Публикации Учебный творческий проект «Толерантность: мы разные, но мы вместе»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Учебный творческий проект «Толерантность: мы разные, но мы вместе»
Автор: Бережная Наталья Сергеевна

Творческий проект « Мы разные, но мы вместе!»Занятие направлено на формирование толерантного отношения у детей друг к другу, понимания важности передачи эмоциональных связей, опыта толерантного поведения. Дети знакомятся с “толерантность”. Предлагаемые упражнения дают возможность дать возможность каждому оценить степень своей толерантности. В ходе игры идет знакомство с конструктивными способами выхода из конфликтных ситуацийИгра-тренинг«Мы все разные, но мы вместе».Матюкова Татьяна Борисовна,учитель начальных классовМБОУ «Гимназия» г. СувороваЦель игры-тренинга: Формирование толерантного отношения друг к другу,понимания важности передачи эмоциональных связей,опыта толерантного поведения. Задачи:Воспитательные:-Формировать основы позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой.-Способствовать развитию у учащихся уверенности в свои силы.-Способствовать развитию отношений в классном коллективе на основе дружбы, взаимопонимания, взаимопомощи, уважения друг к другуРазвивающие:-Развивать коммуникативные навыки, умения взаимодействовать в группе сверстников.-Развивать творческий потенциал учащихся.-Развивать социальную интуицию у школьников.-Совершенствовать навыки эмоционального контакта.-Способствовать развитию у школьников самосознания, которое помогает детям увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле.Обучающие:-Ознакомить детей с понятием “толерантность”, стимулировать их воображение в поисках собственного понимания толерантности , дать возможность оценить степень своей толерантности.-Учить детей понимать то, что делает каждого человека уникальным, и что это также важно, как и то, что объединяет людей.-Обучать конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.-Познакомить с диагностикой различий среди участников тренинга.Методы работы:Беседа, игра, упражнения, тесты, работа в группах, диагностическая методика, релаксация, творческие задания.Материалы и оборудование:-помещение с расставленными столами для групповой работы (4 группы – 4 стола);-мультимедийное оборудование, презентация;-вернисаж детских рисунков «Мир, в котором мы живем», коллаж «Пусть будет толерантным мир!», фотовыставка «Поделись улыбкою своей»;-CD-проигрыватель, музыкальное оформление: песни - «Дружба», тексты стихов для участников тренинга-карточки с проблемными ситуациями для каждой группы, наглядное пособие «дерево толерантности», карточки с заданиями, «ладошки» с пожеланиями, набор геометрических фигур для проведения теста.Структура занятия:1)Первый этап - организационный: создание психологической комфортности в классе. Введение в тему.2) Второй этап – практический: знакомство с темой игры-тренинга, тесты, игровые и творческие задания.3) Третий этап - заключительный: рефлексия занятия. Релаксация.Ожидаемые результаты игры-тренинга :-понимание и формирование толерантного отношения друг к другу и различиям в людях, которые окружают;-развитие терпимости и уважения к разным людям;-формирование эмоциональной отзывчивости среди детей;-умение взаимодействовать в группе, сопереживать и находить конструктивные решения в конфликтных ситуациях;-развитие творческого потенциала детей.1. Введение в тему.Мы живем на огромной планете Земля. Она пестрит разными яркими красками. Природа живёт в гармонии с человеком. Человек является неотъемлемой частью природыЛюбой человек –Частица природы,Живет по законамКапризной погоды:То стойкое солнцеСветит в оконце,То горькие бури(Источники хмуриСердечной)Его теребят бесконечно.От солнечных днейСкрываться не надо,Расслабься и млей,Не мечтай о прохладе,Ведь солнце это –Любовь и друзья,От них укрыватьсяГрешно и нельзя-Какие слова особенно тронули душу? (Высказывания детей по содержанию услышанного отрывка стихотворения)-А всегда ли над головой светит солнце, поют птицы, смеются дети?. Сейчас в мире непростая обстановка. Во многих точках планеты идет война, гибнут люди, рушатся здания, страдают дети (за последние 5 тысяч лет на планете произошло 14 тысяч войн, погибло почти 5 миллиардов человек). А все потому ,что некоторые люди не умеют и не хотят понять друг друга, не умеют быть терпимыми друг к другу, не умеют прощать.Было принято решение 16 ноября отмечать - Международный день толерантности,чтобы напомнить всем, что можно жить в мире без насилия и жестокости, мире, в котором главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность.2АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.У нас с вами 16 ноября состоялся серьезный разговор о том, что такое толерантность.Давайте напомним об том. И так, что такое толерантность ? (высказывания детей)ТОЛЕРАНТНОСТЬ –это уважение, понимание и принятие людей разных национальностей и религий, разного цвета кожи и образа жизни такими, какие они есть, и взаимодействие с ними на основе согласия.3. Основная частьДля того, чтобы понять различия, понять и принять непохожих людей, надо , прежде всего, начать общение. А с чего обычно люди начинают общение?.. (со знакомства)Давайте будем знакомиться . Говорят, каждый человек индивидуален. Мы постараемся побольше узнать друг друга и понять: действительно ли мы такие разные.А, может быть, у нас есть что-то общее? Мы будем учиться сегодня строить отношения между собой с помощью толерантного поведения.1) задание. Мы такие разные…Я прошу встать девочек. Какие вы сегодня милые и обаятельные.-А теперь прошу встать мальчиков. Какие вы , мальчики, серьезные, мужественные.-Пожалуйста, встаньте те, у кого темные волосы.-Встаньте ,пожалуйста ,те дети, кто родился зимой.-Кому из вас нравится время года осень?-Кто любит играть в футбол?-А теперь те, кто любит танцевать.-Встаньте, пожалуйста, кто утром делает зарядку.-Встаньте, пожалуйста, те, кто умеет вышивать.- Кто любит кататься на коньках.-Кто самый веселый в нашем классе? Встаньте, пожалуйста.- А теперь самый любознательный ученик.-А теперь те встаньте, кто любит конфеты.Вы заметили, мы с вами отличаемся друг от друга. У нас разные вкусы, разные привычки, разные интересы, разные мнения. А еще в классе учатся дети разного роста, разного возраста( кто-то постарше, а кто-то чуть помоложе), разной внешности: разный цвет волос, разный цвет глаз...2) Мини-исследование «Цвет глаз у моих одноклассников»Легенды древних греков рассказывают о богине утренней зари Ирис, раскидывающей по утрам по небу свой переливчатый плащ, создавая разноцветные зори. Отсюда и возникло название глазной радужки, отличающейся разными оттенками от черного до совсем светлого .Оказывается, по цвету глаз можно определить качества человека:Карий.Кареглазые умеют нравиться людям, привлекательны и всегда со вкусом одеты. Имеют хорошую память и очень рассудительны, доброжелательны, но часто бывают капризны. Они общительны, веселы, остроумны, вспыльчивы, но отходчивы,ЗеленыйЭто настойчивые и трудолюбивые люди, требовательные к себе и окружающим. Для друзей сделают все возможное и невозможное, но оскорбления или предательства никогда не прощают.Они честны, прямы, принципиальны.Голубоглазые –Мечтательны. Еще они капризны. Их настроение может меняться по сто раз в день. Они то стремительно берутся за работу, то начинают лениться. Они легко заводят новых друзей, легко расстаются . Когда у них хорошее настроение, с ними весело и приятно. Когда они в гневе, от них следует держаться подальше. У них богатая фантазия. Среди них много талантливых и творческих людей.-СерыеСвойственна смелость, упрямство, целеустремлённость. Обладатели таких глаз никогда не сомневаются в себе, настойчивы. Они уверенно идут к цели и успеха добиваются почти всегда.. Они трудолюбивы, добросовестны, надежны . Доброжелательно относятся ко всем людям, любят заботиться и опекать других.3) Упражнение «Волшебный микрофон»Предлагаю продолжить наше знакомство друг с другом. Каждый, кто получает микрофон, должен ответить на два вопроса:
  • Ваше увлечение (чем вы любите заниматься?)
  • 2. О чем вы мечтаете? ( Дети отвечают на вопросы)-Итог. Узнали ли вы о своих друзьях что–то новое?- - Что вас удивило, что понравилось?Мы с вами ходим в одну школу, учимся в одном классе, вместе проводим праздники. Мы такие разные, но мы вместе. Несмотря на все различия, каждый из нас неповторим и значим. 4) Тест «Проявляем ли мы толерантность?»Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия, быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.«Мы должны всегда стараться отыскивать не то, что нас отделяет от других людей, а то, что у нас с ними общего». Л.Н. ТолстойДавайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность.( У каждого учащегося две карточки (а, б). Во время проведения теста дети используют эти карточки.)1Мальчик скромно одет...а) ты стараешься не придавать этому значение,б) ты подсмеиваешься над ним.2. Пожилая женщина медленно идет. Ты идешь за ней , торопишься и…- аы отталкиваешь ее, чтобы обогнать,- б) ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.3. Твой одноклассник тебя предал…а) ты пытаешься объясниться с ним,б) ты мстишь ему.4..В школе проходит акция «Милосердие»…а) это тебя не интересует,б) пытаешься, чем можешь, помочь .5. Видишь, у тебя на глазах сильный обижает слабого…а) вмешиваешься,б) равнодушно проходишь мимо.6. У тебя в классе появился новый ученик…а) ты не общаешься с ним,б) помогаешь ему влиться в коллектив.7Можете ли вы подружиться с детьми из другой страны, у которых другие обычаи, другая вера…а) вам очень трудно было бы это сделать;б) да, вы обязательно постараетесь подружиться.8Твое мнение резко расходится с мнением говорящего:а) ты все-таки слушаешь его,б) ты не даешь ему говорить.10Учитель ждет ответа учащегося…а) кричишь ответ с места,б) даешь возможность ответить ученику..11 Цвет кожи у Джо отличается от твоего...- а) Ты стремишься лучше узнать его и подружиться с ним,бы не будешь с ним дружить.… Рада за вас, ребята! Вы умеете быть толерантными. Проявлять толерантность –это умение обладать искусством жить рядом с непохожими людьми, жить в согласии с собой и другими.5) Продолжаем знакомиться друг с другом.Тест «Геометрические фигуры»Задание: Перед вами геометрические фигуры. Посмотрите, пожалуйста ,на .эти фигуры и выберете ту, которая вам больше нравится..(Дети выбирают геометрические фигуры и подходят к нужному столику.)Есть такая наука- психогеометрия, с помощью геометрических фигур можно получить наиболее полную характеристику личностных качеств человека.( с точностью до 85 %)КвадратОбладает трудолюбием, усердием, упорством, всегда добивается завершения работы. Квадрат любит порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время.ТреугольникТреугольник – очень уверенный в себе человек, который хочет быть правым во всем, но с большим трудом признает свои ошибки. Это лидер. Легко дается учеба, информацию впитывает как губка.Прямоугольник-Таким людям свойственна любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему, смелость. Но в себе часто не уверены.КругСамая доброжелательная фигура. Те, кто выбрал эту фигуру, умеют сплачивать коллектив. Эти люди обладают высокой способностью сочувствовать, сопереживать. Чужую радость и боль воспринимают как свою собственную.6 )Работа в группах (распределение в группы по выбору геометрических фигур).Упражнение «Разреши ситуацию».Давайте сейчас рассмотрим и попробуем разрешить несколько ситуаций, которые происходили или могут произойти с вами в жизни. Каждый человек по-своему выходит из подобных ситуаций, кто-то обижается, кто-то сдает «сдачи», а кто-то пытается найти конструктивное решение. Давайте попробуем и мы выйти из данных ситуаций с помощью толерантного поведения.
  • Ты принес в школу альбом с марками, чтобы показать другу. Неожиданно кто-то из ребят его выхватил и не отдает. Как разрешить конфликт?
  • На твоих глазах поссорились два твоих одноклассника, началась драка...
  • Вы считаете, что у вас появилась интересная идея, но ее не поддержали. Расстроились?
  • Как вы реагируете на шутку, объектом которой вы становитесь?
  • Очень хочется, чтобы каждый из вас пронес по жизни лучшие человеческие качества : доброту, отзывчивость, великодушие, милосердие… И тогда люди про вас скажут, что этот человек обладает чувством собственного достоинства и уважает достоинство других людей.7) Иногда в жизни бываю такие моменты, когда непонимание, недоразумения между людьми можно уладить очень простым способом.Мне сказали слово злое,Грустно стало на душе,Захотелось мне, не скрою,Злом ответить, и ужеНачала я хмурить брови,Злое слово подбирать.Но подумала: любовьюНадо раны врачевать.И тогда, чтоб ты не дулась,Не взлетала высоко,Я взяла и улыбнуласьСтало вдруг легко-легкоУлыбка это энергия, которая идет от сердца . Если улыбка идет от доброго сердца, то служит поддержкой, поощрением, вдохновляет, успокаивает тех, к кому она обращена. Почаще улыбайтесь и не забывайте говорить друг другу добрые слова.,ДОБРЫЕ СЛОВААх, как нам добрые слова нужны!Не раз мы в этом убеждались с вами.А может не слова - дела важны?Дела - делами, а слова - словами.Они живут у каждого из нас,На дне души до времени хранимы,Чтоб их произнести в тот самый час,Когда они другим необходимы.Добрые слова слушать приятно в любое время дня и ночи, в школе, дома и на отдыхе; в солнечную и ненастную погоду. Почаще говорите друг другу хорошие слова , и жизнь станет намного теплее.8) . Игра «Комплимент»- Скажите, приятно получать комплименты? А делать комплименты ?Предлагаю сделать комплимент кому-то из одноклассников . Улыбка и доброе слово могут творить чудеса и примирить даже самых заклятых врагов. (дети делают комплименты друг другу)-После праздника каждый из вас найдет на доске свою «ладошку» с пожеланиями , хорошими и добрыми словами, которые вы написали друг другу.9) Игра «Дерево толерантности».Работа в группах (распределение в группы по цвету карточек).Синий цвет символизирует доброту, верность, постоянство, честность.Желтый цвет символизирует спокойствие, любознательность, общительность, умение привлекать к себе людей.Зеленый цвет. юди, предпочитающие зеленый цвет, уверены в себе, активны, добиваются поставленных целей.Красный цвет символизирует смелость, целеустремленность, власть. Это общительный человек, но вспыльчивый..Каждый мечтает о том, чтобы его любили, уважали, понимали. Давайте попробуем создать толерантное пространство в нашем классе, где всем будет хорошо, легко и комфортно, где каждый из вас найдет понимание и поддержку. А символом толерантного пространства будет дерево, дерево толерантности. Украсим дерево яблоками, которые лежат в корзинке. Яблоки эти необычные, на них написаны качества человека : хорошие и плохие.Ваша задача: определить качества, которыми должны обладать толерантный человек и поместить их на дерево.Надписи на яблоках:вежливостьглупостьзлостьчуткостьвнимательностьвеликодушиещедростьсмелостьчестностьвраньеотзывчивостьжадностьсострадание сочувствиеуважениевеликодушиедоброжелательностьгрубостьдобротанеприязньнасмешливостьсправедливостьмилосердиетерпениенадежностьверностьненавистьзабота– Каким словом можно заменить все эти качества? (толерантность).Это дерево толерантности будет висеть у нас в классе и нам напоминать о доброжелательном отношении друг к другу.-Давайте назовем качества, которые мешают жить в мире и согласии друг с другом.10) Итог работы.Сегодня мы доказали, что внимательное и доброе отношение друг к другу делают чудеса. Мы можем быть толерантными.Надо очень любить этот мир, любить его таким, каков он есть.. Рефлексия.-Вам понравился наш сегодняшний разговор?Выскажите свое мнение:- Привлекло меня тем,……..- Показалось интересным,……..-Заставило задуматься……….-Навело меня на мысли……..Релаксация «Мы разные - но мы вместе».Посмотрите на соседа слева, положите левую руку ему на плечо, взгляните друг другу в глаза и скажите: "Я уважаю, стараюсь понять и принимаю тебя", а теперь соседу справа положите правую руку на плечо, посмотрите друг другу в глаза и скажите: "Я уважаю, стараюсь понять и принимаю тебя".Не торопитесь отпускать руки, ведь пока мы все вместе, мы можем окрасить мир в яркие цвета, сделать его хоть капельку добрее и лучше.