Публикации Конкурс «Лучший учитель»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конкурс «Лучший учитель»
Автор: Озорнова Светлана Владимировна

Профессиональное самоопределение старшеклассников педагог-психолог МБОУ СОШ №3, п. Яйва
Озорнова Светлана Владимировна
Я знаю, как на мёд садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет всё губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю всё, но только не себя
Франсуа Вийон.
Современная Россия - эта страна в которой мы живём. Новые социально-экономические условия и тенденции развития требуют развитую личность, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненому выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профиссионального образования,самообразованию,самосовершенствованию.Необхо-димы новые подходы к профисиональной ориентированности молодёжи. Традиционные программы, приёмы и методы не дают тех результатов, которые требует современное общество. А современный мир – это мир успешных, ярких, сильных, уверенных, умных, творческих людей. На пороге школьной жизни старшеклассник находится перед выбором будущей жизненной дороги, перед принятием решения, перед ответственностью за своё будущее и появляются вопросы: Что делать дальше? Что я умею? Куда идти учится дальше? Резапкина Г.В. отметила: "Выбор профессии это такая же вечная тема, как любовь. И последствия профессионального выбора для каждого человека не менее значительны, чем выбор спутника. Человек ненавидящий свою работу, способен отравить жизнь не только себе, но и окружающим". Не секрет, что у девятиклассника нет чёткого планирования своего будущего. Зачастую, выбирая профессию даже не подозревает, что нужно учитывать свои психологические особенности, т.е. знать свой внутренний мир. Поэтому немаловажным является наличие в процессе обучения такого курса, который помог бы высветить основные трудности, с которыми сталкивается выпускник в процессе новой ступени в жизни: взаимодействие с окружающими, раскрыть личностные и характерологические особенности, а также помог увидеть и понять эти особенности в окружающих людях, выбрать путь к будущей профессии.
Метод "Терапия творческим самовыражением" (ТТС) является уникальным. Это отечественный психотерапевтический метод, созданный профессором психотерапии Российской академии последипломного образования, вице-президента общероссийской Психотерапевтической лиги, руководителя центра ТТС Марком Евгеньевичем Бурно. Этот метод - естественнонаучный опирающийся на природную основу души, а не стремящийся переделать природу, а помогающий ей.
Целью Терапии творческим самовыражением является помощь в становлении индивидуальности молодого человека, в формировании творческого стиля жизни сообразно своему характеру.
Цель курса в процессе обучения выбрать профессию и спланировать свой профессиональный план. Центральным понятием в ТТС является "творчество", которое принимается как поиск познания своих природных особенностей и раскрывается через деятельность, которая близка характеру старшеклассника.
В работе в рамках метода ТТС можно выделить два этапа: 1этап - это изучение своего характера, самопознание, своих способностей, а также познание других характеров - их уникальностей, трудностей, с которыми сталкиваются люди. Основное на данном этапе - научить старшеклассников принимать уникальность другого, уметь "держать себя в руках" и давать другому человеку возможность быть самим собой; 2этап - познание себя и других в творческом процессе, самовыражении, создание собственного творческого стиля жизни. Это творчество целебно, так как помогает человеку найти себя, разобраться в себе, осознать свои слабые и сильные стороны, увидеть свои особенности. Терапия творческим самовыражением ориентирована на помощь, прежде всего робким, застенчивым, нерешительным, тревожным, стеснительным, сомневающимся, склонным испытывать чувство вины, переживающим свою неполноценность старшеклассникам. Этот метод помогает человеку стать самим собой, найти свою будущую профессию, своё творческое место в жизни в соответствии с природными особенностями. Творческий стиль жизни, творческое вдохновение позволяет почувствовать себя "духовно" здоровым найти гармонию души и тела, т.е обрести счастье. Для обсуждения и проживания старшими школьниками используются самые разнообразные мастерские: творчества художников, музыкантов, писателей, режисёров; обсуждаются темы таких сложных данностей нашей жизни - это "свобода", " нравственность", "ответственность", "одиночество". В группе старшеклассников очень важным является возможность заглянуть в себя, увидев себя в другом, т.е. самораскрываться. Иногда происходит очень важное событие услышав, что одноклассник думает иначе, чувствует другое, а при этом видит тоже самое, в этот миг рождается "зерно" - понять другого, услышать его. Многие старшеклассники, изучая биографию и творчество выдающихся людей составляют личный профессиональный план, опираясь на ошибки и достижения великих людей. Открывают для себя возможность для творческой, интересной жизни в повседневной суете, т.е. делать что-то для других по-новому, с вдохновением.
Итак, основными результатами работы старшеклассники называют:
- знакомство с характерами, с их особенностями и проявлениями;
- понимание и принятие себя и других людей, сильных и слабых сторон;
- определение собственной индивидуальности;
- выбор будущей профессии;
- составление личного профессиональнального плана.
Список литературы:
1.Бурно, М. Е. О характерах // М.Е.Бурно.— М., Академический Проект, 2006. - 608 с.
2.Практическое руководство по Терапии творческим самовыражением // Под ред. М.Е.Бурно.— М.: Академический Проект ОППЛ, 2003- 880с.
3.Бурно, М.Е. Терапия творческим самовыражением (отечественный клинический психотерапевтический метод) // М.Е.Бурно. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2012.- 487с.