Публикации «Лучшая методическая разработка»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка»
Автор: Александрова Наталья Николаевна

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука Л] «Путешествие с Лунтиком на сказочную поляну»Индивидуальное логопедическое занятиена автоматизацию звука [Л]в словах, предложениях и связной речис использованием ИКТЦель:Автоматизация звука [Л] в словах, предложениях и связной речи.Задачи:Коррекционные:1. Закрепить правильный артикуляционный уклад звука [Л].2. Закрепить произношение звука [Л] в словах, предложениях и связной речи.Обучающие:1. Закрепить умение согласовывать существительное среднего рода с числительными.2. Упражнять в употреблении предлогов.3. Упражнять в составлении коротких предложений.Развивающие:1. Развивать целостность восприятия.2. Развивать мелкую и общую моторику.3. Развивать фонематический слух, зрительное внимание и восприятие, воображение.4. Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением.Воспитывающие:1. Воспитывать усидчивость, самоконтроль.2. Воспитывать отзывчивость, желание помогать.Оборудование: Компьютер для демонстрации слайдов, зеркало, игрушка Лунтик, разрезная картинка с изображением Лунтика, , картинка - раскраска.Время реализации занятия: 20 минут.При подготовке к занятию были использованы возможности программ Microsoft Office Word 2007, Microsoft Office Power Point 2007, ресурсы сети Интернет.Вид медиа продукта – наглядная презентация (16 слайдов).Предварительная работа: Постановка звука [Л], закрепление звука [Л] изолированно, в слогах, словах.План индивидуального логопедического занятия:1. Организационный моментИгры с использованием сухого бассейна:-пальчиковая гимнастика;-«Собери картинку».2. Основная часть-Сообщение темы занятия.-Артикуляционная гимнастика.-Уточнение артикуляции и характеристики звука [Л].-Игра «Лодочка» на закрепление изолированного звука [Л].-Игра на развитие фонематического восприятия«Помоги Миле».-Физминутка.- Игра на развитие умения согласовывать существительное среднего рода счислительными «Собери и сосчитай».- Игра на развитие умения правильного употребления предлогов в, на, за, под, над, около«Прятки».- Игра на автоматизацию звука [Л] в предложениях «Придумай предложения».3. Заключительная часть-Рефлексия.-Прощание с Лунтиком.МУЗЫКАХод индивидуального логопедического занятия:Непосредственная образовательная деятельностьТема«Коррекция звукопроизношения»Образовательная область«Коммуникация»Интеграция образовательных областей«Социализация»«Познание»,«Физическая культура»Старшая  общеобразовательная группа Программное содержание.1) Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях, связной речи.2) Развитие слухового восприятия, речевого выдоха, мелкой, общей, артикуляционной моторики, мышления, внимания, памяти.3) Совершенствование умения определять местоположение звука в слове.4) Воспитание самоконтроля над речью.Оборудование.Предварительная работа.Разучивание упражнений, направленных на выработку воздушной струи; разучивание артикуляционных упражнений; постановка звука [л] ; развитие слухового восприятия; автоматизация звука [л] в слогах, словах, предложениях.Ход занятия.1) Организационный момент. (Психогимнастика). Стоя на ковре.Логопед обращается к ребенку:- Я очень рада, что ты пришла на занятие. Посмотри, к нам пришли гости. Давай с ними поздороваемся, улыбнемся им и подарим всем свое хорошее настроение.Далее ребенок присаживается за стол.:Основная часть2Сообщение темы занятия Логопед: К нам на занятие сегодня пришел ещё один гость, и зовут его Лунтик-это лунный пчелёнок. Он предлагает нам вместе с ним отправиться в путешествие, на сказочную полянку, где живут его друзья.Логопед: Назови первый звук в имени Лунтик.Воспитанница: Звук [Л]Логопед: Правильно, сегодня вместе с Лунтиком мы будем закреплять правильное и красивое произношение звука [Л].Логопед: Ты хочешь побывать на сказочной полянке?3Уточнение артикуляции и характеристика звука [Л]Логопед: Альсина , тогда расскажи Лунтику,как нужно правильно произносить звук [Л].(Показ схемы).Где должен быть язычок?Воспитанница: Губы открыты, зубы разомкнуты, кончик языка поднят и упирается в альвеолы за верхние зубы, выдыхаем воздух теплый.Логопед: Скажи, звук [Л] гласный или согласный?Логопед: А почему?Воспитанница: Согласный, потому что язычок встречает препятствие, зубки.Логопед: А он звонкий или глухой?Воспитанница: Звонкий. Логопед: А почему?Воспитанница: Когда мы произносим звук [л], голос звенит, горлышко дрожит (можно прижать ладонь к горлу.) Логопед: мница!Логопед: Ну, теперь можно отправляться в путь!Презетация (ноутбук).Игра "Лодочка"Логопед: Перед нами широкая река, как нам перебраться через неёВоспитанница: На лодке.Логопед: Правильно, нам нужна лодка.4. Дыхательные упражнения (развитие физиологического дыхания и речевого дыхания), произнесение изолированного звука «Л».Нужно встать . А) Подуем на игрушку - «Ветерок», чтобы лодочка быстрее плыла -5 раз.Б) Игра «Ниточка»: Вдох носом, воздух набираем в живот и на выдохе тянем звук [Л], наматывая воображаемую нитку на руку, нитка-выдох должна получиться длинной.Логопед:- Вот мы и добрались до полянки!-Здесь живет Лунтик и его друзья. Ты знаешь кто это? ( Ребёнок рассматривает слайд, называет друзей Лунтика.)Логопед:-Как их можно назвать одним словом ?Воспитанница: НасекомыеРазвитие фонематического восприятияЛогопед:-Мила торопилась в гости к Пчеленку и уронила корзинку с гостинцами, давай поможем ей собрать все обратно.
  • Игра «Помоги Миле» .Произношение «л» в словах.
  • Логопед:-Выбирай и называй только те продукты, в названии которых ты слышишь звук[Л] (если ребёнок называет неправильно продукт, то он остаётся на месте, не передвигается)Ребёнок называет слова: масло, молоко, яблоко, колбаса, клубника, булочкаоколад.Логопед:-Молодец! Помогла Миле.6.Релаксационная минутка. Искусственный пальминг по   методике  Бейтса:Логопед : Пусть наши глаза немного отдохнут. Альсина , сними , пожалуйста , очки , потри ладошки , согрей их, закрой глаза и прикрой их ладошками. Отдохни , расслабься., послушай звуки природы.(Включает фонограмму дикой природы).Закрыть глаза и прикрыть их ладонями рук. Ладони складываются крест-накрест, так чтобы суставы первых фаланг мизинцев наложились друг на друга. Пальцы рук скрестить на лбу. Ладони необходимо сложить чашкообразно, чтобы они не давили на глазные яблоки. Точка пересечения мизинцев «сидит» на твердой части переносицы.7. Динамическая игра «Острова»: деление слов на слоги. «Скажи наоборот» (антонимы).На полу «острова» - обручи с цифрами 1,2,3,4.А теперь давай поиграем на волшебной полянке.«Произнося слово-ответ по слогам, перепрыгивай с острова на остров. Сколько слогов в слове, на тот остров ты и должна перепрыгнуть. Скажи наоборот… Лупсень сытый, Пупсень олодныйГусеницы сильные, а малыш-муравьишка-слабый; Мила грустная, а Лунтик- весёлый;Лужа мелкая, а река-глубокая; Дедушка старый, а внук - молодой; Земля черная, а снег-белый;перо легкое, а камень – тяжёлый8.Согласование существительного среднего рода с числительными.Корзина , яблоки муляжи , блюдо плоское Посмотри, что это?(яблоки ).Баба Капа дала Лунтику задание собрать яблоки в саду и сосчитать, сколько их, давай поможем ему!Игра «Собери и сосчитай».Ребенок собирает и считает яблоки (одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок).9Автоматизация звука [Л] в предложениях. Логопед: Гусеницы, как всегда , вредничают . Они спутали все предложения , который сочинил пчелёнок . Помоги , пожалуйста , Лунтику их распутать .Салат съел Милу. Лук полол жабу Клаву. Фиалка села на пчелу.Луна прилетела с Лунтика. 10.Заключительная часть. РефлексияТыльсина, - молодец! Понравилось тебе играть с Лунтиком и его друзьями?В какие игры тебе больше всего понравилось играть?Чему ты научила Лунтика?МузыкаЛунтик говорит тебе спасибо и дарит тебе на память свой портрет. (Картинка - раскраска с изображением Лунтика)До следующего занятия. До свидания!