Публикации «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры»
Автор: Плахутина Людмила Николаевна

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей второй младшей группы.Программное содержание: совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, используя приемы наложения и приложения и слова ( длинный-короткий», « длиннее – короче»; закреплять умение различать и называть круг, квадрат, треугольник; продолжать совершенствовать умение находить один и много в окружающей обстановке; закреплять умение различать и называть части суток: утро, день, вечер. Упражнять в воспроизведении заданного количества предметов, пересчитывая их; развивать связную речь, умение отгадывать загадки, мелкую моторику руки.Демонстрационный материал: фигурки избушки зайчика, собаки, медведя, лисы, петушка, дорожки длинная и короткая, геометрические фигуры ( круг, квадрат, треугольник), мешочек для игры, фигурки елочек 2 больших, 3 маленьких.Раздаточный материал: геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат) на каждого ребенка.Содержание деятельности:- Ребята, а вы любите сказки? А прямо сейчас вы хотели ли бы оказаться в сказке? Сказка это волшебство, и слова, которые мы должны произнести тоже волшебные. Давайте их произнесем и отправимся навстречу знакомым сказочным героям:Наши глазки закрываемНаши глазки открываем.Скажем дружно: раз, два, три!Сказка, сказка к нам прийди!- В этой сказке домик снежный:Он холодный, ледяной.Рядом теплый, деревянный, там живет зверек простой,С очень длинными ушами и коротеньким хвостом.Что случилось с этим зверем, вы узнаете потом.В сказке лисонька плутовкаОбманула зайца ловко, Из избушки выгнав прочь.Зайка плакал день и ночь, Но в беде ему помог один смелый петушок?- Заюшкина избушка!- Что случилось с домиком лисы? ( Растаял) Что – то в нашей сказке непорядок, лиса живет в зайкиной избушке, а где же зайка?- Правильно, молодцы! Лисичка зайку выгнала и он ушел в лес искать в помощники зверей -друзей. Надо скорей его отыскать. Давайте дружно вспоминать, кого первым из зверей встретил зайчик?- Собаку!- Умницы! (педагог выставляет фигурку собаки и две дорожки разной длины):- Собачка, ты не видела нашего зайчика? -Он пошел по длинной дорожке в лес. Ребята, зайка отправился в лес по длинной дорожке, давайте найдем её? (Предлагаю нескольким ребятам найти самую длинную дорожку, результат сравнения проговаривать словами).- Вы отлично справились с заданием, а куда же привела нас длинная дорожка (появляется фигурка медведя в домике).- К домику мишки!- Мы пришли к домику мишки. Мишка, мишка, здравствуй друг! Не видал ли ты грустного зайчика, которого лисичка выгнала из домика?- Я видал конечно, дети, только сразу не скажу,Вы ответьте на вопросы, тогда я вам помогу,Ну – ка дружно отвечайте, хлопайте в ладоши, Если тот предмет большой! Только не зевайте!Д/игра « Большой – маленький». Воспитатель проговаривает слова: слон, мышка, пчела, медведь, комар, воробей, муравей, бегемот. Дети, услышав «большое слово» хлопают в ладоши. Физминутка с медведем.«Мишка»Мишка вылез из берлоги,Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)Чтоб скорей набраться сил,Головой медведь крутил. (Вращение головой)Наклонился назад, вперёд (Наклоны туловище)Вот он по лесу идёт (Ходьба)Мишка до пяти считаетМишка гири поднимает (имитирующее упражнение «поднимаем гири»)- Как мы здорово играли и нисколько не устали, Чтобы зайчика найти, нужно мимо елочек пройти:2 больших, 3 маленьких,Там и зайчик ваш удаленький!Дети пересчитывают елочки. Вызываю к мольберту нескольких ребят.- Вот и лесочек мы прошли, снова зайку не нашли: но зато здесь петушок- золотистый гребешок. Ну-ка Петя, не кричи, где наш заинька скажи?- Я, ребята, петушок - голосистое горлышко, я иду на помощь зайке, лису из дома выгонять, но сначала помогите мне загадку отгадать:Петушок зарю встречает,Мама деток умывает,Иней на траве, как пудра.Что за время суток?(Утро)Солнце в небе высоко,И до ночи далеко,Коротка деревьев тень.Что за время суток?(День)День прошел. Садится солнце.Сумрак медленно крадется.Зажигайте лампы, свечи —Наступает темный...(вечер)- Ребята, мы правильно отгадали загадки, а вот и наш зайка. Молодцы, вы оказались очень сообразительные и ловкие, а теперь давайте придумаем, как же нам лисичку из домика выгнать? Посмотрите, что нашел наш зайка в лесу? Обращаю внимание детей на мешочек.Д / игра « Чудесный мешочек»Дети достают геометрические фигуры ( круг, квадрат, треугольник) на ощупь, называют их.- Я думаю, зайчик неспроста нашел этот мешочек, в нашей беде он поможет. Мы из этих фигур можем построить домик для лисы. Иди, Настя, попробуй построить домик из фигур. При необходимости помогаю.- А теперь я всем предлагаю присесть за столы и построить такие же домики.Ребята выполняют задание на местах с раздаточным материалом.- Молодцы, отлично справились с заданием, теперь этих домиков хватит не только для лисы, домик которой растаял , но для многих лесных зверей.Нам пора прощаться и из сказки возвращатьсяСкажем дружно 1,2,3В садик сказка нас верни!Психогимнастика « Веселый - грустный»- Вам было весело? А зайчику, которого обидела лиса? Дети мимикой изображают настроение.- Где мы сегодня побывали? Кого встречали? Что делали? Вы сегодня отлично справились с заданиями. Спасибо!