Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовательном процессе по ФГОС
Автор: Ворсина Татьяна Васильевна
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ на тему: «Использование информационно – коммуникативных технологий в логопедической работе» Учитель – логопед первой квалификационной категории Ворсина Т.В. Процесс речевого развития рассматривается в современном образовании как общая основа воспитания и обучения детей, что обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. При расширении связей ребенка с окружающим миром очень важно, чтобы его хорошо понимали и сверстники, и взрослые. В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Внедрение информационно- коммуникативных технологий (ИКТ) сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Информационно-коммуникативные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Учителю-логопеду, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умения пользоваться компьютером применять компьютерные технологии для их развития и коррекции нарушений речи. В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С.Выготским,П.Я.Гальпериным, В.В.Давыдовым, А.В.Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р.Лурия, Д.Б.Элькониным и др. Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать информационные технологии в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности. 1. Принцип поли сенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Использование информационных технологий в коррекционном процессе способствует активизации у детей компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия. Визуализация информации происходит на экране монитора в виде доступных для учеников образов и символов. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух (воспроизведение заданного ритма). Это позволяет сформировать устойчивые визуально- кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. 2. Принцип системного подхода к коррекции речевых нарушений. Информационные технологии позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик: звукопроизношения, просодических компонентов устной речи, фонематических процессов, лексических и грамматических средств языка, артикуляционной моторики, обратных речевых кинестезий, мелкой моторики пальцев рук (работа с манипулятором «мышь», клавиатурой), слухового и зрительного восприятия, внимания, вербальной и зрительной памяти, эмоционально-волевой и мотивационной сферы, словесно-логического мышление детей. 3. Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей с нарушениями развития. Компьютерные программы предусматривают возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития ребёнка и индивидуальной настройки параметров программ. Упражнения программ содержат задания возрастающей сложности, что позволяет учитывать при проведении коррекционной работы индивидуальные возможности и коррекционно-образовательные потребности ребёнка. 4. Принцип систематичности и последовательности обучения. Структура и содержание компьютерных программ позволяют использовать полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному. 5. Принцип доступности обучения. Содержание заданий специализированных компьютерных программ и методы их предъявления соответствуют возрастным особенностям учеников с ОВЗ. Задания предъявляются детям в игровой форме. Визуализация деятельности ребёнка и её объективная оценка происходят на экране монитора в виде доступных образов и символов. Художественное исполнение программ отражает главные существенные детали изображаемых объектов, выдержано в едином стиле и подчинено решению задач коррекционного обучения детей. 6. Принцип индивидуализации обучения. Специализированные компьютерные программы предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей. 7. Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации. Ведущая роль в обучении с использованием компьютерных программ принадлежит учителю-логопеду, однако решение поставленных задач в рамках деятельностной компьютерной среды доступными для него средствами осуществляет ученик. 8. Принцип объективной оценки результатов деятельности воспитанника. В программах результаты деятельности обучающегося представляются визуально на экране в виде образов и символов, исключающих субъективную оценку. Кроме того, программы содержат цифровые оценочные шкалы, позволяющие установить объективное состояние речевых и языковых средств ребёнка. Оценка деятельности осуществляется программой и в устной форме. Она заведомо исключает отрицательную оценку с целью создания ситуации успеха и формирования у детей положительного настроя на преодоление затруднений, возникших в процессе выполнения заданий. Таким образом, программы дают объективную оценку результатов деятельности в трёх вариантах – визуально, в звуковом и цифровом виде. Это позволяет в дальнейшем сформировать у воспитанника навыки самоконтроля за собственной речью. 9. Принцип игровой стратегии обучения и введения ребёнка в проблемную ситуацию. Практический опыт работы с детьми с ОВЗ, что применение игрового принципа обучения, учитывающего основной вид деятельности ребёнка, и создание проблемной ситуации с опорой на жизненный опыт обучающегося позволяет наиболее эффективно учитывать возрастные особенности детей. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания, варьируемого в зависимости от индивидуальных возможностей и коррекционно- образовательных потребностей, позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерного средства обучения. Один из способов создания проблемных ситуаций – это привлечение героев-помощников. Общение с компьютерным героем и специально подобранные задания позволяют развивать у детей коммуникативные навыки путём моделирования ситуации общения. 10. Принцип воспитывающего обучения. Работа с компьютерными программами позволяет воспитывать у детей волевые и нравственные качества. Этому способствует также деятельность ребёнка, направленная на решение проблемной ситуации, желание достичь необходимого результата при повышенной мотивации деятельности. 11. Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование компьютерных программ в рамках смоделированной проблемной ситуации происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности. Со стороны компьютера выступает весёлый и забавный компьютерный герой, который объясняет ребёнку цель и правила выполнения предлагаемого задания, помогает ему, даёт итоговую или промежуточную оценку деятельности, что создаёт дополнительную положительную мотивацию при работе с программами. I этап - «Мотивационно-ознакомительный», обеспечивающий формирование мотивационной готовности ребенка с речевыми нарушениями к участию в коррекционно-воспитательном процессе с использованием ТСО. Основные направления работы: создание установки на активное, сознательное участие ребенка в этом процессе; преодоление психологического барьера между ребенком и компьютером с помощью создания ситуации успеха; ознакомление детей с внутренними правилами, по которым работает компьютерная программа; повышение мотивации детей к занятиям с логопедом, развитие более высокой мотивационной готовности к обучению. Компьютерно-опосредованное логопедическое воздействие осуществляется поэтапно: II этап - «Содержательно-формирующий», направленный на коррекцию недостатков устной речи, развитие психических процессов. Основные направления работы данного этапа: пошаговое, вариативное использование игровых компьютерных заданий с постепенным усложнением, направленных на коррекцию и развитие: речевого дыхания; фонации; артикуляционного праксиса; звукового анализа и синтеза; словарного запаса; связной речи. Формирование сотруднических взаимоотношений между ребенком и логопедом. III этап - «Саморазвивающий», формирующий самоконтроль за просодической и произносительной сторонами речи. Основные направления работы: автоматизация поставленных звуков; обогащение лексического запаса и развитие связной речи; адекватная оценка ребенком своих действий; творческое выполнение заданий. IV этап - «Аналитико-диагностический», предназначенный для сбора необходимой информации о состоянии динамики и результатах процесса развития речи. Используя в коррекционно-развивающей работе информационно - коммуникативные технологии, необходимо помнить и заботиться о состоянии здоровья воспитанников: Соблюдать Санпин, с учетом допустимого времени за ПК для снятия усталости и напряжения выполняю комплексы упражнений для глаз и физкультминуток. Целенаправленное применение компьютерных программ в процессе логопедического обследования детей с нарушением речи позволяет более объективно и дифференцированно оценить возможности их устной речи; разработанная система приемов дифференцированного и индивидуального компьютерно-опосредованного коррекционного воздействия по преодолению речевых нарушений у детей составляет своеобразное ядро методической технологии логопедической работы с применением компьютерных программ; компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи; использование информационных технологий повышает мотивацию ребёнка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности. Способствует повышению самооценки ребенка; применение компьютерных программ может стать еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. положительные стороны использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя- логопеда. Список литературы: 1. Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. // Логопед 2. Кукушкина О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Вестник образования. – М., 3. Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы, разработки, внедрения.// Логопед. 4. Лизунова Л.Р. Использование информационно-коммуникативных технологий в логопедической работе. // Логопед 5. Репина З.А. Новые информационные технологии: специализированная комьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» / 6. З.А. Репина, Л.Р. Лизунова // Вопросы гуманитарных наук. – 2004, - No 5. – С ЛИТЕРАТУРА