Публикации
«Лучшая методическая разработка»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка»
Автор: Панкова Ольга Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка»
Автор: Панкова Ольга Викторовна
Конспект классного часа по теме«Ставим условие: долой сквернословие!»для учащихся 7-8 классовСтавим условие: долой сквернословие!Нет ничего заразнее слова.Восточная мудростьЦели: - расширить знания школьников о вредных привычках;- познакомить детей с губительным влиянием сквернословия на здоровье, с пагубным влиянием его на личность;- формировать стойкую неприязнь к матерщине, сквернословию, отрицательное отношение к вредным привычкам, человеческим порокам;- побуждать к нравственному самосовершенствованию, саморазвитию.Форма проведения: час общения.Подготовительная работа: назначить ведущих информационного блока (2 ученика); обеспечить детей текстами.Оформление:- на доске;тема, эпиграфы; слова: Отчизна, мать , природа, добро, любовь, верность, надежда, дружба, ненависть, измена, ложь, прикольно, супер, облом, трус, предатель; рифмы для антирекламы: мат – ад, брат, богат, девчат, дрожат, ушат, небогат, глуповат, слабоват, концентрат; материться – добиться, злиться, больница, лечиться.- оставить место для памятки, высказываний ребят.План классного часаИнтерактивная беседа по теме «Слово с большой буквы». История возникновения сквернословия. Игра «Эстафета добрых слов». Информационный блок «Заразные слова». Дискуссия по теме «Нужен ли нам мат?» Творческое задание Памятка «Как избавится от сквернословия?» Антиреклама сквернословия. Заключительное слово. Подведение итогов. Ход классного часа.Интерактивная беседа по теме «Слово с большой буквы» Кл. рук. Сегодня у нас очень важная, трудная и в тоже время интересная тема. Мы будем говорить о здоровье. Приходилось ли вам слышать о такой болезни – «копролалия»? Это тяжёлое психическое заболевание, встречается достаточно редко. Но в последнее время совершенно здоровые люди сознательно или бессознательно копируют симптомы этого заболевания. Но об этом попозже.У меня к вам один вопрос: «Что такое сквернословие? Постарайтесь сформулировать, как вы это понимаете. А я зафиксирую на доске все, что вы называете.Итак, сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой.Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Матерная брань - это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Слово - не просто набор звуков выражающих мысль. Оно способно очень много рассказать о нашем духовном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь». История возникновения сквернословия Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам. Таким образом, так называемый, мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни.Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.Как вы думаете, почему или для чего в наше время используется мат:Примерные ответы детей1) для повышения эмоциональности речи,2) эмоциональной разрядки,3) оскорбления, унижения адресата речи,4) демонстрации агрессии,5) демонстрации отсутствия страха,6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,7) демонстрации принадлежности к "своим". Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).Послушайте стихотворение АхматовойЦарственное словоРжавеет золото, и истлевает сталь,Крошится мрамор. К смерти всё готово.Всего прочнее на земле - печальИ долговечней - царственное слово.А. АхматоваЦарственное слово - самое долговечное на земле. Как вы думаете, что имеет в виду Ахматова: какое-то конкретное слово или слово как Божий Дар? (дети высказываются). Обожествление слова - это традиция русской поэзии. Она вытекает из православной традиции, из Библии. Вы знаете, что рассказ о сотворении мира в Евангелии от Иоанна начинается с этой загадочной фразы: «Вначале было слово. И слово было у бога. И слово было бог». О том, как понимать эту фразу, написаны десятки тысяч исследований.Россия – страна православной традиции. Православная церковь всегда учила бережно относиться к слову. И народная мораль осуждала многословие.Много на эту тему и пословиц, какие вы знаете?Примерные ответы детей- слово – серебро, молчание – золото.- Словом оправдаешься, словом и осудишься.- Не торопись языком, торопись делом.- Короткое слово гнев побеждает.Ещё одна цитата. Стихотворение Вадима Шефнера «Слова».Словом можно убить, словом можно спасти,Словом можно полки за собой повести.Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить.На доске я записала несколько слов. Какие из этих слов могут быть иллюстрацией к строкам стихотворения? Какими словами можно убить, какими – спасти, какими – вдохновить? ( ответы детей).Игра «Эстафета добрых слов» Большой знаток слова, автор знаменитого словаря, Владимир Даль писал: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека - это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом». Ещё в древности люди заметили, что слово благое, молитва, обладает целительной силой. Молитвой, словом исцеляли многие болезни. И в наше время к людям, пережившим трагедию, в первые же минуты приходят на помощь психологи, которые словом лечат душевные раны. Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его дух. Психологи утверждают, что самой большой целебной силой обладают слова: добро, надежда, вера, любовь, счастье, красота. Давайте проверим это утверждение. Предлагаю игру «Эстафета добрых слов». Начиная с меня, каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово, не забыв при этом назвать соседа по имени. Ведь имя человека- это тоже очень хорошее и доброе слово. ( дети выполняют задание)Кл. рук. Мне кажется, у нас в классе стало как будто немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день!Информационный блок «Заразные слова». Но, к сожалению, чаще мы слышим совсем другие слова. Вернёмся к началу классного часа. Современная медицина утверждает, что осторожное, бережное обращение со словом – необходимый признак здорового образа жизни. В противном случае возникают болезни. Я говорила о редком психическом заболевании, симптомы которого сейчас встречаются у многих здоровых людей. Эта болезнь называется «копролалия». Название происходит от греческого копрос – грязь и лалиа – речь. Так в медицине называют болезненное, иногда непреодолимое влечение к циничной и нецензурной брани безо всякого повода. И вот такое влечение мы наблюдаем в последние годы у многих наших соотечественников. Наши ребята приготовили небольшой информационный блок о сквернословии.Ведущий 1. Скверные слова присутствуют в лексике большинства народов. Но везде и всегда их употребление было ограничено или запрещено.Современные учёные, используя новейшее оборудование, пытались доказать вредное воздействие мата. Проводились, например, опыты на растениях: на одни растения направляли слова добрые, ласковые, молитвы, классическую музыку; на другие- матерщину. В результате несчастные «обруганные» растения хуже развивались, больше болели и давали меньший урожай. Подобные опыты учёные проводили и с водой. Вода, « заряженная» молитвой, становилась целебной, святой. Вода, на которую лилась матерная брань, становилась просто ядовитой. Некоторые учёные утверждают, что мат опасен и для человека. Он влияет на наследственность, ведёт к гормональным нарушениям. С результатами этих опытов соглашаются не все учёные. Кто-то считает, что мат помогает выпускать пар, гасит желание «бить в морду». Но и они признают, что мат - обоюдоострое оружие, как меч без рукоятки: другого поразишь, но и сам руки обрежешь. Слово – это связь между телом и духом. На эту связь указывает и русская пословица: «Гнилые слова – от гнилого сердца». Гнилые слова заглушают доброе начало, огрубляют сердце, делают человека жестоким, самолюбивым, гордым, способствуют быстрому развитию дурных наклонностей.Ведущий 2. Все признают, что нецензурная брань в современном мире приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии:первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость; вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово - за компанию, для разрядки или напускной удали; третья стадия-человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Ещё позже - он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова. Кл. рук. Мат, нецензурная брань, грязные, оскорбительные слова - раньше их употребляли только в низших слоях общества, сейчас всё это мы слышим на улицах, во дворах, на детских площадках, в кинотеатрах, в телепередачах, из уст политических деятелей и артистов. Невольно вспоминаешь восточную пословицу: «Нет ничего заразнее слова».Дискуссия «Нужен ли нам мат?» Итак, вы ознакомились с фактами, которые касаются сквернословия. Предлагаю обсудить эти факты:Как можно объяснить повальное распространение мата в наше время? (низкий культурный уровень, желание подражать кумирам, боязнь прослыть белой вороной и т. п.) Сейчас в моде здоровый образ жизни. Люди занимаются физкультурой, следят за своим весом, выполняют режим дня. Как вы считаете, совместимы ли сквернословие и здоровый образ жизни? Сквернословие - это вредная привычка. Какие ещё вредные привычки вам известны? Почему их называют вредными? ( Наркомания, курение, компьютеромания, наркомания и т.д.. Они разрушают организм человека, ведут к болезням, смерти). Согласны ли вы, что нецензурная брань, сквернословие могут быть заразными, вызывать зависимость? Есть ли у вас зависимость от сквернословия? Собираетесь ли вы с ней бороться? Считаете ли вы, что мат, курение, алкоголь, наркотики помогают расслабиться? Или для этого можно найти другие способы (туризм, спорт, коллекционирование, музыка, другие увлечения)? Творческие задания Составление памятки «Как избавиться от сквернословия?»Кл. рук. Есть такая точка зрения, что мат ведёт к развращению, отуплению, вымиранию народа. И нынешняя эпидемия мата – это угроза национальной безопасности России.Представьте себе, что президент поручил нам составить памятку для молодёжи «Как избавиться от сквернословия?». Какие бы пункты вы включили в эту памятку? (дети высказываются).У нас получилось много пунктов, но психологи утверждают, что достаточно четырёх:Перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию; избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова; читать русскую классическую литературу; запоминать стихотворения, афоризмы. Некоторые предлагают использовать вместо нецензурных слов заменители (ёлки-палки, блин, фиг). Но этого делать не следует. Это всё равно, что вырвать сорняк, а корень его оставить в земле. Хотя в некоторых странах с помощью слов-заменителей людей отучили ругаться. Например, в Швеции всем членам общества по борьбе с нецензурными выражениями советовали вместо скверных слов говорить: ро-до-ден-дрон (цветок такой ). И кому-то это помогало.Составление антирекламы сквернословия.Кл. рук. Доказано, что мат отрицательно влияет на всех окружающих, кто слушает нецензурную брань. Сейчас во многих городах России проводятся акции по борьбе с матом. Активисты акции – студенты, журналисты – придумали остроумные лозунги против сквернословия. Это своеобразная антиреклама мата. Например: - Матюгайся почаще, и будет тебе несчастье.- Чтобы в жизни состоятся, матом лучше не ругаться!- наше условие – долой сквернословие.Смогли бы вы придумать лозунги – антирекламу мату? В качестве подсказки можете использовать рифмы, написанные на доске. (дети выполняют задание, читают свои лозунги) Примерные варианты лозунгов:-Кто использует мат, тот умишком небогат (немного глуповат)!-Мат - помоев ушат!-Мат - дорога в ад.-Мат уродует девчат.-Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекращай материться!-Мат - это ядов концентрат!-В классе мы найдём управу на словесную отраву!Заключительное слово. Кл. рук. Наша страна богата природными ресурсами, народ наш талантлив и образован, но всё-таки живём мы хуже других стран. Стремительно растёт наркомания, токсикомания, алкоголизм и курение. И это сопровождается повальной эпидемией сквернословия. Так, может быть, нужно прислушаться к древней библейской мудрости, которая гласит: «Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове». Порядок в мыслях приведёт к порядку в словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек.Подведение итогов Кл. рук. Изменилось ли ваше отношение к сквернословию? Трудно ли будет отказаться от этой вредной привычки? (ответы учащихся) Каждый волен выбирать свой путь, по которому придется идти долго, а пройдя его, нельзя что-то исправить, дополнить, вычеркнуть. Но попытайтесь хотя бы на короткий срок отказаться от бранных слов, вы почувствуете и поймете, что, отказавшись от уродливого, грязного матерного языка, вы обретете любовь близких, ясность мыслей и поступков, здоровье, везение и, в конечном итоге, счастье.« Без зла смотри на мирозданье, а взглядом разума, добра, Жизнь – это море из благих деяний, Построй корабль и по волнам плыви».ПРИЛОЖЕНИЕ Анкета "Сквернословие в моей жизни" Класс_______ «___» Пол м / ж 1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? _____________________________________________________________________________2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? _____________________________________________________________________________ 3. Как часто ты произносишь эти слова? _____________________________________________________ 4. В каких ситуациях это происходит? _______________________________________________________ 5. Как ты думаешь, плохо это или нет? ______________________________________________________ 6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? _____________________________________________________________________________ 7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? __________________________________________________________________________ 8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом? ___________________________________________________________________________ 9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? __________________________________________________________________________ 10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов? _____________________________________________________________________________ 11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова? _____________________________________________________________________________ 12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему? _____________________________________________________________________________Спасибо за откровенность!