Публикации «Развивающая предметно - пространственная среда: идеи и фантазия»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развивающая предметно - пространственная среда: идеи и фантазия»
Автор: Сафронова Лидия Андреевна

Цели: Освоение техники симметричного, силуэтного вырезывания, используя разнообразные способы прикрепления материала на фон, для получения объемной аппликации; учить детей соотносить реальные и сказочные образы; на основе полученных впечатлений (в процессе подготовительной работы) предложить создать в аппликации образ сказочной птицы, передавая ее необычность и яркость, используя элементы декоративного оформления; продолжать знакомить детей с объемной аппликацией; показать способ вырезывания силуэта птицы из бумаги сложенной пополам; развивать зрительный контроль действие рук; дать возможность каждому из детей проявить самостоятельность в выборе способов украшения работы и творческие способности; воспитывать доброжелательное отношение окружающим. Материал и оборудование: выставка работ на тему «Сказочные птицы» выполненные разными способами. Аудиозапись «Голоса птиц», «Звуки леса» и т.п. Цветной картон, полоски цветной бумаги, конфетти, клей, клеевая кисть, ножницы, салфетка и др. Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Жар-птица и Василиса-царевна», П.П. Ершова «Конёк- горбунок», рассматривание иллюстраций и открыток с изображением птиц (сказочных и реальных), заготовка (силуэта птиц и хвоста)Методы и приемы: Наглядный – рассматривание разнообразных птиц, показ выполнения работы. Словесный, - беседа, объяснение выполнения работы. Игровой – пальчиковая гимнастика, физкультминутка. Практический - выполнение работы детьми. Ход занятия:Дети здороваются с гостями и присаживаются на места. Воспитатель обращает внимание детей на музыку с голосами птиц (звуки природы) Ребята, что вы сейчас слышите? (дети отвечают: пение птиц) Вос-ль: А каких птиц вы знаете? (на мольберте рассмотреть птиц , дети отвечают) Вос-ль: А чем отличаются птицы друг от друга? Дети: Окрасом перьев, размером, птицы бывают зимующие, перелетные, водоплавающие. Вос-ль: Молодцы! Вы знаете много о птицах. А сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадывайте: - -По ночам летает на охоту Днем не видит, да и спать охота. (сова) -Не сидит она на месте На хвосте разносит вести. (сорока) -Друг синиц и голубей. Серый, шустрый….( воробей) -В замечательной стране На земле, иль на луне Поселилась чудо-птица- Настоящая царица. Удивляют красотой, перья, хвостик золотой Светом радужным искрится. А зовут ее…(Жар-птица) Показ Жар-птицы(иллюстрация), чтение стиха с демонстрацией изображения Жар-птицы: Что за чудо, красота! Птица прямо чудеса! Ярко-желтая сама Расписная, как живая Птица счастья и добра! Предложить детям поиграть в пальчиковую гимнастику «Птичка» Я пройдусь по лесам (Изобразить деревья «идущие» пальцами обеих рук) Много птичек там. (Изобразить птицу: перекрестить ладони, держа их тыльной стороной наружу. Зацепить большие пальцы друг за друга, как крючки.) Все порхают. (Помахать руками, как крыльями) И поют (изобразить двумя руками открывающиеся клювы Гнёзда тёплые все вьют.(Сложить ладони в виде чаши) Вос-ль: Скажите, ребята, а где можно встретить этих птиц? (дети называют: в поле, в лесу, в огороде) - А где можно встретить Жар-птицу? (в сказке) - Назовите сказки, где встречается Жар- птица? («Жар- птица», «Конек-горбунок», «Иван-царевич и серый волк» Вос-ль: Чем отличаются сказочные птицы от обычных? Что у них общего? (ответы детей) Вос-ль: вы правильно заметили, ребята, что при всем разнообразии птиц . они имеют много общего: у всех птиц есть голова, туловище, крылья, хвост, лапки. Почему в народе называют сказочную птицу- Жар-птица? (ответы детей)Образ Жар-птицы был одним из любимых в народе. Люди всегда хотели быть счастливыми. С давних времен они верили, что есть за морями и лесами удивительная птица, которая носит на своих крыльях счастье. Поэтому её ещё называли птицей Счастья. И если сильно захотеть, то птица Счастья обязательно когда-нибудь прилетит и к ним. И всем казалось, что эта птица должна быть необыкновенно красивой, и от нее исходит яркий и теплый свет, который может согреть всех- всех людей своим теплом. А своим громким щебетом они прогоняют с земли силы тьмы. Каждый мечтал встретить птицу Счастья, чтобы она внесла в его дом Радость, Добро и Красоту. Но не к каждому прилетала эта птица. Лишь тот дом посещала она, где люди любили друг друга, заботились о других, работали с душой и не оказывали в помощи бедным и больным. Вот такая она- птица Счастья, наша Жар-птица!Вос-ль: Сейчас мы с вами сделаем эту птицу Счастья. Но сначала немного отдохнем: Птички в гнездышке сидят (присесть) И на улицу глядят («козырек») Погулять они хотят (шагаем) И тихонько все летят (махать руками) - а теперь тихонько садимся за столы.-давайте еще раз вспомним- какая она- птица Счастья или Жар-птица? Как она может выглядеть? Если она птица, то значит она и выглядит, как птица, т.е. у неё должны быть…. (дети вспоминают характерные особенности строения птицы - туловище, голова, хвост, лапки, крылья) но ведь это не простая, а сказочная птица. А значит она отличается от других птиц. Чем? (высказывания детей)Люди верят, что на свете есть птица, приносящая на своих крыльях счастье, яркое и радостное как ее неповторимой красоты хвост. Как вам кажется, как она выглядит? Закройте глаза и представьте свою Птицу Счастья. Что вы видите? Опишите. (ответы детей). -Предлагаю вам, ребята, сделать аппликацию «Птица Счастья». Вы правильно заметили, ребята, что при всем разнообразии птиц, они имеют много общего. Все птицы, и сказочные и реальные имеют одни и те же части тела (туловище, голову, хвост и т.д.). Сейчас я покажу вам, как можно вырезать силуэт птицы без хвоста-его мы сделаем потом. Силуэт можно вырезать из бумаги сложенной пополам. Кто подскажет, как правильно складывать бумагу пополам, за какую сторону держать заготовку? (ответы детей и показ воспитателем последовательности вырезывания). –Вырезать начинаю с туловища. Держу заготовку за линию сгиба горизонтально. Ставлю ножницы на левый нижний угол и вырезаю полуовал (большую горку) примерно до середины заготовки. Затем режу прямо-это шея. Шея переходит в голову 9маленькая горка) и заканчивается острым клювом. Посмотрите на схему и еще раз запомните последовательность вырезывания контура. (дети самостоятельно вырезают силуэт птицы)-Тело птицы мы приклеим к листу, шея и голова будут свободно обращены вперед. Так мы получим не плоское, а объемное изображение, что придаст нашей птице живость. Птица важно склонила голову и, кажется, что она вот-вот сойдет с листа и упорхнет. Теперь нам остается дополнить изображение. А главное украшение любой волшебной, сказочной птицы - это ее хвост. Как вы будете его изображать, зависит от вашего замысла. Подбор цветов, их сочетание; форма перьев и украшение птицы – все это ваше желание. У каждого получится своя, неповторимая Птица Счастья. Чем необычнее, интереснее будет птица, тем больше радости и счастья она принесет. (Самостоятельная деятельность детей)Итог. Организация выставки.- Ребята, у нас получилась целая стая Птиц Счастья. Давайте рассмотрим птиц, полюбуемся ими. - Ребята, птица Счастья всегда несет на своих крыльях удачу в делах, радость, покой и мир в дом- все самое лучшее. Вы можете подарить её, как символ удачи, кому вам хочется.ЧУДЕСА случаются с каждым В этом мире, хотя бы ОДНАЖДЫ... Нужно просто вокруг посмотреть И поймать свое СЧАСТЬЕ успеть Оно рядышком бродит украдкой, Страшной тайной... Волшебной загадкой! Та ЗАГАДКА любому под силу! ТАЙНА счастья блуждает по миру, Рядом с нами она... БЛИЗКО ОЧЕНЬ! Утром, вечером, днем... Даже ночью! Пошире окно свое отворите, Птицу счастья в дом свой впустите. - Ребята, помните, что, чем больше мы дарим счастья другим, тем больше его становится у нас! Мы желаем всем счастья, здоровья, любви! И чтоб в каждый дом прилетела птица счастья!