Публикации
«Лучшая методическая разработка по подготовке к школьному обучению»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка по подготовке к школьному обучению»
Автор: Валиуллина Гульнара Римовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка по подготовке к школьному обучению»
Автор: Валиуллина Гульнара Римовна
Методическая разработка проекта на тему
Река времени Путешествие в прошлое книги.
(возраст детей 5 - 6 лет). Воспитатель: Валиуллина Г.Р.
АктуальностьКнига – незаменимый источник знаний для взрослых и детей. Ребенок, беря в руки книгу, непроизвольно ее открывает. Загадочный и неизведанный мир предстает перед ним: сказки, волшебные страны, незнакомые предметы, удивительная природа - все так и манит заглянуть вглубь книги, проникнуть в ее тайны, разгадать загадки и отправиться вместе с ее героями в путешествие за знаниями. Научный прогресс не стоит на месте, современные книги пестрят иллюстрациями, красивыми обложками и необыкновенными историями, рассказами и сказками. Беря с полки бесценный источник знаний, взрослый, зачастую, не задумывается о его происхождении и забывает рассказать ребенку о самом главном: об истории создания книги, о нелегком пути, который был пройден книгой перед тем, как попасть на полки. Это самая большая ошибка родителей, которые не стремятся донести до юных книголюбов историю создания книги и правила общения с ней.
В современном обществе на смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках и магазинах. Современному родителю проще нажать кнопку дистанционного пульта, чем достать и прочитать своему ребенку книгу. А только при живом общении происходит становление и развитие ребенка. Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов, развитие коммуникативных функций и т. д. Все это негативно отражается на общем состоянии ребенка и на формировании его как личности.
Участники проекта:
Педагоги, дети, родители воспитанников, сотрудники детской городской библиотеки.
Тип проекта:краткосрочный
Мотивация:
Все началось с того, что дети стали небрежно относится к книгам. Не проявляли интереса к их ремонту. В процессе работы детей в книжном уголке их заинтересовало:
Откуда появилась книга?
Кто придумал самую первую книгу?
Как выглядели первые книги?
Из чего они были сделаны?
Для чего нужны книги?
Гипотеза:
Мы предположили, что если мы вместе с детьми будем подбирать материал из истории возникновения книги, осуществлять поход в библиотеку, будем совместно с родителями изготавливать книжки-самоделки, организовывать выставки рисунков, проводить совместно с родителями вечера чтения книг, то узнаем много нового, интересного о книгах, об истории её появления, создания.
Так в нашей группе возникла тема нового проекта Путешествие в прошлое книги, в котором дети сумеютлучше относится к книгам.
Чтобы ответить на многие другие вопросы маленьких почемучек, дети, воспитатель и родители решили взяться за новое для всех и интересное дело - изучить историю книги, понять, что она значит в жизни человека, и подумать, заменит ли электронная книга печатное издание.
Цель проекта:
Познакомить с историей создания книги; формировать бережное отношение к книге, уважение к трудовой деятельности тех людей, кто ее создает.
Задачи:
Познакомить детей с историей создания и изготовления книги;
Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения;
Вызвать интерес к творческой деятельности человека;
Воспитывать бережное отношение к книгам.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, продуктивная, конструктивно – модельная деятельность.
Этапы проекта
Этапы
Цели этапа
Содержание
Сроки
1этап. Подготовительный
В ходе подготовительного этапа проекта изучить методическую литературу.
Совместный поиск(родители, дети) информации о книгах в интернете, в энциклопедиях.
Создание мотивов, формировать у детей умение выявлять проблему, определять возможные способы решения
Родительское собрание.
Презентация по краткосрочному проекту Роль книги в жизни ребенка, буклеты – советы родителям Как привлечь интерес детей к книге. Консультации, рекомендации Как привлечь ребенка к книге.
октябрь
2 этап. Основной
(Выполнение проекта)
Расширить познавательный интерес к книге, как к произведению искусства;
- Обеспечить умение использовать полученные знания в развитие сюжетов игр;
Активизировать речевую деятельность, формировать творческоерассказывание, умение раскрывать тему;
- Развивать традиции семейного чтения;
- Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.
Просмотр мультфильма История создания книги.С помощью родителей подбор иллюстраций с изображением старых книг разных эпох.Создание коллажа Река времени.
Просмотр презентации Рождение книги.
Беседы с детьми на тему: На чем писали в древности, Книга – лучший друг, Как рождаются книги, Как изготавливают книги.
Чтение художественной литературы С.Маршак Книжки про книжки, Р.Сурьянов Откуда пришла эта книга, И.Лысцов Как тетрадка в поле родилась, Б.Заходер Заболела эта книжка;
Цикл познавательных мероприятий: Как рождается книга, Какие бывают книги?, рассказ воспитателя Путь, пройденный книгой от леса до книжной полки, История книги.
Беседа-путешествие по времени Как пишут и печатают книги, первопечатник И.Фёдоров
Просмотр видео как делают бумагу
Совместно с детьми изготавливание глиняных табличек, рукописных книг, закладок для книг.
Из дома дети приносили книги разных поколений, которые с удовольствием рассматривали в группе со всеми детьми.
Составление альбома: Из чего состоит книга, Правила пользования книгой.
Познакомить с пословицами: Книга – друг человека, Много читаешь – много знаешь, объясняли смысл этих поговорок. Игровая деятельность: В гостях у сказки, Вспомни сказку, Расскажи сказку, Узнай книгу по картинкам, Что перепутал художник?, Собери героя сказки и назови его, Книжный магазин, Библиотека.
Выставка Моя любимая книга.
ноябрь
3 этап.
Заключительный
Презентация проекта
Выставка детских книг “Книги прошлого”, “Книги настоящего для детей детского сада.
Развлечение Поговорим о книге
декабрь
Результат.
У детей повысился интерес к книгам, истории возникновения и процесса создания их на современном этапе;
проявляется интерес к чтению;
пополняется литературный багаж;
соблюдаются детьми выполнения правила обращения с книгами;
наблюдается обогащение речи детей.
Литература
Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс, 2003.
Гербова В.В. Учусь говорить. Методические рекомендации для детей 3-6 лет. Изд-во Мозаика-Синтез, Москва 2006.
Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации для детей 2-7 лет. Изд-во Мозаика-Синтез, Москва 2006.
Дунаева Н.О значении художественной литературы в формировании личности ребенка // Дошкольное воспитание. – 2007. – N 6. – С. 35-40.Куликовская Н. Увлечь книгой // Дошкольное воспитание. – 2007. – N 5. – С. 33-41.
Смирнова О.В. Метод проектирования в детском саду, М: Скрипторий 2003, 2011
Река времени Путешествие в прошлое книги.
(возраст детей 5 - 6 лет). Воспитатель: Валиуллина Г.Р.
АктуальностьКнига – незаменимый источник знаний для взрослых и детей. Ребенок, беря в руки книгу, непроизвольно ее открывает. Загадочный и неизведанный мир предстает перед ним: сказки, волшебные страны, незнакомые предметы, удивительная природа - все так и манит заглянуть вглубь книги, проникнуть в ее тайны, разгадать загадки и отправиться вместе с ее героями в путешествие за знаниями. Научный прогресс не стоит на месте, современные книги пестрят иллюстрациями, красивыми обложками и необыкновенными историями, рассказами и сказками. Беря с полки бесценный источник знаний, взрослый, зачастую, не задумывается о его происхождении и забывает рассказать ребенку о самом главном: об истории создания книги, о нелегком пути, который был пройден книгой перед тем, как попасть на полки. Это самая большая ошибка родителей, которые не стремятся донести до юных книголюбов историю создания книги и правила общения с ней.
В современном обществе на смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках и магазинах. Современному родителю проще нажать кнопку дистанционного пульта, чем достать и прочитать своему ребенку книгу. А только при живом общении происходит становление и развитие ребенка. Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов, развитие коммуникативных функций и т. д. Все это негативно отражается на общем состоянии ребенка и на формировании его как личности.
Участники проекта:
Педагоги, дети, родители воспитанников, сотрудники детской городской библиотеки.
Тип проекта:краткосрочный
Мотивация:
Все началось с того, что дети стали небрежно относится к книгам. Не проявляли интереса к их ремонту. В процессе работы детей в книжном уголке их заинтересовало:
Откуда появилась книга?
Кто придумал самую первую книгу?
Как выглядели первые книги?
Из чего они были сделаны?
Для чего нужны книги?
Гипотеза:
Мы предположили, что если мы вместе с детьми будем подбирать материал из истории возникновения книги, осуществлять поход в библиотеку, будем совместно с родителями изготавливать книжки-самоделки, организовывать выставки рисунков, проводить совместно с родителями вечера чтения книг, то узнаем много нового, интересного о книгах, об истории её появления, создания.
Так в нашей группе возникла тема нового проекта Путешествие в прошлое книги, в котором дети сумеютлучше относится к книгам.
Чтобы ответить на многие другие вопросы маленьких почемучек, дети, воспитатель и родители решили взяться за новое для всех и интересное дело - изучить историю книги, понять, что она значит в жизни человека, и подумать, заменит ли электронная книга печатное издание.
Цель проекта:
Познакомить с историей создания книги; формировать бережное отношение к книге, уважение к трудовой деятельности тех людей, кто ее создает.
Задачи:
Познакомить детей с историей создания и изготовления книги;
Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения;
Вызвать интерес к творческой деятельности человека;
Воспитывать бережное отношение к книгам.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, продуктивная, конструктивно – модельная деятельность.
Этапы проекта
Этапы
Цели этапа
Содержание
Сроки
1этап. Подготовительный
В ходе подготовительного этапа проекта изучить методическую литературу.
Совместный поиск(родители, дети) информации о книгах в интернете, в энциклопедиях.
Создание мотивов, формировать у детей умение выявлять проблему, определять возможные способы решения
Родительское собрание.
Презентация по краткосрочному проекту Роль книги в жизни ребенка, буклеты – советы родителям Как привлечь интерес детей к книге. Консультации, рекомендации Как привлечь ребенка к книге.
октябрь
2 этап. Основной
(Выполнение проекта)
Расширить познавательный интерес к книге, как к произведению искусства;
- Обеспечить умение использовать полученные знания в развитие сюжетов игр;
Активизировать речевую деятельность, формировать творческоерассказывание, умение раскрывать тему;
- Развивать традиции семейного чтения;
- Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.
Просмотр мультфильма История создания книги.С помощью родителей подбор иллюстраций с изображением старых книг разных эпох.Создание коллажа Река времени.
Просмотр презентации Рождение книги.
Беседы с детьми на тему: На чем писали в древности, Книга – лучший друг, Как рождаются книги, Как изготавливают книги.
Чтение художественной литературы С.Маршак Книжки про книжки, Р.Сурьянов Откуда пришла эта книга, И.Лысцов Как тетрадка в поле родилась, Б.Заходер Заболела эта книжка;
Цикл познавательных мероприятий: Как рождается книга, Какие бывают книги?, рассказ воспитателя Путь, пройденный книгой от леса до книжной полки, История книги.
Беседа-путешествие по времени Как пишут и печатают книги, первопечатник И.Фёдоров
Просмотр видео как делают бумагу
Совместно с детьми изготавливание глиняных табличек, рукописных книг, закладок для книг.
Из дома дети приносили книги разных поколений, которые с удовольствием рассматривали в группе со всеми детьми.
Составление альбома: Из чего состоит книга, Правила пользования книгой.
Познакомить с пословицами: Книга – друг человека, Много читаешь – много знаешь, объясняли смысл этих поговорок. Игровая деятельность: В гостях у сказки, Вспомни сказку, Расскажи сказку, Узнай книгу по картинкам, Что перепутал художник?, Собери героя сказки и назови его, Книжный магазин, Библиотека.
Выставка Моя любимая книга.
ноябрь
3 этап.
Заключительный
Презентация проекта
Выставка детских книг “Книги прошлого”, “Книги настоящего для детей детского сада.
Развлечение Поговорим о книге
декабрь
Результат.
У детей повысился интерес к книгам, истории возникновения и процесса создания их на современном этапе;
проявляется интерес к чтению;
пополняется литературный багаж;
соблюдаются детьми выполнения правила обращения с книгами;
наблюдается обогащение речи детей.
Литература
Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс, 2003.
Гербова В.В. Учусь говорить. Методические рекомендации для детей 3-6 лет. Изд-во Мозаика-Синтез, Москва 2006.
Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации для детей 2-7 лет. Изд-во Мозаика-Синтез, Москва 2006.
Дунаева Н.О значении художественной литературы в формировании личности ребенка // Дошкольное воспитание. – 2007. – N 6. – С. 35-40.Куликовская Н. Увлечь книгой // Дошкольное воспитание. – 2007. – N 5. – С. 33-41.
Смирнова О.В. Метод проектирования в детском саду, М: Скрипторий 2003, 2011