Публикации творческих проектов обучающихся по патриотическому воспитанию детей и молодёжи «С чего начинается Родина...»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: творческих проектов обучающихся по патриотическому воспитанию детей и молодёжи «С чего начинается Родина...»
Автор: Журавлева Ольга Викторовна

НИКОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
З.А.КОСМОДЕМЬЯНСКОЙ МБОУ ПЛАТОНОВСКОЙ СОШ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ОРКСЭ
ТЕМА: ПЕРВЫЕ ШАГИ В ПРАВОСЛАВНОМ ХРАМЕ
АВТОРЫ: ЖИЛКИНА НЕЛЛИ
КУРАПОВА ЕЛЕНА
ТОЛСТЫХ ВИКТОР
КУРЕНКОВ ВЛАДИМИР
РУКОВОДИТЕЛЬ: О.В. ЖУРАВЛЕВА
2013 г.
Содержание
1.Введение …………………………………………………………
- цели проекта……………………………………………………………...
- задачи проекта……………………………………………………………
- план работы……………………………………………………………….
- актуальность выбранной темы……………………………………….
2. Основная часть……………………………………………….
- основные христианские символы………………………………………
- устройство храма………………………………………………………..
- поведение в храме…………………………………………………………..
- иконостас……………………………………………………………………
- алтарь………………………………………………………………………...
-Таинства Церкви……………………………………………………………
3. Заключение……………………………………………………….
4.Библиография……………………………………………………..
1.Выбор и обоснование темы проекта
На уроке музыки учитель рассказывала нам о музыке, которая звучит в православном храме, на уроках ОРКСЭ мы знакомились с тем, как устроен храм. Нас заинтересовало, что и как расположено в Божьем Доме, и мы решили изучить это более подробно. Для исследований мы выбрали тему Устройство православного Храма.
В ходе работы над проектом область изучения пришлось ограничить, так как количество материала оказалось огромным. Окончательно тему мы сформулировали так: Первые шаги в Православном храме.
Цели нашего проекта:
● -познакомиться с основными символами христианского ( православного) храма, его внутренним и внешним устройством;
● – познакомиться с правилами поведения в православном храме.
Задачи проекта:
● -познакомиться с внутренним и внешним устройством храма, на примере храма Святителя Николая архиепископа Мирликийского чудотворца в селе Никольское;
- формировать представление об общих элементах всех православных храмов;
● - исследовать вопросы :
1. Как устроен православный храм?
2. Выяснить востребованность изучения основ православной культуры в общеобразовательной школе.
Проектным продуктом является мультимедийная презентация. В неё привлечён необходимый иллюстративный материал (изображения икон, фресок, фотоматериалы), музыкальный интернет-архив, электронная интерактивная игра, графические данные. Этот продукт поможет сделать защиту проекта наглядной и интересной
План работы
1. Выбор темы и уточнение названия
● - первоначальный выбор темы и названия;
● - окончательный выбор темы и названия;
2. Сбор информации
2.1 Работа с литературой и Интернет – сайтами:
● -поиск и изучение материалов по основам православной культуры;
● - изучение материалов по устройству храмов;
● - изучение исторического материала о храме Святителя Николая архиепископа Мир ликийского чудотворца.;
● -поход в Храм Святителя Николая архиепископа Мирликийского чудотворца.в село Никольское и знакомство со священником отцом Алексеем.
2.2 Обработка информации:
● - анализ собранной информации;
● - отбор подходящей по теме информации;
3. Изготовление продукта:
● - составление текстовой части слайдов;
● - выбор иллюстраций для слайдов;
● - монтаж мультимедийной презентации;
4. Написание письменной части проекта:
● - для раскрытия темы мы использовали анализ собранного материала, иконографии, архитектуры, отрывки музыкальных произведений;
● - в работе мы приводим краткую историческую справку о храме Святителя Николая
.● - описываем внешнее и внутреннее устройство православного храма ;
● - подводим итоги и делаем выводы;
● - указываем источники информации.
Актуальность выбранной темы:
Изучение данной темы на сегодняшний день очень актуально, так как в современном обществе необходимо возрождать уважение к православной вере, знать её основы, главные символы. И, самое важное, все знания применять в своей жизни, выполнять простые человеческие заповеди, относиться к другим людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
2. Основная часть
Храм
Мы начали свою работу с того, что стали изучать специальную литературу, в которой в красочной доступной форме рассказывалось о том, что должен знать маленький православный человек.
Храм - это Дом Божий, место для молитвы. Первым христианским храмом была Сионская горница, в которой Господь совершил Тайную вечерю со Своими учениками перед крестными страданиями. И все мы, верующие христиане, подобно апостолам, приходим в храм, чтобы духовно соединиться со Христом, причаститься.
Храм символизирует собой Церковь, являющуюся ковчегом спасения для верующих людей. Подобно тому, как праведный Ной с семейством, находясь в ковчеге, спасался от бурных волн Всемирного потопа, так Церковь, словно корабль спасает верующих от греховного потопа среди волн житейского моря и проводит к тихому пристанищу - вечной блаженной жизни.
Православные храмы имеют обычно форму креста, как напоминание о том, что крестом Господь наш Иисус Христос избавил нас от власти диавола, или форму круга (ротонды) – символа вечности.
В древности храмы строились в форме прямоугольника (базилики), напоминая собой Ноев ковчег.
Здание храма венчает купол с установленным на нём крестом (чаще всего восьмиконечным). Крест является победным знамением Христа.
Купола бывают разные по форме:
-луковичные;
-полусфера;
-шатровые.
Купола православных храмов словно указывают всем путь в Царствие Небесное.
Православный храм состоит из трёх частей:
-притвора,
-средней части;
-алтаря.
Притвор - это преддверие храма. В древности здесь стояли готовящиеся ко крещению и кающиеся.
Средняя часть, собственно храм, предназначена для верующих мирян.
Алтарь - самая важная часть храма. Здесь находится главная святыня-престол, где совершается Таинство Святой Евхаристии. Алтарь обычно обращен на восток, потому что, там находится рай, в котором жили первые люди, так же находится Иерусалим, в переводе означающий центр Вселенной.
Иногда храмы имеют не один, а несколько алтарей, находящихся в боковых частях храма, которые называются пределами.
Поведение в храме
Поскольку храм является таинственным жилищем невидимого Бога, входить в храм нужно с уважением и благоговением. У дверей храма, осенив себя крестным знамением, следует сделать три поясных поклона, выражая этим наше смирение и благоговение перед Богом. По православному обычаю мужчины приходят в храм без головных уборов, а женщины - покрыв голову платком.
Войдя в храм, нужно вновь осенить себя крестным знамением и сделать три поясных поклона, обратившись к алтарю, а затем можно подойти к свечному ящику, чтобы приобрести свечи - наш дар Богу. Здесь же можно подать записки о здравии и об упокоении наших родных и близких - православных христиан.
Посреди храма на аналое находится праздничная икона, то есть икона с изображением священного события или святого, в честь которого совершается праздничная служба.
Дальше можно приложиться к святому образу, то есть поцеловать его, осенить себя крестным знамением, сделать поясной поклон, поставить свечи.
Во время богослужения в храме нужно стоять на одном месте. Не разговаривать, не мешать другим, смиренно, с верой и надеждой возносить молитвы.
Иконостас
Средняя часть храма, в которой собираются люди для молитвы, отделена от алтаря перегородкой с установленными на ней иконами, называемой иконостасом. Иконостас – ряд икон. В центре иконостаса находятся Царские врата (вход в Царствие Небесное), а по бокам располагаются диаконские двери.
Над Царскими вратами помещается изображение Тайной вечери, по правую сторону от Царских врат находится икона Спасителя, а по левую - Матери Божьей с Богомладенцем на руках, так же там располагаются наиболее чтимые иконы этого храма. Этот ряд икон называется – местным.
Кроме местного, иконостас имеет еще несколько рядов, у каждого из которых свое особое название.
Второй ряд снизу - деисисный (деисусный). Деисис по-гречески означает моление. В центре этого ряда находится икона с изображением сидящего на престоле Спасителя. Справа от него – изображение склонившейся в молитве Божией Матери, слева – святого Иоанна Крестителя. Справа и слева от них – иконы с изображением Ангелов и святых апостолов, святителей, преподобных, мучеников. Этот ряд является центральной частью иконостаса.
Третий ряд называется праздничным.
В нем располагаются иконы 12 главных праздников.
Четвертый ряд - пророческий .
На нем изображаются ветхозаветные пророки, которые предсказали пришествие Спасителя в мир. Все они держат в руках развернутые свитки, на которых написаны тексты из их предсказаний.
Пятый ряд- праотеческий .
На нем изображаются ветхозаветные праотцы. В центре его находится икона Святой Троицы.
На самом верху иконостаса помещается крест - символ победы Спасителя на грехом и злом.
Перед иконостасом находится возвышение, которое называется – солея.
Середина солеи напротив Царских врат имеет полукруглый выступ, он называется амвон. Он знаменует собой камень, отваленный Ангелом от гроба Христова. На амвоне диакон произносит молитвы от лица всех присутствующих в храме и читает Святое Евангелие, а священники читают проповеди.
Алтарь
Самая важная часть храма - алтарь. Он символизирует небо - место особенного пребывания Бога, а так же рай, в котором жили первые люди до грехопадения. Алтарь- священное место, он устраивается на возвышении, и входить в него могут только священнослужители и лица мужского пола, участвующие в богослужении.
Само слово алтарь в переводе с латинского означает возвышенный жертвенник.
Главная святыня алтаря- престол, который представляет собой стол, покрытый двумя покрывалами. На нем хранятся священные предметы:
- антиминс,
- напрестольное Евангелие,
- напрестольный крест,
- дароносица,
- дарохранительница.
В алтаре находятся и другие священные предметы, к которым могут прикасаться только священнослужители (дискос, потир, звездица, копие, лжица, У восточной стены алтаря, напротив престола находится горнее место. Здесь устанавливается кресло (трон) для архиерея, ещё помещается запрестольная икона, крест, семисвечник.
Семисвечник - это специальный подсвечник, в котором семь ячеек для свечей. Цифра 7 неслучайна. Православная Церковь имеет семь таинств.
Таинствами называются такие священные действия, через которые человеку сообщается невидимая спасительная сила, или Божественная благодать.
К таинствам относятся:
- Крещение,
- Миропомазание,
- Покаяние (исповедь),
- Причащение,
- Брак (венчание),
- Елеосвящение,
- Священство.
Крещение - таинство, в котором крещаемый, после предварительного наставления в истинах христианской веры и исповедания их, при троекратном погружении в воду очищается от грехов и возрождается для жизни духовной, благодатной.
Миропомазание – таинство, в котором просвещенному Святым Крещением посредством помазания освященным миром подаются благодатные дары Святого Духа.
Покаяние (исповедь) – таинство, в котором верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу перед священником и получает прощение от Самого Господа Иисуса Христа.
Причащение – таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина принимает (вкушает) самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, через это таинство соединяются со Христом и делаются причастниками вечной жизни.
Брак (венчание) – таинство, в котором, при свободном обещании женихом и невестою взаимной любви и верности друг другу, благословляется их супружеский союз.
Елеосвящение – таинство, в котором при помазании больного освященным елеем (маслом) на него призывается благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней.
Священство – таинство, в котором человек, избранный для поставления на священный сан, через архиерейское рукоположение получает благодать Святого Духа для служения Церкви Христовой.
Средняя часть храма расписана фресками на библейские сюжеты, всюду располагаются иконы со святыми образами. Наиболее чтимые образы в православных храмах это:
- Образ Спасителя,
- Образ Богородицы,
- Апостолы, святые, мученики и др.
Иконы писались по строгим правилам, канонам. Дома иконы тоже хранятся, их помещают в красном углу, содержат в чистоте и порядке.
В Православной Церкви существует великое множество икон:
- чудотворные (через них действует Божественная благодать, совершаются чудеса, люди выздоравливают, исполняются прошения);
- явленные (чудесным образом являются людям);
- мироточивые (течет миро).
Мы почитаем икону как святыню.
Наше село переживало разные времена, как и вся история России, оно было уничтожено в смутные времена, позднее возродилось, далее монастырские земли были отобраны у монастыря, тогда село перешло в ведомство государственного имущества и много еще чего пережили люди. Вместе с народом храм, как живой тоже переживал разрушения, восстановления, переустройство…
Мы спрашивали у батюшки Алексеи об истории строительства церкви, её особенностях и выяснили, что расположение храма выглядит таким образом: Приход от ст. Ломовис в 5 верст, там же почтовое отделение, больница в 12 и 15 верстах, фельдшерский пункт и базар в самом селе. Волостное правление в селе Дмитриевщине, Тамбовского уезда, в 12 верстах. Никольского волостного управления в 1 версте, благочинного в 12 верстах в селе Дмитриевщина. Ближайшая церковь с. Новгородовка, Кирсановского уезда, в 4 верст. Христо – Рождественская церковь в 7 верстах, города Кирсанова в 35 верст, города Тамбова в 55 верст. (А.А.Черников Город Рассказово и окрестности. От возникновения – до наших дней М., ТРАНСИЗДАТ, Платоновские вести, 2004 г..
Старая церковь- это пятиглавая холодная церковь, построенная в 1785 году.
Размеры 22 метра на 22 метра. Это кубический деревянный четверик с массивным пятиглавием. Стены, перекрытия, отделочные материалы – дерево.
Храм был закрыт в 1937 году.
Постройку приспособили под склад с зерном. А в 1957 г. стали разбирать - материал пошёл на строительство клуба, библиотеки, здания правления колхоза Память Ленина. На месте храма разбили парк культуры и отдыха.
Позже храм был восстановлен в 2010 году. Он возведён на пожертвования местных жителей и средства уроженца села В. С. Рыкова, действующий в настоящее время.
В ходе работы над проектом мы рассмотрели интересные материалы по устройству православных храмов, по их внутреннему и внешнему строению, познакомились с основными христианскими символами . Это позволило нам ярче сделать первые шаги в мир православного храма.
Русская православная церковь в настоящее время уделяет огромное внимание воспитанию подрастающего поколения, повсеместно увеличивается количество Воскресных школ, растет паломническое движение, ощутимее становится связь Тамбовского Благочиния с системой общего образования.
В нашей школе уже 5 лет в учебный план введен предмет духовно-нравственной направленности, такой как Основы православной культуры. Он нашел широкое понимание у наших ребят. Этот предмет введен в курс начальной школы, при этом начальное звено раньше не имело возможности заниматься этими вопросами. Но произошли изменения. В ноябре 2011 года у нас в начальной школе прошло собрание родителей 4 классов, им было предложено на выбор 6 модулей основ различных видов культур, и отрадно отметить, что 100% опрошенных родителей выбрали Основы православной культуры.
В феврале 2012 года прошел еще один мониторинг мнения родителей третьеклассников, результат такой же- подавляющее большинство родителей выбрали Основы православной культуры (материалы мониторинга приводятся).
Такие результаты говорят о том, что родители осознают важность основ христианских заповедей, чувствуют необходимость остановить озлобленность, дальнейшее падение нравственных устоев. Поколение наших родителей росло в эпоху атеизма, у нас есть возможность видеть результаты.
Мы провели опрос среди обучающихся 3-их - 9 классов. Они говорили о рейтинге жизненных ценностей, с результатами опроса мы хотим вас ознакомить.
В анкетировании принимали участие 44 человека (из них 30 обучающихся 5 – 9 классов и 14 из 2 - 3 классов.
Результаты анкетирования показывают, что большинство опрашиваемых считают самыми важными в жизни ценностями – духовные (хотя с разным процентным соотношением). Мы видим, что есть ребята, которые не определились в выборе ценностей(12%),и те, кто считают первостепенными материальные блага (16%). Здесь есть над чем задуматься.
Последним этапом нашей работы было создание проектного продукта – мультимедийной презентации. Проблема на этом этапе заключалась в большом объёме собранной информации. Трудно было выбрать самое важное, так как всё казалось таковым.
Первая пробная презентация проекта была проведена на уроке ОРКСЭ, затем на классных часах 2 – 3 классов.
3. Заключение
Мы считаем, что нам удалось достичь поставленной цели. В ходе проведённых исследований мы ответили на многие вопросы и получили удовлетворение от своей работы. Материалы проекта могут найти дальнейшее практическое применение.
В ходе работы над проектом мы рассмотрели интересные материалы по устройству православных храмов, по их внутреннему и внешнему строению, познакомились с основными христианскими символами. Это позволило нам ярче сделать первые шаги в мир православного храма.
Закончив проект, мы можем сделать следующие выводы:
1. В работе удалось проследить отношение православных к Храму.
2. Удалось познакомиться с историей создания Храма Святителя Николая в селе Никольское.
3. Создан и апробирован проектный продукт – мультимедийная презентация.
5. Доказано, что введение в учебный план предметов духовно-нравственной направленности актуально и необходимо.
6. В ходе работы над проектом, исследованы результаты анкетирования третьеклассников и родителей 3-4 классов.
7. Материалы проекта могут быть использованы учителями музыки, мировой художественной культуры, истории, литературы, изобразительного искусства, Духовного краеведения Тамбовщины.
Мы считаем, что нам удалось достичь поставленных целей. Потому что у нас была личная заинтересованность в данных исследованиях . Нам было интересно.
Источники информации
3.1 Список произведений и используемой литературы:
1. Первые шаги в православном храме Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008г.
2. Основы православия, Москва, Светлый берег, 2009г.
3. Православие от А до Я, словарь-справочник, Москва, Даръ, 2010г.
4. Одинцовская земля Москва,2004
5 . Яшина О.Саввино-Сторожевский монастырь. Шесть веков истории, 2003г.
6. Пэнэжко О. (протоиерей) Звенигород, Саввино-Сторожевский монастырь и храмы Одинцовского района, Владимир , 2006г.
7. Интернет сайт Одинцовского Благочиния;
8.Закон Божий Одигитрия ,Москва 2006;
9. 10.История иконописи. Москва,2002;