Публикации Проектно-исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность в практике воспитателя

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектно-исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность в практике воспитателя
Автор: Беженова Ирина Александровна

Проект«Проект живая и неживая природа»Пояснительная записка:Чтобы воспитать молодое поколение в духе бережного, ответственного отношения к природе, необходимо с раннего возраста целенаправленно развивать в детях наблюдательность, ответственность за состояние окружающей среды и природы в целом. Именно в это время в ребёнке закладываются позитивные чувства по отношению к природе и природным явлениям, ему открывается удивительное разнообразие растительного и животного мира, детьми впервые осознается роль природы в жизни человека, переживаются нравственно – эстетические чувства, побуждающие их заботиться обо всём, что нас окружает. Природа, с её необычным разнообразием явлений, при непосредственном общении с ней побуждает в ребенке яркие впечатления, настраивающие на сохранение, заботу, защиту. Поэтому необходимо формировать у дошкольников такое отношение к окружающим природным явлениям, которое строится на эмоциональном отношении с ней.Непосредственное общение с природой, проведение экспериментов, опытов дают ребенку более яркие впечатления, чем книги, картинки и рассказы взрослых. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Всё усваивается прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментирование являются тем методом познания, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей. Экспериментальная деятельность вызывает интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность, любознательность ребёнка, ведь уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им.Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребёнка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей её решения. Экспериментирование как специально организованная деятельность позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, различными способами измерений, с правилами безопасности при проведении эксперимента; способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира; стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка. Экспериментированию предшествует чтение стихов удмуртских поэтов на русском и удмуртском языках и рассматривание картин художников Удмуртии. Благодаря этому, дети знакомятся с особенностями природы родного края.1. ЦельРазвивать самостоятельную познавательную активность через исследовательскую деятельность.Задачи- обогащение представлений детей об объектах неживой природы, о физических свойствах окружающего мира;прививать навыки бережного и эмоционально – положительного отношения к окружающему миру;- развивать творческие способности детей, внимание, наблюдательность, логическое мышление, способности устанавливать причинно – следственные связи;- воспитывать интерес к наблюдениям.Методы и приёмы- словесные (беседы, чтение художественной и познавательной литературы);- наглядные (репродукции картин, наблюдения за объектами неживой природы);- практические (опытно-экспериментальная деятельность, изготовление простейших приборов для наблюдений). Работа с родителямиОрганизация совместных с родителями выставок, экскурсийУчастники проектаПроект адресован воспитанникам подготовительной группы детского сада. Принимают участие дети в возрасте 6-7 лет.Содержание проектаВ ходе реализации проекта проводится работа по нескольким направлениям: «Вода», «Воздух», «Почва», «Звук», «Космос», «Магниты», «Теплота». Каждое понятие, с которым будут знакомиться дети, экспериментально обосновывается и проясняется для ребёнка в процессе наблюдений, мысленного и реального экспериментирования. Основополагающие законы природы выводятся ребёнком самостоятельно, как результат постановки опыта. Опыт проводится на основе уже имеющихся представлений детей. Дошкольникам должна быть ясна цель опыта. В процессе проведения опытов различают следующие этапы:1 – постановка познавательной задачи (проблемы);2 – анализ задачи (предположения детей возможных решений);3 – проведение опыта;4 – анализ полученных результатов;5 – выводы, обобщения;7 – фиксация наблюдений.В процессе экспериментирования ребёнку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Приобретение знаний о физических явлениях и способах его познания базируется на живом интересе, любознательности ребёнка и проводится в интересной форме без заучивания, запоминания и повторения правил и законов.Этапы работы:1. Подготовительный: - подбор научно – методической литературы,- заготовка глины, песка, камней,- приобретение материала для работы (различные ёмкости, небольшие предметы из разного материала, воронки, лопаточки).2. Основной: - опытно-экспериментальная деятельность;- изготовление приборов;- проведение различных бесед, использование малых жанров;- заполнение дневников наблюдений;- защита проектов детей, оформленных совместно с детьми;- организация выставок.3. Заключительный: - выпуск буклетов с проектной деятельностью детей;- оформление фотоколлажей;- Съёмки в передаче «Шудон корка»;Выпуск «Дневника наблюдений» для старшей и подготовительной групп.Материально – техническое обеспечение проекта1. Материально – техническое обеспечение: методические пособия, канцтовары, наглядные пособия.2. Материально – техническое обеспечение работы разных направлений:- Воздух – парашютик, игрушечные человечки, ёмкость с песком;- Вода – бутылки с крышками, тряпочка, речной песок, ёмкости, промокательная бумага, соль, свеча, банка, крышечка;- Теплота - металлический стержень, гвозди, воск, свечка, штатив, нитки, два стакана, вода, две крышки, шерстяная ткань, термометр, чернила, две ёмкости разной величины, колба, свечка, цветная бумага, дырокол, бутылка;- Вес, притяжение – предметы одинаковые по форме и размеру из разного материала, предметы из разных материалов, ёмкости с водой, песком, металлические шарики;- Магниты – магнит, мелкие предметы из разных материалов, персонажи сказок с металлической подставкой, иголка, растительное масло, магниты, скрепки, мелкие пластинки из металла, металлические опилки, тонкая фанера;- Звук и слух - детские музыкальные инструменты, банки стеклянные;- Космос – ведёрко, шарик, верёвка, бумажная тарелка, ножницы, стеклянный шарик, кусок цветной бумаги длиной 40см, ножницы, клей, линейка, карандаш;Ожидаемый результат1. Опытно экспериментальная работа стала для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей.2. Ребята получили навыки бережного, эмоционально – ценностного отношения к природе.3. Опытно – экспериментальная деятельность помогла детям познакомиться со свойствами объектов неживой природы, с их значением, с физическими свойствами окружающего мира.4. Ребята научились устанавливать причинно – следственные связи.Автор: Беженова Ирина Александровна