Публикации
«Лучшая методическая разработка по подготовке к школьному обучению»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка по подготовке к школьному обучению»
Автор: Савостьянова Елена Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка по подготовке к школьному обучению»
Автор: Савостьянова Елена Викторовна
6 класс
Тема: Определительные местоимения
Цели:Образовательные:
повторить и систематизировать полученные ранее знания о местоимении;
познакомить с новым разрядом местоимений – определительными;
показать отличительные особенности определительных местоимений: грамматические признаки, синтаксическую роль в предложении;
научить находить определительные местоимения в тексте;
формировать орфографическую зоркость обучающихся.
Развивающие:
формировать коммуникативную и лингвистическую компетенцию обучающихся;
развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать);
вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике.
Воспитательные:
воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка;
воспитывать любовь к Родине, к чтению книг.
Задача: постараться максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемой теме.
Оборудование: мультимедийный проектор, рабочие листы для обучающихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Предполагаемые результаты:
Знать: определительные местоимения, их грамматические признаки: род, число, падеж, синтаксическую роль в предложении,
Уметь: находить определительные местоимения в тексте; правильно использовать их в устной и письменной речи; определять род, число, падеж, синтаксическую роль в предложении; правильно склонять такие местоимения.
Метод обучения: Частично-поисковый
Активизация познавательной деятельности:
развитие интеллектуально-логических способностей (обобщающие таблицы, развивающие задания);
задания для самостоятельной работы (рабочие листы, тесты);
формирование коммуникативных навыков через мотивационно-творческую активность (мини-сочинения).
Ход урока:
1. Оргмомент :
-Здравствуйте, ребята! Я рада познакомиться с вами. Меня зовут Елена Викторовна. Предлагаю вам сегодня на уроке вытащить из тайников памяти свои знания и показать себя с яркой, талантливой стороны. Я думаю, вы справитесь.
- А для начала отгадайте загадку.
2. Повторение.
Я заменить могу другие части речи,Взвалив обязанности их себе на плечи.Когда приходится слова другие замещать, На их значение мне надо указать. (Местоимение)
-Правильно. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о местоимениях.
Задание 1:
- А вот перед вами стихотворение М. Исаковского. Прочитайте его выразительно.
Во все века на русском хлебе
Богатыри росли у нас.
Так пусть же вновь растут такие,
Чтобы, когда наступит срок,
Нигде никто тебя, Россия,
Перебороть ни в чём не мог.
М. Исаковский
- Чего желает поэт своей Родине?
- Найдите в данном тексте известные местоимения, подчеркните их. Ребята, вы уже знаете, что местоимения бывают разные. Определите, разряды известных вам местоимений в стихотворении.
- Какие ещё разряды местоимений вы знаете?
3. Новый материал.
- А сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним разрядом местоимений, а каким, вы узнаете, если правильно выберете букву для написания следующих слов.
Задание 2
- Поиграем в игру Гонка за лидером
Позв(о,а)лять шалости
Ти(п,пп)ография
Янва(рь,р)ский
Ждал н(е,и)сколько дней
По(т,д)заголовок
Пос(е,и)деть от горя
Ли(л,лл)ипут
Н(и,е)кто не забыт
Лес(д,т)ница
В(е,и)теран
Ма(л,лл)яр
Б(ь,ъ)ющийся
Ветре(н,нн)ый
Без(и,ы)нтересный
С(е,и)бя
- Какое слово у нас получилось?
Верно, тема нашего урока Определительные местоимения. Проверьте, ребята, правильно ли вы вставили буквы.
- Сегодня мы будем строить дом для определительных местоимений. Мы узнаем, какие определительные местоимения есть в русском языке, выясним их особенности, будем искать их в текстах и заселять в наш дом.
- Перед вами план. Всё, что мы узнаем об определительных местоимениях, будем записывать в этот план, а наши знания станут кирпичиками будущего дома.
Примеры местоимений
Падежные окончания
Как изменяются
Член предложения
… местоимения
Задание 3:
- Засели дом
- В учебнике на стр. 180 перечислены все определительные местоимения. Назовите их. Запишем определительные местоимения в наш план.
Задание 4:
-А теперь, ребята, мы побываем в роли настоящих исследователей. Как вы думаете, что мы будем делать? Кто знает, почему в слове исследователь пишется две буквы с ?
-Мы будем исследовать определительные местоимения.
-Перед вами предложение:
В юношеской библиотеке Новосибирска на каждой полке больше книг, чем у любого из нас во всём доме.
- Ребята, а вы бывали в большой библиотеке?
- Есть ли в данном предложении определительные местоимения? Назовите их.
- Выделите окончания местоимений.
- На окончания какой части речи похожи падежные окончания ОМ?
-А как мы определяем падежные окончания прилагательных? (по вопросам)
Задание 5:
- Пользуясь вопросами, вставьте пропущенные окончания в данных ОМ:
Обратиться к люб… прохожему ;
Люблю всяк… фрукты;
Заменить ин… словом;
Нет друг… задания;
-Продолжаем строить дом и в план занесём вывод нашей исследовательской работы (падежные окончания как у прилагательных)
Физминутка
Немного отдохнём. Мы сейчас сыграем в игру, которая называется Хлопки.
Мяч, они, ты, пою, шесть, никто, каждый, стол, любой, тетрадь, играть, мы, восемнадцать, кто, Петя, читал, вы, белизна, умный, несколько, всякий, зелёный, смеюсь, этот.
Задание 6:
-Продолжим наши исследования и выясним, изменяются ли определительные местоимения по падежам, числам и родам.
Розовый лист – местоимение любой
Зелёный лист - местоимение каждый
ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ
Изменение по падежам
По числам
Ед. ч. Мн. ч.
По родам
И.
Муж.
Р.
Д.
Жен.
В.
Т.
Сред.
П.
- Прочитайте, что у вас получилось. Сделаем вывод о том, как изменяются ОМ, и запишем его в план нашего дома (определительные местоимения изменяются по числам, родам и падежам)
Задание 7
- Сейчас мы с вами побываем в роли реставраторов. Кто такие реставраторы? А хотите узнать?
-Но мы будем необычными реставраторами, мы будем восстанавливать текст. Вместо пропусков вам нужно вставить определительные местоимения, которые живут в нашем доме. Они не должны повторяться.
Число книголюбов постоянно растёт. Для ( ………………) из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком.
(………………) книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новинках, услышит советы знатоков, (………………) выберет книгу, которая ему понравилась.
- Прочитайте текст, который у вас получился.
-А вот текст, который был в первоначальном виде:
Число книголюбов постоянно растёт. Для каждого из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком.
Любому книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новых книгах, услышит советы знатоков, сам выберет книгу, которая ему понравилась.
- Как бы вы озаглавили этот текст.
-Посмотрите на план нашего дома. Что ещё нам нужно узнать об определительных местоимениях? (синтаксическую роль)
- Выясним, какими членами предложения являются определительные местоимения в этом тексте. Задайте к ним вопрос.
- Какими членами предложения являются ОМ в нашем тексте? Запишем вывод в таблицу.
Задание 8: Творческая работа
- Ребята, посмотрите внимательно на наш дом, чего не хватает в нём?
Крыша будет нашей лабораторией. Здесь мы займёмся творчеством и в помощь возьмём определительные местоимения.
Нередко их можно встретить во фразеологических оборотах. Вот, например, определительное местоимение сам встречается в таких выражениях: сам не свой, сам себе хозяин, сам по себе, сам с усами, само собой.
- Наверняка у каждого из вас, ребята, живет какое-нибудь домашнее животное. У меня тоже живут три кошки и две собаки. Но больше всех мне нравится кот Сенька. Он очень важный, сам себе хозяин, любит гулять сам по себе.
- Напишите небольшое сочинение о вашем любимом домашнем питомце, используя некоторые из этих фразеологизмов.
Сам не свой, сам себе хозяин, сам по себе, сам с усами, само собой
Вывод.
- Вот мы и построили дом. Давайте посмотрим, какие же местоимения у нас тут живут и в чём их особенности. Расскажите, что вы узнали об определительных местоимениях. (рассказ ребят)
- Вернёмся к стихотворению М. Исаковского, которое прозвучало в начале урока. Используя свои знания, найдите ОМ в данном стихотворении.
Задание 9:
- Покажите свои знания. Ответьте на вопросы данного теста. Если вы правильно ответите, у вас получится слово.
Гонка за лидером
Тест
1. Какое из местоимений не является определительным?
А. любой;
К. другой;
З. никто;
Д. иной.
Найди ошибку в написании местоимения:
Р. любого;
У. иному;
И. всякова;
М. о каждом.
3. Определительные местоимения изменяются
С. по падежам и числам;
М. по родам, числам и падежам;
В.только по родам;
Э. по числам и родам.
4. В предложении определительное местоимение может быть
К. только подлежащим или сказуемым;
Б. любым членом предложения;
П. только определением;
А. подлежащим, определением, дополнением.
1
2
3
4
-Спасибо, мне было приятно с вами работать.
ДЗ указано на листе с домом.
1)раскрасить дом
2) в 6 задании подчеркнуть определительные местоимения как члены предложения.
3) поработать с тестом, чтобы получилось слово.
Рефлексия
Покажите, с каким настроением вы уходите с урока: наклейте листочки.
Творческая лаборатория
Тема: Определительные местоимения
Цели:Образовательные:
повторить и систематизировать полученные ранее знания о местоимении;
познакомить с новым разрядом местоимений – определительными;
показать отличительные особенности определительных местоимений: грамматические признаки, синтаксическую роль в предложении;
научить находить определительные местоимения в тексте;
формировать орфографическую зоркость обучающихся.
Развивающие:
формировать коммуникативную и лингвистическую компетенцию обучающихся;
развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать);
вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике.
Воспитательные:
воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка;
воспитывать любовь к Родине, к чтению книг.
Задача: постараться максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемой теме.
Оборудование: мультимедийный проектор, рабочие листы для обучающихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Предполагаемые результаты:
Знать: определительные местоимения, их грамматические признаки: род, число, падеж, синтаксическую роль в предложении,
Уметь: находить определительные местоимения в тексте; правильно использовать их в устной и письменной речи; определять род, число, падеж, синтаксическую роль в предложении; правильно склонять такие местоимения.
Метод обучения: Частично-поисковый
Активизация познавательной деятельности:
развитие интеллектуально-логических способностей (обобщающие таблицы, развивающие задания);
задания для самостоятельной работы (рабочие листы, тесты);
формирование коммуникативных навыков через мотивационно-творческую активность (мини-сочинения).
Ход урока:
1. Оргмомент :
-Здравствуйте, ребята! Я рада познакомиться с вами. Меня зовут Елена Викторовна. Предлагаю вам сегодня на уроке вытащить из тайников памяти свои знания и показать себя с яркой, талантливой стороны. Я думаю, вы справитесь.
- А для начала отгадайте загадку.
2. Повторение.
Я заменить могу другие части речи,Взвалив обязанности их себе на плечи.Когда приходится слова другие замещать, На их значение мне надо указать. (Местоимение)
-Правильно. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о местоимениях.
Задание 1:
- А вот перед вами стихотворение М. Исаковского. Прочитайте его выразительно.
Во все века на русском хлебе
Богатыри росли у нас.
Так пусть же вновь растут такие,
Чтобы, когда наступит срок,
Нигде никто тебя, Россия,
Перебороть ни в чём не мог.
М. Исаковский
- Чего желает поэт своей Родине?
- Найдите в данном тексте известные местоимения, подчеркните их. Ребята, вы уже знаете, что местоимения бывают разные. Определите, разряды известных вам местоимений в стихотворении.
- Какие ещё разряды местоимений вы знаете?
3. Новый материал.
- А сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним разрядом местоимений, а каким, вы узнаете, если правильно выберете букву для написания следующих слов.
Задание 2
- Поиграем в игру Гонка за лидером
Позв(о,а)лять шалости
Ти(п,пп)ография
Янва(рь,р)ский
Ждал н(е,и)сколько дней
По(т,д)заголовок
Пос(е,и)деть от горя
Ли(л,лл)ипут
Н(и,е)кто не забыт
Лес(д,т)ница
В(е,и)теран
Ма(л,лл)яр
Б(ь,ъ)ющийся
Ветре(н,нн)ый
Без(и,ы)нтересный
С(е,и)бя
- Какое слово у нас получилось?
Верно, тема нашего урока Определительные местоимения. Проверьте, ребята, правильно ли вы вставили буквы.
- Сегодня мы будем строить дом для определительных местоимений. Мы узнаем, какие определительные местоимения есть в русском языке, выясним их особенности, будем искать их в текстах и заселять в наш дом.
- Перед вами план. Всё, что мы узнаем об определительных местоимениях, будем записывать в этот план, а наши знания станут кирпичиками будущего дома.
Примеры местоимений
Падежные окончания
Как изменяются
Член предложения
… местоимения
Задание 3:
- Засели дом
- В учебнике на стр. 180 перечислены все определительные местоимения. Назовите их. Запишем определительные местоимения в наш план.
Задание 4:
-А теперь, ребята, мы побываем в роли настоящих исследователей. Как вы думаете, что мы будем делать? Кто знает, почему в слове исследователь пишется две буквы с ?
-Мы будем исследовать определительные местоимения.
-Перед вами предложение:
В юношеской библиотеке Новосибирска на каждой полке больше книг, чем у любого из нас во всём доме.
- Ребята, а вы бывали в большой библиотеке?
- Есть ли в данном предложении определительные местоимения? Назовите их.
- Выделите окончания местоимений.
- На окончания какой части речи похожи падежные окончания ОМ?
-А как мы определяем падежные окончания прилагательных? (по вопросам)
Задание 5:
- Пользуясь вопросами, вставьте пропущенные окончания в данных ОМ:
Обратиться к люб… прохожему ;
Люблю всяк… фрукты;
Заменить ин… словом;
Нет друг… задания;
-Продолжаем строить дом и в план занесём вывод нашей исследовательской работы (падежные окончания как у прилагательных)
Физминутка
Немного отдохнём. Мы сейчас сыграем в игру, которая называется Хлопки.
Мяч, они, ты, пою, шесть, никто, каждый, стол, любой, тетрадь, играть, мы, восемнадцать, кто, Петя, читал, вы, белизна, умный, несколько, всякий, зелёный, смеюсь, этот.
Задание 6:
-Продолжим наши исследования и выясним, изменяются ли определительные местоимения по падежам, числам и родам.
Розовый лист – местоимение любой
Зелёный лист - местоимение каждый
ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ
Изменение по падежам
По числам
Ед. ч. Мн. ч.
По родам
И.
Муж.
Р.
Д.
Жен.
В.
Т.
Сред.
П.
- Прочитайте, что у вас получилось. Сделаем вывод о том, как изменяются ОМ, и запишем его в план нашего дома (определительные местоимения изменяются по числам, родам и падежам)
Задание 7
- Сейчас мы с вами побываем в роли реставраторов. Кто такие реставраторы? А хотите узнать?
-Но мы будем необычными реставраторами, мы будем восстанавливать текст. Вместо пропусков вам нужно вставить определительные местоимения, которые живут в нашем доме. Они не должны повторяться.
Число книголюбов постоянно растёт. Для ( ………………) из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком.
(………………) книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новинках, услышит советы знатоков, (………………) выберет книгу, которая ему понравилась.
- Прочитайте текст, который у вас получился.
-А вот текст, который был в первоначальном виде:
Число книголюбов постоянно растёт. Для каждого из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком.
Любому книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новых книгах, услышит советы знатоков, сам выберет книгу, которая ему понравилась.
- Как бы вы озаглавили этот текст.
-Посмотрите на план нашего дома. Что ещё нам нужно узнать об определительных местоимениях? (синтаксическую роль)
- Выясним, какими членами предложения являются определительные местоимения в этом тексте. Задайте к ним вопрос.
- Какими членами предложения являются ОМ в нашем тексте? Запишем вывод в таблицу.
Задание 8: Творческая работа
- Ребята, посмотрите внимательно на наш дом, чего не хватает в нём?
Крыша будет нашей лабораторией. Здесь мы займёмся творчеством и в помощь возьмём определительные местоимения.
Нередко их можно встретить во фразеологических оборотах. Вот, например, определительное местоимение сам встречается в таких выражениях: сам не свой, сам себе хозяин, сам по себе, сам с усами, само собой.
- Наверняка у каждого из вас, ребята, живет какое-нибудь домашнее животное. У меня тоже живут три кошки и две собаки. Но больше всех мне нравится кот Сенька. Он очень важный, сам себе хозяин, любит гулять сам по себе.
- Напишите небольшое сочинение о вашем любимом домашнем питомце, используя некоторые из этих фразеологизмов.
Сам не свой, сам себе хозяин, сам по себе, сам с усами, само собой
Вывод.
- Вот мы и построили дом. Давайте посмотрим, какие же местоимения у нас тут живут и в чём их особенности. Расскажите, что вы узнали об определительных местоимениях. (рассказ ребят)
- Вернёмся к стихотворению М. Исаковского, которое прозвучало в начале урока. Используя свои знания, найдите ОМ в данном стихотворении.
Задание 9:
- Покажите свои знания. Ответьте на вопросы данного теста. Если вы правильно ответите, у вас получится слово.
Гонка за лидером
Тест
1. Какое из местоимений не является определительным?
А. любой;
К. другой;
З. никто;
Д. иной.
Найди ошибку в написании местоимения:
Р. любого;
У. иному;
И. всякова;
М. о каждом.
3. Определительные местоимения изменяются
С. по падежам и числам;
М. по родам, числам и падежам;
В.только по родам;
Э. по числам и родам.
4. В предложении определительное местоимение может быть
К. только подлежащим или сказуемым;
Б. любым членом предложения;
П. только определением;
А. подлежащим, определением, дополнением.
1
2
3
4
-Спасибо, мне было приятно с вами работать.
ДЗ указано на листе с домом.
1)раскрасить дом
2) в 6 задании подчеркнуть определительные местоимения как члены предложения.
3) поработать с тестом, чтобы получилось слово.
Рефлексия
Покажите, с каким настроением вы уходите с урока: наклейте листочки.
Творческая лаборатория