Публикации
Лучший конспект урока
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лучший конспект урока
Автор: Полевщикова Елена Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лучший конспект урока
Автор: Полевщикова Елена Александровна
МБОУ Чажемтовская СОШ
учитель русского языка и литературы первой категории
Полевщикова Елена Александровна
Литература 10 класс.
Урок обобщающего повторения.
Тема: Трагическая судьба героинь А.Н.Островского
(по пьесам Гроза и Бесприданница)
На уроке ведётся групповая работа двух классов: 10А и 10Б. Группы состоят из 10 человек, остальные команда поддержки.
Цель урока:
приведение в систему полученных на предыдущих уроках знаний;
повторение и обобщение изученного материала.
Задачи:
1. Провести сравнительный анализ пьес А.Н.Островского Гроза и Бесприданница
2. Выяснить, в чём заключается трагедия Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой. Каковы причины этой трагедии?
3. Прийти к выводу, что пьесы А.Н.Островского актуальны и в наше время: они заставляют читателя задуматься, дают идеи для сюжета новых авторов.
Эпиграф к уроку:
Я не виновата, что Бог сделал меня такою,
что мне нужно жить и любить
Л.Н.Толстой Анна Каренина
Спасенья нет Снегурочке,
Не знаю как, но умертвит её!
А.Н.Островский Снегурочка
Ход урока.
Слово учителя.
Итак, друзья, тема нашего урока Трагическая судьба героинь А.Н.Островского . Слово трагедия пришло к нам из греческого языка, нон означает тяжёлое событие с гибельными последствиями. Действительно, Катерина Кабанова и Лариса Огудалова переживают свою трагедию. Наша основная задача - выяснить, в чём она заключается и каковы её причины.
Почему мы взяли для сравнения именно пьесы Гроза и Бесприданница? Между написанием этих произведений проходит 20 лет. Но А.Н.Островский показывает, что русское общество, освободившись от крепостного гнёта и и вместе с ним от религиозных догм, вступив в начальную стадию капитализма, на стало человечнее и порядочнее. На смену патриархальному Калинову пришёл негоциантский Бряхимов, где место самодуров Диких заняли дельцы новой формации - Кнуров и Вожеватов. Место деспотичных матерей Кабаних заняли торгующие своими дочками Огудаловы. А на место безвольных Борисов прищли якобы благородные, но любыми путями желающие обогатиться Паратовы.
Но, к счастью, в любое время существуют и люди чистой души, жаждущие возвышенных чувст и искренних отношений. И этот контраст ещё разительнее подчёркивает их трагедию.
Звучит романс из к\ф Жестокий романс Я словно бабочка к огню…
Любовь… Именно она решает подчас, счастлива ли будет женщина, как сложится её судьба. Ведь каждая женщина мечтает о ней. Именно это выражает первый эпиграф нашего урока.
Приступим к работе!
Задание №1 Узнай своих героев
1 группа работает по пьесе Гроза, 2 группа - по Бесприданнице.
1) Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть мне в душу, ни от кого я не слышала тёплого сердечного слова, не видела сочувствия. (Л.Огудалова)
2) Эх, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай Бог этому случиться! А уж коли мне здесь опостылеет, так не удержат меня никакой силой. (К.Кабанова)
3) Молчит. Чудак ты… Как же ты хочешь, чтобы он разговаривал, коли у него миллионы! ( Кнуров)
4) Что такое жаль, я этого не знаю. У меня ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно. (Паратов)
5) А мне видно так и загубить свою молодость в этой трущобе. Уж ведь совсем убитый хожу, а тут ещё дурь в голову лезет! Мне ли нежности заводить? (Борис)
6) Что красавицы? Что тут делаете? Красота-то вас радует? Вот красота-то куда ведёт. Вот, вот, в самый омут (Полусумасшедшая барыня)
7) Ведь он у нас чудак! Таскает её на бульвар, ходит с ней под ручку, голову так высоко поднял, что того гляди наткнётся на кого-нибудь. (Карандышев)
8) Никто не узнает про нашу любовь. Неужели я тебя не пожалею. (Борис)
9) Ехал он как-то на пароходе с другом своим, разумеется, оба пьяные до последней возможности. Творили они, что им только в голову придёт. (Робинзон)
10) Как зачем бояться? Как зачем бояться? Да ты рехнулся, что ли? (Кабаниха)
Задание №2 Как из прозы стихи вырастают.
Проверка домашнего задания. Цель:
Проявить творческие и знание особенностей родов литературы;
Переложить драматический сюжет пьесы в лирический или эпический жанр.
(Творческие работы прилагаются)
Задание №3 Анализ
Рассказать о композиционном построении обеих пьес. В чём своебразие композиции Замкнутого круга?
Задание №4 Найди двойника
Для творчества А.Н.Островского характерен художественный приём -герои-двойники. Докажите, что в вашей пьесе есть такие герои тоже. В чём смысл этого приёма?
(Тихон-Борис, Карандышев- Паратов , Катерина- Кабаниха и т.д.)
Задание №5 Найди сходства
Обсуждение образа главных героинь. Вы знаете, что своеобразие драматического жанра заключается в том, что о характере и поступках героев читатель узнаёт только из реплик. Вспомните цитаты из текста, характеризующие наших героинь. На основании этого сделайте вывод о том, что общего между Катериной и Ларисой.
Задание №6 Декламация
Домашняя заготовка. Вы приготовили выразительное чтение одного из монологов героини. Прослушав его, сделайте вывод, что различает Катерину и Ларису.
Задание № 7 Избранник сердца моего
Дайте характеристику избранникам сердца Катерины и Ларисы.
Задание № 8 Конфликт
Современный исследователь творчества А.Н.Островского Е.Холодов утверждает, что своеобразием его драматического таланта является то, что автор не скрывает от зрителей возможной развязки. Он считает, что важнее не неожиданная развязка, а то , как героиня будет к ней подведена. К этой мысли нас готовит 2 эпиграф урока: Спасенья нет Снегурочке, Не знаю как, но умертвит её!
Действительно, уже в 1 Действии обеих драм звучат слова о предчувствии гибели героинь как Катерины, так и Ларисы. Давайте проследим путь к развязке.
Итак, определите конфликт, отражающий тему урока, его завязку, кульминацию и развязку.
Задание №9 Трагедия женской судьбы
Сделайте вывод о том, в чём же заключается трагедия судьбы той или иной героини. Каковы причины, породившие её?
Заключительное слово учителя.
М.Ф.Достоевский писал о героинях Островского так: Гибнут Катерина и Лариса, но они погибли бы и без внешнего воздействия. У избранных натур свой рок, только он не в них: они носят его в своём сердце.
А.Н.Островский умер, но его театр жив до сих пор, потому что его герои воплотились в других произведениях. На столетнем юбилее драмы Гроза Валентин Распутин, написавший тогда повесть Живи и помни, сказал: Я писал свою Настёну с Катерины Кабановой, в ней та же трагедия.
Звучит романс из к\ф Жестокий романс А напоследок я скажу.
учитель русского языка и литературы первой категории
Полевщикова Елена Александровна
Литература 10 класс.
Урок обобщающего повторения.
Тема: Трагическая судьба героинь А.Н.Островского
(по пьесам Гроза и Бесприданница)
На уроке ведётся групповая работа двух классов: 10А и 10Б. Группы состоят из 10 человек, остальные команда поддержки.
Цель урока:
приведение в систему полученных на предыдущих уроках знаний;
повторение и обобщение изученного материала.
Задачи:
1. Провести сравнительный анализ пьес А.Н.Островского Гроза и Бесприданница
2. Выяснить, в чём заключается трагедия Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой. Каковы причины этой трагедии?
3. Прийти к выводу, что пьесы А.Н.Островского актуальны и в наше время: они заставляют читателя задуматься, дают идеи для сюжета новых авторов.
Эпиграф к уроку:
Я не виновата, что Бог сделал меня такою,
что мне нужно жить и любить
Л.Н.Толстой Анна Каренина
Спасенья нет Снегурочке,
Не знаю как, но умертвит её!
А.Н.Островский Снегурочка
Ход урока.
Слово учителя.
Итак, друзья, тема нашего урока Трагическая судьба героинь А.Н.Островского . Слово трагедия пришло к нам из греческого языка, нон означает тяжёлое событие с гибельными последствиями. Действительно, Катерина Кабанова и Лариса Огудалова переживают свою трагедию. Наша основная задача - выяснить, в чём она заключается и каковы её причины.
Почему мы взяли для сравнения именно пьесы Гроза и Бесприданница? Между написанием этих произведений проходит 20 лет. Но А.Н.Островский показывает, что русское общество, освободившись от крепостного гнёта и и вместе с ним от религиозных догм, вступив в начальную стадию капитализма, на стало человечнее и порядочнее. На смену патриархальному Калинову пришёл негоциантский Бряхимов, где место самодуров Диких заняли дельцы новой формации - Кнуров и Вожеватов. Место деспотичных матерей Кабаних заняли торгующие своими дочками Огудаловы. А на место безвольных Борисов прищли якобы благородные, но любыми путями желающие обогатиться Паратовы.
Но, к счастью, в любое время существуют и люди чистой души, жаждущие возвышенных чувст и искренних отношений. И этот контраст ещё разительнее подчёркивает их трагедию.
Звучит романс из к\ф Жестокий романс Я словно бабочка к огню…
Любовь… Именно она решает подчас, счастлива ли будет женщина, как сложится её судьба. Ведь каждая женщина мечтает о ней. Именно это выражает первый эпиграф нашего урока.
Приступим к работе!
Задание №1 Узнай своих героев
1 группа работает по пьесе Гроза, 2 группа - по Бесприданнице.
1) Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть мне в душу, ни от кого я не слышала тёплого сердечного слова, не видела сочувствия. (Л.Огудалова)
2) Эх, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай Бог этому случиться! А уж коли мне здесь опостылеет, так не удержат меня никакой силой. (К.Кабанова)
3) Молчит. Чудак ты… Как же ты хочешь, чтобы он разговаривал, коли у него миллионы! ( Кнуров)
4) Что такое жаль, я этого не знаю. У меня ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно. (Паратов)
5) А мне видно так и загубить свою молодость в этой трущобе. Уж ведь совсем убитый хожу, а тут ещё дурь в голову лезет! Мне ли нежности заводить? (Борис)
6) Что красавицы? Что тут делаете? Красота-то вас радует? Вот красота-то куда ведёт. Вот, вот, в самый омут (Полусумасшедшая барыня)
7) Ведь он у нас чудак! Таскает её на бульвар, ходит с ней под ручку, голову так высоко поднял, что того гляди наткнётся на кого-нибудь. (Карандышев)
8) Никто не узнает про нашу любовь. Неужели я тебя не пожалею. (Борис)
9) Ехал он как-то на пароходе с другом своим, разумеется, оба пьяные до последней возможности. Творили они, что им только в голову придёт. (Робинзон)
10) Как зачем бояться? Как зачем бояться? Да ты рехнулся, что ли? (Кабаниха)
Задание №2 Как из прозы стихи вырастают.
Проверка домашнего задания. Цель:
Проявить творческие и знание особенностей родов литературы;
Переложить драматический сюжет пьесы в лирический или эпический жанр.
(Творческие работы прилагаются)
Задание №3 Анализ
Рассказать о композиционном построении обеих пьес. В чём своебразие композиции Замкнутого круга?
Задание №4 Найди двойника
Для творчества А.Н.Островского характерен художественный приём -герои-двойники. Докажите, что в вашей пьесе есть такие герои тоже. В чём смысл этого приёма?
(Тихон-Борис, Карандышев- Паратов , Катерина- Кабаниха и т.д.)
Задание №5 Найди сходства
Обсуждение образа главных героинь. Вы знаете, что своеобразие драматического жанра заключается в том, что о характере и поступках героев читатель узнаёт только из реплик. Вспомните цитаты из текста, характеризующие наших героинь. На основании этого сделайте вывод о том, что общего между Катериной и Ларисой.
Задание №6 Декламация
Домашняя заготовка. Вы приготовили выразительное чтение одного из монологов героини. Прослушав его, сделайте вывод, что различает Катерину и Ларису.
Задание № 7 Избранник сердца моего
Дайте характеристику избранникам сердца Катерины и Ларисы.
Задание № 8 Конфликт
Современный исследователь творчества А.Н.Островского Е.Холодов утверждает, что своеобразием его драматического таланта является то, что автор не скрывает от зрителей возможной развязки. Он считает, что важнее не неожиданная развязка, а то , как героиня будет к ней подведена. К этой мысли нас готовит 2 эпиграф урока: Спасенья нет Снегурочке, Не знаю как, но умертвит её!
Действительно, уже в 1 Действии обеих драм звучат слова о предчувствии гибели героинь как Катерины, так и Ларисы. Давайте проследим путь к развязке.
Итак, определите конфликт, отражающий тему урока, его завязку, кульминацию и развязку.
Задание №9 Трагедия женской судьбы
Сделайте вывод о том, в чём же заключается трагедия судьбы той или иной героини. Каковы причины, породившие её?
Заключительное слово учителя.
М.Ф.Достоевский писал о героинях Островского так: Гибнут Катерина и Лариса, но они погибли бы и без внешнего воздействия. У избранных натур свой рок, только он не в них: они носят его в своём сердце.
А.Н.Островский умер, но его театр жив до сих пор, потому что его герои воплотились в других произведениях. На столетнем юбилее драмы Гроза Валентин Распутин, написавший тогда повесть Живи и помни, сказал: Я писал свою Настёну с Катерины Кабановой, в ней та же трагедия.
Звучит романс из к\ф Жестокий романс А напоследок я скажу.