Публикации «Лучшая методическая разработка»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка»
Автор: Панкова Ольга Викторовна

Конспект классного часа по теме«Ставим условие: долой сквернословие!»для учащихся 7-8 классовСтавим условие: долой сквернословие!Нет ничего заразнее слова.Восточная мудростьЦели: - расширить знания школьников о вредных привычках;- познакомить детей с губительным влиянием сквернословия на здоровье, с пагубным влиянием его на личность;- формировать стойкую неприязнь к матерщине, сквернословию, отрицательное отношение к вредным привычкам, человеческим порокам;- побуждать к нравственному самосовершенствованию, саморазвитию.Форма проведения: час общения.Подготовительная работа: назначить ведущих информационного блока (2 ученика); обеспечить детей текстами.Оформление:- на доске;
  • тема, эпиграфы;
  • слова: Отчизна, мать , природа, добро, любовь, верность, надежда, дружба, ненависть, измена, ложь, прикольно, супер, облом, трус, предатель;
  • рифмы для антирекламы: мат – ад, брат, богат, девчат, дрожат, ушат, небогат, глуповат, слабоват, концентрат;
  • материться – добиться, злиться, больница, лечиться.- оставить место для памятки, высказываний ребят.План классного часа
  • Интерактивная беседа по теме «Слово с большой буквы».
  • История возникновения сквернословия.
  • Игра «Эстафета добрых слов».
  • Информационный блок «Заразные слова».
  • Дискуссия по теме «Нужен ли нам мат?»
  • Творческое задание
  • Памятка «Как избавится от сквернословия?»
  • Антиреклама сквернословия.
  • Заключительное слово.
  • Подведение итогов.
  • Ход классного часа.
  • Интерактивная беседа по теме «Слово с большой буквы»
  • Кл. рук. Сегодня у нас очень важная, трудная и в тоже время интересная тема. Мы будем говорить о здоровье. Приходилось ли вам слышать о такой болезни – «копролалия»? Это тяжёлое психическое заболевание, встречается достаточно редко. Но в последнее время совершенно здоровые люди сознательно или бессознательно копируют симптомы этого заболевания. Но об этом попозже.У меня к вам один вопрос: «Что такое сквернословие? Постарайтесь сформулировать, как вы это понимаете. А я зафиксирую на доске все, что вы называете.Итак, сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой.Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Матерная брань - это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Слово - не просто набор звуков выражающих мысль. Оно способно очень много рассказать о нашем духовном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».
  • История возникновения сквернословия
  • Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам. Таким образом, так называемый, мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни.Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.Как вы думаете, почему или для чего в наше время используется мат:Примерные ответы детей1) для повышения эмоциональности речи,2) эмоциональной разрядки,3) оскорбления, унижения адресата речи,4) демонстрации агрессии,5) демонстрации отсутствия страха,6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,7) демонстрации принадлежности к "своим". Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).Послушайте стихотворение АхматовойЦарственное словоРжавеет золото, и истлевает сталь,Крошится мрамор. К смерти всё готово.Всего прочнее на земле - печальИ долговечней - царственное слово.А. АхматоваЦарственное слово - самое долговечное на земле. Как вы думаете, что имеет в виду Ахматова: какое-то конкретное слово или слово как Божий Дар? (дети высказываются). Обожествление слова - это традиция русской поэзии. Она вытекает из православной традиции, из Библии. Вы знаете, что рассказ о сотворении мира в Евангелии от Иоанна начинается с этой загадочной фразы: «Вначале было слово. И слово было у бога. И слово было бог». О том, как понимать эту фразу, написаны десятки тысяч исследований.Россия – страна православной традиции. Православная церковь всегда учила бережно относиться к слову. И народная мораль осуждала многословие.Много на эту тему и пословиц, какие вы знаете?Примерные ответы детей- слово – серебро, молчание – золото.- Словом оправдаешься, словом и осудишься.- Не торопись языком, торопись делом.- Короткое слово гнев побеждает.Ещё одна цитата. Стихотворение Вадима Шефнера «Слова».Словом можно убить, словом можно спасти,Словом можно полки за собой повести.Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить.На доске я записала несколько слов. Какие из этих слов могут быть иллюстрацией к строкам стихотворения? Какими словами можно убить, какими – спасти, какими – вдохновить? ( ответы детей).
  • Игра «Эстафета добрых слов»
  • Большой знаток слова, автор знаменитого словаря, Владимир Даль писал: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека - это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом». Ещё в древности люди заметили, что слово благое, молитва, обладает целительной силой. Молитвой, словом исцеляли многие болезни. И в наше время к людям, пережившим трагедию, в первые же минуты приходят на помощь психологи, которые словом лечат душевные раны. Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его дух. Психологи утверждают, что самой большой целебной силой обладают слова: добро, надежда, вера, любовь, счастье, красота. Давайте проверим это утверждение. Предлагаю игру «Эстафета добрых слов». Начиная с меня, каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово, не забыв при этом назвать соседа по имени. Ведь имя человека- это тоже очень хорошее и доброе слово. ( дети выполняют задание)Кл. рук. Мне кажется, у нас в классе стало как будто немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день!
  • Информационный блок «Заразные слова».
  • Но, к сожалению, чаще мы слышим совсем другие слова. Вернёмся к началу классного часа. Современная медицина утверждает, что осторожное, бережное обращение со словом – необходимый признак здорового образа жизни. В противном случае возникают болезни. Я говорила о редком психическом заболевании, симптомы которого сейчас встречаются у многих здоровых людей. Эта болезнь называется «копролалия». Название происходит от греческого копрос – грязь и лалиа – речь. Так в медицине называют болезненное, иногда непреодолимое влечение к циничной и нецензурной брани безо всякого повода. И вот такое влечение мы наблюдаем в последние годы у многих наших соотечественников. Наши ребята приготовили небольшой информационный блок о сквернословии.Ведущий 1. Скверные слова присутствуют в лексике большинства народов. Но везде и всегда их употребление было ограничено или запрещено.Современные учёные, используя новейшее оборудование, пытались доказать вредное воздействие мата. Проводились, например, опыты на растениях: на одни растения направляли слова добрые, ласковые, молитвы, классическую музыку; на другие- матерщину. В результате несчастные «обруганные» растения хуже развивались, больше болели и давали меньший урожай. Подобные опыты учёные проводили и с водой. Вода, « заряженная» молитвой, становилась целебной, святой. Вода, на которую лилась матерная брань, становилась просто ядовитой. Некоторые учёные утверждают, что мат опасен и для человека. Он влияет на наследственность, ведёт к гормональным нарушениям. С результатами этих опытов соглашаются не все учёные. Кто-то считает, что мат помогает выпускать пар, гасит желание «бить в морду». Но и они признают, что мат - обоюдоострое оружие, как меч без рукоятки: другого поразишь, но и сам руки обрежешь. Слово – это связь между телом и духом. На эту связь указывает и русская пословица: «Гнилые слова – от гнилого сердца». Гнилые слова заглушают доброе начало, огрубляют сердце, делают человека жестоким, самолюбивым, гордым, способствуют быстрому развитию дурных наклонностей.Ведущий 2. Все признают, что нецензурная брань в современном мире приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии:
  • первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;
  • вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово - за компанию, для разрядки или напускной удали;
  • третья стадия-человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Ещё позже - он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.
  • Кл. рук. Мат, нецензурная брань, грязные, оскорбительные слова - раньше их употребляли только в низших слоях общества, сейчас всё это мы слышим на улицах, во дворах, на детских площадках, в кинотеатрах, в телепередачах, из уст политических деятелей и артистов. Невольно вспоминаешь восточную пословицу: «Нет ничего заразнее слова».
  • Дискуссия «Нужен ли нам мат?»
  • Итак, вы ознакомились с фактами, которые касаются сквернословия. Предлагаю обсудить эти факты:
  • Как можно объяснить повальное распространение мата в наше время? (низкий культурный уровень, желание подражать кумирам, боязнь прослыть белой вороной и т. п.)
  • Сейчас в моде здоровый образ жизни. Люди занимаются физкультурой, следят за своим весом, выполняют режим дня. Как вы считаете, совместимы ли сквернословие и здоровый образ жизни?
  • Сквернословие - это вредная привычка. Какие ещё вредные привычки вам известны? Почему их называют вредными? ( Наркомания, курение, компьютеромания, наркомания и т.д.. Они разрушают организм человека, ведут к болезням, смерти).
  • Согласны ли вы, что нецензурная брань, сквернословие могут быть заразными, вызывать зависимость?
  • Есть ли у вас зависимость от сквернословия? Собираетесь ли вы с ней бороться?
  • Считаете ли вы, что мат, курение, алкоголь, наркотики помогают расслабиться? Или для этого можно найти другие способы (туризм, спорт, коллекционирование, музыка, другие увлечения)?
  • Творческие задания
  • Составление памятки «Как избавиться от сквернословия?»Кл. рук. Есть такая точка зрения, что мат ведёт к развращению, отуплению, вымиранию народа. И нынешняя эпидемия мата – это угроза национальной безопасности России.Представьте себе, что президент поручил нам составить памятку для молодёжи «Как избавиться от сквернословия?». Какие бы пункты вы включили в эту памятку? (дети высказываются).У нас получилось много пунктов, но психологи утверждают, что достаточно четырёх:
  • Перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию;
  • избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова;
  • читать русскую классическую литературу;
  • запоминать стихотворения, афоризмы.
  • Некоторые предлагают использовать вместо нецензурных слов заменители (ёлки-палки, блин, фиг). Но этого делать не следует. Это всё равно, что вырвать сорняк, а корень его оставить в земле. Хотя в некоторых странах с помощью слов-заменителей людей отучили ругаться. Например, в Швеции всем членам общества по борьбе с нецензурными выражениями советовали вместо скверных слов говорить: ро-до-ден-дрон (цветок такой ). И кому-то это помогало.Составление антирекламы сквернословия.Кл. рук. Доказано, что мат отрицательно влияет на всех окружающих, кто слушает нецензурную брань. Сейчас во многих городах России проводятся акции по борьбе с матом. Активисты акции – студенты, журналисты – придумали остроумные лозунги против сквернословия. Это своеобразная антиреклама мата. Например: - Матюгайся почаще, и будет тебе несчастье.- Чтобы в жизни состоятся, матом лучше не ругаться!- наше условие – долой сквернословие.Смогли бы вы придумать лозунги – антирекламу мату? В качестве подсказки можете использовать рифмы, написанные на доске. (дети выполняют задание, читают свои лозунги) Примерные варианты лозунгов:-Кто использует мат, тот умишком небогат (немного глуповат)!-Мат - помоев ушат!-Мат - дорога в ад.-Мат уродует девчат.-Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекращай материться!-Мат - это ядов концентрат!-В классе мы найдём управу на словесную отраву!
  • Заключительное слово.
  • Кл. рук. Наша страна богата природными ресурсами, народ наш талантлив и образован, но всё-таки живём мы хуже других стран. Стремительно растёт наркомания, токсикомания, алкоголизм и курение. И это сопровождается повальной эпидемией сквернословия. Так, может быть, нужно прислушаться к древней библейской мудрости, которая гласит: «Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове». Порядок в мыслях приведёт к порядку в словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек.
  • Подведение итогов
  • Кл. рук. Изменилось ли ваше отношение к сквернословию? Трудно ли будет отказаться от этой вредной привычки? (ответы учащихся) Каждый волен выбирать свой путь, по которому придется идти долго, а пройдя его, нельзя что-то исправить, дополнить, вычеркнуть. Но попытайтесь хотя бы на короткий срок отказаться от бранных слов, вы почувствуете и поймете, что, отказавшись от уродливого, грязного матерного языка, вы обретете любовь близких, ясность мыслей и поступков, здоровье, везение и, в конечном итоге, счастье.« Без зла смотри на мирозданье, а взглядом разума, добра, Жизнь – это море из благих деяний, Построй корабль и по волнам плыви».ПРИЛОЖЕНИЕ Анкета "Сквернословие в моей жизни" Класс_______ «___» Пол м / ж 1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? _____________________________________________________________________________2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? _____________________________________________________________________________ 3. Как часто ты произносишь эти слова? _____________________________________________________ 4. В каких ситуациях это происходит? _______________________________________________________ 5. Как ты думаешь, плохо это или нет? ______________________________________________________ 6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? _____________________________________________________________________________ 7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? __________________________________________________________________________ 8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом? ___________________________________________________________________________ 9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? __________________________________________________________________________ 10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов? _____________________________________________________________________________ 11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова? _____________________________________________________________________________ 12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему? _____________________________________________________________________________Спасибо за откровенность!