Публикации
«Лучшая методическая разработка по подготовке к школьному обучению»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка по подготовке к школьному обучению»
Автор: Порубаева Наталья Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка по подготовке к школьному обучению»
Автор: Порубаева Наталья Сергеевна
Подготовила: Порубаева Наталья Сергеевна, МБДОУ «Аленький цветочек»Дидактические упражнения по развитию речидля детей с ЗПРУпражнение в образовании однокоренных слов «Построй цепочку» Цель: учить детей образовывать однокоренные слова и подбирать их к данному слову. Материал: Картинки – символы, означающие предметы, сезон года и т.п. Ход игры: Воспитатель дает задание детям построить цепочку однокоренных слов ( т.е. подобрать родственные слова к данному слову). Она показывает картинку. Например, с изображением снега: Снег- снежок- снежный- снеговик- подснежник. Зима- зимушка - зимний - зимующий - зимуют. Какое слово «лишнее»? Жаркий, тепло, теплица, теплыйГора, горный, взгорье, горетьКаменистый, камень, затвердел, окаменелВодитель, вода, водоворот, подводныйРечь, река, речной, речушкаЗаводной, заводить, водитель, водянистыйРазгорелся, горелый, горелка, горкаЛес, лесенка, лесной, лесникВолк, волчий, волокно, волчонок, волчица.Белка, белочка, бельчонок, берлога, беличий.Корова, коровник, кора, коровийБаран, бараний, баранина, баранка Подбери однокоренное слово к слову.«ДОМ» - домик, хата, изба, дома«БЕЛКА» - побелка, у белки, бельчонок, белила«ЧАС» - часовщик, время, минутка, частица«МАЛЫШ» - ребенок, малютка, малыши, дитя«УХО» - наушники, уши, уха, ушицаУмение образовывать степени сравнения прилагательных (сравнительная и превосходная) «Четыре желания»Цель. Продолжать учить детей образовывать прилагательные сравнительной и превосходной степени. Ход игры. Воспитатель рассказывает детям; Каждое время года мальчику казалось лучше предыдущего. Лето было хорошее, а осень лучше. Сейчас будем сравнивать. Весна теплая, а лето теплее или очень теплое. Трава зеленая, а после дождя зеленее или очень зеленая. Поздней осенью солнце холодное, а зимой холоднее или более холодное. Веселый - веселее - более веселый. Высокий - выше - очень высокий. Стройный - стройнее - более стройный. Легкий – легче - очень легкий. Закончи предложение (образование сравнительной степени прилагательных).Самолёт летит высоко, а ракета выше.Самолёт летит далеко, а ракета дальше.Самолёт летит быстро, а ракета быстрее.Самолёт мощный, а ракета мощнее.Самолёт большой, а ракета больше.Самолёт тяжёлый, а ракета тяжелее.Самолёт просторный, а ракета просторнее.Самолёт длинный, а ракета длиннее.Самолёт быстроходный, а ракета быстроходнее. Подбери пару (образование сравнительной степени прилагательных)Огурец большой, а кабачок больше.Фасоль маленькая, а горох ….. (меньше).Капуста большая, а тыква ….(больше).Кабачок зелёный, а огурец….(зеленее).Помидор красный, а свёкла….(краснее).Редис мелкий, а горох….(мельче)Картофель твёрдый, а тыква…(твёрже) «Закончи предложение» Цель: учить детей употреблять сравнительную степень прилагательного. Материал: Картинки большого и маленького домов, речки и пруда, 2 разных цветка, лето и осень, траву, зиму. Ход игры: Детям предлагается закончить предложение: Этот дом высокий, а этот еще … (выше) Наша река глубокая, а пруд еще …(глубже) Этот цветок красивый, а этот еще … (красивее) Лето было хорошее, а осень еще …(лучше) Трава зеленая, а после дождя еще …(зеленее) Осенью холодно, а зимой еще … (холоднее) Умение образовывать слова с помощью слияния двух основ Дидактическое упражнение «Скажи одним словом».- У слона толстые ноги, поэтому его называют… (толстоногим).- У жирафа короткая шерсть, поэтому его называют…- у обезьяны длинный хвост, поэтому ее называют… - у моржа длинные усы, поэтому его называют…- у аиста ноги длинные, поэтому его называют… (длинноногим). - у соловья звонкий голос, поэтому его называют… (звонкоголосым).- у ласточки хвост длинный, поэтому ее называют… (длиннохвостой).- у сороки белые бока, поэтому ее называют… (белобокая).- у синицы грудка желтая, поэтому ее называют… (желтогрудая).- у дятла длинный клюв, поэтому его называют… (длинноклювый).- у вороны черные крылья, поэтому ее называют… (чернокрылая). Кто больше увидит и назовет.Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета. Воспитатель с детьми рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). У куклы зеленые глаза, значит она… (зеленоглазая), черные волосы, значит она… (черноволосая). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно... ухий (длинноухий). А хвост у зайца... (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она... белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки). Игра в образовании сложных слов – игра «Эхо».листья падают – листопадсам ходит – самоходснег падает – снегопад мед носит – медоносвода падает – водопад звонит попусту – пустозвонзвезды падают – звездопадсено косит – сенокосразводит сады – садоводвезде ходит – вездеходразводит леса – лесоводбаза для нефти – нефтебазаперевозит лес – лесовозводу возит – водовозсам летит – самолетпыль сосет – пылесос. Дидактическое упражнение «Сложные слова».Цель. Учить детей образовывать сложные слова при помощи слияния двух основ. Наглядный материал: картинки. Словарный материал: рыбу ловит ... (рыболов), пчел разводит ... (пчеловод), сам летает ... (самолет), лес рубит ... (лесоруб). Дидактическое упражнение «Назови машину одним словом»Цель. Упражнять детей в образовании сложных слов. Ход игры. Воспитатель рассказывает детям; «Машина, которая чистит картофель,—картофелечистка». Словарный материал: кофеварка, кофемолка, овощерезка, соковыжималка, пылесос, полотер, глиномешалка.Назови одним словом машину, которая:Возит молоко – молоковоз;Мешает бетон - … (бетономешалка)Возит воду - … (водовоз)Черпает землю - … (землечерпалка)Укладывает трубы - … (трубоукладчик)Дробит камни - … (камнедробилка).