Публикации Методика преподавания шахмат в начальной школе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методика преподавания шахмат в начальной школе
Автор: Титова Надежда Владимировна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности Шахматы предназначена для обучающихся начальной школы и составлена на основе программы Шахматы - школе под редакцией И.Г.Сухина, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.
Актуальность изучаемой деятельности обусловлена радикальными изменениями, связанными с приоритетом целей обучения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Шахматы в начальной школе открывают широкие возможности и для кружковой работы, поднимают ее на новый качественный уровень, положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме.
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, чтоначальный курс по обучению игре в шахматы максимально прости доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Цель программы - создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
- создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
- формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Описание места курса ШАХМАТЫ в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс Шахматы - школе изучается с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 135 часов 1 час в неделю
1 класс - 33часа в год (1 час в неделю)
2 класс - 34 часа в год (1 час в неделю)
3класс - 34 часа в год (1 час в неделю)
4 класс - 34 часа в год (1 час в неделю)
Сроки реализации программы - 4 года.
Общее содержание курса
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Обучающиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность детей на уроках, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
Принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
Принцип mini-max – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
Принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Ценностными ориентирами содержания курса являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– освоение эвристических приемов рассуждений;
–формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
–формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы; формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса Шахматы
1 класс
Личностные результаты
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
понимание эмоций других людей, сочувствовать, сопереживать;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
познавательный интерес к математической науке.
Метапредметными результатами изучения курса Шахматы является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на занятии;
учиться работать по предложенному учителем плану;
умение планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи;
контролировать свою деятельность (обнаруживать и исправлять допущенные ошибки, обращаться за помощью к учителю).
Познавательные УУД:
ориентироваться в понятиях диагональ, вертикаль , горизонталь;
Ориентироваться в названиях шахматных фигур;
определять логику решения практической задачи;
анализировать расположение шахматных фигур;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе;
выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса Шахматы является сформированность следующих умений:
называть фигуры, правильно располагать шахматную доску между игроками;
сравнивать предметы с целью выявления в них сходства и различий;
использовать шахматные термины;
воспроизводить способы решения задачи;
К концу первого года обучения дети должны знать:
шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу первого года обучения дети должны уметь:
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;
различать горизонталь, вертикаль и диагональ;
рокировать;
объявлять шах, мат;
решать элементарные задачи на мат в один ход.
2 класс
Личностными результатами изучения курса Шахматы являются следующие умения:
осознавать роль шахмат в жизни людей;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
способность характеризовать собственные знания по курсу, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных задач могут быть им успешно решены;
познавательный интерес к шахматной игре .
Метапредметными результатами изучения курса Шахматы является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на занятии;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебным материалом;
сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
умение планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной игры;
контролировать свою деятельность (обнаруживать и исправлять допущенные ошибки);
умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Познавательные УУД:
моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
строить алгоритм поиска необходимой информации;
определять логику решения практической и учебной задач;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе;
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
Средством формирования коммуникативных УУД служит организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса Занимательная математика является сформированность следующих умений:
овладение основами логического и алгоритмического мышления;
записывать шахматную партию;
обобщать, делать несложные выводы;
уметь проводить элементарные комбинации;
уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур;
К концу второго года обучения дети должны знать:
шахматные правила FIDE;
обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
ценность шахматных фигур.
К концу второго года обучения дети должны уметь:
правильно вести себя за доской;
записывать шахматную партию;
матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.
3 класс
Личностными результатами изучения курса Шахматы являются следующие умения:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметными результатами изучения курса Шахматы является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на занятии;
различать способ и результат действия;
учиться работать по предложенному учителем плану;
умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника).
Познавательные УУД:
осуществлять поиск необходимой информации, в том числе и с помощью компьютерных средств;
умение структурировать знания;
строить алгоритм поиска необходимой информации;
выбор наиболее эффективных способов решения задач зависимости от конкретных условий;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе;
выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметными результатами изучения курса Шахматы является сформированность следующих умений:
употреблять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнѐры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,
выполнять правила хода и взятия каждой фигурой;
различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
проводить элементарные комбинации;
К окончанию обучения по курсу внеурочной деятельности Шахматы в 3 классе обучающиеся должны знать:
принципы игры в дебюте;
основные тактические приемы;
термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
К концу третьего года обучения дети должны уметь:
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
находить несложные тактические приемы;
точно разыгрывать простейшие окончания.
4 класс
Личностными результатами изучения курса Шахматы являются следующие умения:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметными результатами изучения курса Шахматы является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
учиться работать по предложенному учителем плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: проводить дидактические игры; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
употреблять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнѐры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,
выполнять правила хода и взятия каждой фигурой;
различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
проводить элементарные комбинации;
К окончанию обучения по курсу внеурочной деятельности Шахматы в 4 классе обучающиеся должны знать:
некоторые дебюты (Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит и др.).
правила игры в миттельшпиле;
основные элементы позиции.
К концу четвертого года обучения дети должны уметь:
правильно разыгрывать дебют;
грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их взаимодействие;
проводить элементарно анализ позиции;
составлять простейший план игры;
находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации;
точно разыгрывать простейшие окончания;
пользоваться шахматными часами.
Содержание курса
1 класс (33ч.)
I. Шахматная доска.
Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля. Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали. Диагонали. Центр шахматной доски.
Дидактические игры и игровые задания.
Горизонталь. Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т.п.)
Вертикаль. То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
Диагональ. То же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски.
II. Шахматные фигуры.
Шахматные фигуры. Белые и черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур.
Дидактические игры и игровые задания.
Волшебный мешочек. В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана.
Угадай-ка. Педагог словесно описывает одну из фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
Секретная фигура. Все фигуры стоят на столе в ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры кроме секретной, которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: Секрет.
Угадай. Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети пытаются угадать, какая фигура загадана.
Что общего?. Педагог берет две шахматные фигуры, и дети говорят, чем похожи друг на друга фигуры, чем отличаются (цвет, форма).
Большая и маленькая. Педагог ставит на стол шесть разных фигур. Дети по одному выходят и называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Вскоре все фигуры расставлены по росту.
Кто сильнее?. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: Какая фигура сильнее? На сколько очков?.
Обе армии равны. Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
III. Начальная расстановка фигур.
Начальная позиция. Расстановка фигур перед шахматной партией/
Дидактические игры и игровые задания.
Мешочек. Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
Да или нет?. Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
Не зевай!. Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении, например: Ладья стоит в углу, и бросает кому-либо из учеников мяч; если утверждение верно, то мяч следует поймать.
IV. Ходы и взятие фигур. (основная тема учебного курса)
Ладья. Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Слон. Место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Ладья против слона. Ферзь. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя. Взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Ферзь против ладьи и слона. Конь. Место коня в начальном положении. Ход коня. Взятие. Конь – легкая фигура. Конь против ферзя, ладьи, слона. Пешка. Место пешек в начальном положении. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки. Ход пешки. Взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. Король. Место короля в начальном положении. Ход короля. Взятие. Король против других фигур.
Дидактические игры и игровые задания.
Игра на уничтожение – важнейшая игра курса. Именно здесь все плюсы шахмат начинают работать на ученика – формируется внутренний план действий, аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры); выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
Один в поле воин. Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
Лабиринт. Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски,
не становясь на заминированные поля и не перепрыгивая их.
Перехитри часовых. Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на заминированные поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
Сними часовых. Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой
маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных фигур.
Кратчайший путь. За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
Захват контрольного поля. Игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры противника.
Защита контрольного поля. Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
Атака неприятельской фигуры. Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
Двойной удар. Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, но так, чтобы не оказаться под боем.
Взятие. Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
Защита. Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
V. Цель шахматной партии.
Шах. Шах – угроза королю. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.
Мат. Мат – цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, пешкой. Мат в один ход. Ничья. Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры патовых ситуаций. Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.
Дидактические игры и игровые задания.
Шах или не шах. Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
Объяви шах. Требуется объявить шах неприятельскому королю.
Пять шахов. Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
Защита от шаха. Белый король должен защититься от шаха.
Мат или не мат. Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.
Мат в один ход. Требуется объявить мат неприятельскому королю в один ход.
Рокировка. Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: можно рокировать или нет.
VI. Игра всеми фигурами из начального положения.
Шахматная партия. Начало шахматной партии. Представления о том, как начинать шахматную партию. Короткие шахматные партии.
Дидактические игры и игровые задания.
Два хода. Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога ученик отвечает двумя своими ходами подряд.
VII. Обобщение.
Повторение основных вопросов курса.
Тематическое планирование с кратким содержанием занятия
1 год обучения (33 часа)
№ п/п
Тема занятия
часы
Краткое содержание занятия
1
Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля.
1
Чтение-инсценировка дидактической сказки Удивительные приключения шахматной доски.
Чтение-инсценировка дидактической сказки Котята-хвастунишки.
2-3
Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали.
Линии на шахматной доске. Диагонали.
2
Дидактические задания и игры Горизонталь, Вертикаль. Чтение-инсценировка дидактической сказки из книги И.Г.Сухина Приключения в шахматной стране (с.132-135).
4
Центр шахматной доски.
1
Дидактические задания и игры Диагональ.
5
Шахматные фигуры. Белые и черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
1
Дидактические задания и игры Волшебный мешочек, Угадай-ка, Секретная фигура, Что общего, Большая и маленькая. Просмотр диафильма Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат.
6
Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур.
1
Дидактические задания и игры Кто сильнее?, Обе армии равны.
7
Начальная позиция. Расстановка фигур перед шахматной партией.
1
Дидактические задания и игры Мешочек, Да или нет, Не зевай!. Просмотр диафильма Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат.
8
9
Ладья. Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие.
Ладья. Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие.
2
Дидактические игры и задания Лабиринт, Перехитри часовых, Один в поле воин, Кратчайший путь.
Дидактические игры Захват контрольного поля, Защита контрольного поля, Игра на уничтожение (ладья против ладьи, две ладьи против двух), Ограничение подвижности (разновидность игры на уничтожение, но с заминированными полями).
10
11
12
Слон. Место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие.
Слон. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура.
Ладья против слона.
3
Дидактические задания Лабиринт, Перехитри часовых, Один в поле воин, Кратчайший путь. Двойной удар, Взятие, Защита.
Дидактические игры Захват контрольного поля, Защита контрольного поля, Игра на уничтожение (слон против слона, два слона против двух), Ограничение подвижности.
13
14
15
Ферзь. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя. Взятие.
Ферзь. Ферзь – тяжелая фигура.
Ферзь против ладьи и слона.
3
Просмотр диафильма Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат.
Дидактические игры Захват контрольного поля, Защита контрольного поля, Игра на уничтожение (ферзь против ферзя), (ферзь против ладьи, ферзь против слона, более сложные положения), Ограничение подвижности.
16
17
18
Конь. Место коня в начальном положении. Ход коня. Взятие.
Конь. Конь – легкая фигура.
Конь против ферзя, ладьи, слона.
3
Дидактические игры Захват контрольного поля, Защита контрольного поля, Игра на уничтожение (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), Ограничение подвижности.
19
20
21
Пешка. Место пешек в начальном положении. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки. Ход пешки. Взятие
Пешка. Взятие на проходе. Превращение пешки.
Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.
3
Дидактические задания Перехитри часовых, Сними часовых, Атака неприятельской фигуры, Двойной удар, Взятие, Защита, Выиграй фигуру.
Дидактические игры Захват контрольного поля, Защита контрольного поля, Игра на уничтожение (конь против ладьи, конь против слона, конь против ферзя, более сложные положения), Ограничение подвижности.
Дидактические задания Лабиринт, Один в поле воин.
Дидактические игры Игра на уничтожение (пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, пешка против ферзя, более сложные положения)
22
23
Король. Место короля в начальном положении. Ход короля. Взятие.
Король против других фигур.
2
Дидактическая игра Игра на уничтожение (король против короля). Чтение-инсценировка сказки Лена, Оля и Баба-Яга.
Дидактические задания Перехитри часовых, Сними часовых, Атака неприятельской фигуры, Двойной удар, Взятие. Дидактические игры Захват контрольного поля, Защита контрольного поля, Игра на уничтожение (король против ладьи, король против слона, король против коня, король против ферзя, король против пешки), Ограничение подвижности.
24
25
Шах. Шах – угроза королю. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.
Шах. Шах – угроза королю. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.
2
Дидактические задания Шах или не шах, Дай шах, Пять шахов, Защита от шаха.
Дидактические задания Дай открытый шах, Дай двойной шах; игра фигурами из начального положения до первого шаха.
26
27
Мат. Мат – цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, пешкой.
Мат. Мат в один ход.
2
Дидактические задания Мат или не мат, Мат в один ход.
Дидактическое задание Дай мат в один ход.
28
Ничья. Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры патовых ситуаций.
1
Дидактическое задание Пат или не пат, Пат или мат.
29
Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.
1
Дидактическое задание Рокировка.
30
31
32
Шахматная партия. Начало шахматной партии.
Шахматная партия. Представления о том, как начинать шахматную партию.
Шахматная партия. Короткие шахматные партии.
3
Дидактическая игра Два хода.
Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.
Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.
33
Повторение основных вопросов курса.
1
Повторение материала.
2 класс (34ч.)
I. Краткая история шахмат.
Повторение пройденного материала. Рождение шахмат. Поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение.Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий.
Краткая история шахмат. Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу. Выдающиеся шахматисты нашего времени. Шахматные правила. Этика шахматной борьбы.
II. Шахматная нотация.
Шахматная нотация. Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии.
Дидактические игры и игровые задания.
Назови вертикаль. Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее. Так школьники называют все вертикали. Затем задаются вопросы: На какой вертикали в начальной позиции стоят короли (ферзи, королевские слоны, ферзевые кони, ферзевые ладьи и т.п.)
Назови горизонталь. Задание подобно предыдущему, но дети называют горизонтали.
Назови диагональ. А здесь называется диагональ (например, диагональ е1 – а5).
Какого цвета поле?. Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет (можно попробовать это сделать вслепую, не глядя на доску).
Кто быстрее. К доске вызываются два ученика, и педагог просит их найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.
Вижу цель. Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Ученики отвечают по очереди, причем после каждого ответа учитель уточняет – ближе или дальше.
Диагональ. Дети должны назвать поля, составляющие диагональ (например, е1-h4).
III. Ценность шахматных фигур.
Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты. Игровая практика.
Дидактические игры и игровые задания.
Кто сильнее?. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: Какая фигура сильнее? На сколько очков?.
Обе армии равны. Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
Выигрыш материала. Учитель на демонстрационной доске расставляет положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.
Защита. В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.
IV. Техника матования одинокого короля.
Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля, линейный мат. Ферзь и ладья против короля. Ферзь и король против короля. Ладья и король против короля. Решение заданий.
Дидактические игры и игровые задания.
Шах или мат. Шах или мат черному королю?
Мат или пат. Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.
Мат в один ход. Требуется объявить мат в один ход черному королю.
На крайнюю линию. Надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.
В угол. Требуется сделать такой ход, чтобы черный король отошел на угловое поле.
Ограниченный король. Надо сделать такой ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.
V. Достижение мата без жертвы материала.
Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Защита от мата. Решение заданий на мат в два хода в миттельшпиле. Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Решение заданий на мат в два хода.
Дидактические игры и игровые задания.
Объяви мат в два хода. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
Защитись от мата. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.
VI. Обобщение.
Повторение материала. Повторение основных вопросов курса. Игра в турнире. Турнирные партии. Практическая игра.
Тематическое планирование с кратким содержанием занятия
2 год обучения (34 часа)
№ п/п
Тема занятия
часы
Краткое содержание занятия
1
Повторение пройденного материала. Рождение шахмат. Поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение.
1
Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения).
2
Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий.
1
Дидактические игры и задания Две фигуры против целой армии, Убери лишние фигуры, Ходят только белые, Неотвратимый мат.
Игровая практика.
3
Краткая история шахмат. Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу.
1
Просмотр диафильма Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат. Чемпионы мира по шахматам. Просмотр диафильма Анатолий Карпов – чемпион мира. Игровая практика.
4
Выдающиеся шахматисты нашего времени.
1
Биографии выдающихся шахматистов нашего времени. Фрагменты их партий.
5
Шахматные правила. Этика шахматной борьбы.
1
Правила поведения за шахматной доской.
Дидактические задания Назови вертикаль, Назови горизонталь, Назови диагональ, Какого цвета поле?, Кто быстрее, Вижу цель, Диагональ. Игровая практика. На этом занятии дети, делая ход, проговаривают, какая фигура с какого поля, на какое поле идет. Например, Король c g7 – на f8.
Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии). Игровая практика (фрагмента шахматной партии).
6-12
Шахматная нотация. Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур.
Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии.
7
13
14
Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса.
2
Дидактические задания Кто сильнее?, Обе армии равны. Дидактическое задание Выигрыш материала (выигрыш ферзя). Игровая практика.
Дидактическое задание Выигрыш материала (выигрыш коня)
15
16
Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса
2
Дидактическое задание Выигрыш материала (выигрыш слона).
Игровая практика.
17
18
19
Ценность шахматных фигур.
Способы защиты.
Игровая практика.
3
Дидактическое задание Выигрыш материала (выигрыш пешки).
Дидактическое задание Защита (защита атакованной фигуры своей фигурой, уход из-под боя, уничтожение атакующей фигуры).
Игровая практика.
Дидактическое задание Защита (перекрытие, контратака).
Практическая игра.
20
Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля, линейный мат.
1
Дидактические задания Шах или мат?, Мат или пат, Мат в один ход, На крайнюю линию, В угол, Ограниченный король, Мат в два хода.
Игровая практика.
21
Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля.
1
Дидактические задания Шах или мат?, Мат или пат, Мат в один ход, На крайнюю линию, В угол, Ограниченный король, Мат в два хода. Игровая практика.
22
Техника матования одинокого короля. Ферзь и король против короля.
1
Дидактические задания Шах или мат?, Мат или пат, Мат в один ход, На крайнюю линию, В угол, Ограниченный король, Мат в два хода.
Игровая практика.
23
Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля.
1
Дидактические задания Шах или мат?, Мат или пат, Мат в один ход, На крайнюю линию, В угол, Ограниченный король, Мат в два хода.
Игровая практика.
24
Техника матования одинокого короля. Решение заданий.
1
Решение заданий.
25
Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг.
1
Дидактическое задание Объяви мат в два хода. Дидактическое задание Защитись от мата.
Игровая практика.
26
Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Защита от мата.
1
Дидактическое задание Защитись от мата.
Игровая практика.
27
Достижение мата без жертвы материала. Решение заданий на мат в два хода в миттельшпиле.
1
Дидактическое задание Защитись от мата.
Игровая практика.
28
Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте.
1
Дидактическое задание Защитись от мата.
Игровая практика.
29
Достижение мата без жертвы материала. Решение заданий на мат в два хода.
1
Дидактическое задание Защитись от мата.
Игровая практика.
30
Повторение материала. Повторение основных вопросов курса.
Повторение основных вопросов курса.
Практическая игра.
31
32
Повторение материала. Игра в турнире. Турнирные партии.
2
33
34
Повторение материала. Практическая игра.
2
3класс (34ч.)
I. Шахматная партия. Три стадии шахматной партии.
Повторение пройденного материала. Поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, диагоналей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Ценность шахматных фигур. Пример матования одинокого короля. Три стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Двух – и трехходовые партии.
II. Основы дебюта.
Основы дебюта. Двух- и трехходовые партии. Выявление причин поражения в них одной из сторон. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов партии. Детский мат. Защита. Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Повторюшка-хрюшка (черные копируют ходы белых). Наказание повторюшек. Принципы игры в дебюте. Принцип быстрейшего развития фигур. Темпы. Гамбиты. Наказания за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. Пешкоедство. Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила). Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит. Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка. Правила рокировки. Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки? Связка в дебюте. Полная и неполная связка. Классификация дебютов. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты. Как изучать дебюты. Тренировка в разыгрывании дебюта.
Дидактические задания.
Мат в один ход. Поставь мат в один ход нерокированному королю. Поставь детский мат. Белые или черные начинают и дают мат в один ход.
Поймай ладью. Поймай ферзя. Надо найти такой ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру.
Защита от мата. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход (в данном
разделе в отличие от второго года обучения таких видов несколько).
Выведи фигуру. Определяется, какую фигуру и на какое поле лучше развить.
Поставь мат повторюшке в один ход. Требуется поставить мат в один ход противнику, который слепо копирует ваши ходы.
Мат в два хода. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
Выигрыш материала. Накажи пешкоеда. Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество.
Можно ли побить пешку?. Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату.
Захвати центр. Надо найти ход, ведущий к захвату центра.
Можно ли сделать рокировку?. Надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют.
Чем бить фигуру?. Надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.
Сдвой противнику пешки. Требуется так побить фигуру противника, чтобы у него образовались сдвоенные пешки. Понятие о тактике. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле.
III. Основы миттельшпиля.
Правила миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле. Понятие о тактике. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах. Классическое наследие. Бессмертная партия. Вечнозеленая партия.
Дидактические задания.
Выигрыш материала. Надо провести тактический прием и остаться с лишним материалом.
Мат в три хода. Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в три хода.
IV. Основы эндшпиля.
Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи).
Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило квадрата. Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонтали. Король помогает своей пешке. Оппозиция. Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой. Белая пешка на второй, третьей и четвертой горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения. Два коня против короля. Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля. Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
Дидактические задания.
Мат в два хода. Белые начинают и дают мат в два хода.
Мат в три хода. Белые начинают и дают мат в три хода.
Выигрыш фигуры. Белые проводят тактический маневр и выигрывают фигуру.
Квадрат. Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.
Проведи пешку в ферзи. Требуется провести пешку в ферзи.
Выигрыш или ничья?. Нужно определить, выиграно ли данное положение.
Куда отступить королем?. Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей.
Путь к ничьей. Точной игрой нужно добиться ничьей.
V. Обобщение.
Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.
Тематическое планирование с кратким содержанием занятия
3-й год обучения (34 часа)
№ п/п
Тема занятия
часы
Краткое содержание занятия
1
Повторение пройденного материала. Поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение.
1
Просмотр диафильма Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат.
2
Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе.
1
Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения).
Просмотр диафильмов Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат и Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат.
3
Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий.
1
Дидактические игры и задания Две фигуры против целой армии, Убери лишние фигуры, Ходят только белые, Неотвратимый мат.
Игровая практика.
4
Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, диагоналей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Ценность шахматных фигур. Пример матования одинокого короля.
1
Решение учебных положений на мат в два хода (с жертвой и без жертвы материала).
5
Три стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Двух – и трехходовые партии.
1
Три стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Двух – и трехходовые партии.
6
Основы дебюта. Двух- и трехходовые партии. Выявление причин поражения в них одной из сторон.
1
Дидактическое задание Мат в один ход (на втором либо третьем ходу партии).
7
Основы дебюта. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.
1
Дидактические задания Поймай ладью, Поймай ферзя.
8
Игра на мат с первых ходов партии. Детский мат. Защита.
1
Дидактические задания Поставь детский мат, Защитись от мата.
9
Основы дебюта. Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита.
1
Дидактические задания Поставь детский мат, Мат в один ход, Защитись от мата.
10
Основы дебюта. Повторюшка-хрюшка (черные копируют ходы белых). Наказание повторюшек.
1
Дидактические задания Поставь мат в один ход повторюшке, Выиграй фигуру у повторюшки.
11
Принципы игры в дебюте. Принцип быстрейшего развития фигур. Темпы. Гамбиты.
1
Дидактическое задание Выведи фигуру.
12
Основы дебюта. Наказания за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. Пешкоедство. Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила).
1
Дидактические задания Мат в два хода, Выигрыш материала, Накажи пешкоеда, Можно ли побить пешку?.
13
Основы дебюта. Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит.
1
Дидактические задания Захвати центр, Выиграй фигуру
14
Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка. Правила рокировки.
1
Дидактические задания Можно ли сделать рокировку?, В какую сторону можно рокировать?, Поставь мат в один ход нерокированному королю, Поставь мат в два хода нерокированному королю, Не получат ли белые мат, если рокируют?.
15
Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки?
1
Дидактические задания Чем бить черную фигуру?, Сдвой противнику пешки.
16
Основы дебюта. Связка в дебюте. Полная и неполная связка.
1
Дидактические задания Выиграй фигуру, Успешное развязывание, Сдвой противнику пешки.
17
Основы дебюта. Классификация дебютов. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты.
1
Очень коротко о дебютах.
18
Как изучать дебюты. Тренировка в разыгрывании дебюта.
1
Общие советы о том, как изучать дебют.
19
Основы миттельшпиля. Правила миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле.
1
Правила миттельшпиля.
20
Основы миттельшпиля. Понятие о тактике. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле.
1
Дидактическое задание Выигрыш материала.
21
Основы миттельшпиля. Тактические приемы. Двойной удар.
1
Дидактическое задание Выигрыш материала.
22
Основы миттельшпиля. Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах.
1
Дидактическое задание Выигрыш материала.
23
Основы миттельшпиля. Классическое наследие. Бессмертная партия. Вечнозеленая партия.
1
Классическое наследие. Бессмертная партия. Вечнозеленая партия.
24
Основы эндшпиля. Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи).
1
Дидактические задания Выигрыш материала, Мат в 2 хода, Мат в 3 хода.
35
Основы эндшпиля. Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи).
1
Дидактические задания Выигрыш фигуры, Мат в 2 хода, Мат в 3 хода.
26
Основы эндшпиля. Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи).
1
Дидактические задания Мат в 2 хода, Мат в 3 хода.
27
Основы эндшпиля. Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило квадрата.
1
Дидактическое задание Квадрат.
28
Основы эндшпиля. Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонтали. Король помогает своей пешке. Оппозиция.
1
Дидактические задания Мат в 2 хода, Мат в 3 хода, Проведи пешку в ферзи, Выигрыш ли ничья?, Куда отступить королем?.
29
Основы эндшпиля. Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой.
1
Дидактические задания Мат в 3 хода, Проведи пешку в ферзи, Выигрыш ли ничья?, Куда отступить королем?.
30
Основы эндшпиля. Пешка против короля. Белая пешка на второй, третьей и четвертой горизонтали. Ключевые поля.
1
Дидактические задания Проведи пешку в ферзи, Выигрыш ли ничья?, Куда отступить королем?.
31
Основы эндшпиля. Удивительные ничейные положения. Два коня против короля. Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля.
1
Дидактические задания Куда отступить королем?, Путь к ничьей.
32
Основы эндшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
1
Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
33
Повторение программного материала. Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.
1
Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.
34
Повторение программного материала. Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.
1
Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.
4класс (34ч.)
I. Шахматная партия.
Повторение пройденного материала. Еще о трех стадиях шахматной партии. Виды преимущества в шахматах. Шахматные часы. Рекомендации по рациональному расходованию времени.
II. Анализ и оценка позиции.
Правила игры в миттельшпиле. Элементы оценки позиции. Практическое занятие. Решение задач.
Дидактические игры и игровые задания.
Самый слабый пункт. Требуется провести анализ позиции и отыскать в лагере черных самый слабый пункт.
Вижу цель!. Сделать анализ позиции и после оценки определить цель для белых.
III. Шахматная комбинация.
Понятие о шахматной комбинации. Пути поиска комбинации. Матовые комбинации. Тема отвлечения. Тема завлечения. Тема блокировки. Тема связки. Тема разрушения королевского прикрытия. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия. Тема уничтожения защиты. Тема рентгена. Тема батареи. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. Тема уничтожения защиты. Тема связки. Тема перекрытия. Тема освобождения пространства. Тема превращения пешки. Сочетание тактических приемов. Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах. Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры).
Дидактические игры и игровые задания.
Объяви мат в два хода. Требуется пожертвовать материал и объявить мат в два хода.
Сделай ничью. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.
Выигрыш материала. Надо провести тактический прием или комбинацию и достичь материального перевеса.
Мат в три хода. Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в три хода.
IV. Обобщение.
Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.
Тематическое планирование с кратким содержанием занятия
4-й год обучения (34 часа)
№ п/п
Тема занятия
часы
Краткое содержание занятия
1
Повторение пройденного материала. Еще о трех стадиях шахматной партии.
1
О трех стадиях шахматной партии.
2
Виды преимущества в шахматах.
1
Материальное преимущество, преимущество в пространстве (территориальное преимущество), преимущество во времени.
3
Шахматные часы. Рекомендации по рациональному расходованию времени.
1
Шахматные часы. Правила FIDE о шахматных часах. Правила пользования шахматными часами. Рекомендации по рациональному расходованию времени.
4
Правила игры в миттельшпиле.
1
Четыре правила В.Стейница.
5
Анализ и оценка позиции. Элементы оценки позиции.
1
Элементы оценки позиции (слабые поля, слабые пешки, позиция фигур, открытые линии, центр, пространство и др.).
6
Анализ и оценка позиции. Практическое занятие. Решение задач
1
Практическое занятие.
Дидактические задания Самый слабый пункт., Вижу цель!.
7
Анализ и оценка позиции. Практическое занятие.
1
Практическое занятие.
Дидактические задания Самый слабый пункт., Вижу цель!.
8
Понятие о шахматной комбинации.
1
Понятие о шахматной комбинации. Признаки комбинации.
9
Шахматная комбинация. Пути поиска комбинации.
1
Типичный путь нахождения комбинации по схеме мотив – средства – тема, путь нахождения комбинации мотив – тема – средства.
10
Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема отвлечения.
1
Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения.
Дидактическое задание Объяви мат в два хода, Мат в 3 хода.Игровая практика.
11
Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема завлечения.
1
Матовые комбинации. Тема завлечения.
Дидактическое задание Объяви мат в два хода, Мат в 3 хода. Игровая практика.
12
Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема блокировки.
1
Матовые комбинации. Тема блокировки.
Дидактическое задание Объяви мат в два хода, Мат в 3 хода.
Игровая практика.
13
Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема связки.
1
Матовые комбинации. Тема связки.
Дидактическое задание Объяви мат в два хода,Мат в 3 хода. Игровая практика.
14
Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия.
1
Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия.
Дидактическое задание Объяви мат в два хода, Мат в 3 хода. Игровая практика.
15
Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема освобождения пространства.
1
Матовые комбинации. Тема освобождения пространства.
Дидактическое задание Объяви мат в два хода,Мат в 3 хода. Игровая практика.
16
Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема перекрытия.
1
Матовые комбинации. Тема перекрытия.
Дидактическое задание Объяви мат в два хода,Мат в 3 хода. Игровая практика.
17
Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема уничтожения защиты.
1
Матовые комбинации. Тема уничтожения защиты.
Дидактическое задание Объяви мат в два хода,Мат в 3 хода. Игровая практика.
18
Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема рентгена. Тема батареи.
1
Матовые комбинации. Тема рентгена.
Дидактическое задание Объяви мат в два хода,Мат в 3 хода. Игровая практика.
19
Шахматная комбинация. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов.
1
Матовые комбинации. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов. Дидактическое задание Объяви мат в два хода, Мат в 3 хода. Игровая практика.
20
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения.
1
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Дидактическое задание Выигрыш материала. Игровая практика.
21
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема завлечения.
1
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема завлечения.
Дидактическое задание Выигрыш материала. Игровая практика.
22
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты.
1
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Дидактическое задание Выигрыш материала. Игровая практика.
23
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема связки.
1
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема связки.
Дидактическое задание Выигрыш материала. Игровая практика.
24
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема перекрытия.
1
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема перекрытия.
Дидактическое задание Выигрыш материала. Игровая практика.
25
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства.
1
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства.
Дидактическое задание Выигрыш материала. Игровая практика.
26
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки.
1
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки.
Дидактическое задание Проведи пешку в ферзи.Игровая практика.
27
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов.
1
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов. Дидактическое задание Выигрыш материала. Игровая практика.
28
Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Патовые комбинации.
1
Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Патовые комбинации.
Дидактическое задание Сделай ничью.
Игровая практика.
29
Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Комбинации на вечный шах.
1
Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Комбинации на вечный шах.
Дидактическое задание Сделай ничью. Игровая практика.
30
31
Шахматная комбинация. Типичные комбинации в дебюте.
Шахматная комбинация. Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры).
2
Типичные комбинации в дебюте. Дидактическое задание Проведи комбинацию.
Типичные комбинации в дебюте(более сложные примеры). Игровая практика.
32-
34
Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.
3
Повторение материала. Практическая игра.
Планируемые результаты освоения курса
В результате освоения курса Шахматы формируются следующие предметные знания и умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Ожидаемые результаты:
овладение навыками игры в шахматы;
интеллектуальное развитие детей;
результативное участие в соревнованиях различных уровней.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса Шахматы. Личностными результатами изучения данного внеурочного курса являются:
развитие любознательности и сообразительности;
развитие целеустремлённости, внимательности, умения контролировать свои действия;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
развитие наглядно-образного мышления и логики.
Предметные и метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделах Учащиеся должны знать и Учащиеся должны уметь.
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
шахматную доску и её структуру;
обозначение полей линий;
ходы и взятия всех фигур, рокировку;
основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья, ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение, защита, три стадии шахматной партии, развитие и др.)
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
играть партию от начала до конца по шахматным правилам;
находить мат в один ход в любых задачах такого типа;
оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;
планировать, контролировать и оценивать действия соперников;
определять общую цель и пути её достижения;
решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.
Учебно-методическое обеспечение
1. Сухин И. Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ. и проф. обр. РФ. М.. ПОМАТУР. 2000г.
2. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. М. АСТРЕЛЬ. ACT. 2000 г.
3. Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества Ростов-на-Дону. Феникс. 2000
4. Петрушина Н.М. Шахматный учебник для детей. Серия Шахматы.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 224с.
5. Костров В., Давлетов Д. Шахматы Санкт-Петербург 2001г.,
6. Хенкин В. Шахматы для начинающих М.: Астрель 2002г.,
Материально-техническое обеспечение
-шахматные доски с набором фигур (по одному комплекту на 2-х детей);
- комплекты шашек
- демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур
- шахматные часы
- интерактивная доска
- нетбуки.