Публикации
«Лучшая методическая разработка с использованием современных образовательных технологий и методик»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка с использованием современных образовательных технологий и методик»
Автор: Шеркожухова Надежда Петровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка с использованием современных образовательных технологий и методик»
Автор: Шеркожухова Надежда Петровна
Использование технологий развивающего обучения на уроках в начальной школе как средство реализации ФГОС начального общего образования
Учителя начальных классов очень хорошо знают как важно заинтересовать детей на уроке, сделать процесс обучения понятным и доступным и как трудно решать те учебные задачи, которые не вызывают интереса у детей. К сожалению, сейчас у многих детей уровень развития познавательной деятельности средний или слабый, А это значит, что у таких детей слабо развита речь, не сформированы интеллектуальные умения, ограничен кругозор, низкая познавательная активность, непродуманная и хаотичная деятельность.
Задача современного учителя состоит в том, чтобы направить свои усилия на формирование всесторонне образованной и инициативной личности, довести до её сознания систему взглядов, культурных, идейно-нравственных и этических принципов, норм поведения в современном обществе, готовности к активной деятельности и непрерывному образованию.
Особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий развитие личности учащегося главной целью.
Развивающая система обучения по УМК Школа России, по которой я работаю, учит детей не только формулировать вопросы, но и обеспечивает достижение планируемых результатов посредством особого отбора и структурирования содержания учебных предметов, создаёт условия для реализации системно-деятельностного подхода и личностного развития каждого ребёнка. Раскрывая на уроках учащимся целостную картину мира, я использую не только содержание предметов, достижения науки, искусства, литературы, но и природную любознательность младшего школьника, его личный опыт и стремление к общению.
Цель моей педагогической работы создать для каждого учащегося такие условия учебной деятельности, которые создадут атмосферу сотрудничества между учеником и его одноклассниками, между учеником и учителем. Но, используя личностно-ориентированное обучение, я не ставлю перед собой цель "подтянуть" слабых учеников до уровня сильных, а стремлюсь раскрыть индивидуальность, творческие способности каждого моего ученика, независимо от того, считается ли он в классе "сильным" или "слабым".
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Хочу поделиться принципами моей работы по некоторым из технологий развивающего обучения:
Технология исследовательской работы даёт возможность учащимся
самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Данная технология основывается на дидактическом принципе развивающего обучения - обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности. Поисковая деятельность заставляет младшего школьника анализировать, сравнивать и сопоставлять, обобщать. Основная идея исследовательского метода – использование научного подхода к решению поставленной задачи. Ученик учится самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. При этом он действует в соответствии с особенностями своего развития.
Мы создаём творческий проект
СТИХИИ ПРИРОДЫ
1. Вспомни, что называют стихиями природы?
2. Какую пользу они приносят человеку?
3. Могут ли стихии природы нанести вред человеку?
Задание
1. Поделите тетрадную страницу на 4 части.
2. В каждой части нарисуйте придуманный вами образ стихии природы.
3. Подумайте, какой цвет, форма, символы вы будете использовать в работе.
4. Ответьте на вопрос, какая стихия вам больше нравится и почему?
5. Подготовьте дома дополнительный материал о стихиях природы (стихи, загадки, поговорки, интересные факты и др.)
6. Представьте результат работы товарищам.
Задание.
Опишите жизнь четырех стихии мира в течение суток: воды, земли, огня и воздуха. Для описания можно выбрать форму сказки.
Мы проводим экспериментальное исследование
Экспериментальные исследования предполагают проведение собственных наблюдений и экспериментов. Ребята как вы понимаете слова М. Пришвина Охранять природу - значит охранять родину?
Ребята, а что вы чувствуете, о чем, думаете, когда делаете добрые дела в природе? Вы испытываете радость? А как мы, можем помочь природе?
Результатами исследований могут быть созданные детьми буклеты, плакаты, альбомы, выставки рисунков, газетные статьи и вырезки, а также стихи. Приведу пример стихотворения моего ученика Уварова Андрея, проводившего исследовательскую работу по теме Для чего создан Международный Красный Крест:
Есть в нашем мире Красный Крест-
Организация здоровья.
Всем поможет, излечит,
Люди ей довольны!
Красный Крест спешит туда,
Где нищета и голод,
Где боль людская и слеза,
В окопах вечный холод.
На белом цвете Красный крест,
Как символ милосердия и веры.
Гуманность, доброту людских сердец
Возглавил Красный Крест по миру.
Технология проблемного обучения - наиболее ярко проявляется в
системе развивающего обучения. Данная технология основана на создании в учебной деятельности проблемных ситуаций, которые способствуют организации самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются творческие и мыслительные способности.
Так, например, изучая на уроках окружающего мира природные зоны, мои ученики сами выявляют экологические проблемы, предлагают пути их разрешения. Рассматривая проблемную ситуацию, связанную с вымиранием белых медведей и, выступая в их защиту, мои ученики нарисовали рисунки, с изображением белых медведей, составили петиции с подписями в защиту белых медведей, придумали слоганы. Приведу примеры некоторых слоганов:
Люди планеты Земля!
Белых медведей убивать нельзя!
Их мало осталось на нашей планете.
Не в книгах, поверьте, должны жить медведи!
Белые медведи должны жить на планете!
Берегите, люди, всех медведей этих!
Царя Арктических пустынь
Мы в обиду не дадим!
Встанем дружно как один,
Медведя белого защитим!
Люди планеты Земля!
Сохраним природу для себя!
Животных севера спасём,
Медведям радость принесём!
Материал отправлен в Международный фонд защиты животных IFAW.
Проблемное обучение способствует не только развитию творческих способностей школьников, их интеллектуальных умений, но и даёт ребёнку возможность прочувствовать каждую ситуацию, выразить своё мнение, предложить собственные пути решения проблемы. Используя эту технологию обучения, я воспитываю в своих учениках гражданственность и инициативность.
Разноуровневое обучение – реализует желание сильных учащихся
быстрее и глубже овладевать новыми знаниями, а слабые ученики получают возможность испытывать учебный успех.
В своей практике работы разноуровневое обучение применяю на разных этапах учебного процесса:
работа над новым материалом;
закрепление пройденного;
практические, самостоятельные, контрольные работы;
домашнее задание.
Домашнее задание, к примеру, по литературному чтению предлагаю ученикам на выбор в трёх вариантах, в зависимости от степени сложности.
Например, изучая на уроке сразу несколько стихотворений, учащиеся самостоятельно выбирают то стихотворение, которое они смогут выучить наизусть. Самостоятельно выбирают вопрос, на который смогут ответить и то творческое задание, которое смогут выполнить. Примеры творческих заданий: рисунок-иллюстрация к литературному произведению, придумать вопрос товарищу, сочинить продолжение к изучаемому произведению, собственное сочинение стихотворений и др. Я заметила, что даже слабые ученики при выборе варианта домашнего задания, предпочитают более сложные задания, стремясь не отстать от своих более сильных товарищей.
Заслуженный деятель науки М.Н. Гернет писал любить детей – этого мало, надо их знать.
Разноуровневое обучение даёт возможность мне как учителю изучить свойства личности ученика, выявить его задатки в какой-либо области знаний, раскрыть талант и одарённость каждого учащегося.
Рассмотренные технологии развивающего обучения направлены на приобретение знаний, умений и развитие каждого школьника. Работа учащихся, организованная по этим технологиям, чаще всего выходит за границы изучаемого предмета и включает как обязательные элементы целеполагание и рефлексию, требует от учащихся субъектного отношения к своей деятельности и не ограничивает их в способах работы с информацией в современном мире. Я считаю, что эти технологии в наибольшей степени отвечают задачам организации процесса обучения согласно требованиям ФГОС НОО, т.к. учитель, используя их, помогает ученику организовать своё обучение. При этом учитель может контролировать и влиять на процесс обучения, но не на результат - образовательный индивидуальный продукт.
Учителя начальных классов очень хорошо знают как важно заинтересовать детей на уроке, сделать процесс обучения понятным и доступным и как трудно решать те учебные задачи, которые не вызывают интереса у детей. К сожалению, сейчас у многих детей уровень развития познавательной деятельности средний или слабый, А это значит, что у таких детей слабо развита речь, не сформированы интеллектуальные умения, ограничен кругозор, низкая познавательная активность, непродуманная и хаотичная деятельность.
Задача современного учителя состоит в том, чтобы направить свои усилия на формирование всесторонне образованной и инициативной личности, довести до её сознания систему взглядов, культурных, идейно-нравственных и этических принципов, норм поведения в современном обществе, готовности к активной деятельности и непрерывному образованию.
Особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий развитие личности учащегося главной целью.
Развивающая система обучения по УМК Школа России, по которой я работаю, учит детей не только формулировать вопросы, но и обеспечивает достижение планируемых результатов посредством особого отбора и структурирования содержания учебных предметов, создаёт условия для реализации системно-деятельностного подхода и личностного развития каждого ребёнка. Раскрывая на уроках учащимся целостную картину мира, я использую не только содержание предметов, достижения науки, искусства, литературы, но и природную любознательность младшего школьника, его личный опыт и стремление к общению.
Цель моей педагогической работы создать для каждого учащегося такие условия учебной деятельности, которые создадут атмосферу сотрудничества между учеником и его одноклассниками, между учеником и учителем. Но, используя личностно-ориентированное обучение, я не ставлю перед собой цель "подтянуть" слабых учеников до уровня сильных, а стремлюсь раскрыть индивидуальность, творческие способности каждого моего ученика, независимо от того, считается ли он в классе "сильным" или "слабым".
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Хочу поделиться принципами моей работы по некоторым из технологий развивающего обучения:
Технология исследовательской работы даёт возможность учащимся
самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Данная технология основывается на дидактическом принципе развивающего обучения - обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности. Поисковая деятельность заставляет младшего школьника анализировать, сравнивать и сопоставлять, обобщать. Основная идея исследовательского метода – использование научного подхода к решению поставленной задачи. Ученик учится самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. При этом он действует в соответствии с особенностями своего развития.
Мы создаём творческий проект
СТИХИИ ПРИРОДЫ
1. Вспомни, что называют стихиями природы?
2. Какую пользу они приносят человеку?
3. Могут ли стихии природы нанести вред человеку?
Задание
1. Поделите тетрадную страницу на 4 части.
2. В каждой части нарисуйте придуманный вами образ стихии природы.
3. Подумайте, какой цвет, форма, символы вы будете использовать в работе.
4. Ответьте на вопрос, какая стихия вам больше нравится и почему?
5. Подготовьте дома дополнительный материал о стихиях природы (стихи, загадки, поговорки, интересные факты и др.)
6. Представьте результат работы товарищам.
Задание.
Опишите жизнь четырех стихии мира в течение суток: воды, земли, огня и воздуха. Для описания можно выбрать форму сказки.
Мы проводим экспериментальное исследование
Экспериментальные исследования предполагают проведение собственных наблюдений и экспериментов. Ребята как вы понимаете слова М. Пришвина Охранять природу - значит охранять родину?
Ребята, а что вы чувствуете, о чем, думаете, когда делаете добрые дела в природе? Вы испытываете радость? А как мы, можем помочь природе?
Результатами исследований могут быть созданные детьми буклеты, плакаты, альбомы, выставки рисунков, газетные статьи и вырезки, а также стихи. Приведу пример стихотворения моего ученика Уварова Андрея, проводившего исследовательскую работу по теме Для чего создан Международный Красный Крест:
Есть в нашем мире Красный Крест-
Организация здоровья.
Всем поможет, излечит,
Люди ей довольны!
Красный Крест спешит туда,
Где нищета и голод,
Где боль людская и слеза,
В окопах вечный холод.
На белом цвете Красный крест,
Как символ милосердия и веры.
Гуманность, доброту людских сердец
Возглавил Красный Крест по миру.
Технология проблемного обучения - наиболее ярко проявляется в
системе развивающего обучения. Данная технология основана на создании в учебной деятельности проблемных ситуаций, которые способствуют организации самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются творческие и мыслительные способности.
Так, например, изучая на уроках окружающего мира природные зоны, мои ученики сами выявляют экологические проблемы, предлагают пути их разрешения. Рассматривая проблемную ситуацию, связанную с вымиранием белых медведей и, выступая в их защиту, мои ученики нарисовали рисунки, с изображением белых медведей, составили петиции с подписями в защиту белых медведей, придумали слоганы. Приведу примеры некоторых слоганов:
Люди планеты Земля!
Белых медведей убивать нельзя!
Их мало осталось на нашей планете.
Не в книгах, поверьте, должны жить медведи!
Белые медведи должны жить на планете!
Берегите, люди, всех медведей этих!
Царя Арктических пустынь
Мы в обиду не дадим!
Встанем дружно как один,
Медведя белого защитим!
Люди планеты Земля!
Сохраним природу для себя!
Животных севера спасём,
Медведям радость принесём!
Материал отправлен в Международный фонд защиты животных IFAW.
Проблемное обучение способствует не только развитию творческих способностей школьников, их интеллектуальных умений, но и даёт ребёнку возможность прочувствовать каждую ситуацию, выразить своё мнение, предложить собственные пути решения проблемы. Используя эту технологию обучения, я воспитываю в своих учениках гражданственность и инициативность.
Разноуровневое обучение – реализует желание сильных учащихся
быстрее и глубже овладевать новыми знаниями, а слабые ученики получают возможность испытывать учебный успех.
В своей практике работы разноуровневое обучение применяю на разных этапах учебного процесса:
работа над новым материалом;
закрепление пройденного;
практические, самостоятельные, контрольные работы;
домашнее задание.
Домашнее задание, к примеру, по литературному чтению предлагаю ученикам на выбор в трёх вариантах, в зависимости от степени сложности.
Например, изучая на уроке сразу несколько стихотворений, учащиеся самостоятельно выбирают то стихотворение, которое они смогут выучить наизусть. Самостоятельно выбирают вопрос, на который смогут ответить и то творческое задание, которое смогут выполнить. Примеры творческих заданий: рисунок-иллюстрация к литературному произведению, придумать вопрос товарищу, сочинить продолжение к изучаемому произведению, собственное сочинение стихотворений и др. Я заметила, что даже слабые ученики при выборе варианта домашнего задания, предпочитают более сложные задания, стремясь не отстать от своих более сильных товарищей.
Заслуженный деятель науки М.Н. Гернет писал любить детей – этого мало, надо их знать.
Разноуровневое обучение даёт возможность мне как учителю изучить свойства личности ученика, выявить его задатки в какой-либо области знаний, раскрыть талант и одарённость каждого учащегося.
Рассмотренные технологии развивающего обучения направлены на приобретение знаний, умений и развитие каждого школьника. Работа учащихся, организованная по этим технологиям, чаще всего выходит за границы изучаемого предмета и включает как обязательные элементы целеполагание и рефлексию, требует от учащихся субъектного отношения к своей деятельности и не ограничивает их в способах работы с информацией в современном мире. Я считаю, что эти технологии в наибольшей степени отвечают задачам организации процесса обучения согласно требованиям ФГОС НОО, т.к. учитель, используя их, помогает ученику организовать своё обучение. При этом учитель может контролировать и влиять на процесс обучения, но не на результат - образовательный индивидуальный продукт.