Публикации
Учебный творческий проект «Толерантность: мы разные, но мы вместе»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Учебный творческий проект «Толерантность: мы разные, но мы вместе»
Автор: Вигонт Давид Эдуардович
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Учебный творческий проект «Толерантность: мы разные, но мы вместе»
Автор: Вигонт Давид Эдуардович
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия №3 городского округа город Октябрьский Республика Башкортостан
Творческий проект
Мы разные, но мы вместе
Автор проекта:
Вигонт Давид Эдуардович
учащийся 9 класса
Руководители:
Вигонт Е.П.
2016 – 2017 учебный год
Участники проекта
Учащиеся школы
Вигонт Давид – учащийся 9 класса. Занимается в Юридической школе.
В данном проекте будет работать с группой волонтёров.
Инициативная группа из числа учащихся 9 -10 классов
Иванова Варвара Валерьевна
Камнева Ангелина Сергеевна
Ковалев Вячеслав Айратович
Лагошина Мария Анатольевна
Миннеханова Гульназ Алмазовна
Санникова Кристина Сергеевна
Сибгатуллина Ирина Маратовна
Педагоги МБОУ Гимназия №3
Вигонт Елена Петровна - педагог – психолог МБОУ Гимназия №3
Имеет 1 квалификационную категорию.
Является куратором проекта
Актуальность
"Владеть собой настолько, чтобы уважать других,
как самого себя, и поступать с ними так, как мы
желаем, чтобы с нами поступали, – вот что
можно назвать человеколюбием"
Конфуций
Для России, пожалуй, нет проблемы более актуальной, более животрепещущей, чем проблема межнациональных отношений. И это понятно: ведь страна, в которой проживает более 150 наций и народностей, не может нормально жить и развиваться, если не будет достигнуто межнациональное согласие, основанное на равноправии народов, независимо от их численности, вероисповедания, особенностей культуры, быта.
Поэтому проблемы межкультурной коммуникации и толерантности в современной РФ являются весьма актуальными. Актуальны они и в школьной среде. Формирование толерантности у современных школьников все в большей мере это насущная проблема, требующая внимания и конкретных практических шагов. Негативное влияние интернета, СМИ, глубокое расслоение общества, порождает в детях агрессивное поведение. Распад СССР, войны, вынужденная миграция, привели к изменению национального состава как, страны, так и нашего города. Сегодня на его территории проживают: русские, таджики, узбеки, украинцы, цыгане, чеченцы, армяне и грузины и другие национальности.
Народы не просто соседствуют, но и активно взаимодействуют друг с другом. Дети из этих семей обучаются в нашей школе.
В количественном составе это выглядит следующим образом:
Столкновение интересов этнических групп нередко порождают неприязнь к людям другой национальности. Таким образом, перед нами возникла социальная проблема – национальные и межличностные противоречия и разногласия среди обучающихся школы.
В начале работы над проектом группой социологов при помощи психолога школы была разработана и проведена среди подростков из числа учащихся нашей школы анкета Проблемы толерантности в межнациональных отношениях. Количество респондентов – 150 чел., в возрасте 11 – 18 лет (5 – 7 кл. – 98 чел., 8 – 9 кл. – 37 чел., 10 – 11 кл. – 15 чел.). Результаты данной анкеты, показали следующее:
Знаете ли Вы, учащиеся каких национальностей учатся в нашей школе?
Да - 100
Нет -50
Считаете ли Вы, что учащиеся других национальностей должны соблюдать свои обычаи?
Да - 94
Нет - 56
Интересуетесь ли Вы обычаями других национальностей?
Да - 75
Нет - 75
Терпимо ли лично Вы относитесь к этим обычаям?
Да - 95
Нет – 40
Мне все равно - 15
Как ведут себя учащиеся разных национальностей по отношению к Вам?
Хорошо - 100
Нормально - 37
Плохо - 13
Были ли у Вас столкновения с данными учащимися религиозной почве?
Да - 34
Нет - 116
Не было ли посягательств на Вашу личность со стороны одноклассников других национальностей? Если да, то в чем это отражалось?
Нет - 122
Да -28 (Придумывают прозвища, обзываются)
Что чаще всего является причиной затруднений в общении учащихся разных национальностей друг с другом?
Непонимание (незнание другого языка) - 88
Обычаи - 47
Ничего - 15
Как, по Вашему мнению, большинство учащихся налаживают отношения с учащимися других национальностей?
Предлагают помощь- 50
Предлагают дружбу - 25
Общение - 46
Никак - 29
Насколько Вы лично удовлетворены своими взаимоотношениями с учащимися разных национальностей?
Удовлетворен - 150
Приходилось ли Вам когда-либо оскорблять национальное достоинство человека?
Да - 17
Нет - 133
Результаты анкетирования:
1. Уровень терпимости среди обучающихся школы находится на среднем уровне.
2. По результатам опроса проблемы толерантности на почве межличностных
отношений возникают среди учащихся 5 – 7 классов. Социологическое
исследование, анализ конфликтных ситуаций в школе (за 2015 – 2016 учебный
год было выявлено 15 конфликтных ситуаций на межнациональной почве)
показали, что дети не знают и не умеют самостоятельно разрешать данные
ситуации, и, как результат, возникает проблема толерантности.
Вывод: Проанализировав результаты социологического опроса, группа социологов пришла к выводу, что работа над проектом Мы разные, но мы вместе является целесообразной.
Цель проекта:
Формирование мировоззрения учащихся и воспитание культуры толерантности, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межнациональному согласию, готовности к диалогу.
Для достижения вышеуказанной цели были поставлены следующие задачи.
Формирование жизненных ценностей и культуры развивающейся
личности обучающегося.
Воспитание культуры толерантности и межнационального согласия.
3. Развитие терпимого отношения в среде учащихся.
Поддержка и распространение идей духовного единства и межэтнического согласия.
Знакомство с особенностями традиций, обычаев и образов жизни народов и национальностей, религиозных конфессий, людей различных интересов.
Совместная деятельность участников проекта по формированию толерантности.
Ожидаемые результаты
В результате работы над проектом Мы разные, но мы вместе прогнозируются следующие результаты:
Толерантное поведение детей в их практической деятельности.
Обогащение эмоционального их мира и формирование чувства понимания себя и других людей.
Приобретение учащимися знаний о культуре разных народов, моральных норм поведения.
Овладение коммуникативными умениями и навыками, способностью адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях.
Формирование личностных качеств обучающихся для появления установок толерантного поведения:
чувство собственного достоинства и умения уважать достоинство других;
осознание того, что каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на другого;
позитивное отношение к себе и окружающим.
Уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения, способов проявления человеческой индивидуальности, признание универсальных прав и свобод человека.
Снижение межличностной напряженности в подростковой и молодежной среде.
Этапы работы над проектом
Название и содержание деятельности
Сроки
Ответственные
1. Подготовительный этап
Выбор темы
октябрь
Вигонт Давид
Проведение социологического опроса по выявлению актуальности проблемы
ноябрь
Группа волонтеров
2. Организационный этап
Деятельность инициативной группы по составлению плана работы над проектом.
октябрь
Вигонт Давид, инициативная группа
Встречи с:
- администрацией МБОУ Гимназия №3;
- социально - психологической службой МБОУ Гимназия №3
октябрь - ноябрь
Вигонт Давид, инициативная группа
Составление сметы проекта
октябрь - ноябрь
инициативная группа
3. Практический этап
Проведение мероприятий по реализации проекта
ноябрь - апрель
участники проекта
4. Рефлексия
Анализ работы над проектом Мы разные, но мы вместе
май
участники проекта
План реализации проекта
№
Наименование мероприятия
Дата
Краткое описание мероприятия
Участники
Подготовительные мероприятия
1.
Мотивация к участию в проекте
октябрь
Распространение предложения принять участие в проекте
автор
проекта
2.
Формирование групп по интересам для работы на различных этапах проекта
октябрь
Разъяснение целей и задач проекта желающим принять участие в проектной деятельности
участники
проекта
Основные мероприятия по реализации проекта
1.
Изучение национального состава учащихся нашей школы
октябрь
Работа с социальным паспортом школы
инициативна группа,
социально – психологическая служба школы
2.
Социологический опрос учащихся
октябрь
Определение гармонизации межэтнических отношений в школе
инициативна группа, социально – психологическая служба школы
4.
Подборка игр разных народов для учащихся 1 – 5 классов.
ноябрь
Расширение кругозора учащихся о традициях разных народов
группа практической деятельности
5.
Проведение часов общения с детьми на тему: Толерантность
В течение года
Расширение представлений о национальных культурах, гармонизация межэтнических отношений в школе
группа практической деятельности
6.
Конкурс рисунков для учащихся 1 – 6 классов на тему: Мы разные, но мы вместе
декабрь
Гармонизация межэтнических отношений в школе
группа практической деятельности
7.
Проведение народных игр с учащимися школы начальной школы
январь
Расширение кругозора учащихся о традициях разных народов
группа практической деятельности
8.
Мастер – класс от родительской общественности
(приготовление национальных блюд, секреты вышивки и т. д.)
март, апрель
Расширение представлений о национальных культурах
администрация школы,
группа практической деятельности
9.
Выпуск тематической школьной газеты Время перемен
апрель
Расширение представлений о национальных культурах, гармонизация межэтнических отношений в школе
группа практической деятельности
10.
Игра для учащихся
Толерантность – искусство жить вместе!
(для учащихся 7-х классов)
апрель
Гармонизация межэтнических отношений в школе
группа практической деятельности
Описание и механизм реализации проекта
В школьном возрасте социальные ценности подвергаются испытаниям, и именно в этом возрасте важна самореализация. Способы самореализации зависят от того, во что верит подросток. Представленный проект позволит обучающимся найти себя через социально значимую деятельность, привлечёт интерес к социальным проблемам, позволит учащимся принять активное участие в их решении, сможет повлиять на формирование социальных ценностей.
Реализация проекта Мы разные, но мы вместе должна также помочь обучающимся раскрыть и развить нравственные чувства, привить умение делать правильный выбор в ситуациях межличностного общения. Научит детей доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости.
Для более эффективной работы над проектом созданы:
Группа юристов, которая изучила нормативно – правовые документы по осуществлению деятельности проекта:
- Вигонт Давид
- Санникова Кристина
- Камнева Ангелина
Основанием для разработки проекта Мы разные, но мы вместе стали нормативно – правовые документы:
- Конституция РФ
- Конвенция о правах ребёнка
- Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации
- Закон Об образовании в Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012г
(Приложение 1)
Группа социологов, которая проводит и обрабатывает данные соцопросов, собирает и структурирует всю информацию о проекте:
Ковалев Вячеслав
Лагошина Мария
Миннеханова Гульназ
Группа практической деятельности, которая организует основную работу по проекту: проведение часов общения с детьми, внеклассных мероприятий, и т.д.:
Вигонт Давид Эдуардович
Иванова Варвара Валерьевна
Камнева Ангелина Сергеевна
Ковалев Вячеслав Айратович
Лагошина Мария Анатольевна
Миннеханова Гульназ Алмазовна
Санникова Кристина Сергеевна
Сибгатуллина Ирина Маратовна
Организация работы над проектом Мы разные, но мы вместе опирается на использование следующих важных принципов:
Осуществление деятельности по развитию толерантных качеств личности школьника.
Комплексный подход к формированию системы мероприятий, их взаимодействие.
Взаимодействие участников проекта Мы разные, но мы вместе:
Продолжительность проекта - учебный год.
Механизм оценки результатов
Для разработки данного проекта послужил проведенный в октябре 2016 года социологический опрос Проблемы толерантности в межнациональных отношениях.
Эффективность проекта Мы разные, но мы вместе будет оцениваться, учитывая субъективность оценки любых результатов в такой сфере, как этнические и межнациональные отношения, в качестве критериев достижения результатов избраны:
Проведение повторного мониторинга Проблемы толерантности в межнациональных отношениях (конец апреля)
Уменьшение количества конфликтных ситуаций среди обучающихся
образовательного учреждения;
Отношение участников проекта к его реализации.
Смета проекта
№
Наименование
Количество
Стоимость
1.
Принтер цветной
1 х 15000 руб.
15000 руб.
2.
Запасные цветные чернила
4 х 500 руб.
2000 руб.
3.
Съемный носитель информации
1 х 850
850 руб.
4.
Бумага ксероксная
5 х 200 руб.
1000 руб.
5.
Дипломы, призы, сувениры для проведения конкурсов, творческих мероприятий
13000
Итого:
31 тыс. 850 руб.
Достигнутые результаты
Создана инициативная группа
Проведен социологический опрос Проблемы толерантности в межнациональных отношениях.
Собрана подборка детских игр Игры народов мира (Приложение 2 )
Проведен конкурс рисунков на тему Мы разные, но мы вместе
Проведены часы общения с детьми для учащихся 7-х классов Я и мои друзья
Заключение
Мы все разные по характеру, темпераменту и национальности. То, что мы разные, не означает, что кто-то лучше, а кто-то хуже.
Мы живем в красивом и разнообразном мире, где задача каждого сохранять и развивать это разнообразие. А задача участников проекта убедить обучающихся в том, что любой другой человек нравственно равен тебе самому, у него нет преимуществ перед тобой, и – наоборот, у тебя нет преимуществ перед другим ним.
Что необходимо воспринимать другого человека таким, каким он есть, с его традициями, обычаями, темпераментом, настроением, характером. Воспринимать боль каждого народа как свою боль, как боль всего человечества.
Хочется надеяться, что после реализации проекта Мы разные, но мы вместе жизненным девизом многих учащихся нашей школы станет: Умение жить в ладу с самим собой и окружающим миром
На данном этапе реализации проекта Мы разные, но мы вместе идет работа по реализации основных мероприятий проекта.
Список приложений
Приложение 1
Нормативно – правовая база
Конституция Российской Федерации
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
Статья 17
1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы другСтатья 19
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.Статья 21
1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Статья 23
1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Статья 26
1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. 2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.Статья 29
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.
3. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. 3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
Конвенция ООН о правах ребенка
Часть I
Статья 2
1. Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.
Статья 14
1.Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии.
Статья 16
1. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.
Статья 30
В тех государствах, где существуют этнические, религиозные или языковые меньшинства или лица из числа коренного населения, ребенку, принадлежащему к таким меньшинствам или коренному населению, не может быть отказано в праве совместно с другими членами своей группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком.
Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации
Глава II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 14. Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию
1. Органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
2. В целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности детей федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативы распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи до достижения им возраста 18 лет.
Закон Об образовании в Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2013 г.
Глава 1. Общие положения
Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации
2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств
Глава 11.
Статья 78. Организация получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях
1. Иностранные граждане и лица без гражданства (далее - иностранные граждане) имеют право на получение образования в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Приложение 2
Подборка детских игр Игры народов мира
ТАДЖИКСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Сбор тюльпанов (Лолачинакон)
Играющие делятся на группы по три человека. Каждая тройка становится на расстоянии 1 м друг от друга. Перед игроками проводится поперечная линия, с которой начинается игра. На расстоянии 15 - 20 м от нее проводится еще параллельная линия, а от этой чертится ещё одна параллельная линия на расстоянии 0,5 м. Таким образом, получается как бы коридор - арык. Выбирается водящий, его зовут Мавлюда. Водящий становится за линией арыка.
По первой команде тройки кладут руки на плечи друг другу, по второй команде игроки поют песни или рассказывают стихотворение и выполняют различные движения, продвигаясь вперед, в сторону арыка. Примерно это выглядит так:
- Жили-были три девочки.
Игроки шагают.
- Собирали тюльпаны.
Опускают руки и имитируют сбор тюльпанов.
- Бежали - бежали,
До нового арыка добежали,
Все кладут руки опять на плечи и в тройках бегут до арыка.
- У нового арыка воды нет.
Постукивают ногами о землю.
- И Мавлюда болеет.
Опускают руки и бегут за начальную черту.
Мавлюда гонится за тройками и ловит убегающих, до начальной черты. Если Мавлюде удается поймать игроков, то водящий меняется местами с пойманным. Мавлюда становится в тройку на место последнего. Если Мавлюда долго не может поймать игрока, тогда можно выбрать другого водящего. В заключение отмечают лучшего водящего и игроков, которые ни разу не были пойманы.
Правила игры. Игроки должны доходить до линии арыка и убегать только после слов: Мавлюда болеет. Водящий не имеет права выходить вперед, пока не услышит последнее слово. Если он выбежит раньше, пойманные не засчитываются.
Убегать можно только назад, за линию. Ловить следует в пределах всей площади до начальной черты. Если водящий коснулся игрока рукой, тот считается пойманным.
УЗБЕКСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Белый тополь, зеленый тополь
Играющие делятся на две равные группы и строятся в две шеренги лицом друг к другу. Игроки, стоящие в каждой шеренге, берутся за руки на расстоянии вытянутых рук. По сигналу, стоящие в одной шеренге обращаются к стоящим в другой шеренге:
Белый тополь, нелепый тополь!
От нас кто вам нужен
Игроки, стоящие в другой шеренге, называют имя одного из участников игры противоположной команды. Игрок, чье имя названо, бежит к противоположной шеренге, чтобы разорвать цепь, образованную игроками. Если ему удастся разорвать цепь, то он возвращается к своей шеренге, уводя с собой кого-то из игроков той команды, где разорвана цепь. Если бежавшему не удается разорвать цепь, то он переходит в другую шеренгу, увеличив тем самым количество участников этой команды.
Правила игры. Называется имя только одного игрока. Цепь можно разорвать в любом узле только с одной попытки.
Медведи и пчелы
Играющие делятся на две группы: треть из них — медведи, остальные — пчелы. В центре площадки устраивается вышка — это улей. С одной стороны вышки на расстоянии 3—5 м очерчивается место берлоги, с другой — на расстоянии 5—7 м — место луга. Пчелы помещаются на вышке или гимнастической стенке. По сигналу ведущего пчелы опускаются с вышки, летят на луг за медом и жужжат. Медведи влезают на опустевшую вышку-улей и лакомятся медом. По сигналу Медведи! все пчелы летят в улей, а медведи слезают с вышки и убегают в берлогу. Не успевших убежать в берлогу пчелы жалят (дотрагиваются рукой). Затем пчелы возвращаются на вышку и игра возобновляется. Ужаленный медведь не выходит за медом, а остается в берлоге. Правила игры. Пчелы не ловят медведей, а дотрагиваются до них рукой. Каждое новое действие начинается по сигналу. Спрыгивать с вышки нельзя, надо слезать.
ЧЕНСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Уточка (Бобешек)
Цель игры: укрепление костно-мышечного аппарата, развитие гибкости позвоночника, развитие глазомера.
Две девочки садятся друг против друга на стульчики. Ноги вытягивают вперед, носками вверх; носки соединяют — получается мостик. Выбирается уточка, остальные дети — утята.
Уточка скороговоркой зовет своих утят:
Быстрей, быстрей, утятки.Быстрей, быстрей, дикие перышки.
Утята выстраиваются друг за другом вслед за уточкой и перешагивают через мостик, стараясь не задеть его. Тот, кто заденет мостик, выходит из игры, остальные переходят на другой берег. Уточка вновь строит своих утят, и они перешагивают через мостик, но мостик уже повыше (девочки ставят ногу на ногу и соединяют их). В игре могут принимать участие от десяти до двенадцати человек.
Правила игры: проходить через мостик следует осторожно, высоко поднимая ноги.
Чиж (Кул)
Цель игры: развитие меткости, ловкости, внимательности.
На ровной игровой площадке чертится квадрат (50*50 см). В середине квадрата роют ямку глубиной 3 см, диаметром 10 см. На ямку накладывается брусок длиной 12 см, шириной 2,5 см. Дастся бита длиной 40 см. На противоположной стороне квадрата на расстоянии десяти шагов чертится линия.
Играют четыре человека, по два в каждой группе. У одной из сторон квадрата стоят двое играющих, двое других располагаются с противоположной стороны на линии в десяти шагах от квадрата. По договоренности те дети, которые стоят у квадрата, начинают игру, то есть дважды выбивают палочку из ямки. Дети на противоположной стороне ловят палочку. Если они сумеют поймать ее одной рукой, то набирают пять очков; если поймали двумя руками, то одно очко.
Затем дети бросают палочку обратно в квадрат. Если попадают в квадрат, засчитывается одно очко, если не попадают, очко не засчитывается. Затем группы меняются местами и игра продолжается. Через некоторое время подсчитываются очки.
Правила игры:
ловить палочку надо, не мешая другому игроку;
при ловле палочки можно сходить с места;
игрок, не выбивший палочку за пределы квадрата, пропускает ход.
ГРУЗИНСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Лягушки (Бакакоба)
Цель игры: развитие ловкости, быстроты движения, укрепление мускулатуры ног.
На игровой площадке чертится круг диаметром 3—4 м, от которого на расстоянии 6—8 м обозначается домик.
Игроки делятся на две команды по 6—8 детей. Одна из них, выбранная по жребию, становится в круг на четвереньки: они лягушки — скачут, квакают. На головах у них шапки. Игроки второй команды свободно располагаются за линией круга, стараются снять с них шапки, используя обманные движения, и донести их до домика. Убегающих преследуют лягушки, у которых сняли шапки. Они пытаются осалить убегающих (коснуться их рукой), прежде чем последние успеют вбежать в домик.
Если им это удается, команде лягушек засчитывается столько очков, сколько игроков они осалили. В противном случае очки получает другая команда. Каждые 3—4 минуты команды меняются местами.
Правила игры:
лягушкам не разрешается выходить за пределы круга до тех пор, пока с них не снимут шапки;
в кругу лягушки передвигаются на четвереньках, а за его пределами преследуют убегающих обычным бегом;
снимать шапки разрешается с нескольких лягушек. В этом случае они могут осаливать любого из убегающих и даже нескольких игроков.
АРМЯНСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
СТАТУЯ
Назначают одного ловца, на 20 человек - четверых ловцов. По назначению руководителя ловцы выходят за пределы поля, а убегающие свободно располагаются на площадке. По сигналу ловцы преследуют остальных игроков, стремясь одного из них осалить. Осаленный должен тут же остановиться (замереть на месте), в том положении, в котором его осалили. Того, кто замер, может освободить любой игрок, коснувшись его. Игра заканчивается, когда будут осалены все игроки. После этого выбирают новых ловцов, и игра продолжается.Правило 1. Осаливать игрока можно, коснувшись ладонью любого места тела, кроме головы.Правило 2. Убегающий, по инерции выбежавший за пределы поля, считается выбывшим из игры.
УКРАИНСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Скрытый звоночек
Эта игра также хорошо подходит для любого времени года и для любого места. Для нее нужен небольшой звоночек, который участники, стоя в кругу или в линии, будут передавать друг другу. Важно передать звоночек так, чтобы он не зазвенел. Водящий должен определить, у кого находится звонок. Тот, кто выдал себя звоном, становится водящим. Данная забава прекрасно развивает наблюдательность и быстроту реакции.
Рыбки
Данная игра требует совсем немного инвентаря – всего одну веревку, которую нужно привязать к ограждению, дереву или другому неподвижному предмету. Эта веревка и будет удочкой, на которую ловят рыбку. Один из игроков выбирается приманкой, он должен держаться за свободный край веревки и ловить ею рыбку, то есть других игроков. Остальные участники должны клюнуть на приманку, то есть коснуться водящего, но не позволить ему поймать себя. Когда кто-то из игроков пойман, он становится приманкой, а игра продолжается. Эта забава прекрасно подойдет для любого времени года и может быть разыграна как в помещении, так и на воздухе.
ЦЫГАНСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Перелетные птицы
Все игроки называются какой - либо птицей, при условии, что двух одинаковых птиц в игре быть не должно. Играющие размещаются в комнате по кругу, оставляя середину ее свободной. Один из участников игры —водящий. Место его — в середине круга.
Водящему завязывают глаза. Он жмурка. Жмурка вызывает двух каких - либо птиц, которые, по его предположениям, находятся в противоположных концах комнаты. Вызванные должны поменяться местами. Совершая перелет, то есть передвигаясь, они могут прибегать к различным уловкам и уверткам: приседать, ползать, отвлекать жмурку ложными маневрами, тем самым помогая друг другу. Если перелет совершен ими благополучно, они извещают об этом жмурку, хлопая в ладоши, и тот вызывает двух других птиц. Так продолжается до тех пор, пока жмурка не поймает кого - нибудь. В этом случае пойманный становится жмуркой, а прежний водящий занимает освободившееся место в кругу, тут же объявляя себя какой - либо птицей.
Слон
В этой игре участвуют две команды мальчиков в среднем по 6-8 человек. Одна из
команд должна выстроиться в колонну. Каждый играющий нагибается, прижимает голову к поясу, впередистоящего и при этом держится за него руками. Эта команда
– слон. Вторая команда должна взобраться на слона. Это делается так. Первый играющий встает со стороны слоновьего хвоста, разбегается и, оттолкнувшись о спину последнего игрока – слона, делает как можно больший прыжок на слоновью спину. Он должен прыгнуть так, чтобы не упасть со слонаи даже не коснуться ногами земли. Затем прыжки совершают все остальные игроки из команды наездников. Если кто - то из них не удержался и свалился со слона, то игра прекращается и команды меняются местами. Если же все прыгнули удачно и никто не упал, то слон должен пройти с наездниками 8 – 10 метров. Если это слону
удалось, то игра также прекращается и команды меняются местами. Игра требует
не только ловкости, но и мужества, ведь прыжки порой причиняют боль игрокам как той, так и другой команде.
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Лиска-Лиса
Эта игра представляет собой разновидность догонялок.
При помощисчиталкивыбирают водящего — лиску-лису. Остальные дети — куры.
Куры хором поют песню, дразнят лису:
Лиска-лиса, дивья краса,
Долгий нос, рыжий хвост.
При этом они изображают кур. Песню пропели и бросились врассыпную, а лиска-лиса побежала ловить. Кого поймает, тот будет водить. Игра начинается сначала.
Тетёрка.
Тетёра шла, моховая шла,
По камушкам да по веточкам.
Сама прошла и детей провела,
Самого лучшего гусёночка оставила!
Из играющих детей выбирается тетерка и ловушка. Остальные дети становятся гусятами. Ловушку образуют двое детей, взявшись за руки и подняв их . Гусята встают за тетёркой, держась за плечи друг друга. Все поют припевку, тетёрка проводит гусят через ловушку. После слов самого лучшего гусёночка оставила ловушка закрывается. Пойманный гусёнок становится ловушкой. Игра повторяется, пока не переловят всех гусят.
Список литературы
Бондырева, К.С. Колесова, Д.В. Толерантность: введение в проблему, Москва МПСИ; Воронеж НПО МОДЭ, 2003г.;
Валитова P. P. Толерантность: порок или добродетель?, Вестник Моск.
ун - та. Философия, – 1996 № 1;
Основы межкультурной коммуникации, Т. Г. Грушевицкая, В. Д. Попков, А. П. Садохин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002г.;
Знать и ценить культуру друг друга, В. Н. Пименова, H. Михеева Педагогика, – 1990. – № 6.
11
Администрация
МБОУ Гимназия №3
Социально-психологическая служба МБОУ
Участники
проекта
Классные руководители
1 – 11 классов
Библиотекарь
Учащиеся
МБОУ Гимназия №3
Гимназия №3 городского округа город Октябрьский Республика Башкортостан
Творческий проект
Мы разные, но мы вместе
Автор проекта:
Вигонт Давид Эдуардович
учащийся 9 класса
Руководители:
Вигонт Е.П.
2016 – 2017 учебный год
Участники проекта
Учащиеся школы
Вигонт Давид – учащийся 9 класса. Занимается в Юридической школе.
В данном проекте будет работать с группой волонтёров.
Инициативная группа из числа учащихся 9 -10 классов
Иванова Варвара Валерьевна
Камнева Ангелина Сергеевна
Ковалев Вячеслав Айратович
Лагошина Мария Анатольевна
Миннеханова Гульназ Алмазовна
Санникова Кристина Сергеевна
Сибгатуллина Ирина Маратовна
Педагоги МБОУ Гимназия №3
Вигонт Елена Петровна - педагог – психолог МБОУ Гимназия №3
Имеет 1 квалификационную категорию.
Является куратором проекта
Актуальность
"Владеть собой настолько, чтобы уважать других,
как самого себя, и поступать с ними так, как мы
желаем, чтобы с нами поступали, – вот что
можно назвать человеколюбием"
Конфуций
Для России, пожалуй, нет проблемы более актуальной, более животрепещущей, чем проблема межнациональных отношений. И это понятно: ведь страна, в которой проживает более 150 наций и народностей, не может нормально жить и развиваться, если не будет достигнуто межнациональное согласие, основанное на равноправии народов, независимо от их численности, вероисповедания, особенностей культуры, быта.
Поэтому проблемы межкультурной коммуникации и толерантности в современной РФ являются весьма актуальными. Актуальны они и в школьной среде. Формирование толерантности у современных школьников все в большей мере это насущная проблема, требующая внимания и конкретных практических шагов. Негативное влияние интернета, СМИ, глубокое расслоение общества, порождает в детях агрессивное поведение. Распад СССР, войны, вынужденная миграция, привели к изменению национального состава как, страны, так и нашего города. Сегодня на его территории проживают: русские, таджики, узбеки, украинцы, цыгане, чеченцы, армяне и грузины и другие национальности.
Народы не просто соседствуют, но и активно взаимодействуют друг с другом. Дети из этих семей обучаются в нашей школе.
В количественном составе это выглядит следующим образом:
Столкновение интересов этнических групп нередко порождают неприязнь к людям другой национальности. Таким образом, перед нами возникла социальная проблема – национальные и межличностные противоречия и разногласия среди обучающихся школы.
В начале работы над проектом группой социологов при помощи психолога школы была разработана и проведена среди подростков из числа учащихся нашей школы анкета Проблемы толерантности в межнациональных отношениях. Количество респондентов – 150 чел., в возрасте 11 – 18 лет (5 – 7 кл. – 98 чел., 8 – 9 кл. – 37 чел., 10 – 11 кл. – 15 чел.). Результаты данной анкеты, показали следующее:
Знаете ли Вы, учащиеся каких национальностей учатся в нашей школе?
Да - 100
Нет -50
Считаете ли Вы, что учащиеся других национальностей должны соблюдать свои обычаи?
Да - 94
Нет - 56
Интересуетесь ли Вы обычаями других национальностей?
Да - 75
Нет - 75
Терпимо ли лично Вы относитесь к этим обычаям?
Да - 95
Нет – 40
Мне все равно - 15
Как ведут себя учащиеся разных национальностей по отношению к Вам?
Хорошо - 100
Нормально - 37
Плохо - 13
Были ли у Вас столкновения с данными учащимися религиозной почве?
Да - 34
Нет - 116
Не было ли посягательств на Вашу личность со стороны одноклассников других национальностей? Если да, то в чем это отражалось?
Нет - 122
Да -28 (Придумывают прозвища, обзываются)
Что чаще всего является причиной затруднений в общении учащихся разных национальностей друг с другом?
Непонимание (незнание другого языка) - 88
Обычаи - 47
Ничего - 15
Как, по Вашему мнению, большинство учащихся налаживают отношения с учащимися других национальностей?
Предлагают помощь- 50
Предлагают дружбу - 25
Общение - 46
Никак - 29
Насколько Вы лично удовлетворены своими взаимоотношениями с учащимися разных национальностей?
Удовлетворен - 150
Приходилось ли Вам когда-либо оскорблять национальное достоинство человека?
Да - 17
Нет - 133
Результаты анкетирования:
1. Уровень терпимости среди обучающихся школы находится на среднем уровне.
2. По результатам опроса проблемы толерантности на почве межличностных
отношений возникают среди учащихся 5 – 7 классов. Социологическое
исследование, анализ конфликтных ситуаций в школе (за 2015 – 2016 учебный
год было выявлено 15 конфликтных ситуаций на межнациональной почве)
показали, что дети не знают и не умеют самостоятельно разрешать данные
ситуации, и, как результат, возникает проблема толерантности.
Вывод: Проанализировав результаты социологического опроса, группа социологов пришла к выводу, что работа над проектом Мы разные, но мы вместе является целесообразной.
Цель проекта:
Формирование мировоззрения учащихся и воспитание культуры толерантности, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межнациональному согласию, готовности к диалогу.
Для достижения вышеуказанной цели были поставлены следующие задачи.
Формирование жизненных ценностей и культуры развивающейся
личности обучающегося.
Воспитание культуры толерантности и межнационального согласия.
3. Развитие терпимого отношения в среде учащихся.
Поддержка и распространение идей духовного единства и межэтнического согласия.
Знакомство с особенностями традиций, обычаев и образов жизни народов и национальностей, религиозных конфессий, людей различных интересов.
Совместная деятельность участников проекта по формированию толерантности.
Ожидаемые результаты
В результате работы над проектом Мы разные, но мы вместе прогнозируются следующие результаты:
Толерантное поведение детей в их практической деятельности.
Обогащение эмоционального их мира и формирование чувства понимания себя и других людей.
Приобретение учащимися знаний о культуре разных народов, моральных норм поведения.
Овладение коммуникативными умениями и навыками, способностью адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях.
Формирование личностных качеств обучающихся для появления установок толерантного поведения:
чувство собственного достоинства и умения уважать достоинство других;
осознание того, что каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на другого;
позитивное отношение к себе и окружающим.
Уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения, способов проявления человеческой индивидуальности, признание универсальных прав и свобод человека.
Снижение межличностной напряженности в подростковой и молодежной среде.
Этапы работы над проектом
Название и содержание деятельности
Сроки
Ответственные
1. Подготовительный этап
Выбор темы
октябрь
Вигонт Давид
Проведение социологического опроса по выявлению актуальности проблемы
ноябрь
Группа волонтеров
2. Организационный этап
Деятельность инициативной группы по составлению плана работы над проектом.
октябрь
Вигонт Давид, инициативная группа
Встречи с:
- администрацией МБОУ Гимназия №3;
- социально - психологической службой МБОУ Гимназия №3
октябрь - ноябрь
Вигонт Давид, инициативная группа
Составление сметы проекта
октябрь - ноябрь
инициативная группа
3. Практический этап
Проведение мероприятий по реализации проекта
ноябрь - апрель
участники проекта
4. Рефлексия
Анализ работы над проектом Мы разные, но мы вместе
май
участники проекта
План реализации проекта
№
Наименование мероприятия
Дата
Краткое описание мероприятия
Участники
Подготовительные мероприятия
1.
Мотивация к участию в проекте
октябрь
Распространение предложения принять участие в проекте
автор
проекта
2.
Формирование групп по интересам для работы на различных этапах проекта
октябрь
Разъяснение целей и задач проекта желающим принять участие в проектной деятельности
участники
проекта
Основные мероприятия по реализации проекта
1.
Изучение национального состава учащихся нашей школы
октябрь
Работа с социальным паспортом школы
инициативна группа,
социально – психологическая служба школы
2.
Социологический опрос учащихся
октябрь
Определение гармонизации межэтнических отношений в школе
инициативна группа, социально – психологическая служба школы
4.
Подборка игр разных народов для учащихся 1 – 5 классов.
ноябрь
Расширение кругозора учащихся о традициях разных народов
группа практической деятельности
5.
Проведение часов общения с детьми на тему: Толерантность
В течение года
Расширение представлений о национальных культурах, гармонизация межэтнических отношений в школе
группа практической деятельности
6.
Конкурс рисунков для учащихся 1 – 6 классов на тему: Мы разные, но мы вместе
декабрь
Гармонизация межэтнических отношений в школе
группа практической деятельности
7.
Проведение народных игр с учащимися школы начальной школы
январь
Расширение кругозора учащихся о традициях разных народов
группа практической деятельности
8.
Мастер – класс от родительской общественности
(приготовление национальных блюд, секреты вышивки и т. д.)
март, апрель
Расширение представлений о национальных культурах
администрация школы,
группа практической деятельности
9.
Выпуск тематической школьной газеты Время перемен
апрель
Расширение представлений о национальных культурах, гармонизация межэтнических отношений в школе
группа практической деятельности
10.
Игра для учащихся
Толерантность – искусство жить вместе!
(для учащихся 7-х классов)
апрель
Гармонизация межэтнических отношений в школе
группа практической деятельности
Описание и механизм реализации проекта
В школьном возрасте социальные ценности подвергаются испытаниям, и именно в этом возрасте важна самореализация. Способы самореализации зависят от того, во что верит подросток. Представленный проект позволит обучающимся найти себя через социально значимую деятельность, привлечёт интерес к социальным проблемам, позволит учащимся принять активное участие в их решении, сможет повлиять на формирование социальных ценностей.
Реализация проекта Мы разные, но мы вместе должна также помочь обучающимся раскрыть и развить нравственные чувства, привить умение делать правильный выбор в ситуациях межличностного общения. Научит детей доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости.
Для более эффективной работы над проектом созданы:
Группа юристов, которая изучила нормативно – правовые документы по осуществлению деятельности проекта:
- Вигонт Давид
- Санникова Кристина
- Камнева Ангелина
Основанием для разработки проекта Мы разные, но мы вместе стали нормативно – правовые документы:
- Конституция РФ
- Конвенция о правах ребёнка
- Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации
- Закон Об образовании в Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012г
(Приложение 1)
Группа социологов, которая проводит и обрабатывает данные соцопросов, собирает и структурирует всю информацию о проекте:
Ковалев Вячеслав
Лагошина Мария
Миннеханова Гульназ
Группа практической деятельности, которая организует основную работу по проекту: проведение часов общения с детьми, внеклассных мероприятий, и т.д.:
Вигонт Давид Эдуардович
Иванова Варвара Валерьевна
Камнева Ангелина Сергеевна
Ковалев Вячеслав Айратович
Лагошина Мария Анатольевна
Миннеханова Гульназ Алмазовна
Санникова Кристина Сергеевна
Сибгатуллина Ирина Маратовна
Организация работы над проектом Мы разные, но мы вместе опирается на использование следующих важных принципов:
Осуществление деятельности по развитию толерантных качеств личности школьника.
Комплексный подход к формированию системы мероприятий, их взаимодействие.
Взаимодействие участников проекта Мы разные, но мы вместе:
Продолжительность проекта - учебный год.
Механизм оценки результатов
Для разработки данного проекта послужил проведенный в октябре 2016 года социологический опрос Проблемы толерантности в межнациональных отношениях.
Эффективность проекта Мы разные, но мы вместе будет оцениваться, учитывая субъективность оценки любых результатов в такой сфере, как этнические и межнациональные отношения, в качестве критериев достижения результатов избраны:
Проведение повторного мониторинга Проблемы толерантности в межнациональных отношениях (конец апреля)
Уменьшение количества конфликтных ситуаций среди обучающихся
образовательного учреждения;
Отношение участников проекта к его реализации.
Смета проекта
№
Наименование
Количество
Стоимость
1.
Принтер цветной
1 х 15000 руб.
15000 руб.
2.
Запасные цветные чернила
4 х 500 руб.
2000 руб.
3.
Съемный носитель информации
1 х 850
850 руб.
4.
Бумага ксероксная
5 х 200 руб.
1000 руб.
5.
Дипломы, призы, сувениры для проведения конкурсов, творческих мероприятий
13000
Итого:
31 тыс. 850 руб.
Достигнутые результаты
Создана инициативная группа
Проведен социологический опрос Проблемы толерантности в межнациональных отношениях.
Собрана подборка детских игр Игры народов мира (Приложение 2 )
Проведен конкурс рисунков на тему Мы разные, но мы вместе
Проведены часы общения с детьми для учащихся 7-х классов Я и мои друзья
Заключение
Мы все разные по характеру, темпераменту и национальности. То, что мы разные, не означает, что кто-то лучше, а кто-то хуже.
Мы живем в красивом и разнообразном мире, где задача каждого сохранять и развивать это разнообразие. А задача участников проекта убедить обучающихся в том, что любой другой человек нравственно равен тебе самому, у него нет преимуществ перед тобой, и – наоборот, у тебя нет преимуществ перед другим ним.
Что необходимо воспринимать другого человека таким, каким он есть, с его традициями, обычаями, темпераментом, настроением, характером. Воспринимать боль каждого народа как свою боль, как боль всего человечества.
Хочется надеяться, что после реализации проекта Мы разные, но мы вместе жизненным девизом многих учащихся нашей школы станет: Умение жить в ладу с самим собой и окружающим миром
На данном этапе реализации проекта Мы разные, но мы вместе идет работа по реализации основных мероприятий проекта.
Список приложений
Приложение 1
Нормативно – правовая база
Конституция Российской Федерации
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
Статья 17
1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы другСтатья 19
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.Статья 21
1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Статья 23
1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Статья 26
1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. 2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.Статья 29
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.
3. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. 3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
Конвенция ООН о правах ребенка
Часть I
Статья 2
1. Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.
Статья 14
1.Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии.
Статья 16
1. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.
Статья 30
В тех государствах, где существуют этнические, религиозные или языковые меньшинства или лица из числа коренного населения, ребенку, принадлежащему к таким меньшинствам или коренному населению, не может быть отказано в праве совместно с другими членами своей группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком.
Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации
Глава II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 14. Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию
1. Органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
2. В целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности детей федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативы распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи до достижения им возраста 18 лет.
Закон Об образовании в Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2013 г.
Глава 1. Общие положения
Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации
2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств
Глава 11.
Статья 78. Организация получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях
1. Иностранные граждане и лица без гражданства (далее - иностранные граждане) имеют право на получение образования в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Приложение 2
Подборка детских игр Игры народов мира
ТАДЖИКСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Сбор тюльпанов (Лолачинакон)
Играющие делятся на группы по три человека. Каждая тройка становится на расстоянии 1 м друг от друга. Перед игроками проводится поперечная линия, с которой начинается игра. На расстоянии 15 - 20 м от нее проводится еще параллельная линия, а от этой чертится ещё одна параллельная линия на расстоянии 0,5 м. Таким образом, получается как бы коридор - арык. Выбирается водящий, его зовут Мавлюда. Водящий становится за линией арыка.
По первой команде тройки кладут руки на плечи друг другу, по второй команде игроки поют песни или рассказывают стихотворение и выполняют различные движения, продвигаясь вперед, в сторону арыка. Примерно это выглядит так:
- Жили-были три девочки.
Игроки шагают.
- Собирали тюльпаны.
Опускают руки и имитируют сбор тюльпанов.
- Бежали - бежали,
До нового арыка добежали,
Все кладут руки опять на плечи и в тройках бегут до арыка.
- У нового арыка воды нет.
Постукивают ногами о землю.
- И Мавлюда болеет.
Опускают руки и бегут за начальную черту.
Мавлюда гонится за тройками и ловит убегающих, до начальной черты. Если Мавлюде удается поймать игроков, то водящий меняется местами с пойманным. Мавлюда становится в тройку на место последнего. Если Мавлюда долго не может поймать игрока, тогда можно выбрать другого водящего. В заключение отмечают лучшего водящего и игроков, которые ни разу не были пойманы.
Правила игры. Игроки должны доходить до линии арыка и убегать только после слов: Мавлюда болеет. Водящий не имеет права выходить вперед, пока не услышит последнее слово. Если он выбежит раньше, пойманные не засчитываются.
Убегать можно только назад, за линию. Ловить следует в пределах всей площади до начальной черты. Если водящий коснулся игрока рукой, тот считается пойманным.
УЗБЕКСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Белый тополь, зеленый тополь
Играющие делятся на две равные группы и строятся в две шеренги лицом друг к другу. Игроки, стоящие в каждой шеренге, берутся за руки на расстоянии вытянутых рук. По сигналу, стоящие в одной шеренге обращаются к стоящим в другой шеренге:
Белый тополь, нелепый тополь!
От нас кто вам нужен
Игроки, стоящие в другой шеренге, называют имя одного из участников игры противоположной команды. Игрок, чье имя названо, бежит к противоположной шеренге, чтобы разорвать цепь, образованную игроками. Если ему удастся разорвать цепь, то он возвращается к своей шеренге, уводя с собой кого-то из игроков той команды, где разорвана цепь. Если бежавшему не удается разорвать цепь, то он переходит в другую шеренгу, увеличив тем самым количество участников этой команды.
Правила игры. Называется имя только одного игрока. Цепь можно разорвать в любом узле только с одной попытки.
Медведи и пчелы
Играющие делятся на две группы: треть из них — медведи, остальные — пчелы. В центре площадки устраивается вышка — это улей. С одной стороны вышки на расстоянии 3—5 м очерчивается место берлоги, с другой — на расстоянии 5—7 м — место луга. Пчелы помещаются на вышке или гимнастической стенке. По сигналу ведущего пчелы опускаются с вышки, летят на луг за медом и жужжат. Медведи влезают на опустевшую вышку-улей и лакомятся медом. По сигналу Медведи! все пчелы летят в улей, а медведи слезают с вышки и убегают в берлогу. Не успевших убежать в берлогу пчелы жалят (дотрагиваются рукой). Затем пчелы возвращаются на вышку и игра возобновляется. Ужаленный медведь не выходит за медом, а остается в берлоге. Правила игры. Пчелы не ловят медведей, а дотрагиваются до них рукой. Каждое новое действие начинается по сигналу. Спрыгивать с вышки нельзя, надо слезать.
ЧЕНСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Уточка (Бобешек)
Цель игры: укрепление костно-мышечного аппарата, развитие гибкости позвоночника, развитие глазомера.
Две девочки садятся друг против друга на стульчики. Ноги вытягивают вперед, носками вверх; носки соединяют — получается мостик. Выбирается уточка, остальные дети — утята.
Уточка скороговоркой зовет своих утят:
Быстрей, быстрей, утятки.Быстрей, быстрей, дикие перышки.
Утята выстраиваются друг за другом вслед за уточкой и перешагивают через мостик, стараясь не задеть его. Тот, кто заденет мостик, выходит из игры, остальные переходят на другой берег. Уточка вновь строит своих утят, и они перешагивают через мостик, но мостик уже повыше (девочки ставят ногу на ногу и соединяют их). В игре могут принимать участие от десяти до двенадцати человек.
Правила игры: проходить через мостик следует осторожно, высоко поднимая ноги.
Чиж (Кул)
Цель игры: развитие меткости, ловкости, внимательности.
На ровной игровой площадке чертится квадрат (50*50 см). В середине квадрата роют ямку глубиной 3 см, диаметром 10 см. На ямку накладывается брусок длиной 12 см, шириной 2,5 см. Дастся бита длиной 40 см. На противоположной стороне квадрата на расстоянии десяти шагов чертится линия.
Играют четыре человека, по два в каждой группе. У одной из сторон квадрата стоят двое играющих, двое других располагаются с противоположной стороны на линии в десяти шагах от квадрата. По договоренности те дети, которые стоят у квадрата, начинают игру, то есть дважды выбивают палочку из ямки. Дети на противоположной стороне ловят палочку. Если они сумеют поймать ее одной рукой, то набирают пять очков; если поймали двумя руками, то одно очко.
Затем дети бросают палочку обратно в квадрат. Если попадают в квадрат, засчитывается одно очко, если не попадают, очко не засчитывается. Затем группы меняются местами и игра продолжается. Через некоторое время подсчитываются очки.
Правила игры:
ловить палочку надо, не мешая другому игроку;
при ловле палочки можно сходить с места;
игрок, не выбивший палочку за пределы квадрата, пропускает ход.
ГРУЗИНСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Лягушки (Бакакоба)
Цель игры: развитие ловкости, быстроты движения, укрепление мускулатуры ног.
На игровой площадке чертится круг диаметром 3—4 м, от которого на расстоянии 6—8 м обозначается домик.
Игроки делятся на две команды по 6—8 детей. Одна из них, выбранная по жребию, становится в круг на четвереньки: они лягушки — скачут, квакают. На головах у них шапки. Игроки второй команды свободно располагаются за линией круга, стараются снять с них шапки, используя обманные движения, и донести их до домика. Убегающих преследуют лягушки, у которых сняли шапки. Они пытаются осалить убегающих (коснуться их рукой), прежде чем последние успеют вбежать в домик.
Если им это удается, команде лягушек засчитывается столько очков, сколько игроков они осалили. В противном случае очки получает другая команда. Каждые 3—4 минуты команды меняются местами.
Правила игры:
лягушкам не разрешается выходить за пределы круга до тех пор, пока с них не снимут шапки;
в кругу лягушки передвигаются на четвереньках, а за его пределами преследуют убегающих обычным бегом;
снимать шапки разрешается с нескольких лягушек. В этом случае они могут осаливать любого из убегающих и даже нескольких игроков.
АРМЯНСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
СТАТУЯ
Назначают одного ловца, на 20 человек - четверых ловцов. По назначению руководителя ловцы выходят за пределы поля, а убегающие свободно располагаются на площадке. По сигналу ловцы преследуют остальных игроков, стремясь одного из них осалить. Осаленный должен тут же остановиться (замереть на месте), в том положении, в котором его осалили. Того, кто замер, может освободить любой игрок, коснувшись его. Игра заканчивается, когда будут осалены все игроки. После этого выбирают новых ловцов, и игра продолжается.Правило 1. Осаливать игрока можно, коснувшись ладонью любого места тела, кроме головы.Правило 2. Убегающий, по инерции выбежавший за пределы поля, считается выбывшим из игры.
УКРАИНСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Скрытый звоночек
Эта игра также хорошо подходит для любого времени года и для любого места. Для нее нужен небольшой звоночек, который участники, стоя в кругу или в линии, будут передавать друг другу. Важно передать звоночек так, чтобы он не зазвенел. Водящий должен определить, у кого находится звонок. Тот, кто выдал себя звоном, становится водящим. Данная забава прекрасно развивает наблюдательность и быстроту реакции.
Рыбки
Данная игра требует совсем немного инвентаря – всего одну веревку, которую нужно привязать к ограждению, дереву или другому неподвижному предмету. Эта веревка и будет удочкой, на которую ловят рыбку. Один из игроков выбирается приманкой, он должен держаться за свободный край веревки и ловить ею рыбку, то есть других игроков. Остальные участники должны клюнуть на приманку, то есть коснуться водящего, но не позволить ему поймать себя. Когда кто-то из игроков пойман, он становится приманкой, а игра продолжается. Эта забава прекрасно подойдет для любого времени года и может быть разыграна как в помещении, так и на воздухе.
ЦЫГАНСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Перелетные птицы
Все игроки называются какой - либо птицей, при условии, что двух одинаковых птиц в игре быть не должно. Играющие размещаются в комнате по кругу, оставляя середину ее свободной. Один из участников игры —водящий. Место его — в середине круга.
Водящему завязывают глаза. Он жмурка. Жмурка вызывает двух каких - либо птиц, которые, по его предположениям, находятся в противоположных концах комнаты. Вызванные должны поменяться местами. Совершая перелет, то есть передвигаясь, они могут прибегать к различным уловкам и уверткам: приседать, ползать, отвлекать жмурку ложными маневрами, тем самым помогая друг другу. Если перелет совершен ими благополучно, они извещают об этом жмурку, хлопая в ладоши, и тот вызывает двух других птиц. Так продолжается до тех пор, пока жмурка не поймает кого - нибудь. В этом случае пойманный становится жмуркой, а прежний водящий занимает освободившееся место в кругу, тут же объявляя себя какой - либо птицей.
Слон
В этой игре участвуют две команды мальчиков в среднем по 6-8 человек. Одна из
команд должна выстроиться в колонну. Каждый играющий нагибается, прижимает голову к поясу, впередистоящего и при этом держится за него руками. Эта команда
– слон. Вторая команда должна взобраться на слона. Это делается так. Первый играющий встает со стороны слоновьего хвоста, разбегается и, оттолкнувшись о спину последнего игрока – слона, делает как можно больший прыжок на слоновью спину. Он должен прыгнуть так, чтобы не упасть со слонаи даже не коснуться ногами земли. Затем прыжки совершают все остальные игроки из команды наездников. Если кто - то из них не удержался и свалился со слона, то игра прекращается и команды меняются местами. Если же все прыгнули удачно и никто не упал, то слон должен пройти с наездниками 8 – 10 метров. Если это слону
удалось, то игра также прекращается и команды меняются местами. Игра требует
не только ловкости, но и мужества, ведь прыжки порой причиняют боль игрокам как той, так и другой команде.
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Лиска-Лиса
Эта игра представляет собой разновидность догонялок.
При помощисчиталкивыбирают водящего — лиску-лису. Остальные дети — куры.
Куры хором поют песню, дразнят лису:
Лиска-лиса, дивья краса,
Долгий нос, рыжий хвост.
При этом они изображают кур. Песню пропели и бросились врассыпную, а лиска-лиса побежала ловить. Кого поймает, тот будет водить. Игра начинается сначала.
Тетёрка.
Тетёра шла, моховая шла,
По камушкам да по веточкам.
Сама прошла и детей провела,
Самого лучшего гусёночка оставила!
Из играющих детей выбирается тетерка и ловушка. Остальные дети становятся гусятами. Ловушку образуют двое детей, взявшись за руки и подняв их . Гусята встают за тетёркой, держась за плечи друг друга. Все поют припевку, тетёрка проводит гусят через ловушку. После слов самого лучшего гусёночка оставила ловушка закрывается. Пойманный гусёнок становится ловушкой. Игра повторяется, пока не переловят всех гусят.
Список литературы
Бондырева, К.С. Колесова, Д.В. Толерантность: введение в проблему, Москва МПСИ; Воронеж НПО МОДЭ, 2003г.;
Валитова P. P. Толерантность: порок или добродетель?, Вестник Моск.
ун - та. Философия, – 1996 № 1;
Основы межкультурной коммуникации, Т. Г. Грушевицкая, В. Д. Попков, А. П. Садохин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002г.;
Знать и ценить культуру друг друга, В. Н. Пименова, H. Михеева Педагогика, – 1990. – № 6.
11
Администрация
МБОУ Гимназия №3
Социально-психологическая служба МБОУ
Участники
проекта
Классные руководители
1 – 11 классов
Библиотекарь
Учащиеся
МБОУ Гимназия №3