Публикации «Учитель - это призвание»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Учитель - это призвание»
Автор: Остапец Татьяна Владимировна

ВОСПИТЫВАЮЩАЯ БЛАГОДАТЬ.
В настоящее время очень много стали говорить о малоизвестной и незнакомой нам области - духовности.
На одной из встреч с дьяконом Андреем Кураевым, автором учебника Основы православной культуры курса ОРКИСЭ я услышала слова, над которыми мне пришлось поразмышлять.
Кураев говорил о том , что в первую очередь учебник ОПК он создавал для учителя. Вдумайтесь : для учителя. Малограмотного и несведущего в этой тонкой и глубокой области, знаниями из которой ему необходимо поделиться в доступной и понятной форме с детьми.
На Михайловских чтениях , организованных в городе Черняховске в ноябре прошлого года в общении с педагогами мне показалось, что далеко не каждый из них понимает, что такое духовность, многие подменяют его таким понятием как нравственные законы, а это не одно и тоже.
Духовность человека по-разному понимается в светском и христианском мире. В первом – она сводится к душевности, нравственности, интеллектуальности, добродетельности, во второй – это понятие выводится за пределы бытия души (психики). Духовные люди, по апостолу Павлу, - водимые Святым Духом или, по св. Григорию Паламе, - новые люди, возрожденные благодатью Всесвятого Духа.
Нам детям социалистической системы, воспитанным и вскормленным лозунгами вперёд к светлому будущему трудно, а иногда и не по силам перестраивать собственное сознание, образ мышления, стиль поведения, ведь чтобы войти в духовную жизнь учителю необходимо самому переродиться внутренне. И только имея желание встать на путь перерождения и делая на этом пути свои первые, пусть ещё робкие шаги педагог может повести за собой учеников.
Как же помочь детям входить в духовную область? Кто наблюдал за детьми, тот знает, что дитя счастливо не тогда, когда его забавляют, хотя оно и веселиться, но тогда, когда оно совершенно серьёзно занимается увлекающим его делом.
Начать можно с любого доброго дела, будь то вышивание или роспись по дереву, хоровое пение или работа с глиной, главное, чтобы это дело его увлекало и вдохновляло, было по силам , могло принести благо. Но главное, чтобы оно имело направленность служения людям, земле на которой он взращивается, а значит на служение Богу, ибо сказано в Священном писании так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 215:34-40) .
Но не стоит ждать и скорых ростков, словно по мановению волшебной палочки, необходимо запастись терпением. Наши деды говорили так: Глину не мять - горшков не видать. Тем самым давая понять, что доброму начинанию и плодотворному результату предшествует время подготовки, иногда довольно длительное, но обязательное.
Помню, как более двадцати лет назад, на уроке чтения в третьем классе мы готовились к знакомству с рассказом А.П. Чехова Ванька. Осознавая воспитательное значение произведения, хотелось урок сделать таковым, чтобы история мальчика затронула бы за живое каждого ребёнка. Тогда -то я впервые и попробовала внести новую форму –форму театр. Результат был успешным. Дети хлюпали носами, вытирали накатившие слёзы, с надеждой задали самый главный для них в тот момент вопрос: Дошло ли письмо? Первая проба стала удачной. Потом была и вторая и третья…Почему выбор пал именно на язык театра? Тогда мне казалось, что для ребёнка начальной школы это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, простой и доступный способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, приобщается к добру и учится видеть красоту окружающего мира. С тех пор прошло немало времени. Опыт введения театрализации в предметную область Литература стал привычным и необходимым.
Если же говорить о дате возникновения нашего православного театра, как самостоятельного объединения, то определить эту дату можно только условно- конец 2008 года .Это был первый рождественский фестиваль, в котором участвовало несколько классов нашей школы. Увидев, как мне показалось тогда что-то важное и необходимое , снисходящее со сцены в зал мне захотелось облечь это нечто в какую-то значимую форму. Много лет пришлось поработать в поиске этого главного и значимого , чтобы определить свою цель и цель вновь созданного объединения, найти свой путь движения , свою дорогу.
Такой дорогой стало христианское воспитание , которое стремится дать ребенку духовное направление, чтобы он мог устоять перед разными соблазнами и идти по жизни правильным путем. А для этого нужно, чтобы он с детства не только знал правила поведения, но обладал внутренней целостностью, которая делала бы ясными для него различные проявления добра и зла.
Миссия нашего православного театра Детвора , созданного трудами многих людей – духовно-просветительская . Просветительская работа осуществляется не только внутри самого коллектива театра, но и направлена на работу с юными зрителями. Возраст юных актёров от 7 до 13 лет.
Любой спектакль театра -это своеобразный урок жизни для зрителя любого возраста , и этот урок возвышает, облагораживает, делает человека лучше и светлее, любой из спектаклей говорит о великих человеческих ценностях: страданиях, любви, горе, радости, печали – обо всем том, чем так щедро наделил людей Господь.
Наш театр чист душой, потому что чисты душой люди, творящие в нем великое театральное искусство ведь эти люди – маленькие дети.
Театр - это своего рода школа, где учатся и учат распознавать добро и раскрывают истинный смысл любви. Пространство театра разграничено на два одновременно похожих, но между тем отличных пространств-множеств - это множество актёров и множество зрителей , и если же спектакль пуст, если он, только форма, только эмоциональной оболочка, то слияние этих множеств в единое пространство откровения не произойдёт. И по той реакции зрителей, по реакции родителей, которая возникает сразу после спектакля это возможно прочувствовать и ощутить.
Помните, есть такая притча, в которой говорится о том, что как-то, гуляя с учениками, знаменитый древнегреческий философ встретил блудницу. И та, будучи явно человеком неглупым, сказала этому философу: Вот вы, учитель, говорите все о высоком, правильном и мудром, а стоит мне поманить любого из ваших учеников пальцем, и он тут же оставит вас. Ты права, – ответил ей философ, – только ты его поведешь вниз, а я его веду вверх. Постановки нашего театра стремятся звать юного и неискушённого зрителя вверх.
Все мы находимся в пути, но в репертуаре театра уже более 10 спектаклей по произведениям русских классиков, советских писателей.
Имеется несколько спектаклей по библейским сюжетам: Пойдёмте вместе в Вифлеем….. За плечами маленьких актёров множество ролей, которые они сыграли перед учащимися родной школы, родителями, воспитанниками детского дома. Детвора участвует в областных фестивалях, конкурсах, в праздниках, посвящённых дням Славянской письменности, на народных праздниках. Среди наших зрителей дошкольники и школьники Калининградской области, учащиеся польской республики.
Помню как после спектакля Ярморка, который мы привезли в школу посёлка Швёнтки , Воймино-Мазурского воеводства,к нам подошла учительница и практически без акцента с каким-то сожалением сказала: Мне приятно видеть, как русские учителя прививают любовь к родной культуре, традициям детям и горько от того , что мы свою культуру незаметно теряем…
Слова учителя, были словами человека со стороны, но между тем они заставили вновь задуматься о возможности утраты своих духовных основ, культурных традиций и как следствие либо растворения и ассимиляции в другой или в других культурах, либо полная потеря национальной идентичности.
Спустя несколько месяцев в сценическом репертуаре появился новый и яркий спектакль Как старик корову продавал .А мы с маленькими актёрами , готовясь серьёзно и основательно, потратили немало сил, чтобы познакомиться с историей русского костюма, разучить текс с использованием диалектной лексики южнорусского говора и даже провели мастер класс для родителей, научив их вязать лапти. К премьере у всех героев спектакля на ногах красовались связанные лапти.
Наш православный детский театр – это то место , где мы учимся любить землю , родную культуру, учимся следовать тысячилетним традициям, чтобы связь поколений не прерывалась.
В процессе работы постоянно приходится экспериментировать со слиянием формы и содержания. Цель этих экспериментов – поиск правильного рациона духовного питания детей.
Два года назад мы решили попробовать поставить первый кукольный спектакль. Результат оказался выше наших ожиданий. На глазах у всех произошло чудо, куклы, в руках детей вдруг ожили, стали частью маленьких актёров, а движения, голос, манера игры очевидным образом поменялись к лучшему, стали естественными, не наигранными. Помню, как одна воспитанница Катюша знакомилась со своим персонажем Вифлеемским пастушком. Сначала она долго прыгала, визжала и всячески выражала свою неподдельную радость, затем вдруг умолкла и долго, пристально стала всматриваться. Что хот Потом стала разглядывать устройство пастушка, пробовала поочередно привести в движение руки, голову и вдруг поцеловала, обняла и сказала, что он очень счастливый, потому что первым увидел младенца Христа. Пройдёт немного времени и ребята станут настоятельно просить меня научить их делать куклы. И к спектаклю Без названия по произведению Габриэля Маркеса Старый сеньор с огромными крыльями куклу старого Ангела ребята сделают сами. Ангела полюбят и он долгое время будет сидеть с нами на уроках , прямо за партой с детьми, с ним будут разговаривать и с надеждой подолгу заглядывать ему в глаза.
В процессе работы над спектаклем воспитанники задавали и задают мне множество вопросов , порой первые репетиции напоминали больше клуб Почемучек. Сейчас всё чаще инициативу ответов на возникающие вопросы , перехватывают сами ребята. Возникают долгие обсуждения, обмен мнениями, иногда возникают споры и даже разногласия, а затем обязательное примирение.
В те годы, когда всё ещё только начиналось, большую часть работы по организации спектаклей я возлагала только на себя, но очень скоро поняла, что один в поле не воин, что необходимо объединять в пространстве театра не только детей, но и их родителей, учителей школы. Именно родители маленьких актёров оказали нам неоценимую помощь, с огромной радостью стали принимать они активное участие в подготовке к каждому из спектаклей : помогали мастерить декорации, шить костюмы, подготавливать сцену к выступлению, всей душой переживали за своих чад.
На выездных спектаклях они стали нашей обязательной поддержкой, нашими единомышленниками, а также костюмерами, гримерами, суфлёрами…Не могу представить как я могла обходиться без них. Вспоминаю, как вместе с родителями поехали на фестиваль Вечный зов в Калининград со спектаклем по сказке Сергея Воронина В старом сундуке. В день спектакля, готовясь к отъезду стали устанавливать реквизит в машину, в том числе и старинный сундук, а он не входит, велик. Я начинаю рыдать, не могу сдерживать свои эмоции и волнение. Тут дедушка моей Анастасии отводит меня в сторону и начинает успокаивать, другой дедушка обзванивает всех знакомых имеющих микроавтобус. Через несколько микроавтобус был найден , а ещё минутой спустя сундук втолкнули и с трудом закрыли дверь. По приезду нам долго никто не мог объяснить, в какой примерке нам переодеваться. Пол часа папы и дедушки бегали по лестницам и коридорам то вверх, то вниз, а за ними неслась гурьба детворы. И на все реплики со стороны: Бросьте –этот чемодан, то есть сундук , они утирая лоб от пота и посмеиваясь отвечали : Не могём, он имеет особую воспитательную ценность, правда, Владимировна? Я смеялась и отвечала утвердительно.
Наш театр Детвора, задуманный как духовная оранжерея, это ещё и пространство единомышленников и добрых друзей которых мы приобрели за эти годы их много В их число входят и воспитанники Солнечного сада, и коллектив школы №1 г.Светлого, и театральные студии п.Васильково.
Стало доброй традицией детским коллективам встречаться на площадках различных фестивалей, ведь фестиваль — это пространство диалога для разных коллективов, пространство наполненное волнением и шумом подготовки, добрыми словами в адрес друг друга и ожидания чуда.
Несколько лет подряд в стенах нашей школы проходит фестиваль Рождественская звезда. Так сложилось, что фестиваль наш стал камерным и совсем домашним. Ежегодно к нам приезжают коллективы, которые за время нашей дружбы стали нам родными и близкими.
В день начала фестиваля и накануне в нашей школе радостная суета и волнение! Ждём добрых друзей, дорогих гостей .
Каждый занят своим делом, так у нас принято. На первом этаже в столовой хлопочут учителя, они готовят праздничное угощение, накрывают столы. Родители и педагоги спешно облачают малышей- актёров в костюмы, а организаторы вновь проверяют аппаратуру и реквизит.
У центральных школьных дверей очередной раз репетируют церемонию встречи с хлебом да солью.
Многие ребята не выдерживают ожидания, прилипают к окнам и ведут своё наблюдение с подоконника. И вдруг детские голоса звонко оповещают: Приехали! Приехали!
Все мы громко запеваем весёлую рождественскую песню и угощаем невероятной красоты и вкусноты караваем. После приветствий и рукопожатий поднимаемся в актовый зал.
На этом празднике уютно всем и большим, и маленьким. По-традиции все вместе фотографируемся.
И вновь томительное ожидание, ожидание рождения нового творческого чуда, совместного пережития радости, показа разноплановых, неповторимых детских спектаклей. Знаем, что все они будут добрые и светлые.
А в заключении хочется напомнить слова апостола Павла Любовь всё покрывает, всему верит, всего надеется…Любовь никогда не перестаёт, хотя и …языки умолкнут, и знание упразднятся.Наша любовь и слово Божие – вот то главное, что мы можем подарить детям !