сейчас я покажу вам фокус: если мы смешаем мел в каждой тарелочке с чистым просеянным песком, то в каждой тарелке окажется цветной песочек. Проверим?
Дети и Песочная Фея смешивают песок с мелом определенного цвета.
Песочная Фея: Посмотрите, у нас получился цветной песок! Какой песок у нас получился?
Дети: Цветной песок.
Песочная Фея: Каких цветов он получился? Что мы сделали, чтобы он был таким?
Ответы детей.
Песочная Фея: Ребята, молодцы какие! Но вы, наверное, немножко устали, поэтому предлагаю вам со мной чуть-чуть отдохнуть и повеселиться.
Игра Песчинки (музыкальное сопровождение)
Воспитатель: Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь.
Мы мелкие песчинки, на камешках сидим
Ветер дунул, полетели,
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял
Полетели, полетели
И на землю тихо сели.
Воспитатель: Вокруг себя повернитесь и в ребяток превратитесь.
Воспитатель: Ну, теперь вы отдохнули и можете снова посмотреть, что еще может наш чудесный песок.
Опыт Сухой — мокрый
Песочная Фея: Посмотрите, в этих тазах, у нас какой песок?
Дети: Сухой.
Песочная Фея: А как вы догадались?
Дети: Потому что он сыплется.
Песочная Фея: А еще песок может быть и другим, если мы в него добавим воды. Тогда каким он будет, как вы думаете? Правильно, тогда он станет мокрым. Давайте скажем вместе... мокрым (говорят все вместе). Сейчас я покажу вам еще один - фокус — превращу сухой песок в мокрый.
Дети вместе с Песочной Феей берут лейки, поливают песок водой и перемешивают его совочками.
Песочная Фея: Наш сухой песочек в какой теперь превратился?
Дети: В мокрый.
Песочная Фея: А что можно делать с мокрым песком?
Ответы детей.
Песочная Фея: Верно, можно лепить пирожки, куличики, разные фигурки и даже большие замки — мокрый песок хорошо лепится. Что, ребята, делает мокрый песок?
Дети: Лепится.
Игра Отпечатки
Песочная Фея: А вы знаете, как еще можно играть с мокрым песком? На нем можно оставлять отпечатки — и от пальчиков, и от ладошек. Хотите поиграть, оставить ваши следы?
Дети: Хотим!
Дети, воспитатель, Фея бегут пальчиками по мокрому песку.
Песочная Фея: Какие следы мы оставили?
Дети: Следы от пальчиков.
Песочная Фея: Молодцы! А если мы положим на мокрый песок всю ладошку, ее след тоже останется на песке.
Дети вместе с воспитателем и Феей проверяют.
Песочная Фея: А теперь какие следы мы оставили?
Дети: Следы от ладошек.
Песочная Фея: Умницы!
Игра Что спрятано в песке? (игра на тактильное восприятие)
Песочная Фея: А сейчас я хочу поиграть с вами еще в одну игру Что спрятано в песке? Я знаю, что в тазу, в сухом песке, спрятаны фигурки животных — жителей моей Песочной страны. Сейчас вы будете их искать в песке. Когда вы достанете одну фигурку, то назовете сами это животное и изобразите его. Хорошо?
Вынув из песка фигурку того или иного животного, дети изображают его — показывают походку, повадки.
Песочная Фея: Какие вы молодцы! А вы мне можете сделать какие-нибудь подарки на память? Я их всем жителям Песочной страны покажу!
Пальчиковая игра
Наши добрые ладошки
Все умеют, хоть мы – крошки.
Могут рисовать, лепить и узоры выводить,
Клеить, вырезать, играть
Хлопать, даже танцевать!
Крепко их сейчас сожмем,
Творить добрые дела начнем!
Дети переходят к рабочим столам и рассаживаются за ними.
Изготовление подарков
Воспитатель: Ребята, сегодня вы так много нового узнали о песке! Давайте покажем и расскажем Песочной Фее, что мы еще умеем делать из песка. (Показывает образец работы Цветы в вазе.) Из чего сделаны эти цветочки и вазочка?
Дети: Цветочки и вазочка сделаны из песка и цветного мела.
Воспитатель: Какого цвета цветочки?
Дети: Цветочки красного и желтого цвета.
Воспитатель: Какого цвета стебельки у цветочков?
Дети: Они зеленого цвета.
Воспитатель: А какого цвета ваза?
Дети: Ваза синего цвета.
Воспитатель: Расскажите, как мы будем делать цветочки и вазочку из песка с цветными мелками?
Дети: Сначала мы обведем вазочку и цветочки по трафарету. Потом намажем клеем цветочки, посыплем их цветным песком и прижмем рукой.
Воспитатель: Песок какого цвета мы возьмем для цветочков?
Дети: Возьмем песок красного и желтого цвета.
Воспитатель: Молодцы! Что вы будете делать дальше?
Дети: Намажем клеем вазочку, посыплем песком.
Воспитатель: Песком какого цвета?
Дети: Песком синего цвета.
Воспитатель: Молодцы! А дальше что?
Дети: Прижмем рукой.
Воспитатель: Ребята, а как нужно сделать стебельки?
Дети: Проведем кисточкой с клеем от цветка к вазочке — это стебельки — и посыплем песком. Подождем, пока высохнет, и стряхнем лишний песок в поднос.
Воспитатель: Какого цвета стебельки?
Дети: Стебельки зеленого цвета.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Приступим к работе.
Дети выполняют работу совместно с педагогом.
Песочная Фея: (во время работы детей). Ай, какие молодцы дети! Какие красивые работы у них получаются!
Дети заканчивают работу.
Воспитатель: Молодцы, ребята, очень старались, очень красиво у вас получились вазочки с цветами. А пока они сохнут, давайте поиграем с Песочной Феей
Игра Колокольчики
Воспитатель: Давайте играть! Игра называется Колокольчики. Повторяйте за мной:
Дон-дон-дон, — Колокольчик звенит.
Ля-ля-ля, —
Что-то он говорит.
Динь-динь-динь. — Наклоняет головку.
Бом-бом-бом, — Растрепал всю прическу.
Дзынь-дзынь-дзынь, — Солнцу он улыбнулся,
Дили-дон, — Наконец-то проснулся.
Дети ритмично покачивают головой из стороны в сторону.
Выполняют ритмичную пружинку.
Ритмично покачивают головой.
Ритмично проводят ладонями по волосам.
Поднимают руки вверх и ритмично хлопают в ладоши.
Ритмично стучат пальцами одной руки о пальцы другой.
Воспитатель: Ребята кажется наши поделки уже готовы. Давайте стряхнем лишний песок с наших работ и посмотрим, что получилось.
Заключительная часть
Все вместе рассматривают работы.
Воспитатель: Вот какие красивые цветы получились! Я думаю, жителям Песочной страны они понравятся.
Песочная Фея: Спасибо, ребята, вам за подарки! А у меня для вас есть угощение. (Раздает детям угощения.)
Воспитатель: Понравилось вам путешествие по Песочной стране? Спасибо Песочной Феи, что пригласила нас в такую удивительную страну. Ребята нам пора возвращаться в детский сад и в этом нам поможет волшебная палочка.
Мы три раза хлопнем, 1,2,3,
Мы три раза топнем, 1,2,3,
Обернемся раз, два, три,
В детский сад скорей беги!
Нам прощаться очень жаль,
Но мы верим что потом
В путешествие еще пойдем!
Воспитатель: Вот мы оказались снова в детском саду. Вам понравилось? Что интересного, нового вы узнали из нашего путешествия?
Дети идут мыть руки, пробуют угощения.
Используемая литература
Карслиева И.В. Комплексная коррекционная работа по подготовке дошкольников с ЗПР к обучению грамоте. СПб.: ООО Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012
Кузуб Н.В., Осипук Э.И. В гостях у Песочной Феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.
И.А. Морозова, М.А. Пушкарева Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 4-5 лет с ЗПР - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Детский сад комбинированного вида № 45
Конспект НОД
по познавательно-исследовательской деятельности
в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ
на тему Чудеса на песке и из песка
Подготовила и провела:
Воронкова Лидия Геннадьевна
воспитатель 1 квалификационной категории
Арзамас, 2016
Цель: Вовлечение детей в элементарную познавательно-исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств песка.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
способствовать накоплению представлений о свойствах речного песка:
- сухой – мокрый (следы на песке от пальцев и ладошек; из сухого песка нельзя лепить, а из мокрого можно);
- можно окрасить;
- сыпучий;
способствовать формированию умения детей по слову и показу взрослого выполнить задания с песком;
способствовать расширению и активизации словаря за счет слов и словосочетаний: сухой, сыплется, мокрый, лепиться, мел, цветной песок, следы от пальчика, следы от ладошки;
способствовать развитию умения детей выполнять работу из речного песка (простого и цветного): аккуратно намазывать изображение клеем, не выходя за контур.
Коррекционно-развивающие:
способствовать развитию мелкой моторики и тактильной чувствительности;
способствовать развитию общих речевых навыков, координации речи с движениями.
Коррекционно-воспитательные:
вызвать интерес к изображению в сотворчестве с педагогом и другими детьми;
способствовать формированию ситуации успеха, атмосферы радости и добра.
Способы реализации деятельности: игровая ситуация, сюрпризный момент (приход Песочной Феи), ответы по мнемотаблицы Правила обращения с песком, корригирующие упражнения Ходьба между мешочками, игра с песком Здравствуй песок, просмотр презентации Человек и песок, физкультминутка Потопаем - похлопаем, окрашивание песка, игра Песчинки (музыкальное сопровождение), опыт из песка Сухой - мокрый, игра Отпечатки, игра на тактильное восприятие Что спрятано в песке?, пальчиковая игра, изготовление подарков Цветы в вазе, речь с движением Колокольчики, оценка и самооценка деятельности детей, поощрение.
Средства реализации и проведения НОД: стол для экспериментирования с песком (с двумя пластмассовыми тазами, вставленными в прорези); сито (по количеству детей); 4 куска цветного мела основных цветов, мел в разных тарелочках (по 2 цвета на ребенка), вода в лейке, совочки (по количеству детей), подносы; мелкие игрушки-животных пустыни; клеенки, кисточки для клея, подставки под кисти, клей, контуры изображений (вазы разных форм, цветы); на тарелочках песок, смешанный с мелом определенного цвета; поднос; образец выполненной работы; костюм Костюм Песочной Феи (для взрослого); презентация Человек и песок, алгоритм Правила поведения с песком; мольберт, простые карандаши (по количеству детей), фартуки; угощения для детей; волшебная палочка.
Виды детской деятельности в НОД: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная, музыкальная, здоровье.
Предварительная работа: игры и опыты с песком; беседы о назначении и применении песка, картин пустыни; просмотр мультфильма Львенок и черепаха; слушание музыки ветра, шума дождя.
Ход НОД
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, колокольчик звенит, всем собраться велит. Подойдите ко мне, я хочу вам что-то сообщить.
Воспитатель: Вчера вечером мне позвонила Песочная Фея. Это жительница из песочной страны. Она приглашает нас в свою удивительную полную чудес Песочную страну. Хотите отправиться в путешествие?
Основная часть
Воспитатель: Ребята в любой стране есть свои правила, и в Песочной стране тоже есть свои правила. Все гости Песочной страны должны их знать и обязательно соблюдать. Давайте подумаем, какие правила могут быть в Песочной стране? (Ответы детей сопровождаются мнемотаблицами Правила обращения с песком)
Дети:
- Песок не любит, когда бросаются им в других детей
- Песок не любит, когда его берут в рот
- Песок не любит, когда разрушают то, что построили другие дети
- Песок не любит, когда его выбрасывают из песочницы
Воспитатель: Но песок любит, когда у детей чистые ручки, носик и голова. Поэтому ребята мы должны после игры с песком вымыть руки или вытереть их влажной салфеткой. Сможем мы выполнить правила Песочной страны?
Воспитатель: Теперь мы готовы отправляться в Песочную страну. У меня в руке волшебная палочка. Палочка покажет нам дорогу.
По дорожке мы пойдем и в Песочную страну придем (ходьба между мешочками с песком).
Воспитатель: Ребята, мы с вами попали в Волшебную Песочную страну.
Песочная Фея (дефектолог): Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас в своей Песочной стране.
Игра с песком Здравствуй песок
Воспитатель: Давайте поздороваемся с песком ладошками (поднос с песком). Я покажу как. Дотроньтесь ладошками до песка, сначала внутренней стороной потом внешней, отдадим песку частичку нашего тепла. Какой песок на ощупь? (сухой, теплый)
Просмотр презентации Человек и песок
Песочная Фея (дефектолог): Чтобы больше узнать о моей стране приглашаю вас посмотреть на волшебный экран, который покажет зачем нужен песок, и где его применяют (Презентация Человек – песок)
Физкультминутка Потопаем – похлопаем
Мы ногами топ-топ!
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг! (Дети выполняют соответствующие
Мы плечами чик-чик! тексту движения)
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли,
Раз – два, раз – два,
Заниматься нам пора
Песочная Фея: Мы начинаем с вами путь по моей волшебной Песочной стране. Вот в этих тазиках у нас находится песок. Он здесь такой, каким вы его видите на улице в песочнице в детском саду – неочищенный. В нем еще много всего, от чего его надо очистить: это и мелкие камешки, и небольшие палочки, и небольшой мусор. Все лишнее из песка можно удалить с помощью сита. Сейчас мы вместе просеем наш неочищенный песочек. Просеивать мы можем только... какой песок — сухой или мокрый?
Ответы детей.
Песочная Фея: Правильно, только сухой. Давайте еще раз скажем — какой?
Дети: Сухой песок.
Песочная Фея: Верно, только сухой песок может сыпаться. Скажите, что песок может делать?
Дети: Сыпаться.
Песочная Фея: Молодцы!
Дети вместе с педагогом просеивают песок на поднос.
Песочная Фея: Посмотрите, теперь на подносе остался только чистый песочек, а весь мусор остался у вас в сите. Видите, сколько всего?
Окрашивание песка
Воспитатель: Песок можно не только просеять, его можно еще и окрасить. Для этого нам потребуется это (показывает мел в кусках). Знаете, что это такое?
Дети: Это мел.
Песочная Фея: Правильно, это мел, да еще и разных цветов. Дети, какого цвета мелки у нас есть?
Дети: Красного, синего, желтого и зеленого.
Песочная Фея: А в этих тарелочках (показывает) лежит тот же самый мел, но натертый на мелкой терке. А сейчас я покажу вам фокус: если мы смешаем мел в каждой тарелочке с чистым просеянным песком, то в каждой тарелке окажется цветной песочек. Проверим?
Дети и Песочная Фея смешивают песок с мелом определенного цвета.
Песочная Фея: Посмотрите, у нас получился цветной песок! Какой песок у нас получился?
Дети: Цветной песок.
Песочная Фея: Каких цветов он получился? Что мы сделали, чтобы он был таким?
Ответы детей.
Песочная Фея: Ребята, молодцы какие! Но вы, наверное, немножко устали, поэтому предлагаю вам со мной чуть-чуть отдохнуть и повеселиться.
Игра Песчинки (музыкальное сопровождение)
Воспитатель: Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь.
Мы мелкие песчинки, на камешках сидим
Ветер дунул, полетели,
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял
Полетели, полетели
И на землю тихо сели.
Воспитатель: Вокруг себя повернитесь и в ребяток превратитесь.
Воспитатель: Ну, теперь вы отдохнули и можете снова посмотреть, что еще может наш чудесный песок.
Опыт Сухой — мокрый
Песочная Фея: Посмотрите, в этих тазах, у нас какой песок?
Дети: Сухой.
Песочная Фея: А как вы догадались?
Дети: Потому что он сыплется.
Песочная Фея: А еще песок может быть и другим, если мы в него добавим воды. Тогда каким он будет, как вы думаете? Правильно, тогда он станет мокрым. Давайте скажем вместе... мокрым (говорят все вместе). Сейчас я покажу вам еще один - фокус — превращу сухой песок в мокрый.
Дети вместе с Песочной Феей берут лейки, поливают песок водой и перемешивают его совочками.
Песочная Фея: Наш сухой песочек в какой теперь превратился?
Дети: В мокрый.
Песочная Фея: А что можно делать с мокрым песком?
Ответы детей.
Песочная Фея: Верно, можно лепить пирожки, куличики, разные фигурки и даже большие замки — мокрый песок хорошо лепится. Что, ребята, делает мокрый песок?
Дети: Лепится.
Игра Отпечатки
Песочная Фея: А вы знаете, как еще можно играть с мокрым песком? На нем можно оставлять отпечатки — и от пальчиков, и от ладошек. Хотите поиграть, оставить ваши следы?
Дети: Хотим!
Дети, воспитатель, Фея бегут пальчиками по мокрому песку.
Песочная Фея: Какие следы мы оставили?
Дети: Следы от пальчиков.
Песочная Фея: Молодцы! А если мы положим на мокрый песок всю ладошку, ее след тоже останется на песке.
Дети вместе с воспитателем и Феей проверяют.
Песочная Фея: А теперь какие следы мы оставили?
Дети: Следы от ладошек.
Песочная Фея: Умницы!
Игра Что спрятано в песке? (игра на тактильное восприятие)
Песочная Фея: А сейчас я хочу поиграть с вами еще в одну игру Что спрятано в песке? Я знаю, что в тазу, в сухом песке, спрятаны фигурки животных — жителей моей Песочной страны. Сейчас вы будете их искать в песке. Когда вы достанете одну фигурку, то назовете сами это животное и изобразите его. Хорошо?
Вынув из песка фигурку того или иного животного, дети изображают его — показывают походку, повадки.
Песочная Фея: Какие вы молодцы! А вы мне можете сделать какие-нибудь подарки на память? Я их всем жителям Песочной страны покажу!
Пальчиковая игра
Наши добрые ладошки
Все умеют, хоть мы – крошки.
Могут рисовать, лепить и узоры выводить,
Клеить, вырезать, играть
Хлопать, даже танцевать!
Крепко их сейчас сожмем,
Творить добрые дела начнем!
Дети переходят к рабочим столам и рассаживаются за ними.
Изготовление подарков
Воспитатель: Ребята, сегодня вы так много нового узнали о песке! Давайте покажем и расскажем Песочной Фее, что мы еще умеем делать из песка. (Показывает образец работы Цветы в вазе.) Из чего сделаны эти цветочки и вазочка?
Дети: Цветочки и вазочка сделаны из песка и цветного мела.
Воспитатель: Какого цвета цветочки?
Дети: Цветочки красного и желтого цвета.
Воспитатель: Какого цвета стебельки у цветочков?
Дети: Они зеленого цвета.
Воспитатель: А какого цвета ваза?
Дети: Ваза синего цвета.
Воспитатель: Расскажите, как мы будем делать цветочки и вазочку из песка с цветными мелками?
Дети: Сначала мы обведем вазочку и цветочки по трафарету. Потом намажем клеем цветочки, посыплем их цветным песком и прижмем рукой.
Воспитатель: Песок какого цвета мы возьмем для цветочков?
Дети: Возьмем песок красного и желтого цвета.
Воспитатель: Молодцы! Что вы будете делать дальше?
Дети: Намажем клеем вазочку, посыплем песком.
Воспитатель: Песком какого цвета?
Дети: Песком синего цвета.
Воспитатель: Молодцы! А дальше что?
Дети: Прижмем рукой.
Воспитатель: Ребята, а как нужно сделать стебельки?
Дети: Проведем кисточкой с клеем от цветка к вазочке — это стебельки — и посыплем песком. Подождем, пока высохнет, и стряхнем лишний песок в поднос.
Воспитатель: Какого цвета стебельки?
Дети: Стебельки зеленого цвета.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Приступим к работе.
Дети выполняют работу совместно с педагогом.
Песочная Фея: (во время работы детей). Ай, какие молодцы дети! Какие красивые работы у них получаются!
Дети заканчивают работу.
Воспитатель: Молодцы, ребята, очень старались, очень красиво у вас получились вазочки с цветами. А пока они сохнут, давайте поиграем с Песочной Феей
Игра Колокольчики
Воспитатель: Давайте играть! Игра называется Колокольчики. Повторяйте за мной:
Дон-дон-дон, — Колокольчик звенит.
Ля-ля-ля, —
Что-то он говорит.
Динь-динь-динь. — Наклоняет головку.
Бом-бом-бом, — Растрепал всю прическу.
Дзынь-дзынь-дзынь, — Солнцу он улыбнулся,
Дили-дон, — Наконец-то проснулся.
Дети ритмично покачивают головой из стороны в сторону.
Выполняют ритмичную пружинку.
Ритмично покачивают головой.
Ритмично проводят ладонями по волосам.
Поднимают руки вверх и ритмично хлопают в ладоши.
Ритмично стучат пальцами одной руки о пальцы другой.
Воспитатель: Ребята кажется наши поделки уже готовы. Давайте стряхнем лишний песок с наших работ и посмотрим, что получилось.
Заключительная часть
Все вместе рассматривают работы.
Воспитатель: Вот какие красивые цветы получились! Я думаю, жителям Песочной страны они понравятся.
Песочная Фея: Спасибо, ребята, вам за подарки! А у меня для вас есть угощение. (Раздает детям угощения.)
Воспитатель: Понравилось вам путешествие по Песочной стране? Спасибо Песочной Феи, что пригласила нас в такую удивительную страну. Ребята нам пора возвращаться в детский сад и в этом нам поможет волшебная палочка.
Мы три раза хлопнем, 1,2,3,
Мы три раза топнем, 1,2,3,
Обернемся раз, два, три,
В детский сад скорей беги!
Нам прощаться очень жаль,
Но мы верим что потом
В путешествие еще пойдем!
Воспитатель: Вот мы оказались снова в детском саду. Вам понравилось? Что интересного, нового вы узнали из нашего путешествия?
Дети идут мыть руки, пробуют угощения.
Используемая литература
Карслиева И.В. Комплексная коррекционная работа по подготовке дошкольников с ЗПР к обучению грамоте. СПб.: ООО Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012
Кузуб Н.В., Осипук Э.И. В гостях у Песочной Феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.
И.А. Морозова, М.А. Пушкарева Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 4-5 лет с ЗПР - М.: Мозаика-Синтез, 2007.