Публикации
«ФГОС: опыт внедрения и анализ результатов освоения»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «ФГОС: опыт внедрения и анализ результатов освоения»
Автор: Щербакова Ирина Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «ФГОС: опыт внедрения и анализ результатов освоения»
Автор: Щербакова Ирина Викторовна
Щербакова И.В.,
старший преподаватель
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского
Минздрава России
К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАТИКИ
К числу общепрофессиональных компетенций, которыми должен обладать выпускник медицинского вуза, освоивший программу специалитета, в соответствии с ФГОС, относится готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1).
В связи с этим актуальной является проблема наполнения курса медицинской информатики примерами профильного содержания, отражающими современное состояние и потенциал информатизации медицинской науки и практики.
Система данных биологического характера – основа основ медицины. Именно выборки данных представляют собой тот базис, анализ которого обусловливает диагностическую и лечебную тактику воздействия на организм пациента. В связи с этим расширение познаний обучаемых о различных категориях данных и способах их обработки – одна важнейших задач преподавания медицинской информатики.
С указанной точки зрения представляется важным ознакомление студентов медицинского вуза с основами биоинформатики на занятиях по дисциплине медицинская информатика. Это позволит связать накопленные умения первокурсников с актуальными научными направлениями, повысить профильную ориентированность основ теории вероятностей, традиционно преподаваемых в начале курса мединформатики. Если до настоящего времени студентам предлагаются задачи по определению вероятности выбора шаров определенного цвета из урны, карт той или иной масти из колоды, монет и т.д., то привнесение задач по составлению генома, изучению различных вариантов смешения генов повысит мотивацию студентов к изучению прикладных аспектов медицинской информатики.
Также большое значение имеет обучение студентов младших курсов медицинского вуза основам компьютерного моделирования, в частности, макромолекулярных объектов и биологических систем. Такое направление образовательной деятельности может осуществляться как непосредственно на занятиях по медицинской информатике, так и в рамках кружковой работы.
Важно отметить, что биоинформатика уже на данный момент достаточно основательно компьютеризирована. Общедоступны разработки Center for Algorithmic Biotechnology, базы данных GenBank, Protein Data Bank (PDB) и другие с бесплатным доступом. Освоение этих разработок стало бы важным шагом в обучении студентов медицинской информатике, способствовало бы выработке системного аналитического мышления, умений использования современных программных средств в целях решения различных проблем медицины.
Таким образом, изучение основ биоинформатики на занятиях по медицинской информатике является актуальным направлением совершенствования образовательного процесса в медицинском вузе в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта.
старший преподаватель
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского
Минздрава России
К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАТИКИ
К числу общепрофессиональных компетенций, которыми должен обладать выпускник медицинского вуза, освоивший программу специалитета, в соответствии с ФГОС, относится готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1).
В связи с этим актуальной является проблема наполнения курса медицинской информатики примерами профильного содержания, отражающими современное состояние и потенциал информатизации медицинской науки и практики.
Система данных биологического характера – основа основ медицины. Именно выборки данных представляют собой тот базис, анализ которого обусловливает диагностическую и лечебную тактику воздействия на организм пациента. В связи с этим расширение познаний обучаемых о различных категориях данных и способах их обработки – одна важнейших задач преподавания медицинской информатики.
С указанной точки зрения представляется важным ознакомление студентов медицинского вуза с основами биоинформатики на занятиях по дисциплине медицинская информатика. Это позволит связать накопленные умения первокурсников с актуальными научными направлениями, повысить профильную ориентированность основ теории вероятностей, традиционно преподаваемых в начале курса мединформатики. Если до настоящего времени студентам предлагаются задачи по определению вероятности выбора шаров определенного цвета из урны, карт той или иной масти из колоды, монет и т.д., то привнесение задач по составлению генома, изучению различных вариантов смешения генов повысит мотивацию студентов к изучению прикладных аспектов медицинской информатики.
Также большое значение имеет обучение студентов младших курсов медицинского вуза основам компьютерного моделирования, в частности, макромолекулярных объектов и биологических систем. Такое направление образовательной деятельности может осуществляться как непосредственно на занятиях по медицинской информатике, так и в рамках кружковой работы.
Важно отметить, что биоинформатика уже на данный момент достаточно основательно компьютеризирована. Общедоступны разработки Center for Algorithmic Biotechnology, базы данных GenBank, Protein Data Bank (PDB) и другие с бесплатным доступом. Освоение этих разработок стало бы важным шагом в обучении студентов медицинской информатике, способствовало бы выработке системного аналитического мышления, умений использования современных программных средств в целях решения различных проблем медицины.
Таким образом, изучение основ биоинформатики на занятиях по медицинской информатике является актуальным направлением совершенствования образовательного процесса в медицинском вузе в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта.