Публикации Формирование мотивации у детей старшего дошкольного возраста к занятиям физической культурой и спортом в условиях ДОУ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование мотивации у детей старшего дошкольного возраста к занятиям физической культурой и спортом в условиях ДОУ
Автор: Амельчева Оксана Валерьевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №200
Детский сад комбинированного вида
Сюжетно-игровое занятие
как средство приобщения детей
к физической культуре в условиях детского сада
Автор-составитель
Тюрина Л.В.,
старший воспитатель МБДОУ №200
Детский сад комбинированного вида
КЕМЕРОВО 2017
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………..3
Сюжетно-игровое занятие как средство приобщения детей
к физической культуре в условиях детского сада……………………………………5
Перспективный план сюжетно-игровых физкультурных
занятий на год………………………………………………………………………….13
Как определить эффективность работы (заключение)………………………………22
Приложение
Приложение 1. Конспекты сюжетно-игровых физкультурных занятий
для детей младшего возраста………………………………………………………….25
Приложение 2. Фотоальбом
Список литературы…………………………………………………………………….35
Введение
В настоящее время нет ни одного цивилизованного человека, который не понимал бы необходимость, обязательность и чрезвычайную важность физического воспитания детей с самого раннего возраста. Уже совершенно точно известно, что физическое развитие ребенка является базой, основой для развития психического, умственного, духовного, что эти процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены.
В последнее десятилетие появилось множество программ по физическому воспитанию и оздоровлению. Каждая общеобразовательная программа по развитию и воспитанию детей дошкольного возраста содержит в себе раздел Физическое воспитание.
Коллектив нашего детского сада работает по программе Детство, и в этой программе также есть раздел физического развития и воспитания детей – Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными, который состоит из двух подразделов – Освоение основ гигиенической культуры и Овладение основами двигательной культуры.
В этом разделе сформулировано программное содержание по физическому воспитанию, цели и задачи и даны критерии, по которым можно определить уровень освоения программного материала.
В план-программе перспективно по месяцам запланированы подвижные игры и эстафеты. Авторы программы не предложили педагогической технологии, при помощи дети могли бы эффективно овладевать программным содержанием.
Именно поэтому, в нашем детском саду мы используем парциальную программу В.Г. Алямовской Как воспитать здорового ребенка, которая обогащает основную программу эффективной педагогической технологией физического воспитания детей-дошкольников.
Однако работать по данной программе очень непросто. Воспитатель должен владеть в полном объеме теоретическими знаниями по физическому развитию детей, знать методы и приемы, применяемые на физкультурных занятиях, иметь огромную игротеку и постоянно пополнять ее. Кроме этого, воспитатель должен иметь опыт работы по данной теме, причем не только практический. Он должен иметь опыт составления конспектов физкультурных занятий, гимнастических комплексов, спортивных развлечений и досугов.
Алгоритм программы В.Г. Алямовской От удовольствия – к привычке, от привычки – к потребности в младшей группе детского сада реализуется в первой своей части, т.е. основная цель воспитателя на занятиях в младших группах – доставить детям удовольствие от занятий физкультурой. Попутно решаются задачи научить пользоваться спортивными атрибутами, правильно работать со спортивным оборудованием, ориентироваться в пространстве спортивного зала или игровой площадки. При этом совершенно незаметно приобретаются первые двигательные навыки, осваиваются основные виды движений, что в дальнейшем дает ребенку ощущение комфорта и уверенность в своих силах.
В программе Как воспитать здорового ребенка есть примерные комплексы упражнений и алгоритм построения занятий различных видов, но в основном для старших дошкольников и яслей, поэтому возникла необходимость разработки перспективного планирования и конспектов занятий для детей младшего возраста.
Целью данной работы было:
*Включить сюжетно-игровое занятие в систему физкультурно-оздоровительной работы с детьми младшего возраста.
При этом решались такие задачи как:
*Систематизация теоретических и практических знаний о сюжетно-игровом занятии как форме физкультурной деятельности;
*Подборка лексического материала, который может служить детям мотивационной основой для занятий физической культурой;
*Определение места и роли сюжетно-игрового занятия в системе физкультурной работы воспитателя младшей группы детского сада;
*Составление перспективного плана сюжетно-игровых занятий;
*Разработка конспектов занятий;
*Практическая работа;
*Отбор критериев для определения эффективности работы воспитателя по данной программе.
Данная работа доказала свою эффективность. Она является одним из действенных способов активизации двигательной и познавательной деятельности детей, развития творческого воображения и интереса к физической культуре и может быть интересна воспитателям младших групп детских садов любого вида.
Сюжетно-игровое занятие
как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста
к физической культуре в условиях детского сада
Основные задачи сюжетно-игрового занятия
Основное предназначение сюжетно-игрового физкультурного занятия – дать детям радость от движения, от игры, от развития воображаемой ситуации, участниками которого они являются.
Основная цель, которую ставит перед собой воспитатель: формирование позитивного отношения к физической культуре.
Задачи, которые решаются в ходе работы – это:
Повышать двигательную активность детей;
Развивать творческое воображение;
Способствовать совершенствованию двигательных навыков;
Воспитывать уверенность в своих силах и доброжелательное отношение к товарищам.
Для того, чтобы занятие вызвало у детей интерес, воспитатель должен учесть множество факторов, начиная с мотивации, с сюжета и заканчивая подбором игровых атрибутов.
Воспитатель должен быть эмоциональным, искренним и обладать определенными качествами:
- уметь увлекать детей своими эмоциями, вызывать у них желание заниматься тем, чем предлагает воспитатель;
- уметь видеть и чувствовать каждого ребенка, осуществлять индивидуальный подход, как при подготовке занятия, так и при его проведении;
- правильно подобрать атрибуты и спортивное оборудование;
- знать, как строится занятие, как распределяется нагрузка, как осуществляется переход от одной части занятия к другой;
- любить заниматься физкультурой и спортом и быть приверженцем здорового образа жизни, своим собственным примером воспитывая детей в том же духе.
Конкретные задачи воспитателя при проведении любого сюжетно-игрового физкультурного занятия можно представить в виде следующей схемы:
Особенности и виды сюжетно-игровых занятий
У нас сюжетно-игровое занятие младшей группе детского сада проводится один раз в неделю. Два раза проводятся традиционные занятия, одно - занятие – прогулка и одно – физкультурный досуг. Все занятия строго дозированы по времени и рационально соотносятся с другими видами деятельности в течение дня и недели.
Сюжетно-игровые занятия мы условно разделили на пять групп: с экологической направленностью (занятия-путешествия), на фольклорном материале (на основе народных подвижных игр), занятия со спортивными атрибутами (например Школа мяча), комплексные игровые программы (физкультурные досуги), занятия с элементами развития речи (по мотивам сказок, стихов, лексической темы по развитию речи).
Структура сюжетно-игрового занятия
По структуре сюжетно-игровое занятие почти не отличается от традиционного, кроме того, что в нем перед вводной есть еще одна часть, условно называемая нами – провокация. Провокация, конечно, только в хорошем смысле слова. Провокация, которая призвана привлечь внимание детей, организовать их для физкультурного занятия без всякого организационного момента, вызвать у них желание следовать за воспитателем и т.п. Мы называем это еще локальной мотивацией. Остальные части сюжетно-игрового занятия совпадают с традиционными.
Сюжетно-игровые занятия имеют и свои особенности:
В занятии используются только те движения, которые дети хорошо освоили, т.е. разучили на физкультурном занятии, закрепили на повторном занятии с усложнением и на утренней гимнастике.
В занятии используются только те игры, которые дети знают или те, которые довольно легко разучиваются.
Сюжетно-игровое занятие проводится неспешно, дети общаются с воспитателями, между собой, обмениваются впечатлениями, рассуждают.
Познавательный элемент сюжетно-игрового физкультурного занятия является разнозначной и равноценной частью занятия.
В сюжетно-игровом занятии для младших дошкольников обязательно используется красочная, привлекательная для детей игровая и спортивная атрибутика.
Чаще всего сюжетно-игровое занятие завершается каким-либо угощением.
Методы обучения, применяемые на сюжетно-игровом занятии
В раннем дошкольном возрасте в большей мере используют показ, имитации, зрительные, звуковые ориентиры.
Имитация. Подражание действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы занимает большое место при обучении детей физическим упражнениям. Известно, что дошкольнику свойственна подражательность, стремление копировать то, что он наблюдает, о чем ему рассказывают, читают. Подражая, например, действиям зайчика, мышки, дети входят в образ и с большим удовольствием выполняют упражнения. Возникающие при этом положительные эмоции побуждают много раз повторять одно и то же движение, что способствует закреплению двигательного навыка, улучшению его качества, развитию выносливости.
Образы, соответствующие характеру разучиваемого движения, помогают создавать о нем правильное зрительное представление. Например, для выполнения прыжков на двух ногах, продвигаясь вперед, педагог использует образ воробышка. Образы, которые не полностью соответствуют характеру разучиваемого движения (прыгать как зайчики), применяют для того, чтобы дети с большим интересом выполняли физические упражнения.
Имитация широко используется при освоении общеразвивающих упражнений и таких движений, как ходьба, бег и др. Дети могут подражать движениям, повадкам животных (медведь, лиса, зайчик и др.), птицам (гусь, петух, курица, воробышек, цапля), насекомым (бабочка, жук, комар, муха, пчела, гусеница), растениям (цветок, трава), различным видам транспорта (поезд, автомобиль, самолет), трудовым операциям (колка дров, полоскание белья и др.).
Имитация используется во всех возрастных группах, но чаще она применяется в работе с младшими детьми. Это связано с наглядно-образным характером мышления детей этого возраста и использованием несложных упражнений, для которых легко подобрать образы.
Методы с использованием зрительных ориентиров (предметы, разметка пола) побуждают детей к деятельности, помогают им уточнить представления о разучиваемом движении, овладеть наиболее трудными элементами техники, способствуют более энергичному выполнению упражнений. Например, яркие игрушки стимулируют детей к ходьбе, наклонах достать носки ног способствует увеличению амплитуды движения.
Методы с использованием звуковых ориентиров применяются для освоения ритма и регулирования темпа движений, а так же как сигнал для начала и окончания действия, для фиксирования правильного выполнения упражнения (подлезая под веревку, к которой прикреплен колокольчик, ребенок, чтобы не задеть его, наклоняется ниже). В качестве звуковых ориентиров используются музыкальные ориентиры, удары в бубен и барабан, хлопки в ладоши и др.
Словесные методы. К данной группе методов относятся: название упражнения, описание, объяснение, указания, вопросы, рассказ, беседа и др. Словесные методы активизируют мышление ребенка, способствуют созданию более точных зрительных представлений о движении.
Известно, что временные связи устанавливаются в коре головного мозга быстрее и прочнее, когда мышечно-двигательный раздражитель сочетается с речедвигательным. Благодаря такому сочетанию в дальнейшем легко удается оживить след зрительного образа движения путем оживления следа словесного обозначения (название упражнения вызывает отчетливое представление о нем). И, наоборот, при наблюдении за выполнением физических упражнений оживляется след словесного обозначения. Таким образом, словесные обозначения могут быть такими же раздражителями, как и физические упражнения. С помощью слова детям сообщают знания, дают задания, повышают интерес к их выполнению, анализируют и оценивают достигнутые результаты.
Рассказ, придуманный воспитателем или взятый из книги, используется для побуждения у детей интереса к занятиям физическими упражнениями.
Сюжетный (тематический) рассказ применяется непосредственно на занятии. Например, воспитатель рассказывает о поездке на дачу, о прогулке в лес и т.д., а дети выполняют соответствующие упражнения. На занятиях используются также стихи, считалки, загадки.
Условия организации сюжетно-игрового занятия
При подборе сюжетных игр принимаются во внимание сформированность у ребенка представлений об обыгрываемом сюжете. Для лучшего понимания игрового сюжета педагог проводит предварительную работу с ребенком: читает художественные произведения, организует наблюдения за природой, повадками животных, деятельностью людей различных профессий (пожарными, водителями, спортсменами и т.д.), просматривает видео-, кино- и диафильмы, проводит беседы.
Огромную роль в проведении сюжетно-игровых занятий играет подбор атрибутов (маски, игрушки, спортивное оборудование). Они должны быть яркими, красочными, чтобы создать эмоциональное настроение на занятии, вызвать интерес, побудить детей к выполнению заданий. Можно рекомендовать следующее оборудование и инвентарь.
Оборудование: спортивный модуль, мат гимнастический, гимнастическая скамейка, доска для развития равновесия, ребристая дорожка, шнуры, веревки, канат, дуги для подлезания, мишени для метания, корзины для метания.
Инвентарь: кегли, кубики, султанчики, спортивные палки, обручи, мешочки с песком, мячи маленькие, средние и крупные, массажные коврики и дорожки.
Атрибуты к подвижным играм: ленточки разноцветные, кольца разноцветные, рули, шапочки, маски, платочки, стойки, зонтик, флажки и др.
Игрушки: солнышко, медведь, лиса, собака, заяц, кошка, куклы и др.
Важно правильно организовать игру в зависимости от содержания, очередности выполнения заданий. Она может быть проведена одновременно со всеми детьми или с небольшой группой. Педагог варьирует способы организации игр в зависимости от их структуры и характера движений. Он продумывает способы сбора детей на игру и внесение игровых атрибутов. Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально в течение 1,5—2 мин.
Объяснение сюжетной подвижной игры дается после предварительной работы с ребенком по формированию представлений об игровых образах. Тематика сюжетных подвижных игр разнообразна: это могут быть эпизоды из жизни людей, явлений природы, подражание повадкам животных. В ходе объяснения игры перед детьми ставится игровая цель, способствующая активизации мысли, осознанию игровых правил, формированию и совершенствованию двигательных навыков. При объяснении игры используется краткий образный сюжетный рассказ. Он изменяется в целях лучшего перевоплощения ребенка в игровой образ, развития выразительности, красоты, грациозности движений; фантазии и воображения малыша. Сюжетный рассказ аналогичен сказке, вызывающей у детей воссоздающее воображение, как бы зрительное восприятие всех ситуаций игры и действий, которые стимулируют их к эмоциональному восприятию.
Эстетическая характеристика сюжетно-игровых занятий обогащается игровыми зачинами, загадками, считалками. Примером содержания сюжетно-игровых занятий служат народные сказки, детские книжки и т.д. Важным моментом для проведения сюжетно-игровых занятий является музыкальное сопровождение. В связи с этим воспитатель должен располагать библиотекой со специально подобранной литературой и аудиотекой, содержащей танцевальные и ритмические мелодии.
Немаловажную роль играет воспитатель. Он должен быть эмоционален, энергичен, бодр, хорошо знать тексты сопровождения, должен уметь играть. Ведь именно игра является наиболее характерной деятельностью детей младшего дошкольного возраста.
Данная схема не учитывает всех факторов, влияющих на эффективность занятия, отображены лишь основные из них.
На сюжетно-игровом занятии могут использоваться самые разнообразные игры, и чем больше игр будут знать дети, тем лучше.
Приветствуются также игры-импровизации, авторские игры, игры-драматизации, речевые малоподвижные игры, психогимнастика, игры с математическим содержанием, игры с экологическим содержанием и т.д.
Перспективный план сюжетно-игровых занятий на год
(младший возраст)
Сентябрь
Не
де
ли
Моти
вация
Перестроение
Ходьба
бег
ОРУ
ОВД
Подвижные игры
1
Колобок школа мяча
Построение
стайкой
Ходьба
стайкой
за воспитателем
Бег обычной стайкой
С теннисными мячами
Прыжки прокатывания мяча.
Назови ласково
2
теремок
Стайкой
Ходьба
парами за воспитателем
Бег парами стайкой за воспитателем
Имитационные ритмические упражнение
Прыжки прокатывания мяча.
Волк и зайцы
3
В гостях у бабушки в деревне домашние птицы
Построение в колонну
по одному
-
-
имитация петушка
Прыжки прокатывания мяча.
Гуси
4
Мы растем здоровыми
Построение в колону
Чередование ходьбы стайкой
с ходьбой в рассыпную
Чередование бега врассыпную с бегом обусловленное место по сигналу воспитателя
-
Прыжки прокатывания мяча.
Карусель
Октябрь
Недели
Мотивация
Перестроение
Ходьба
Бег
ОРУ
ОВД
Подвижные игры
1
Разноцветный рули (работа с обручем)
Построение в колонну по одному
Ходьба в колонне друг за другом по зрительным ориентирам
бег в колонне друг за другом по зрительным ориентирам
С обручами на что похоже?
Прыжки на двух ногах прокатывания мяча друг другу двумя руками.
Разноцветные автомобили (Карусель)
2
Волк и семеро козлят
Построение в колонну по одному
Ходьба в колонне друг за другом по зрительным ориентирам
-
Имитация козлят
Прыжки, метание мяча, Прыжки на двух ногах прокатывания мяча друг другу двумя руками.
Волк и козлята
3
Путешествие в осенний лес
Построение в колонну по одному
Ходьба в колонне друг за другом по зрительным ориентирам
бег в рассыпную по залу
С листочками
Ползание на четвереньках по прямой(4-5м)ходьба с перешагиванием через предметы.
Лиса в курятнике
4
Паучок
Построение в колонну по одному
Ходьба в колонне друг за другом по зрительным ориентирам на носках.
Бег в колонне по росту, не отставая и не перегоняя товарищей по зрительным ориентирам
Ритмические упражнение
Ползание за катящимся предметом с ускорением и замедление темпа
Паутинка
Ноябрь
Недели
Мотивация
Перестроение
Ходьба
Бег
ОРУ
ОВД
Подвижные игры
1
Волшебная палочка (Работа с гимнастической палкой)
Построение в колонну по росту
Ходьба в колонне друг за другом
бег в колонне друг за другом с ускорением и замедлением
С палочкой
Ходьба по гимнастической палке боком, прокатывание мяча между предметами.
Лошадка
2
Маша и медведь) по мотивам мультсериала
Построение в колонну парами
Ходьба в колонне парами
бег в колонне парами взявшись за руки.
Упражнение имитационные (мишка)
Ползание по доске на средних четвереньках(по мосту)
Д=3,5-4,0м, прыжки на двух ногах на месте в паре.
Игра (разбудили мишку)
3
В гостях у бабушки (домашние животные
Построение в колонну парами
Ходьба в колонне парами с высоким подниманием колена
Бег в колонне парами чередуем с бегом в рассыпную
котята
Ползание на средних четвереньках по скамейке ( мосту)
Д=3,0-4,0м, прокатывания мяча под дугой с целью сбить кеглю.
Кот и мыши
4
Веселый стадион
Построение в колонну с перестроением в пары, стоя на месте
Ходьба в колонне парами с высоким подниманием колена и взмахом рук
Бег в колонне парами чередуем с бегом в рассыпную (найди свою пару)
-
Ползание на средних четвереньках по скамейке ( мосту)
Д=3,0-4,0м прокатывания мяча под дугой с целью сбить кеглю.
Кот -рыболов
Декабрь
Недели
Мотивация
Перестроение
Ходьба
Бег
ОРУ
ОВД
Подвижные игры
1
Веселый кубик игры с кубиками
Построение в колонну по росту с перестроением в рассыпную по залу
Ходьба в колонне змейкой
бег в колонне друг за другом змейкой
С кубиками
прокатывания мяча между ножками стула с целью сбить кеглю., ходьба по гимнастической скамейке.
танец с кубиками (кто такой хороший)
2
цыпленок (ФП в детском саду)
-
-
-
Упражнение имитация цыплят
Подлезание под дугу не касаясь руками пола ходьба по гимнастической скамейке, .прыжки вверх с целью достать предмет.
курица наседка
3
выпал снег, первый снег, всюду шум, всюду смех (ФП в детском саду)
Построение в шеренгу и равнение по линии(Зрительный ориентир) с поворотом в колонну друг за другом
Ходьба в колонне по кругу взявшись за руки со сменной направления по сигналу
Бег по кругу взявшись за руки со сменной направления по сигналу
Имитационные упражнение: санки, лыжи, зайка
Подлезание под дугу не касаясь руками пола, ходьба по гимнастической скамейке,
Догонялки, хоровод, заинька топни ножкой
4
Мой любимы звонкий мяч
-
-
-
С мячом
Подлезание под несколько подряд расположенных дуг не касаясь руками пола
Веселый мяч догони мяч
Январь
Недели
Мотивация
Перестроение
Ходьба
Бег
ОРУ
ОВД
Подвижные игры
1
Магазин игрушек (на автобусе)
Построение в шеренгу равнение по зрительным ориентирам с поворотом в колонне
Ходьба в колонне в заданном направление змейкой
бег в колонне друг за другом в заданном направление с ускорением и замедлением темпа
Упражнение с игрушками
Ходьба по гимнастической скамейке, с дополнительным заданием, приставляя пятку одной ноги к носку другой, бросания мяча двумя руками об пол и ловя его.
Найди себе пару с такой же игрушкой
2
Магазин игрушек (на самолете)
-
Ходьба в колонне в заданном направление с ускорением и замедлением темпа
-
-
Ходьба по гимнастической скамейке, с дополнительным заданием, приставляя пятку одной ноги к носку другой, бросания мяча двумя руками об пол и ловя его, проползание между еожками стула произвольным способом.
Найди себе пару с такой же игрушкой
3
Эх снег снежок, белая метелица
Построение в шеренгу равнение по зрительным ориентирам с поворотом в колонне
Ходьба шеренгой с одной стороны площадке на другую
бег в колонне друг за другом с остановкой по сигналу (приседание)
Кружиться снежинки
Ходьба по гимнастической скамейке с мячом над головой, ловля мяча брошенного воспитателем (расстояние70-90см)
Заморожу
4
Зимние забавы
Построение в шеренгу равнение по зрительным ориентирам с поворотом в колонне
-
бег в колонне друг за другом с остановкой по сигналу (приседание)
Игра с разноцветными мячами
Прыжки в длину с места(расстояние 40см), проползание в обруч расположенный вертикально полу прямо не касаясь руками пола.
Снежинки, кто быстрее на санках, Лошадки
Февраль
Недели
Мотивация
Перестроение
Ходьба
Бег
ОРУ
ОВД
Подвижные игры
1
разноцветные ленточки (работа с лентами)
Перестроение из колонны по одному в колонну по два с места за направляющим по ориентиру
Ходьба парами в колонне +ходьба парами Змейкойогибая поставленный предмет
Бег в парах, бег в колонне со сменой направления по сигналу
Мышки играют в своих норках
Ходьба по гимнастической скамейке на высоких четвереньках, прыжки в длину с места (расстояние 40см)
Ловушка с ленточками
2
В гости к сказке(по мотивам сказке) Репка
-
-
-
Имитационные упражнение герои сказки
Ходьба по гимнастической скамейке на высоких четвереньках, прыжки в длину с места (расстояние 40-50см)
Репка
3
Мой самый верный друг
Перестроение из колонны по одному в колонну по два с места за направляющим по ориентиру
Ходьба на носках, поднимая колениПо высокой траве перешагивая через препятствия (коряги, пни)
Бег колонне со сменой направления по сигналу
собачки
Ходьба по бревну на средних четвереньках, бросания мяча вперед двумя руками снизу (вдаль)
Про собачку
4
У петрушки (спортивные игры В.Я. Лысов)
Перестроение из колонны по одному в колонну по два с места за направляющим по ориентиру
-
-
Дети отгадывают загадки о животных и изображают их.
бросания мяча вперед двумя руками из под головы, прыжки со сменой положения ног.
Докати мяч, Кто быстрей
Март
Неделя
Мотивация
Перестроение
Ходьба
Бег
ОРУ
ОВД
Подвижные игры
1
Волшебный мешочек (работа с мешочками)
Перестроение из колонны по одному в колонну по два с места за направляющим по ориентиру
Ходьба широким и мелким шагом со сменой направления по сигналу
Бег по извилистой дорожке. Бег врозь по лужайке
Упражнения с мешочками.
Ходьба по кирпичикам расположенных на расстоянии друг от друга 15см, прыжки со сменой положения ног
Игра Пингвины
2
Кто сказал мяу (по мотивам рассказа Сутеева)
-
-
Бег по кругу взявшись за руки
Имитация кота
бросания мяча вперед двумя руками из под головы, Ходьба по кирпичикам расположенных на расстоянии друг от друга 15см,
Игра Черный кот
3
Заюшкина избушка
Перестроение из колонну в шеренгу и на оборот
Ходьба по наклонной и горизонтальной поверхности, перешагивая через камушки и канавки
Бег по кругу взявшись за руки с ускорением и замедлением темпа.
Имитация зайчиков
бросания мяча вперед двумя руками из под головы через веревку, Ходьба по кирпичикам расположенных на расстоянии друг от друга 20см,
Лиса и петух
4
Веселые старты (В.Я. Лысого и др.)
-
-
-
-
Прыжки через предметы Н=5-10см, бросания мяча вперед двумя руками из под головы через веревку, ползание по наклонной доске, закрепленной на второй перекладине лесенки-стремянки, с переходом на нее.
Догони, бег в мешках., преодолей полосу препятствий.
Апрель
Неделя
Мотивация
Перестроение
Ходьба
Бег
ОРУ
ОВД
Подвижные игры
1
Как стать силачом.
Перестроение из колонны по одному в колонну по три с места за направляющем по ориентиру
Ходьба с дополнительным заданием, с остановкой по сигналу, поворот вокруг себя
Бег с ускорением и замедлением направление (на поезде)
Упражнения с гантелями.
Прыжки через предметы Н=5-10см, бросания мяча вперед двумя руками из под головы через веревку, ползание по наклонной доске, закрепленной на второй перекладине лесенки-
Игра Повтори за мной
2
Радостные птички.
-
-
-
Имитация воробьев.
Влезание на гимнастическую скамейку с дополнительным заданием для рук
Игра воробушки и автомобиль
3
Путешествие в весенний лес
-
Ходьба с высоким подниманием колена, со сменой направления по сигналу.
Бег с высоким подниманием бедра со сменой темпа по сигналу
Медвежата в чаще жили
Прыжки через предметы Н=5-10см, бросания мяча вперед двумя руками из под головы через веревку, ползание по наклонной доске, закрепленной на второй перекладине лесенки-стремянки, с переходом на нее.
Лиса и заяц
4
У солнышко в гостях (на фольклорном материале
-
Ходьба приставным шагом вперед ходьба в горку
Бег в колонну друг за другом в горку.
солнышко
Бросания мяча вверх и попытка поймать его, прямой галоп, влезание на бум +поворот вокруг себя с переступанием.
Солнышко и дождик.
Май
Неделя
Мотивация
Перестроение
Ходьба
Бег
ОРУ
ОВД
Подвижные игры
1
Разноцветные метелки(работа с султанчиками)
Размыкание и смыкание при построении перестроении обычным шагом.
Ходьба по профилактической дорожке, игра найди свое место в поезде
Бег с дополнительным заданием: догонять убегающих
Упражнение с султанчиками.
прямой галоп, бросание мяча вверх и ловя его.
Поймай бабочку
2
Пузырь, соломинка и лапоть.
-
-
Бег с дополнительным заданием: убегать от догоняющих
Ручеек
прямой галоп, бросание мяча вверх и ловя его, ходьба по наклонному буму.
Подвижная игра Пузырь
3
Путешествие в летний лес
Повороты на право , на лево преступлением
Ходьба приставным шагом вперед назад
Чередовать бег в колонне с бегом в рассыпную
Распускаются цветы
ходьба по наклонному буму, метание на дальность правой и левой рукой.
День ночь
4
Лето , лето к нам пришло.
-
-
-
-
Прыжки в высотус места через шнур(Н=5см) метание на дальность правой и левой рукой, влезание на гимнастическую стенку и спуск с нее
Кто быстрее.
Как определить эффективность работы
(заключение)
Чтобы определить, насколько наша работа была плодотворной, мы провели педагогическое обследование детей в начале года (исходное) и в конце года (итоговое) и проанализировали результаты работы.
В качестве параметров, при помощи которых мы могли бы делать определенные выводы, мы взяли:
- интерес, инициативность, активность ребенка. Причем не только на занятиях, но и в свободной деятельности.
- освоение детьми основных видов движений, которые представлены в основной программе;
- уровень владения спортивными атрибутами и использование спортивного оборудования.
Диагностика
Фамилия, имя ребенка
Интерес, инициативность,
активность
Освоение ОВД
Навыки владения
спортивными
атрибутами
Начало
года
Конец
года
Начало
года
Конец
года
Начало
года
Конец
года
Абрахманов Витя
С
В
С
В
С
С
Айткулова Даша
Н
С
Н
С
С
С
Быков Саша
С
В
С
В
Н
С
Гафарова Ира
Н
С
Н
С
Н
С
Казарин Женя
Н
С
Н
С
Н
С
Карпова Катя
Н
С
Н
С
Н
С
Казарин Женя
Н
С
Н
С
Н
С
Майер Лиза
Н
С
Н
С
Н
С
Никитина Маша
Н
С
Н
С
Н
С
Норова Даша
Н
С
Н
С
С
В
Путяшева Яся
Н
С
Н
С
С
В
Раушкин Даниил
С
В
С
В
С
В
Хрипунова Аня
Н
С
Н
С
С
В
Шилова Лиза
С
В
С
В
С
В
Шмелева Тая
Н
С
С
С
С
С
Юрьев Андрей
Н
С
Н
В
С
В
Ефимова Настя
Н
С
С
С
С
С
Демьянов Слава
Н
С
Н
С
Н
С
Виниченко Вера
С
В
Н
С
Н
С
Критерии к показателю Интерес, инициативность, активность
В- высокий уровень. Ребенок проявляет интерес, активен и во время физкультурных занятий и во время свободной деятельности, например на прогулке, с удовольствием участвует в играх, соблюдает правила, проявляет инициативу, никогда не бывает пассивен.
С- средний уровень. Ребенок проявляет интерес, занимается на физкультурных занятиях с удовольствием, но в основном под руководством взрослого, Без руководства взрослого интерес теряется. Инициативу проявляет, но если она не поддерживается взрослым, теряет интерес.
Н – низкий уровень. Ребенок не проявляет интерес к физкультурным занятиям, не проявляет инициативы, отказывается участвовать в играх или быстро теряет к ним интерес и выходит из игры. Все время нуждается в руководстве взрослого.
Критерии к показателю Освоение ОВД см. в программе Детство
Критерии к показателю Навыки владения спортивными атрибутами см. в программе Детство.
К данным критериям мы добавили свои: важно не только, как хорошо ребенок владеет спортивными атрибутами, но и то, насколько он проявляет к ним интерес в свободной деятельности, насколько активно их использует.
Согласно анализу результатов нашего педагогического обследования, работа наша оказалась достаточно продуктивной:
высокий уровень интереса, активности, инициативности детей вырос на 21%;
высокий уровень освоения основных видов движений – на 25%;
высокий уровень владения спортивными атрибутами - на 28%.
При педагогическом обследовании применялись такие методы как: наблюдение, анализ объективных физических показателей детей, диагностические тесты.
Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что данная работа пошла на пользу не только детям, но и взрослым: сами воспитатели узнали много нового, кардинально обновили свою предметно-развивающую среду, пополнили картотеки гимнастических комплексов и т.д. Теперь о физкультурно-оздоровительной работе мы знаем гораздо больше и можем строить ее гораздо более эффективно.
Приложение 1. Конспекты физкультурных занятий
Комплекс зарядки Добрый лес
Программные задачи:
упражнять детей в ходьбе и беге на носках, закреплять двигательные навыки, развивать физические качества и способности; дать детям эмоциональный заряд на предстоящий день, помочь сбросить негативные эмоции.
Ход зарядки:
Ходьба
Добрый лес, старый лес!
Полон сказочных чудес!
Мы идём гулять сейчас
И зовём с собою вас!
По ровненькой дорожке шагают наши ножки,
Вот так, вот так, шагают наши ножки.
Мы шагаем друг за другом,
Лесом и зелёным лугом.
Бег. Ходьба на носках
Мостик в стороны качался
А под ним ручей смеялся,
На носочках мы пойдём,
На тот берег попадём.
Крылья пёстрые мелькают
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре –
Полетели, закружили.
Прыжки
Зайчик быстрый скачет в поле
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседы – ребятишки
Инструктор: Дети, мы пришли в лес на красивую полянку, а кто здесь живёт, вы попробуйте отгадать:
Я хозяин леса строгий,
Спать люблю зимой в берлоге,
И всю зиму на пролёт
Снится мне душистый мёд.
Страшно я могу реветь.
Кто же я, скажи… (медведь)
Инструктор: Правильно! Ребята, а сейчас мы с вами превратимся в медвежат.
Раз, два, три, мы закружились
В медвежат мы превратились.
Сейчас медвежатки сделают зарядку.
ОРУ (без предметов)
Потягивание
Утром мишенька проснулся,
Мишка к солнцу потянулся.
Вот так, вот так,
Мишка к солнцу потянулся.
Повороты головы
Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили.
Вот так, вот так.
Головой своей крутили
Наклоны вперед и в стороны
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так,
Дружно дерево качали.
Приседание: Вперевалочку ходили,
И из речки воду пили.
Вот так, вот так
И из речки воду пили.
Прыжки на двух ногах
Мишкам весело играть.
Мишкам хочется скакать.
Раз, два; раз, два,
Вот и кончилась игра.
Инструктор:
Стоп! Закончилась зарядка.
Вдох и выдох для порядка.
До свиданья, добрый лес!
Полный сказок и чудес!
Раз, два, три – мы закружились
И в ребяток превратились.
Конспект сюжетно-игрового занятия Колобок
Программные задачи: совершенствовать у детей бег в колонне по одному, на носках, ходьбу широким шагом, в полуприседе. Закреплять умения детей в прыжках из обруча в обруч, приземляясь на носочки; в подлезание под дугу. Продолжать учить детей подбрасывать мяч вверх и ловить его двумя руками, прокатывать его по дорожке. Развивать у детей ловкость, внимание, быстроту реакции. Вызвать интерес и желание заниматься физкультурой. Укреплять здоровье. Воспитывать доброту, отзывчивость, желание помогать другим.
Материал и оборудование: гимнастические скамейки, мячи на каждого ребёнка, обручи для прыжков, дуга для подлезания, дорожка для профилактики плоскостопия, тубус.
Ход занятия:
Дети входят в зал, строятся в шеренгу.
Инструктор
- Ребята, я сегодня вам расскажу сказку. А называется она Колобок.
Жили-были дед с бабой. Однажды и говорит дед бабе: Испеки-ка ты мне, бабка, колобок. Посмотрела баба, а муки - то и нет. Пошла бабка, по сусекам поскребла, по амбару помела, да и набрала муки, и испекла колобок.
Дети берут мячи и встают на места.
Инструктор
- Положила бабка колобок на окошко студится. Лежал-лежал колобок на окошке, скучно ему стало, и покатился он по дорожке.
Вводная часть: различные виды ходьбы и бега.
Инструктор
- Покатился колобок по дорожке, мимо высоких деревьев и маленьких ёлочек, с горки и в горку. (бег). А в лесу много тропинок, по разным тропинкам катится колобок и очутился на полянке (выполнение разминочных упражнений).
Стал колобок внимательно приглядываться, не встретится ли ему кто-нибудь.
( ОРУ с мячами).
- Внимательно смотрит колобок вверх и вниз
(Поднять мяч вверх и опустить вниз – 3 раза)
- Никого не увидел и решил посмотреть по сторонам
(ИП: стоя, мяч у груди. Повернуться вправо, влево, вернуться в ИП).
- И под кустиком посмотрел
( ИП: ОС. Присесть, мяч под коленами. Вернуться в ИП).
- И вокруг кустика прокатился
(Сидя на пятках, прокатывание мяча вокруг себя).
- Нет никого
(Подпрыгнул высоко, посмотрел внимательно).
Прыжки. Мяч в руках
Дыхательная гимнастика Сдуем перышко с ладони
-Так никого и не увидел Колобок и покатился дальше.
Катится колобок, катится, а навстречу ему заяц: Колобок, колобок, я тебя съем.
Инструктор (с мячом): Не ешь меня, зайка, я такой же проворный и ловкий, как и ты, и могу прыгать высоко, высоко. Посмотри как.
ИП: ОС, мяч в обеих руках, руки опущены вниз. Подбросить и поймать мяч (выполняется произвольно)
Инструктор: Не стал заяц есть колобка. Отпустил он его и покатился наш колобок дальше.
Катится он, катится, а на встречу ему волк: Колобок, колобок, я тебя съем
Инструктор (с мячом): Не ешь меня, волк. Я очень быстрый и укачусь от тебя далеко, и ты меня не догонишь.
ОВД.
Прыжки на двух ногах из обруча в обруч, приземляясь на носочки
(Ходьба по дорожке для профилактики плоскостопия)
Подлезание под дугой, мяч в руках
Прокатывание мяча по дорожке
Инструктор: Вот так и убежал колобок от волка.
И покатился колобок дальше. Катится, катится, а на встречу ему медведь: Колобок, колобок, я тебя съем
Инструктор (с колобком): не ешь меня, медведь, я с тобой поиграю.
Подвижная игра У медведя во бору
Инструктор: Вот так и укатился колобок от медведя. Катится колобок, катится и видит выходит Лиса Патрикеевна: Колобок, колобок, я тебя съем
Инструктор (с мячом): Нет, не ешь меня, лисонька. Я тебя перехитрю.
Заключительная часть.
Игра малой подвижности Найди, где спрятано
Инструктор: Искала, искала лиса колобок, а наш колобок укатился в другую сказку, которую мы с вами послушаем в следующий раз.
Конспект сюжетно-игрового занятия по сказке Теремок
Задачи: учить детей спрыгивать с не высоких предметов, мягко приземляясь на полусогнутые ноги, продолжать учить ходить по кругу, сохраняя ровное построение. Вызвать интерес и желания заниматься физкультурой. Укреплять здоровье, воспитывать доброту, отзывчивость, желание помогать другим.
Оборудование: Дуга, куклы персонажей сказки Теремок, предмет для спрыгивания (Н=20см), спортивная веревка, обручи, блоки Дьеныша.
Содержание занятия
Ребята, вы любите сказки? Сегодня на нашем занятии, мы попадем в одну из них, а в какую догадаетесь сами. (Ходьба в колонне друг за другом сохраняя зрительный ориентир.)
На пути кочки, поднимаем ноги высоко (Ходьба по залу с высоким подниманием колена.)
1,2,3,4,5 на носках идем гулять. (Ходьба на носках)
мы шагаем, мы шагаем, руки выше поднимаем, головы не опускаем, дышим ровно глубоко. А теперь на пятки. 1,2,3,4,5 будем прыгать и скакать. На полянку поспешим, друг за другом побежим. (Бег по кругу).
А теперь опять шагаем ни кого не задеваем.(дыхательное упражнение ЦВЕТОЧЕК).
Ребята, посмотрите, что там стоит ? (в конце зала стоит теремок)
Теперь вы догадались, в какую сказку мы попали? Да, совершенно верно, это сказка - Теремок. Давайте подойдем и спросим, кто там живет:
-Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в не высоком живет? (Выбегает мышка из теремка (кукла))
- Я маленькая мышка, но вовсе не трусишка. Становитесь на зарядку выполняйте по порядку.
Вышли мышки(ОРУ)
Вышли мышки как-то раз(Ходьба на месте)
Поглядеть который час(повороты влево, вправо, пальцы трубочкой перед глазами)
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши над головой)
Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук)
Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой)
Побежали мышки в вон (бег на месте)
Спасибо мышка за зарядку.
А кто ещё в теремочке живет давайте спросим.
Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в не высоком живет?
Выбегает лягушка-квакушка ОВД
Ква-ква поиграем детвора, сделаем болото.( выкладываем веревку по кругу)
Будем прыгать как лягушки чемпионки- попрыгушки. За прыжком другой прыжок, повернись вокруг разок, выше прыгаем дружок.(прыжки на двух ногах на месте с поворотом вокруг себя раздвинув пальцы рук)
Вот из лужицы на кочку, да за мошкою вприскочку? Ква-Ква-Ква.
(влезают на предметы)
Есть им больше не охота прыг опять в своё болото.
(спрыгивание вниз и пролезание под дугой)
Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет?
(Выбегает из теремка зайка)
1,2,3,4,5 волка я боюсь опять
Всюду ходит он за мной где мне спрятаться ребята
Помогите, подскажите.
А мы спрячемся в кусты,
Прячься заинька и ты (дети садятся на корточки и прячут голову в колени.)
(выходит волк)
Я лохматый серый волк, я в зайчишках знаю толк.
У-У нет ни кого, спрячусь за куст подожду…
Выскочили зайки на зеленый на лужок травку щиплют
Слушают, не идет ли волк (Подвижная игра зайцы и волк).
Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в не высоком живет?
(Выходит лиса с геометрическими фигурами в корзинке, здоровается с детьми)
Здравствуете ребята. Посмотрите какие интересные фигуры я для вас приготовила, давайте поиграем с ними. (Игра с блоками Дьенеша Найди свой домик).
А теперь нам пора возвращаться из сказки в группу.
Конспект сюжетно-игрового занятия Сказка о теннисном мячике
Задачи: Познакомить детей с теннисным шариком, его свойствами (прыгает, легкий, ломается, если обращаться не аккуратно), развивать согласованность движения создавать ситуации , побуждающие проявлять активность в овладении действиями с мячом.
Оборудования: Теннисные мячи по количеству детей, резиновый мяч.
Содержание занятия
Сказка о самом маленьком мячике. Педагог рассказывает о свойствах теннисного мячика(1 минута)
Ползанье на четвереньках. Ребята исчезли маленькие теннисные мячики, с которыми вы любите играть. Давайте поищем их (1,5 минуты темп умеренный)
Танец с теннисными мячиками (ОРУ)
Наши мячики грустные, потому что они долго лежали в коробки, ни кто с ними не играл.
Давайте развеселим их и потанцуем.
- Вот он мячик. И.п.- основная стойка ноги вмести, мячик прижат к груди. Мячик вперед, показать, прижать к груди и спрятать.(темп умеренный, 6 раз)
-Покатаем И.п.- основная стойка ноги на ширине плеч, мячик в согнутых руках перед грудью. Покатать мячик в руках. (темп умеренный,1 минута)
-Маленький мячик и большой мяч И.п. –одна нога впереди, другая позади, руки в низу. Вращать мячик всей рукой и кистью руки (темп умеренный , пять раз)
- Приседания И.п.- основная стойка ноги широко расставлены, руки прижаты к груди. Приседать с мячом(темп быстрый пять раз)
-Попрыгаем И.п. – ноги вмести руки вдоль туловища. Прыжки на двух ногах с мячиком (темп быстрый, 2 минуты)
Гонка шариков Дети свободно располагаются по залу. По сигналу прокатывают мячик в разные стороны, по другому сигналу останавливают и перешагивают через него, поворачиваются кругом и ещё раз перешагивают и катят дальше другой рукой( темп быстрый, 5 раз каждой рукой)
Высоко-высокоДети стоят по кругу, по сигналу подбрасывают мячик одной рукой высоко-высоко, затем догоняют его и занимают прежнее место.(темп умеренный 5раз)
Ветердети стоят на четвереньках. Дуют на мячик перемещаются на противоположную сторону ползком, назад возвращаются пешком(темп быстрый ,3 раза)
Подвижная игра Мой веселый звонкий мяч Педагог.Мой веселый, звонкий мяч ты куда пустился вскачь? Желтый, красный, голубой не угнаться за тобой. Отбивает мяч стоя на месте, а дети прыгают на двух ногах , затем воспитатель и дети выполняют это упражнение выполнят в движении( темп умеренный 2 минуты)
Заключительная часть. Дети стоят в кругу. Воспитатель катит теннисный мячик, одному из них тот катит мячик обратно, называя любимую игрушку ласково. И т.д
Конспект сюжетно-игрового занятия
Путешествие в осенний лес, в гости к лисичке
Задачи:
1. Доставить детям радость от физкультурного занятия. Формировать позитивное отношение к занятиям.
2. Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе. Формировать основы экологической культуры.
3. Совершенствовать у детей бег в колонне по одному с остановкой по сигналу. Ходьба в колонне змейкой, с перешагиванием через предметы h=10-15см.
Закрепить умение детей в прыжках в длину.
Оборудование
Куклы бибабо Лиса, Ежик, Заяц, ровные, ребристые дорожки, конусы (деревья) предметы h=10-15 см, осенние листочки, знаки о правилах поведения в лесу.
Содержание занятия
Ребята сегодня к нам в гости пришла лиса. Она приглашает нас к себе в осенний лес. Давайте я вам сейчас расскажу правила поведения в лесу.(рассказ воспитателя о правилах поведении в осеннем лесу)
А сейчас лиса пошли к тебе в гости. Идем по лесу мимо деревьев. (ходьба по залу змейкой). А вот птичка летит, давайте помахаем руками словно птичка крыльями. (ходьба по залу с характерными движениями рукпомахивания крыльями).
Ребята осторожно здесь болото, пойдем по камешкам (широкий шаг), а вот по этому мостику мы попадем на полянку. Теперь можно и побегать.(Бег в колонне с остановкой по сигналу, приседания).
Дыхательное упражнение Шарик
Дети посмотрите, сколько нападало листочков с осенних деревьев,
Вот листочки перед нами сейчас мы с ними поиграем.
ОРУ:
И.п: ноги расставлены слегка, руки у груди. Поднять листочек вверх посмотреть на него и вернуться в исходное положение.
И.п: ноги на ширине плеч руки опущены. Повороты в одну сторону вернуться в И.п. затем в другую сторону.(4 раза в каждую сторону)
И.п: руки возле груди наклоны вперед руки вниз вернуться в и.п. (4 раза)
И.п: руки возле груди, приседание, аккуратно приседаем и листочки не роняем
И. п: лежа на спине руки вытянуты вперед ноги прямые. Взмах листочками вверх ноги согнуты в колени.
И.п: прыжки чередуются с ходьбой на месте. Мы веселые ребята будем прыгать как зайчата, а теперь шагаем как солдаты.
(ОВД)
Пока мы играли с листочками к нам пожаловал зайчик. Посмотрите он уже белый.
-Зайчик, почему ты был серым, а стал белым.
-Я готовлюсь к зиме, а белый я потому что на фоне снежного белого покрова легко мне скрыться от врага , а врагов у меня много. А еще я прыгаю далеко, т.к. у меня сильные ноги. А вы умеете прыгать далеко как я?А давайте поучимся прыгать так как я (прыжки на двух ногах с продвижением вперед ).
-Спасибо зайчик мы пойдем дальше
(ходьба по дорожке, профилактика плоскостопия.)
В пути нас ждут трудности нам их преодолеть надо, сейчас мы пойдем по мосточку на четвереньках ползание на четвереньках по гимнастической скамейки, а здесь пни и коряги, что бы не споткнуться, не упасть поднимаем ноги выше. (ходьба с перешагиванием через предметы)
-Смотрите как мы далеко зашли в лес здесь живут разные звери и все готовятся к зиме.
-Ой кто это? (увидели ёжика) что ж ты ёж такой колючий.
-А вы на моё лежбище наткнулись. Я уже готовлюсь к зиме
-Ребята вы знаете , что ёжики зимой впадают в спячку, для них это серьезное испытание и они к нему готовятся почти все лето.
-А что б тебе хорошо спалось, мы для тебя песенку споём.
(песенка про ёжика)
-А ты Лиса как готовишься к зиме?
-А у меня шуба к зиме становиться пушистей и теплее, а что бы не замерзнуть я много двигаюсь.
(Подвижная игра Лиса в курятники)
В лесу еще живут белки, они любят собирать полезные травы и коренья, и зная, что вы ко мне придете они передали мне для вас гостинец разные травы, и я сварила из них вам вкусный и полезный чай (угощение детей чаем).
Список литературы
Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка / В.Г.Алямовская. – Н.Н.: LINKA PRESS, 2005.-112 с.
Бабаева,Т.И. Младший дошкольник в детском саду / Т.И.Бабаева и др. - СПб.: Детство- ПРЕСС, 2006.- 288 с.
Голицына, Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении / Н.С.Голицына. - М.: Издательство Скрипторий 2003, 2004.- 72 с.
Карпухина, Н.А. Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада / Н.А.Карпухина. - Воронеж, 2007.- 272 с.
Кулик ,Г.И. Школа здорового человека: программа для ДОУ / Г.И.Кулик.- М.: ТЦ Сфера, 2006.-112с.
Лайзане,С.Я. Физическая культура для малышей / С.Я.Лайзане. - М.: Просвещение, 1987.- 160с.
Литвинова, М.Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / М.Ф.Литвинова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005.- 92с.
Литвинова, О.М. Физкультурные занятия в детском саду / О.М.Литвинова.- Ростов н/Д: Феникс,2008.- 492с.- (Мир вашего ребенка)
Маханева,М.Д. Воспитание здорового ребенка / М.Д.Маханева. - М.: АРКТИ, 2004.- 88с.
Пензулаева,Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет) / Л.И.Пензулаева. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- 128 с.
Синкевич,Е.А. Физкультура для малышей: методическое пособие для воспитателей / Е.А.Ссинкевич, Т.В.Большева. - СПб.: Детство-пресс, 2005.- 48 с.
Тимофеева, Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: книга для воспитателей дет. сада / Е.А.Тимофеева: 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2000.- 79с., ил.
Узорова,О.В., Физкультурные минутки / О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. - М.: ООО Издательство Астрель: ООО Издательство АСТ, 2004.- 96с.
Шебеко,В.Н. Физкультурные праздники в детском саду: творчество в двигательной деятельности дошкольника / В.Н.Шебеко. - М.: Просвещение,2001.- 93с.
Щербак,А.П. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении / А.П.Щербак. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.- 72с.
HYPER13PAGE HYPER15