Публикации Методическое обеспечение как форма эффективной реализации учебной деятельности

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическое обеспечение как форма эффективной реализации учебной деятельности
Автор: Хаснулина Елена Владимировна

РЕФЕРАТТема:«Оценка достижений обучающихся при реализации дополнительной образовательной программы»Реферат подготовил:Хаснулина Елена ВладимировнаДолжность:педагог дополнительного образованияМесто работы:МБУ ДО «Центр дополнительного образования детей гедногорск»31 октября 2017 г.г. Медногорск, Оренбургская областьСодержание Введение…………………………………………………………………31.Виды методик………………………………………………………...3Заключение……………………………………………………………..8Литература……………………………………………………………9ВведениеКонтроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, помогает детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, что создает хороший психологический климат в коллективе и повышает самооценку самого обучающегося. В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности обучающихся достаточно четко определен, в дополнительном образовании детей этот вопрос вызывает реальные затруднения у педагогов. В данной работе представлены методики: «Портфолио», «Педагогический дневник», «График моих достижений», «Карта самооценки обучающимся и оценки педагогом компетентности обучающегося», «Защита рефератов», «Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительным образовательным программам», «Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы». Данные методики определения эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования детей разработаны Н. В. Кленовой, Л. Н. Буйловой, сотрудниками РГПУ им. А. И. Герцена и ГОУ «СПб ГДТЮ», апробированы в педагогической практике и являются инструментом оценивания компетентности воспитанников.1.Виды методикМетодика «Портфолио» («Портфель»)Одной из современных форм оценивания достижений и компетентности, в том числе творческих успехов обучающегося является формирование «портфеля» (Portfolio). Ведение портфолио развивает у обучающихся навыки рефлексивной деятельности (способность анализировать собственную деятельность, совершенствовать ее, проявлять инициативу для достижения успехов). Содержание и способы оформления «портфеля» могут быть самыми разнообразными – от полного собрания всех работ до альбома высших достижений. В настоящее время выделяют следующие типы портфолио:Портфолио документов - наиболее распространенная форма, которая представляет собой файловую папку с разнообразной информацией о приобретенном обучающимся за определенный промежуток времени опыте успешной внеучебной работы. В перечень документов входят табели успеваемости, грамоты, дипломы, письма-отзывы, сертификаты об участии в различных мероприятиях.Портфолио работ отражает усилия, прогресс и достижения обучающихся по определенному направлению деятельности. Это собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ обучающегося, а также описание форм и направлений его творческой активности – участие в конкурсах, наличие достижений и т.д.Данная форма диагностики может быть использована педагогами, работающими с группами индивидуального обучения (сольное пение, инструментальные классы и т.п.). Педагогический дневник представляет собой документ, в котором педагог путем наблюдения и анализа отдельных характеристик обучающегося (например, уровень творческого развития, развитие интересов), изучает индивидуальную динамику развития данных качеств.Методика «График моих достижений» Данная методика позволяет сделать заключение о динамике процесса становления устойчивого интереса к предметной области в процессе реализации образовательной программыПо окончании учебного года кружковцам предлагается представить на системе координат в виде графика:-) динамику собственного уровня достижений за время пребывания в детском объединении.-) оценку изменения уровня интереса к изучению той или иной предметной области на протяжении занятий в дополнительном образовании.Методика «Карта самооценки обучающимся и оценки педагогом компетентности обучающегося» (для 12-16 лет)Бланк карты. Дорогой, друг! Оцени, пожалуйста, по пятибалльной шкале знания и умения, которые ты получил, занимаясь в кружке (коллективе) в этом учебном году, и зачеркни соответствующую цифру (1 – самая низкая оценка, 5 – самая высокая).Процедура проведения: Данную карту предлагается заполнить обучающемуся в соответствии с инструкцией. Затем данную карту заполняет педагог в качестве эксперта. Оценка проставляется педагогом в пустых клеточках.Обработка результатов: Самооценка обучающегося и оценка педагога суммируются, и вычисляется среднеарифметическое значение по каждой характеристике. Методика «Защита рефератов»Одной из распространенных методик публичного представления воспитанником полученных результатов является защита рефератов в научно-практической конференции. Особенно если деятельность обучающихся при освоении дополнительных программ общекультурного уровня в большей степени связана с теоретически материалом. Данная методика направлена на комплексную оценку как предметной составляющей деятельности ребенка, так и надпредметных (в частности коммуникативных) умений.Реферат - самостоятельная работа (проект), требующая от воспитанника анализа и обобщения информации, самостоятельно найденной в различных источниках. Данная методика требует четкой организации как процесса подготовки, так и собственно защиты реферата.Этапы реализации методики:Утверждение темы рефератов. Организуя этот этап, нужно учитывать индивидуальные особенности обучающихся (степень креативности). Оптимальным вариантом является предложение определенного набора готовых тем с возможностью предложения своей темы. При этом отдельным школьникам может потребоваться помощь в выборе темы, но важно, чтобы окончательный выбор остался за ребенком. Наиболее увлеченные и креативные обучающиеся, как правило, предлагают свои темы рефератов. Для них должна быть обязательная процедура утверждения темы (желательно не одним педагогом, а коллективно), в первую очередь, чтобы удержать определенный уровень глубины и объема исследования всех детских исследований. Защита реферата. На данном этапе происходит основная оценка успехов обучающегося в освоении образовательной программы. Каждый обучающийся делает доклад (8 – 10 минут) по основному содержанию реферата с использованием наглядных средств предъявления информации: плакатов, раздаточного материала. Доклад может сопровождаться компьютерной презентацией. Вопросы докладчику задают не только преподаватели, но и другие ребята. На защите кроме содержательной стороны реферата оценивается способность обучающегося обобщить собственную работу при составлении доклада, свобода владения темой, умение ответить на вопрос своими словами, умение привести цитату из текста, уверенность в себе и уважительное отношение к оппонентам.Мониторинг результатов обучения ребенкапо дополнительной образовательной программеПоскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, постольку о ее результатах необходимо судить по двум группам показателей: Учебным (фиксирующим предметные и общеучебные знания, умения, навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы; Личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном кружке, студии, секции).Технология определения учебных результатов по дополнительной образовательной программе заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (теоретическая, практическая подготовка ребенка, общеучебные умения и навыки) оценивается по степени выраженности (от минимальной до максимальной). Для удобства выделенные уровни обозначаются соответствующими тестовыми баллами (1 – 10 баллов). В качестве методов, с помощью которых педагог будет определять соответствие результатов обучения ребенка программным требованиям, могут быть наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный или письменный), анализ контрольного задания, собеседование и др. данный перечень методов может быть дополнен в зависимости от профиля и конкретного содержания образовательной программы.Динамика результатов освоения предметной деятельности конкретным ребенком отражается в индивидуальной карточке учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе (Таблица 2). Педагог два раза в год (в начале и в конце учебного года) проставляет баллы, соответствующие степени выраженности оцениваемого качества у ребенка. Кроме этого, в конце карточки педагогу предлагается выделить специальную графу «Предметные достижения обучающегося», выполняющую роль «портфолио», где фиксируются наиболее значимые достижения ребенка в сфере деятельности, изучаемой образовательной программой. Здесь могут быть отмечены результаты участия ребенка в выставках, олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и т.д.ЗаключениеРегулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрения ребенка за его труд, старание. Каждую оценку нужно прокомментировать, показать, в чем прирост знаний и мастерства ребенка – это поддержит его стремление к новым успехам. Самооценивание позволяет детям фиксировать собственное продвижение по ступеням мастерства. Если оно производится открыто, то в его регулирование включаются и социальные механизмы. Открытый показ результатов обучения по программе стимулирует детей к поиску новых вариантов работы, к творческой деятельности.Для ребенка большое значение имеет оценка его труда родителями, поэтому педагогу надо продумать систему работы с родителями. В частности, контрольные мероприятия можно совмещать с родительскими собраниями, чтобы родители могли по итоговым работам видеть рост своего ребенка в течение года.Литература1. Бархаев Б.П. Педагогические технологии воспитания и развития //Школьные технологии. - 1998. - № 1, № 4; 1997. – № 4.2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.3. Болотова М.И. Организация семейного досуга в образовательной средеучреждения дополнительного образования детей: учебно-методическое пособие. -Москва: Изд-во «Спутник +», 2005. - 109 с.4. Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнитель-ном образовании детей. – М., 2002. – 24 с.5. Бойков А.А. Коллективно-творческое дело как личностно ориентиро-ванная воспитательная технология, 2005 ()6. Брусницына Г. . Система организации исследовательской и проектнойдеятельности учащихся в г. Екатеринбурге. – Екатеринбург: Муниципальное об-разовательное учреждение дополнительного образования детей Центр «Одарен-ность и технологии» (Центр «Одаренность и технологии»)(7. Ермолаева Т.И., Логинова Л.Г. Педагогические технологии в сфере до-полнительного образования. – Самара, 1998. – 36с.8. Гузеев В.В. От методики к образовательной технологии //Народное об-разование, 1998. – № 7. – С. 87.9. Гуружапов В.А. Вопросы экспертизы образовательных технологий //Психологическая наука и образование. - 1997. – № 2.10. Дополнительное образование как система современных технологий со-хранения и укрепления здоровья детей: учеб. пособие / Под ред. Н. В. Сократова.– Оренбург: Изд-во ОЦДЮТ, 2001. – 177с.11. Дмитренко Т.А. Образовательные технологии в системе высшей школы/ Педагогика. - 2004. – №2. – С. 54-59