Публикации Лучшая методическая разработка

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лучшая методическая разработка
Автор: Авдонина Галина Алексеевна


Консультация для воспитателей: Современные образовательные технологии в ДОУ.
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. В. Ф. Одоевский
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: Не рядом, не над ним, а вместе!. Его цель- содействовать становлению ребенка как личности. Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин технология.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв). Сегодня насчитывается больше сотниобразовательных технологий. Основные требования (критерии) педагогической технологии:
1.Концептуальность 2. Системность 3. Управляемость 4. Эффективность 5. Воспроизводимость
Концептуальность- опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. Системность– технология должна обладать всеми признаками системы: - логикой процесса, - взаимосвязью его частей, - целостностью. Управляемость –возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов. Эффективность –современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения. Воспроизводимость –возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
Структура образовательной технологии Структура образовательной технологии состоит изтрех частей: 1. Концептуальная часть– это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент. 2.Содержательная часть– это общие, конкретные цели и содержание учебного материала. 3. Процессуальная часть– совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса. Таким образом, очевидно:если некая система претендует на рольтехнологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям. Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
здоровьесберегающие технологии;
технологии проектной деятельности;
технология исследовательской деятельности;
информационно-коммуникационные технологии;
личностно-ориентированные технологии;
игровая технология;
технология ТРИЗ ;
социо-игровая технология.
Здоровьесберегающие технологии
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом. В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:
от типа дошкольного учреждения,
от продолжительности пребывания в нем детей,
от программы, по которой работают педагоги,
конкретных условий ДОУ,
профессиональной компетентности педагога,
показателей здоровья детей.
Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:
медико-профилактические(обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);
физкультурно-оздоровительные(направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);
обеспечения социально-психологического благополучия ребенка(обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);
здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов(направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);
образовательные(воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);
обучения здоровому образу жизни(технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии Уроки футбола, проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)
К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды,под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
2. Технологии проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Классификация учебных проектов:
игровые— детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
экскурсионные,направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
повествовательные, при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;
конструктивные,нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб. Типы проектов:
по доминирующему методу:
исследовательские,
информационные,
творческие,
игровые,
приключенческие,
практико-ориентированные.
по характеру содержания:
включают ребенка и его семью,
ребенка и природу,
ребенка и рукотворный мир,
ребенка, общество и его культурные ценности.
по характеру участия ребенка в проекте:
заказчик,
эксперт,
исполнитель,
участник от зарождения идеи до получения результата.
по характеру контактов:
осуществляется внутри одной возрастной группы,
в контакте с другой возрастной группой,
внутри ДОУ,
в контакте с семьей,
учреждениями культуры,
общественными организациями (открытый проект).
по количеству участников:
индивидуальный,
парный,
групповой,
фронтальный.
по продолжительности:
краткосрочный,
средней продолжительности,
долгосрочный.
3. Технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду- сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемнаязадача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской
деятельности:
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживойприроде);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,трудовой деятельности;
- погружение в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности
Опыты (экспериментирование)
Состояние и превращение вещества.
Движение воздуха, воды.
Свойства почвы и минералов.
Условия жизни растений.
Коллекционирование (классификационная работа)
Виды растений.
Виды животных.
Виды строительных сооружений.
Виды транспорта.
Виды профессий.
Путешествие по карте
Стороны света.
Рельефы местности.
Природные ландшафты и их обитатели.
Части света, их природные и культурные метки - символы.
Путешествие по реке времени
Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в метках материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).
История жилища и благоустройства.
4. Информационно-коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:
идти в ногу со временем,
стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
наставником в выборе компьютерных программ,
сформировать основы информационной культуры его личности,
повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.
Требования к компьютерным программам ДОУ:
Исследовательский характер
Легкость для самостоятельных занятий детей
Развитие широкого спектра навыков и представлений
Возрастное соответствие
Занимательность.
Классификация программ:
Развитие воображения, мышления, памяти
Говорящие словари иностранных языков
Простейшие графические редакторы
Игры-путешествия
Обучение чтению, математике
Использование мультимедийных презентаций
Преимущества компьютера:
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
обладает стимулом познавательной активности детей;
предоставляет возможность индивидуализации обучения;
в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:
Недостаточная методическая подготовленность педагога
Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
Бесплановость, случайность применения ИКТ
Перегруженность занятия демонстрацией.
ИКТ в работе современного педагога:
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Личностно - ориентированная технология
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов. Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ. Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается мало времени.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных учреждениях где имеются комнаты психологической разгрузки - это мягкая мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий. Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты долечивания (после болезни), помещение по экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения. Как правило, в подобных дошкольных учреждениях дети спокойны, уступчивы, не конфликтны.
Технология сотрудничествареализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений Взрослый - ребенок. Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).
Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким подходом обладают новые образовательные программы Радуга, Из детства - в отрочество, Детство, От рождения до школы. Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий. Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития. Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:
1.постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата; 2.подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами; 3.оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей; 4.заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.
8. Игровая технология
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы. Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.
9. Технология ТРИЗ
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.
Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом Творчество во всем! Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.
Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.
Разработана схема с применением метода выявления противоречий:
Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей.
Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств предмета или явления в целом.
Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.
Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики. Содержит информацию о работе с родителями воспитанников (планы работы; сценарии мероприятий и др.).
СОЦИОИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Цель использования социоигровых подходов:
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников, используя социоигровые подходы в различных видах деятельности Задачи:
Определить место социоигровых приемов в различных видах деятельности;
Подобрать и адаптировать игры по социоигровой педагогике в различных видах деятельности;
Развивать коммуникативные навыки у дошкольников используя социоигровые подходы.
Взгляды традиционной педагогики
Взгляды социо - игровых подходов
1. Педагоги на занятии стремятся достичь научного результата
1. Педагоги на занятии воссоздают жизнь
2. Опора на дискретность
Цель задачи приёмы результат
Отсутствие дискретности
(научного подхода)
Социо – игровая дидактика – своеобразный клубок. Принципы взаимно пересекаются как волокна, составляющие нить
3. Педагог в роли судьи
3. Педагог в роли советчика
4. Оценка педагога – хорошо – нехорошо, правильно – неправильно
4. Ребёнок способен оценить себя собственными усилиями
5. Главные положительные качества детей: послушание, исполнительность, бесконфликтность, аккуратность
5. Главные качества детей:
- развитие самосознания; - умение сравнивать свои знания со знаниями других детей; - оказание друг другу помощи и принятие её когда это нужно; - тренировка речи, развитие внимания, умения услышать, запомнить услышанное, умения сообща решать задачи, обсуждать разные вопросы, следить за ходом общего дела
6. Педагог в позиции над, рядом
Дети смотрят на педагога как на главный источник порицания и поощрения
6. Педагог занимает позицию рядом, вместе
7. Дружеские связи, склонность играть вместе и действовать не является предметом целенаправленного воспитания, но оцениваются положительно
7. Особое внимание уделяется развитию коммуникативных умений
8. Организация занятия с использованием социо – игровых приёмов
8. Организация занятия как игры – жизни между группами и одновременно каждым из них
9. Педагог не выходит за границы намеченного содержания занятия
9. Педагог должен идти от детей
10. Дети работают на педагога
10. Дети работают на себя
Деление детей на микрогруппы для организации в различных видах деятельности.
Деление детей на малые группы по их желанию, сходству или жизненным ситуациям;
Деление на подгруппы по предметам, объединённым одним названием (признаком);
Объединение путём образования пар (троек, четвёрок, шестёрок);
Деление на подгруппы по разрезному материалу;
Деление на подгруппы по слову, движению, действию.
Разные варианты:
Деление детей на малые группы по их желанию, сходству или жизненным ситуациям:
чтобы все в группе были одинакового (или разного) роста;
одного (или разного) цвета глаз (или волос, бантиков, носочков и т.п.);
по количеству стульев, расставленных за каждым столом;
по количеству наглядного материала, разложенного на столах для каждой группы;
со своими друзьями,
с тем, с кем живешь рядом;
с кем спишь рядом в детском саду;
с кем вместе сидишь за обеденным столом;
с кем больше всего любишь играть (лепить, рисовать, заниматься);
по любимому цветку, цвету, игрушке, книжке и т. п.;
найти и объединиться с тем, у кого дома есть брат или сестра, кошка, собака и т.п.
Деление на подгруппы по предметам, объединенным одним названием (признаком)
отдельные мелкие предметы, которые можно объединить по названию или какому -либо признаку в одну группу;
геометрические фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но разные по названию;
геометрические фигуры, одинаковые по названию и цвету, но разные по размеру;
мелкие игрушки или картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых, транспортных средств и т.п.
муляжи или силуэтные изображения овощей, фруктов, деревьев;
предметы быта: одежда, обувь посуда, ткань.
Объединение путем образования пар (троек, четверок, шестерок).
Я предлагаю каждому ребенку какое-либо индивидуальное задание, и после его выполнения он должен найти себе товарища, с которым можно объединить результаты заданий. Затем каждая пара находит себе еще пару или две, и таким образом создается малая группа, которая способна продолжать дальнейшую работу. Например, каждый ребенок готовит рассказ по своей картинке и рассказывает его кому-либо из группы, выслушивая ответный рассказ. Воспитатель может предложить соединить два рассказа в один. Затем каждая пара соединяет свой рассказ еще с одной (или двумя парами) и представляет его для всех.
Возможные варианты заданий:
составить рассказы про свою любимую игрушку, книгу, кошку, собаку и т.п.
нарисовать рисунок на определенную тему (или без нее), сделать аппликацию или поделку, слепить;
составить предложение (слово) и найти, с кем его можно объединить.
Деление на подгруппы по разрезному материалу.
Деление на подгруппы по слову, движению, действию.
Я предлагаю детям рассчитаться на 1-4 (в зависимости от нужного количества групп) и собраться в группы по порядковому номеру:
назвать дни недели, части суток. месяца. времена года и разделиться на микрогруппы;
называть по цепочке 3-4 цвета (повторяя только их, например: красный, синий, зеленый) и собраться в группу тех, кто назвал один и тот же цвет;
назвать по цепочке 3-4 животных, растения, транспортные средства и т.п. и объединиться в соответствующие группы; вспомнить по цепочке 3-4 разных движения (действия), повторяя их в том же порядке.
Педагогическое мастерство в социо-игровой педагогике включает в себя мастерство создания игр.
Игровые задания, которые имеют в себе потенциал пробудить интерес друг к другу, поставить участников в какие-то зависимости друг от друга или обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела, отнесены в группу рабочего настроя:
Летает - не летает
Волшебная палочка
Встать по пальцам
Разведчики
Замри.
Общим для игровых упражнений другой группы является принцип всеобщей доступности, легко возбудимой азартности и смешного, несерьезного выигрыша. Это – разминки-разрядки:
Заводные человечки
Воробьи-вороны
Руки-ноги
Клубок
Выход ряда
В группу заданий- упражнений социо-игрового приобщения к делу собраны игры –задания, каждое из которых легко может быть выполнено и нагружено материалом, обычно понимаемым как чисто учебный, т.е. выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми и детей друг с другом.
Эхо
Превращение предмета
Так и не так
Фраза с заданными словами
Упражнения творческого самоутверждения имеют свою специфику только в том, что при их выполнении учитывается художественно-исполнительный результат действия, а не в том, что для их выполнения нужна творческая активность. Это последнее качество входит как непременное условие в каждую из представляемых групп игровых заданий-упражнений.
Животные
Костюм-превращение
Детские стихи по ролям
Да и нет не говорите
Последняя группа упражнений – вольные, то есть проводимые на воле, - включает в себя такие игровые задания, выполнение которых требует достаточного простора и свободы передвижения, это физически активный и психологически эффективный отдых.
Считалки
Воробьи-вороны
Горелки
Прятки
Применение социо-игрового стиля дает возможность робким, неуверенным детям преодолеть свои комплексы, нерешимость, застенчивость. Проявляется самостоятельность, инициативность, коммуникативное общение. Происходит сближение педагога и ребенка.
Отличительные черты организации занятия в социо-игровом стиле:
Движение – дети на занятиях подвижны.
Смена, разнообразие, вариативность в мизансценах, ролях, видах деятельности.
Работа в малых группах, вступающих между собой в общении.
Педагогическая ценность групповой работы:
У детей активно накапливается багаж для объективной оценки своих возможностей путем сравнения своих результатов с результатами других членов группы.
Дети свободно и с интересом обсуждают разнообразные вопросы.
Развивается умение следить за ходом общего разговора и дела.
Дети учатся признавать мнение других.
Дети помогают друг другу, чувствуют защищенность, поддержку группы, а также контролируют товарищей.
Отсутствует чувство страха за ошибку.
У детей развивается речевое взаимодействие.
Дети умеют слушать и слышать друг друга, выражать своё мнение, договариваться приходить к согласию;
Формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, сверстникам;
Дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым.
Заключение:Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.