Публикации «Методические разработки в области психологического сопровождения образовательного процесса»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Методические разработки в области психологического сопровождения образовательного процесса»
Автор: Рысаева Альфия Талгатовна


ПРОГРАММА
повышения психолого-педагогической компетентности педагогов ДОУ
Автор-составитель:
педагог-психолог
МАДОУ- Детский сад №4
Рысаева А.Т.
Стерлитамак – 2017г
I.Пояснительная записка
В последние годы традиционное унифицированное образование начало
заменяться вариативным, личностно-ориентированным. В связи с этим система образования стала остро нуждаться во внедрении в практику обучения и воспитания методик и техник, широко опирающихся на закономерности функционирования и развития психики ребенка. Очень важное место в работе психолога образования отводится психологическому сопровождению обучающихся и воспитанников. Ученые-психологи характеризуют сопровождение как следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза.
С другой стороны, психологическое сопровождение в образовательных
учреждениях, преимущественно осуществляется педагогическими средствами, через педагога и традиционные формы учебного и воспитательного взаимодействия. Это особым образом задает роль педагога в психологической практике сопровождения. Педагог становится не только соратником психолога в разработке стратегии сопровождения каждого ребенка, но и основным ее реализатором.
В связи с тем, что к психологической компетентности педагогического
состава образовательных учреждений начинают предъявляться особые
требования, одной из задач психологов является проведение активной
просветительской работы среди педагогов и содействие внедрению в практику обучения и воспитания методик, опирающихся на закономерности
функционирования и развития психики ребенка. Такой интегративный подход важен, прежде всего, потому, что именно педагог находится на передней линии общения с ребенком, больше знает его и видит его развитие в ходе обучения, а полученные психологические знания позволяют ему оказывать ребенку своевременную и действенную помощь. Поэтому педагог должен постоянно повышать свою психологическую компетентность, которая позволит ему не только правильно оценивать способности ребенка его состояния, мотивы действий, личностные качества, черты характера, но и подскажут основные стратегии в развитии личности ребенка и социально-психологической адаптации.
Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе, приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии и т. д. и в связи с этим в последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной.Увеличивается не только требования к педагогу, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление, что приводит к эмоциональному истощению педагогов. И в связи с этим нужно уделять особое внимание здоровьясберегающим технологиям в работе с педагогами.
Поэтому с целью повышения психологической компетенции педагогов ДОУ и формирования потребности в психологических знаниях, желание использовать их в интересах ребенка и собственного здоровья и развития педагогом-психологом могут быть использованы разнообразные формы и методы работы с педагогами ДОУ.
Необходимость повышения психолого-педагогической компетентности работающих педагогов ДОУ обусловлена ростом социальных требований к образовательному учреждению и педагогам.
Новизна данной программы заключается в введении в профессиональную деятельность педагогов ДОУ, целостного и последовательного курса психологических знаний о развитии личности ребенка, о подходах к воспитанию, основанных на знании индивидуальных и
возрастных закономерностей развития детей. Кроме того, программа включает блок, направленный на развитие коммуникативной компетенции педагогов, а также, блок, направленный на сохранение психологического здоровья самих педагогов.
Целью программы является повышение психолого-педагогической компетентности педагогов ДОУ.
Задачи: 
Повышать психологические знания о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка дошкольника у педагогов и формировать у них потребность использовать теоретические знания в интересах ребенка и собственного профессионального роста;
Развивать у педагогов коммуникативные навыки;
Использовать здоровьесберегающие технологии для сохранения психологического здоровья педагогов в процессе осуществления ими профессиональной деятельности;
Популяризировать психологические знания среди педагогов.
Структура программы
Программа состоит из трех модулей:
Повышение знания о возрастных и психологических особенностях детей дошкольного возраста, о методах взаимодействия с ними;
Педагогическое общение;
Использование здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности;
Срок реализации программы: 1 год.
Режим занятий: программа рассчитана на 28 часов (всего).
Адресная аудитория: педагоги дошкольного образовательного учреждения.
Ожидаемые результаты:
по окончании реализации программы слушатели должны
знать: 
психолого-педагогические основы воспитания, формирования
личности и развития способностей ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
закономерности создания наиболее благоприятных условий
для полноценного и гармоничного развития ребенка в ДОУ;
основные методы и приемы психолого-педагогической помощи и
поддержки детей в условиях образовательного процесса;
основы здоровьесберегающей технологий;
основы саморегуляции.
уметь:
использовать на практике современные методы и приемы воспитания
и психолого-педагогической поддержки детей в условиях образовательного процесса;
создавать на занятиях благоприятную психологическую атмосферу для
развития и самореализации ребенка;
эффективно и с соблюдением этических норм выстраивать
взаимоотношения с детьми, коллегами и родителями воспитанников;
использовать на практике здоровьесберегающие технологии и методы
саморегуляции.
владеть:
основными подходами к воспитанию и развитию личности детей в
условиях ДОУ;
коммуникативной культурой;
методами саморегуляции, основными подходами
здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Форма занятий
Занятия проходят в форме лекций и семинаров –практикумов и тренингов.
Форма занятий выбрана как наиболее подходящая для
эффективного достижения поставленных в программе целей.
Тренинговая форма дает возможность объединить различные методы работы
с аудиторией: дискуссии, практические упражнения, психологические игры,
практикумы и т.д. Важно, что на тренинге создаются условия для
интерактивного обучения. Это означает, что участники процесса имеют
возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные
моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания,
формировать навыки поведения. В такой форме информация усваивается
быстрее, участники вовлекаются в процесс, а сам процесс познания
становится легче и интереснее.
Семинарская часть занятий дает возможность слушателям получить
необходимую информацию, соотнести ее с собственным опытом, знаниями,
взглядами, конструктивно переосмыслить, сделать выводы, обсудить различные мнения по рассматриваемым вопросам.
Принципы семинарско-тренинговой работы:
1.Принцип активности. Активность участников семинаров-тренингов
носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. На семинарах-тренингах люди вовлекаются в
специально разработанные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений. Задания, которые позволяют принимать в них участие всем членам, значительно повышают эффективность занятий.
2.Принцип исследовательской (творческой) позиции. Этот принцип
означает, что участники в ходе занятий осознают не только идеи, известные
психологу, ведущему занятия, но и раскрывают свои собственные ресурсы и
возможности. Занятия постоянно держат в творческом напряжении, создавая
условия для проживания ситуации и самостоятельной выработки собственной модели поведения.
3.Принцип самодиагностики - рефлексии участниками своих действий, поступков. Этот принцип основывается на самовоспитании личности, которая видит себя через соотнесение с другим человеком; результаты своей деятельности; восприятие своих внутренних состояний, собственного внешнего облика, себя другими людьми.
Практическая значимость программы заключается в том, что представленные в программе Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов ДОУ (лекции, упражнения, игры, семинары-практикумы, тренинги) можно использовать в качестве основы в работе с педагогами ДОУ.
Исследовательская работа по данной теме, проводилась на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - комбинированного вида детский сад № 4 города Стерлитамака республики Башкортостан.
II. Учебно-тематический план

п/п
Тема
Всего часов
Теоретичес-кие занятия
Практичес-кие занятия
1
1. модуль: Повышение знания о возрастных и психологических особенностях детей дошкольного возраста, о методах взаимодействия с ними;
1.1 Характеристики возраста детей-дошкольников.
1.2 Тренинг общения с ребенком в период раннего детства.
Занятие №1
Занятие №2
Занятие №3
Занятие № 4
1.3. Семинар-практикум Психологические особенности детей дошкольного возраста
1.4 Семинар с элементами тренинга Как предупредить и преодолеть нарушения в эмоциональном развитии детей.
1.5. Семинар-практикум Создание психологического комфорта в группах детского сада
Всего:
30мин

1ч30м
1ч.30м
1ч.30м
10ч
30мин

30 мин
30мин
30мин

-





2
2.модуль: Педагогическое общение.
2.1.Лекции на тему: Общение как процесс установления и развития контактов между людьми
Коммуникация как акт общения
2.2 Тренинг коммуникативных умений.
Занятие №1
Занятие №2
Занятие №3
Занятие №4
Всего:
30 мин
30 мин





30 мин
30 мин






3 модуль: Использование здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности
3.1 Психологические зарядки.
3.2 Семинар-тренинг Профилактика эмоционального выгорания педагогов.
3.3.Ток-шоу: Будем здоровы
Всего:
5ч.30м

1ч 30м

30мин

1ч30м
по 10 мин еженедельно(всего 32 недели)
1ч 30 мин
30мин
7ч.30мин
ИТОГО:
28ч
6ч30мин
21ч30мин
III. Содержание программы
1. Модуль Тема: Повышение знания о возрастных и психологических особенностях детей дошкольного возраста, о методах взаимодействия с ними.
1.Лекция.Тема: Характеристики возраста детей-дошкольников.
1.1 Первая младшая группа 2-3 года;
1.2 Вторая младшая группа 3-4 года;
1.3 Средняя группа 4-5 лет;
1.4 Старшая группа 5-6 лет;
1.5. Подготовительная к школе группа 6-7 лет.
2. Тренинг общения с ребенком в период раннего детства.
Занятие № 1
Игра Здравствуйте.
Знакомство
Упражнение Международный симпозиум
Мини-лекция Что такое раннее детство
Игра Непослушные шарики
Мини-лекция Физическое развитие ребенка раннего возраста
Мини-лекция Темперамент
Игры для детей различных видов темперамента
Мини-лекция Предпосылки развития и формирования личности ребенка раннего возраста
Практикум Диагностика индивидуального развития ребенка раннего возраста
Упражнение учимся наблюдать
Мини-лекция Наблюдение - как основной метод диагностики уровня развития ребенка раннего возраста
Игра Найди три отличия
Обратная связь
Занятие № 2
Приветствие
Игра Уронили мишку на пол
Мини-лекция особенности общения детей раннего возраста со взрослыми
Упражнение Качество взрослого, необходимые ему при взаимодейтсвии с детьми раннего возраста
Упражнение на развитие эмпатии взрослого
Упражнение Трудности взаимодействия с детьми раннего возраста
Мини-лекция Общение со сверстниками
Упражнение Игры на взаимодействие детей
Мини-лекция Роль взрослого в процессе формирования навыков общения цу детей раннего возраста
Упражнение Рамки Монтессори
Мини-лекция- Коррекционная работа с агрессивными детьми раннего возраста
Упражнение Жалоба родителей
Мини-лекция Коррекционная работа с тревожными детьми
Игра Сорви яблоки
Мини-лекция Коррекционная работа с гиперактивными детьми
Упражнение Трудно быть гиперактивным
Упражнение работа в команде
Обратная связь.
Занятие №3
Приветствие
Игра Молейкулы
Мини-лекция Развитие познавательных процессов ребенка. Особенности развития восприятие детей раннего возраста
Упражнение Большой PUZZLE
Мини-лекция Особенности развития памяти, внимания детей раннего возраста
Игра Музыкальные стулья
Мини-лекция Особенности развития мышления и речи детей раннего возраста
Упражнение Как говорить с ребенком
Мини-лекция Эмоциональное развитие детей раннего возраста
Упражнение Опять опоздал
Мини-лекция Работа с родителями раннего возраста
Упражнение Горячо утюг
Упражнение Родительское собрание
Упражнение Игры для родителей и детей
Обратная связь
Занятие №4
Приветствие
Игра Сто мячей
Мини-лекция Роль игры в развитие ребенка раннего возраста
Упражнение магазин игрушек
Упражнение Обобщение опыта участников тренинга на тему Игры для детей раннего детского возраста
Мини дискуссия Как делать книжки
Упражнение Изготовление книжки
Упражнение с рисунками.
Упражнение Хорошо или плохо, или Что такое кризис трех лет
Упражнение Детский сад будущего
Упражнение Ответы в конверте
Игра Змея запуталась
Упражнение Подарок соседу
Обратная связь
3 тема: Семинар-практикум Психологические особенности детей дошкольного возраста
План проведения:
Краткое теоретическое введение в проблему
Закономерности детского развития.
Новообразования психического развития ребенка-дошкольника.
2.Практическая часть.
2.1 Упражнение Психологический портрет детей дошкольного возраста.
2.2. Обсуждение практических ситуаций
3.Практический инструментарий. Рекомендации Что нужно знать взрослым о развитии и поведения детей дошкольного возраста.
4.Подведение итогов.
4 тема: Семинар с элементами тренинга Как предупредить и преодолеть нарушения в эмоциональном развитии детей.
План проведения:
Теоретическая часть.
Введение в проблему Трудности в эмоциональном развитии детей
Мини-лекция Эмоции в жизни детей
Практическая часть.
Что такое психогимнастика?
Психологический практикум Эффективные техники речевого общения с ребенком
Эмоциональная культура педагога
Медитация для педагогов
Практический инструментарий
Рекомендации Методы и приемы управления поведением детей в условиях пребывания в детском саду
Подведение итогов.
5 тема: Семинар-практикум Создание психологического комфорта в группах детского сада
План проведения:
Информационная часть.
Проблема психического здоровья а современном этапе
Создание психологического комфорта в детском саду для сохранение и укрепления психического здоровья и развития личности ребенка.
Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе.
2.Практическая часть.
2.1. Диагностический инструментарий для воспитателей по оценки психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребенка.
2.2. Эмоциональное благополучие педагога как условие поллжительного эмоционального состояния детей. Приемы снятии эмоционального напряжения у педагогов.
2.3. Создание условий психологического комфорта пребывания ребенка в детском саду
3. Обсуждение, подведение итогов.
2. Модуль: Педагогическое общение.
1. Лекции на тему:
1.1 Общение как процесс установления и развития контактов между людьми
1.2. Коммуникация как акт общения
2. Тренинг коммуникативных умений.
2.1 Занятие №1
Тема: Здравствуйте, а вот и я, или Готовы ли мы к общению
Приветствие Мои пожелания
Упражнение Здравствуйте, а вот и я
Упражнение Нарисуй свое имя
Упражнение Правило нашей группы
Упражнение Качество, которое я ценю в людях
Упражнение Пожелание друга
Упражнение Кто для меня самый чужой
Упражнение Кто кого напоминает
Рефлексия занятия Разноцветные листы
Анализ занятия Дискуссия готовы ли мы к общению
2.2. Занятие №2
Тема: Контакт, еще контакт или как я совершенствую свои коммуникативные навыки.
Приветствие Ассоциации
Упражнение 1 Демонстратор
Упражнение Сам себе режиссер
Упражнение Потерявшийся
Упражнение Конкурс на лучшее оформление правил группы
Упражнение Солнце и планеты
Рефлексия занятия Самораскрытие
Анализ занятия Мозговой штурм
2.3. Занятие №3
Тема: Искусство слушать, или Давайте быть внимательными к собеседнику
Приветствие Оказываем знаки внимания собеседнику
Упражнение Слушаем тишину
Упражнение Испорченный телефон
Упражнения Уровни слушания
Упражнение в активном слушании
Упражнение Выражение чувств
Рефлексия занятия Оценка собственной манеры слушать
Анализ занятия Интервью
2.4.Занятие №4
Тема: До свидания, мой друг, до свидания, или Общение окончено, общение продолжается
Приветствие Дары учения
Упражнение Чему я научился
Упражнение Обратная связь
Упражнение География команды
Упражнение Письмо история
Упражнение Подсолнух
Анализ занятия Беседа Планы на будущее
3. Модуль. Использование здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности
3.1. Психологические зарядки (см книгу Аралова Е.А. Формирование коллектива ДОУ
3.2 Семинар-тренинг Профилактика эмоционального выгорания педагогов.
План проведения:
Приветствие
Тест на профессиональное выгорание
Теоретическая справка
Способы саморегуляции и самовоздействия
Способы, связанные с воздействием слова
Способы, связанные с использованием образов
Упражнение на снятие головной боли
Упражнение Посещение зоопарка
Игра Картинка
Игра Озвучка, или говорящие предметы
Арт-терапевтическая техника Ожившее маски
Упражнение Избавление от критики
Упражнение Шар
Упражнение Ода о себе
Релаксация
Рефлексия
3.3.Ток-шоу: Будем здоровы
План проведения:
Профессиональные заболевания педагогов - выступление ст.мед.сестры ДОУ.
Физкультура и здоровье - выступление инструктора по физ.воспитанию ДОУ.
Физ.минутка Нашим плечикам и шеи с физкультурой веселее
Духовное развитие личности выступление педагога-психолога ДОУ.
Рефлексия.
IV.Список литературы:
Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ: психологическое сопровождение- ТЦ Сфера, 2006.
Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. – СПб., 2001.
Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования. СПб., 2002.
Горбатова Е.А. Теория и практика психологического тренинга.- СПб., 2008..
Ключников С. Искусство управления собой. СПб.:Питер, 2002.
Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб.:Питер, 2002.
Лютова Е.К. Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком. Период раннего детства.- СПб.: Издательство Речь, 2006.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2007.
Морева Н.А. Тренинг педагогического общения: Учеб пособие для вузов –М.: Просвещение, 2003.
Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга СПб.: изд. Речь, 2007.
Панфилова М.А. Игротерапия общения: Методическое пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений М., 1995.
Рай Л. Развитие навыков эффективного общения. СПб.:Питер, 2002.
Смирнова Е.Е. Познаю себя и учусь управлять собой. Программа уроков психологии для младших подростков (10-12 лет) СПб.: Речь, 2007.
Терпигорьева С.В. Практические семинары для педагогов. Вып. 2. психологическая компетентность воспитателей – Волгоград, 2009.
Фопель К. психологические игры: Рабочие материалы для ведущего/ пер.с нем. Е. Потяевой.- М., 1999.
Чернецкая Л.В. психологические игры и тренинги в детском саду- Рост. н/Д: Феникс, 2005.