Публикации «Лучшая методическая разработка по подготовке к школьному обучению»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка по подготовке к школьному обучению»
Автор: Андреевская Людмила Юльевна

Номинация Русский язык, 2 класс
Тема урока: Правописание слов с суффиксами – ек -, - ик –
Цель урока: формировать у обучающихся умение писать суффиксы – ек -, - ик -;
Задачи урока:
организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек -, - ик -; открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов – ек -, - ик -, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;
способствовать развитию орфографической зоркости, логики;
способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.
Оборудование:
презентация к уроку, персональные компьютеры, проектор, карточки для групповой работы, Русский язык: Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы: В 2ч. Ч. 1/ С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др. – М.: Вентана-Графф, 2005, рабочая тетрадь Пишем грамотно 2 часть.
Учебно-методический комплект (УМК) Начальная школа XXI века
Ход урока:
1. Организационный момент.
Психологическая установка на работу
У. Улыбнемся друг другу, дети.
Всем, всем добрый день!Прочь с дороги, наша лень! Не мешай трудиться, не мешай учиться!
Дети настраиваются на активную работу на уроке.
2. Минутка чистописания.
У. – Что вы узнали в узорах своего показа?
Д. – Суффикс –ИЩ– .
Игра с суффиксами. (Слайд № 3)
У. – Ребята, я посмотрела через увеличительное стекло и вижу, что это не кот, а…
Д. – Котище.
У. – Не слон, а …
Д. – Слонище.
У. – Не дом, а …
Д. – Домище.
У. – Каким способом образованы новые слова?
Д. – Новые слова образованы при помощи суффикса, суффиксальным способом.
У. – Какой суффикс помог образовать новые слова?
Д. – Суффикс –ищ–.
У. – На что он указывает?
Д. – Суффикс –ищ– указывает на то, что предмет очень большой.
У. – Пропишите слова, обратите внимание на соединение.
Дети записывают данные слова в тетради и выделяют суффикс.
Стадия вызова.
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.
Приём Найди верное выражение. (Слайды № 4-9)
(Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию до изучения нового материала)
Найди верное утверждение:
Суффикс – это маленькое слово. Суффикс – это часть слова.
Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении.
Суффикс стоит перед корнем. Суффикс стоит после корня.
Суффикс не имеет значение. Суффикс имеет значение.
Суффиксы – евн, - евич, -овн, - ович, -ич, -ичн образуют отчества. Суффиксы – евн, - евич, -овн, - ович, -ич, -ичн образуют фамилии.
Суффикс ёнок пишется после твердых согласных и [ч']. Суффикс ёнок пишется
после мягких согласных, кроме [ч'].
(Подведение итогов)
У. – О какой части слова мы сегодня ведем речь на нашем уроке?
Д. – О суффиксе. (Слайд № 10)
Стадия осмысления.
Методический прием инсерт
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.
Работа с текстом (индивидуальная и парная)
Каждому ребенку выдается текст. (Слайд № 11)
Ученик читает текст, делает пометки на полях по мере осмысления информации.
После индивидуального разбора текста идет обсуждение с соседом по парте, где ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
Карточка № 1
Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение.
Чтобы выделить в слове суффикс нужно:
Выделить в слове окончание, для этого нужно изменить форму слова.
Выделить в слове корень, для этого необходимо подобрать родственные слова.
Выделить в слове суффикс.
Суффиксы –ушк–, –юшк–, –к– имеют уменьшительно-ласкательное значение.
После мягких согласных, кроме [ч'], пишется суффикс – ёнок–: тигренок, теленок.
После твердых согласных и [ч'], пишется суффикс – онок–: волчонок, мышонок.
Есть два похожих суффикса: –ик– и –ек– : [дом'ик], [внуч'ик], [топор'ик],
[молоточ'ик]. Без ударения эти суффиксы произносятся одинаково, а пишутся по-разному.
У.– Перед каждым из вас лежит текст, проработайте его, отметьте информацию знаками, а затем результаты обсудите с соседом по парте.
У. – Что узнали нового? Какие вопросы у вас возникли при чтении текста?
Д. – Поставил восклицательный знак возле цифры 4 и 5, потому что немного затрудняюсь при письме этих суффиксов.
Д. – Я поставил восклицательный знак возле цифры 6. Думаю, следует обратить внимание, потому что информация непонятна.
Д. – А я поставил возле шестерки знак вопроса. Я думаю, что это для нас это информация непонятна, потому что новая. Можно сделать предположение, что это новая тема нашего урока.
Д. – Интересно было бы узнать, когда надо написать суффикс –ик–, а когда –ек–. Ведь они произносятся без ударения одинаково, а пишутся по-разному.
Решение проблемного вопроса
У.– Давайте с вами заглянем в сказку Л. Гераскиной В стране невыученных уроков. (Слайд № 12-13)
У. – Какая проблема встала перед Витей Перестукиным?
Д. – Витя не знал, как написать слова КЛЮЧИК И ЗАМОЧЕК.
Д. – Витя не знал какой суффикс вставить в эти слова: –ик– или –ек–.
У. – Определите тему нашего урока.
Д. – Мы знакомимся с новыми суффиксами –ик–и –ек–.
У. – Чем же мы будем заниматься?
Д. – Мы знакомимся с новыми суффиксами –ик–и –ек–.
У. – Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?
Д. – Научиться писать слова с суффиксами –ек -, - ик -.
Д. – Познакомиться с правилом, используя которое можно правильно писать слова с суффиксами –ек -, - ик
У. – Начертите в тетрадях шкалу самооценки и оцените свое умение писать суффиксы –ик–и –ек–. (Самостоятельное определение детьми уровня собственных знаний).
У. – Знаем ли мы, как они пишутся? (Слайд № 14) Как мы можем узнать об этом?
Д. – Можно прочитать правило в учебнике.
Д. – Можно самим вывести это правило.
У. – Какой путь вы выбираете?
Д. – Вывести самим. – Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме.
Прием Мозговой штурм. Групповая работа
У. – Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.
(Группы созданы по уровням. В каждой группе есть главный координатор из хорошо успевающих детей. Ребята обсуждают проблему в группах, делают выводы и выступают у доски).
Карточка № 2
1 уровень
Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.
Есть арбузик – нет арбузика
Есть бантик – нет бантика
Есть барашек – нет барашка
Есть горошек – нет горошка.
Карточка № 3
2 уровень
Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.
билетик(нет) кармашка
садик(нет) пенёчка
кармашек(нет) садика
пенёчек (нет) билетика
Карточка № 4
3 уровень
Измени форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.
Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.
ключик –
кораблик –
замочек –
сыночек–
Выводы, которые ученики сделали на уроке:
1 группа:
Мы сравнили пару слов: есть арбузик – нет арбузика. Заметили, что и в первом и во втором слове есть суффикс –ик–. Сравнили эту пару слов с другой: есть барашек – нет барашка. Здесь в первом случае пишется суффикс – ек–, а во втором слове мы его не увидели.
В разговор вмешалась вторая группа.
А мы соединили пары слов и тоже заметили, что у нас в словах билетик – (нет) билетика, суффикс –ик– во втором слове сохранился. А в паре слов пенёчек – (нет) пенёчка, в первом слове суффикс – ек–, а во втором слове его нет, он исчез, пропал.
1 группа:
Получилось, что со второй группой мы получили одинаковые результаты. Мы сделали вывод, что если изменив слово суффикс –ик– сохранился, то пишем в суффиксе гласную И. А если изменив слово суффикса –ик– в слове нет, то пишем в суффиксе гласную Е.
3 группа:
Мы изменили форму слов, подставляя к ним слово нет. Например:
ключик – нет ключика, кораблик – нет кораблика, и заметили, что гласная в суффиксе осталась на месте. Решили, что если изменив форму слова, гласная остается, то пишется суффикс –ик–.
Потом мы изменили форму других слов. Например: замочек – нет замочка, сыночек – нет сыночка, заметили, что гласная в суффиксе исчезла. Сделали вывод, что если изменив форму слова, гласная исчезает, то пишется суффикс –ек–.
2 группа:
Если сравнить наши выводы, то можно сказать, что они одинаковы. Мы тоже сделали такой же вывод.
У. – Давайте послушаем, как эту проблему решил Витя Перестукин. (Слайд № 15)
У. – Как проверить верность наших выводов и высказывания Вити?
Д. – Надо прочитать правило в учебнике.
У. – Обратимся к научному источнику. Откройте учебник на странице 89. Прочитайте правило. Какое открытие вы для себя сделали?
Д. – Работая с текстом, мне было не понятно последнее высказывание. Теперь я понял его. Я узнал когда пишется суффикс –ик –, а когда суффикс –ек –.
Д. – Я понял, что вместе, дружно работать веселее. Можно узнать много нового. Сегодня для меня было открытием новое правило о суффиксах –ик –,–ек –.
5. Физминутка.
У. – Если я назову слова с суффиксом –ик – приседают мальчики, с суффиксом –ек – приседают девочки.
Пёсик, дубочек, звоночек, кирпичик, дворик, годочек, шарик, лесочек, цветочек, дождик.
6. Составление алгоритма.
У. – Давайте, попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать эти суффиксы.
(Дети предлагают свои варианты)
У. – Сравните свои алгоритмы с алгоритмом на слайде. (Слайд № 16) Что заметили?
Д. – На слайде порядок действия описан тот же, что мы предлагали.
7. Физминутка.
а). Зарядка для глаз. (Слайд № 17)
б). Пальчиковая зарядка.
8. Закрепление.
Выполнение учащимися различных заданий.
У. – Давайте с вами определим шаги, которые мы должны сделать, чтобы правильно написать суффиксы –ик – и –ек –.
Дети рассказывают своих предположениях, а затем сверяют их со слайдом № 18..
а. Дифференцированная работа
(Задание для слабоуспевающих детей – 1 группа)
На слайде № 19:
(Задание выполняется комментировано под руководством учителя)
Платоч…, стол…, листоч…, билет…, песоч…к, зуб…к.
После окончания этой работы, подводим итог:
Когда слове пишется суффикс –ик , а когда –ек –?
Задание для 2 и 3 группы. (Выполняют задание в рабочей тетради №2 на стр. 28 упражнение 1, после выполнения работы проверка)
У. – Какой вывод по этой работе сделаем? Дети делают выводы.
б). Редактирование слов
У. –Ваша задача найти ошибки, исправить их и доказав правильность своего утверждения, списать правильно.
Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик.
Дети проверяют написание каждого слова и доказывают правильность своих суждений.
У. – Какие выводы по этой работе вы можете сделать?
У. – Вы были очень внимательны при выполнении этого задания, нашли все допущенные ошибки и умело доказали свою точку зрения
9. Самостоятельная работа.
Ученики работают по карточкам и за компьютерами.
У. – Рассмотрите задание. Что неясно?
На столах у детей карточка № 5. Задание выполняется в карточке. В это же время к двум компьютерах подходят ученики и проверяют свои знания по написанию суффиксов –ик –,–ек–. Затем их по очереди сменяют другие. (Слайд № 20)
10. Итог урока. Рефлексия.
Какова была тема урока? А проблема?
Что нового вы сегодня узнали?
Для чего мы учимся правильно писать суффиксы –ик –,–ек –?
Какое умение мы оценивали в начале урока?
Давайте оценим умение писать суффиксы –ик –,–ек – еще раз. Если ваша самооценка не изменилась, обведите + на шкале, а если изменилась, то поставьте новый +.
Чьи умения писать суффиксы изменилось? Как? Кто остался на том же уровне?
Теперь вы еще умнее и научились применять новое правило на практике.
Прием Написание синквейна
Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
У. – А сейчас давайте оформим вывод, написав синквейн.
Напоминаю:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение.
Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Написание синквейна детьми.
1.Суффиксы –ик –,–ек –.
2.Гласный, уменьшительно-ласкательный.
3.Изменяем, не выпадает, выпадает.
4.Если слово ты изменишь, узнаешь какой суффикс надо писать.
5.Внимание.
1.Суффиксы –ик –,–ек –.
2.Исчезающий, остающийся.
3.Пишется, убегает, остается.
4.Гласный звук исчез – пиши суффикс –ек –.
5.Ласкательный.
1.Суффиксы –ик –,–ек –.
2.Маленький, ласковый.
3.Подставлю, слышим, пишем.
4.Гласный звук не пропал – пиши суффикс –ик –, а пропал, значит, суффикс –ек –.
5.Добрый.
XI. Домашнее задание. Оценки за урок.
У. – Запишите домашнее задание: правило на стр. 112, упр. 3 на стр. 113.
Прочитаем задание. Какие вопросы у вас возникли?
Ученики разбирают домашнее задание.
HYPER13PAGE HYPER15
6