Публикации ЛУЧШЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ЛУЧШЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Автор: Обухова Светлана Петровна

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Природа окружает человека с самого рождения. Живая и неживая природа –ее явления, объекты вызывают интерес у ребенка на протяжении всей жизни, вызывают много вопросов с момента умения произносить первые слова. Задача взрослых-помочь ребенку выработать умение жить в согласии с природой, с окружающей средой, потребность узнать больше, видеть красоту первозданной природы, научить ее ценить.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий, наблюдений, совместной проектной деятельности с родителями.
К сожалению, в наше время наблюдается процесс отчуждения человека(ребенка) от природы, проявляющийся в разных формах. Быстрый рост городов, малоподвижный образ жизни, другие ценности детей и их молодых родителей привели к тому, что многие дети даже в сельской местности живут в практически искусственной среде, мало общаются с живой природой.
Результаты предварительной диагностики детей младшего дошкольного возраста показывают, что у них недостаточно сформированы представления о вешнем виде домашних и диких животных, умение обозначить увиденное на картинке, вспомнить, кто есть у них из домашних животных. Полученные результаты показали необходимость проведения работы по данной теме.
Цель работы-развивать познавательную активность детей дошкольного возраста посредством исследования и проектной деятельности (с семьей) живой природы.
Задача работы- формировать у детей элементарные представления о живой природе, развивать собственный познавательный опыт, расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности путем включения их в мыслительные и моделирующие действия и путем проектной деятельности совместно с родителями, поддерживать у детей любознательность, инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность. Воспитывать любовь к природе родного края, ко всему живому
Для решения задач мы использовали проектную деятельность-это хороший стимул для работы с родителями, связь детского сада с школой и поддержки интереса детской любознательности.
Метод проектной деятельности начали использовать с прошлого выпуска детей со второй младшей группы-Животные родного края, это были самодельные книжки, альбомы, папки с картинками о животных с загадками о них, художественное слово. Далее в старшей группе- проекты на тему Деревья Сюда входили проекты о деревьях родного края, кустарниках, необычных деревьях Проекты были сделаны с любовью, дети их могли показывать каждый день. Они нам пригодятся для работы с детьми. В подготовительной группе мы готовили два проекта. В начале года Моя семья-это… Увлечения семьи, выходы на природу, старшее поколение в воспитании семьи и т.д. Второй проект-Природа родного края. Природа в снимках, семейные фотографии… Открываются большие возможности для организации совместной познавательной деятельности детей, педагогов, родителей.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество. Большую роль в организации проектов играет организация предметной среды, которая является фоном эвристической и поисковой деятельности дошкольников.
Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушиваются, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. При этом обогащается его активный словарь, умение логически мыслить, наблюдать, делать выводы.
Получая знания о животных, их среде обитания, отличия мы знакомим детей одновременно с миром растений и предметов вокруг нас. В папке Календарь из уголка природы дети могут познакомиться с названиями месяцев времен года (как их называют в народе), с соответствующими картинками и приметами каждого месяца, с праздниками каждого месяца, а их очень много, художественное слово. Дети будут расти, больше узнавать, сравнивать, исследовать, делиться впечатлениями, рассказывать дома, друзьям. Блок Деревья в каждом возрасте дошкольного детства и в школе поможет наблюдению за прекрасными объектами, имеющими ярко выраженные сезонные изменения, плоды, семена, которые можно потрогать, поиграть, сделать композицию.
В нашей группе организован МИНИ- МУЗЕЙ ВСЕ О ВРЕМЕНИ, Там собраны экспонаты разных видов часов, календари, дидактические игры, плакаты о времени года, явлениях природы, папки о разных видах часов, готовятся проекты на основе творческого проекта для средней группы под названием Делу время-потехе час. Это продолжение знакомства в процессе познания, исследования и проектирования о живой природе, а также объектах неживой природы. Дети с младшего дошкольного возраста на практике учатся отличать, что принадлежит живой и неживой природе.
В этом учебном году продолжим проектную деятельность, связанную с нашим МУЗЕЕМ. Темы будут связаны со временем, такие, как Наш семейный распорядок дня, Семейные выходные, Семейные традиции и другие. Привлекаются родители, которые начинают по-другому смотреть на воспитание и развитие детей в детском саду.
Таким образом, у детей формируется реалистическое представление о живой и неживой природе, они учатся работать в коллективе, обсуждать результаты своей деятельности, у них развивается интерес к исследованиям, наблюдательность, желание трудиться, заботиться, проявлять инициативу.