Публикации Развитие певческих навыков у детей с ОВЗ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие певческих навыков у детей с ОВЗ
Автор: Ташкинова Елена Николаевна

Развитие певческих навыков у детей с ОВЗ
Детство, наиболее благоприятный период для развития музыкальных способностей. Формирование музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры взрослого человека в будущем.
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольника.
Б. М. Теплов [14] называл музыку зеркалом души человечества, эмоциональным познанием; а В. В. Медушевский [8] - моделью человеческих эмоций: она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нём и в самом человеке.
Однако, наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Сегодня отмечается резкий рост числа детей с различными формами нарушений поведения, психоэмоциональной сферы. Этому способствует и технологизация жизни, в которой участвует ребенок, влечет за собой его обесчувствование. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети меньше общаются со взрослыми и сверстниками, а слушая современную поп- музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим), воспринимают эти шаманские ритмы, сверхвысокие и сверхнизкие частоты, невыносимую громкость, которые минуя сознание, попадают в область подсознания, таким образом, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние ребенка, разрушая его душу, интеллект, личность.
Поэтому педагогам и родителям очень важно сделать всё возможное, чтобы максимально оградить от такой музыки детей, дать им возможность узнать и полюбить другую – настоящую музыку. Уже в раннем и дошкольном детстве необходимо формировать музыкальный вкус, подлинные эстетические ценности.
Основы музыкальной культуры дошкольника закладываются, прежде всего, на музыкальных занятиях. Именно здесь он может приобщиться к искусству, от которого, по словам Гёте, расходятся пути по всем направлениям. Годы жизни, когда ребёнок особенно чуток ко всему окружающему, решающие в его музыкальном и эстетическом развитии.
Дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для становления основных певческих навыков. О необходимости раннего обучения правильной вокализации говорил еще А.Е. Варламов [3], замечательный композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы. Он считал, что если ребёнка учить петь с детства (при соблюдении осторожности в занятиях), его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому даются с трудом.
Однако, в сегодняшней практике музыкального воспитания педагоги не занимаются постановкой детских певческих голосов в собственном смысле этого слова. Работа с детьми по пению в большинстве случаев сводится к разучиванию песен и работе над чистотой интонирования мелодии голосом. Этому много причин, в том числе отсутствие специальной методики постановки певческого голоса ребенка-дошкольника, что наносит серьезный ущерб не только певческому и общему музыкальному развитию детей, но и их здоровью. Для того, чтобы научить детей петь, сформировать у них основные певческие навыки, педагог должен знать базисные механизмы вокализации и обладать особой способностью - вокальным слухом, позволяющим услышать, правильно ли поет ребенок, и выбрать нужные приемы, чтобы его поправить.
Основная цель певческой деятельности– воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке.
Задачи певческой деятельностивытекают из общих задач музыкального воспитания и неразрывно с ними связаны.
Они заключаются в следующем:
1. Развивать музыкальные способности:
•эмоциональную отзывчивость на музыку;
•ладовое чувство;
•музыкально – слуховые представления
•чувство ритма
2. Формировать основы певческой и общественной культуры:
•эстетические эмоции;
•интересы, оценки;
•вокально-певческие умения и навыки.
3. Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей.
Голоса детей в дошкольном детстве делятся, как минимум, на три природных типа: высокие, средние и низкие, каждый из которых характеризуется присущими ему тембровой окраской (главный показатель типа голоса), общим звуковысотным и примарным диапазонами звучания.
Общий диапазон- это расстояние от нижней до верхней границы певческого голоса;примарный диапазон- это область наиболее свободного, естественного и красивого звучания, которая находится в середине общего диапазона. Первичная диагностика певческих голосов детей необходима. Она ориентирует педагога о положении в данный момент и помогает ему построить свою работу с учетом природных типов певческих голосов. Проведенное обследование помогает педагогу построить всю певческую работу с детьми с учетом природных типов голосов. В удобной тональности и тесситуре дети поют намного выразительнее и музыкальнее, гораздо чище интонационно; их голоса звучат свободнее и красивее.
Целенаправленную работу по постановке певческого голоса ребенка нужно начинать с укрепления примарного диапазона - средней части общего диапазона, которая совпадает с речевой зоной и звучит наиболее естественно и красиво. И распевки, и песни на начальном этапе обучения должны располагаться в этой области и по диапазону не превышать терции, в крайнем случае - кварты. Затем голос развивается вниз и только потом - вверх. Занятия проводятся индивидуально, по подгруппам голосов и со всей группой. На начальном этапе постановки голоса преимущество, естественно, отдается индивидуальным занятиям.
При обучении пению детей в любом возрасте необходима реализация основного принципа - принципа единства их художественного и вокально-технического развития.
На 7-м году жизни у детей происходит скачок в развитии певческого голоса, если в предыдущих возрастных группах проводилась целенаправленная работа по его формированию.
Однако, многие звенья певческого аппарата у ребенка в этом возрасте анатомически и функционально только начинают складываться, и потому задача охраны детского певческого голоса остается, как и в предыдущих дошкольных возрастах, главной. Прежней остается и основная цель обучения детей пению: дети должны петь легко и звонко, интонационно чисто, музыкально и выразительно. Пение должно быть удобным, доставлять детям удовольствие.
Известно, что занятия пением, если они включают постановку певческого голоса и строятся грамотно и природосообразно, способствуют физическому развитию детей, укреплению их здоровья.
В старшем дошкольном возрасте продолжается работа над певческой стойкой - положением корпуса и головы во время пения. Их правильное положение способствует организации певческого дыхания, резонирующего воздушного столба, как отмечал В.П. Морозов [10], который является основой красивого певческого звука, обеспечивая его всеми необходимыми качествами.
У ребёнка должно быть сформировано ощущение свободно и красиво стоящего человека, который готов с удовольствием начать петь. Ноги - почти на ширине плеч, носки чуть развернуты в стороны. Корпус прямой, но свободный, опирающийся на твердые, но не напряженные ноги. Руки свободно опущены вдоль туловища. Голова держится прямо, шея не напряжена.
Продолжается и усложняется работа над певческим дыханием, которое является главным звеном единого певческого процесса. Пение - это дыхание - аксиома, известная всем, кто занимается этой областью искусства.
В певческом дыхании можно выделитьтри основных звена:
вдох
сохранение вдоха на протяжении всей фразы и
выдох с резонированием звука с поддержкой снизувоздушного столба - столба дыхания.
Состояние и понятие вдыхательной установки значительно упрощает процесс организации сложнейшего певческого аппарата, делает его управляемым. Правильный вдох организует всё, в том числе полость рта как часть верхних резонаторов. Здесь нужно проследить, чтобы у ребёнка не были сжаты зубы и была свободна нижняя челюсть. Ощущение вдоха необходимо сохранить на протяжении всей пропеваемой фразы, не потерять, не уронить вдох. Состояние радостного удивления помогает сохранить ощущение вдоха. Этот навык тоже формируется очень постепенно, по мере укрепления мышц, ответственных за состояние вдоха, и мышц, поддерживающих столб дыхания. Столб дыхания - непрерывно льющаяся озвученная струя воздуха.
Еще одно важное звено певческого процесса - артикуляция. Если у ребёнка нет каких-либо дефектов произношения, работа над артикуляцией не должна быть утрированной, чтобы не нарушать вдыхательную установку и не вносить дополнительного мышечного напряжения. При достаточном владении певческим дыханием артикуляция остается естественной и легкой. Место певческой артикуляции совпадает с ее местом в речи, а четкость во многом зависит от понимания ребёнком смысла произносимых слов.
Очень важно сформировать у детей перцептивный, слуховой эталон прекрасного пения. Для этого нужно на занятиях, посвященных пению, давать им слушать записи выдающихся певцов.
Перед тем, как педагог начнет работать над песнями, детей необходимо распеть. Распевки разогревают певческий аппарат, на них легче формировать певческие навыки и интонационный звуковысотный слух. Распевки не должны быть скучными и длинными. Чаще всего это небольшие песенки и попевки с мелодической линией, идущей чаще всего сверху вниз, поскольку при этом легче сохраняется высокая позиция звучания. Наряду с постоянными, которые поются на каждом занятии и служат материалом для последовательной работы над голосом, педагог может использовать специальные распевки, готовящие детей к вокальной и интонационной работе над конкретной песней.
Метлов Н. А. [9] использовал разнообразные приёмы развития музыкального и особенно звуковысотного слуха. Основными приёмами обучения пению является: показ с пояснениями, объяснения без показа, игровые приёмы, вопросы, оценка качества детского исполнения песни.
Показ с пояснения.Если в первый раз исполнить песню без всяких пояснений, дети не воспримут содержание песни, их может заинтересовать в этот момент любой окружающий их предмет, например какая-либо деталь в костюме педагога. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.
Игровые приёмы(использование игрушек, картин, образных упражнений), делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.
Вопросы к детямактивизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой группе.
В работе по постановке детского певческого голоса, по формированиюу детей основных певческих навыков преобладающими должны быть опосредованные, образные формы управления певческим процессом. Используемые при этом мыслеобразы должны быть понятны и интересны детям.
Оценка качества детского исполненияпесни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребёнку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.
Известные педагоги в области теории общей и дошкольной педагогики Б. П. Есипов, М. А. Данилов, М. Н. Скаткин, А. П. Усова, А. М. Леушин и др. подчёркивали, что методы зависят от учебных задач, от содержания предмета, от возраста воспитанников.
Правильное пение с детства успешно развивает и музыкальный слух, и певческий голос. Голос увеличивается в объеме, совершенствуется в подвижности, интонационной гибкости, тембровой красочности. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией!
Таким образом, пение вообще и хоровое - в особенности является важнейшей основой для развития музыкально-слуховых представлений, которые обусловливают развитие всех музыкальных способностей, по мнению Т.Л. Беркмана [2].
Вокальная, в том числе хоровая музыка представляет собой синтез музыки и поэзии. Работа над художественным воплощением в пении содержания хороших стихов - богатейший источник познания новых чувств, мыслей, понятий, образов. Это также необходимая работа по культуре речи, ибо без хорошей дикции и осмысленного, прочувствованного произношения нет выразительности. И все это - объективные условия для накопления новых знаний, воспитания культуры ума, развития художественного вкуса.
Среди многих важнейших душевных, нравственных и умственных качеств и практических навыков пение в хоре развивает у детей также привычку к длительному сосредоточению внимания. Не быть внимательным просто нельзя, не получится стройного пения, не будет хора! Дети это знают и стараются сосредоточиться! И так - на каждом занятии. Неудивительно, что такая тренировка внимания самым положительным образом сказывается и на общем развитии дошкольников, на подготовку их к обучению в школе.
Певческую деятельность можно определить как одну из важнейших форм проявления активного отношения детей к песням и пению в процессе различных жизненных ситуаций.
Развитие музыкальных способностей, основ музыкальной культуры детей осуществляется через все виды музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально - образовательная деятельность). Но конечная цель музыкального воспитания детей – научить их слышать, любить и понимать музыку, чувствовать её красоту.