Публикации Лучший конспект урока

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лучший конспект урока
Автор: Гринина Елена Александровна


МБУДО Центр дополнительного образования детей г.Медногорска
Разработка занятия по вокалу для детей 6-7 лет первого года
обучения
по теме:
Народная песня-источник здоровья
Выполнила: педагог дополнительного образования Гринина Е.А.
Медногорск. 2017г.
Народная песня-источник здоровья
АННОТАЦИЯ
Лечебно-оздоровительные свойства музыки напрямую связаны с частотой звуковых колебаний и их влиянием на физиологические и психические процессы в организме. Этот метод восстановления, сбережения здоровья и оптимизации поведения с помощью различных музыкальных средств называется музыкальная терапия.
Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы.
На Руси славяне считали, что поет в человеке сама душа и пение – это ее естественное состояние.
По словам специалистов, при работе с детским песенным фольклором, наряду с проработкой отдельных психоэмоциональных состояний, происходит и коррекция отдельных черт личности человека. Замкнутость, стеснительность, агрессивность постепенно переходят в свою противоположность. Скандал и злоба потому разрушительны, что неритмичны в нашем подчиненном различным ритмам мире. Они ломают установленную гармонию, размеренность, красоту переплетающихся мелодий.
Актуальность данной темы обусловлена тенденцией к ежегодному ухудшению здоровья учащихся, в связи с этим разрабатываются новые методы для сохранения здоровья детей.
Именно на примере детского фольклора можно показать систему интегративной арттерапии , включающей в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, а так же сохранению целостности человеческой личности.
Традиционные русские народные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и их легкие, дыхание, голосовой аппарат. Всё - кости рук, ног, мышцы, кровь — до самой последней клетки вступает во взаимодействие, когда человек говорит и поёт.
Тема занятия: Выразительность исполнения народных прибауток и попевок.
Цель: Развитие эмоциональности, артистизма и творческого самовыражения,
сохранение и становление здоровья детей через песенный фольклор.
Задачи: Оздоровительные:
- организация условий для комфортного состояния детей на занятиях по вокалу;
- освоение различных методик для охраны здоровья.
Воспитательные:
- на примере народных попевок и прибауток показать значимость их в оздоровлении организма в целом.
- воспитание устойчивого интереса к народному пению.
Образовательные:
- усвоение определённого объёма знаний по фольклору.
- освоение специальных упражнений, помогающих оздоровлению.
Развивающие:
- формирование музыкальных способностей по средствам детского песенного фольклора.
- Работа над эмоциональным и выразительным исполнением народных прибауток и попевок.
Основные методы использованные на занятии:
- наглядно-слуховой, наглядно-зрительный
- словесный
- практический.
-психолого - эстетический (ассоциации, эмоции, образный ряд)
-физиологический (функциональный, тренирующий отдельные функции)
-вибрационный (музыка оказывает вибрационное воздействие на весь организм, оздоровляя его и активизируя различные процессы).
- иллюстративный, метод упражнений, метод наблюдений.
Применяемые технологии: личностно-ориентированная,
прямое и косвенное наблюдение, здоровьесберегающая, индукция.
Оборудование: Фортепиано, компьютер, усилитель, колонки, шнуры,
микрофоны, рабочий стол.
Используемый на занятии музыкальный материал:
1.Упражнения в игровой форме, направленные на лечение сердца, ушей, печени, улучшают работу головного мозга, освобождает организм от отработанных веществ и негативной энергии, улучшает дыхание, лечат
кишечник, имеет оздоровительную функцию для лёгких ребёнка:
2.Скороговорки.
3.Колыбельная.р.н.п.
4.Попевка-прибаутка.
Структура занятия:
Организационный момент. Постановка цели, задач.
Вокальные упражнения, скороговорки.
Разучивание и эмоциональное исполнение Колыбельной
Работа над характером и выразительностью исполнения прибаутки-
попевки.
Подведение итога занятия. Анализ результатов.
Ход занятия:
Организационный момент.
Вокальные упражнения, скороговорки Упр. 1. Говорим: Сссссссссссссссс – дует ветер, шшшшшш – шумит лес, жжжж, Жь и тд.
Упр. 2. Разогреваем мышцы губ и языка, проговариваем несколько раз п-б, т-д, г-к, ж-ш и тд.
Упр. 3. Представили, что в руке мячик в виде звука и кидаем мячик вперёд: ра, ро, ру, ры, ри, следующий – за, зо, зу, зы, зи и тд.
Далее вводим более сложные упражнения со звучанием гласных и согласных букв, на отдельные согласные и на различные их сочетания:
Упр. 4. Звук на выдохе пускаем вверх – Тррррррр
Упр. 5. Тренировка согласных букв: кпта, кпто, кпту, кпти; гбда, гбдо, гбду, гбди и тд.
Упр. 6. Кптар, кптор, кптур, кптир; гбдар, гбдор, гбдур, гбдир и тд.
Упр. 7. В распевке Мия помимо чёткой дикции задействована активная работа живота, опора на диафрагму. Здесь необходимо следить за высокой певческой позицией, петь на улыбке, посыл звука на верхние зубы, мягкое нёбо. Данная распевка основана на двух нотах и ударение приходится на звук яаа тем самым снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь.
Упр. 8. В попеке основанной на одной ноте Егорка на горке ударение приходтся на звук о тем самым оживляется деятельность поджелудочной железы, а так же данный звук способствует устранению проблем с сердцем.
Упр.9. Скороговорка Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. громко, тихо, весело, грустно, сердито…..
Разучивание Колыбельной
Педагог поёт и исполняет на инструменте. Учащиеся повторяют песню за педагогом
Баю-бай, баю-бай,
Поскорее засыпай,
Глазки маленький закрой
Буду рядышком с тобой.
плавное постепенное движение, мягкость звучания в пределах Б3.,эмоциональное исполнение, развитие творческой активности ребёнка.
4.Прибаутки. Назначение детских прибауток в звукотерпии достаточно велико, так как, заинтересовав, рассмешив, потешив ребят, более глубоко усваивается материал:
на нотах ми и до даётся распев шуточного текста:
Чуй, чуй, чуй, чуй! На дороге не ночуй!
Едут дроги во всю прыть!
Могут ноги отдавит!
А на дрогах едет дед -
Двести восемьдесят лет
И везёт на ручках
Маленького внучка.
Ну, а, а внучку- то идёт
Только сто девятый год,
И у подбородка
Борода коротка.
В эту бороду его
Не упрячешь ни чего -
Кроме полки с книжками,
Мышеловки с мышками,
Столика со стуликом,
Три буфета с бубликом.
Во! А более ничего!
Если эту бороду
Расстелить по городу,
То придут по ней
Сразу пять коней,
Два будёновских полка,
Двадцать два броневика
И танкистов целый полк-
Вот какой бы вышел толк
В данном примере встречается большое количество гласных звуков, которые благотворно влияют на отдельные органы ребенка и на здоровье детского организма в целом.
- Динамика - форте, пиано.
- Темп (медленный, средний, быстрый).
- Дикция.
5.Подведение итога занятия.
Педагог вместе с учащимися анализирует занятие, закрепляя значение новых музыкальных терминов.
Обсуждение результатов, дальнейших перспектив работы.
Список литературы:
1.Шамина Л.В. Школа народного пения //Москва 2012г.
2. Народное искусство в воспитании детей: Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий // Под ред. Т.С. Комаровой. – М., 2009. 265с
3. Орехова Н. А. Методика работы с детским фольклорным ансамблем // Тольятти, 2009. 78с
4. Прыгунова Е. Н., Разумова И. А., Преподавание фольклора. // С.П., 2011
5. Сорокина Н.А. Коррекционные речевые игры, упражнения и сценки. // М. Секачев, 2010. 96с
6. Сорокина Н.А. Развитие у детей раннего, дошкольного и школьного возраста контроля и программирования деятельности.// М. Секачев, 2010. 64с
7. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества // М., Академический проект. Гаудеамус 2010. 243с
0