Публикации
«ФГОС: опыт внедрения и анализ результатов освоения»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «ФГОС: опыт внедрения и анализ результатов освоения»
Автор: Федорова Ольга Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «ФГОС: опыт внедрения и анализ результатов освоения»
Автор: Федорова Ольга Николаевна
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Свойства химических элементов и их периодические изменения.
ФИО учителя Федорова Ольга Николаевна
Место работы МОУ СОШ с.Вязовка Татищевского района, Саратовской области
Должность учитель биологии и химии (I-ая категория)
Предмет химия
Класс 8
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: Исследовать периодическую зависимость свойств химического элемента от заряда ядра; обосновать современную формулировку периодического закона.
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: периодическая зависимость свойств химического элемента от заряда ядра, свойства химических элементов, веществ.
Планируемые результаты:
Предметные. Умение делать умозаключения о характере изменения свойств химических элементов с увеличением зарядов атомных ядер.
Метапредметные. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение на основе согласования позиций и учета мнений; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Личностные. Формирование ответственного отношения к учебе, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; воспитание патриотизма.
Развитие познавательной активности. Исторический аспект развития знаний о классификации химических элементов, научный подвиг Д.И.Менделеева, создание ситуации успеха за счет возможности подбора разноуровневых учебных заданий.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; в парах: словесный, наглядный, практический.
Основное содержание темы, понятия и термины –
Опорные понятия, термины: Порядковый номер (заряд ядра), химическое соединение, периодичность.
Новые понятия, термины: периодическое изменение числа электронов в оболочках атомов химических элементов.
Межпредметные связи – физика, геология, философия ( закон диалектики - переход количества в качество, единство и борьба противоположностей, закон отрицание отрицания.), математика ( прочтение графика)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Основные этапы организации учебной деятельности
Цель этапа
Содержание педагогического взаимодействия
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
К- коммуникативные,
Л-личностные,
П-познавательные,
Р-регулятивные
Этап мотивации (самоопределение) к учебной деятельности.
Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Включение в деловой ритм. Устное сообщение.
Приветствие учеников.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня первый день последней недели четверти, нам, я думаю, особенно необходимы хорошие результаты работы на финише самой большой учебной четверти. Я надеюсь на активную плодотворную,совместную работу. Вы со мной соглассны? Итак начинаем.
(Доброжелательный настрой.)
Выявление отсутствующих.
Проверка готовности к уроку.
Подготовка к работе.
Приветствуют учителя. Готовятся к уроку, помогают выявить отсутствующих.
К - умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Р - умение организовать выполнение заданий учителя.
Этап актуализации и пробного учебного действия.
Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
Проверка учителем за короткий промежуток времени знаний и способов действий учащихся, установление пробелов в их усвоении.
Вопросы:
- Давайте ребята вспомним:
1) Из чего состоят тела? Как в-ва классифицируются?
2) Из чего состоят вещества?
3) Из чего состоят молекулы?
Мы с вами 3 урока изучали то, что лежит в основе мирозданья- что-? Атомы! Элементов!
4) А что такое элемент?
5) Какие характеристики элементов нам известны? Порядковый номер,заряд ядра его атома- количественные хар-ки , электронное строение и свойства его атомов- качественные хар-ки.
Проверка Д.з.- Кто выполнил д.з., кто- нет? Ребята, поднимите руки, у кого не возникли затруднения при выполнении д.з., у кого они возникли? Давайте проверим результаты. Обменялись тетрадями, проверяем, записав фамилию проверяющего карандашом. (работа в парах), ставим + или - .
6) Выполнение заданий карточек- 3 вопроса разного уровня сложности – выберите задания(1 или 2, 3) посильное сегодня. 5 мин. Обменялись тетрадями, проверяем. Затруднения возникли? Какие? Проговариваем общие ответы ( по однотипным вопросам) особенно в-6
7) Валентные электроны это какие?
8) Что вы можете сказать о связи числа валентных электронов и свойствами эл-та ( М, неМ), а какой фактор так же важен при этом? От этого же зависит и какие соединения (вещества)
образуют атомы элементов.
Рис 72 – проанализируйте информацию.
Ведут диалог, отвечают на вопросы учителя.
У учащихся вызывает затруднение вопрос о том, как связано строение атома и формы и свойства соединений элемента.
Работа с рис. 72, отвечают на вопросы.
К - умение вести диалог.
Этап выявления места и причины затруднения.
Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Анализирует ответы учащихся и совместно с детьми
определяет причину, вызванного
затруднения (новый неизученный
материал).
30 сентября мы знакомились с ПС хим. эл-ов Д. И. Менделеева, учились определять место ( адрес) эл-та. Что же нам стало известно 20.03.17.? Выполняем мининаучную работу.Рассмотрим эл-ты № 1-20 по ПСХЭ, выполняя задание стр. 173 по табл. 22. Э. виртуальный и практический по получению амфотерного гидроксида, изучению его св-в, натрий магний алюминий –с водой.
На этом этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. Учащиеся проговаривают вопросы, на которые знают ответ и вопрос,
который вызвал затруднение.
Выполняют задание стр. 173 табл. 22. Находят ошибку в таблице. Используют (при необходимости) таблицу-рисунок из раздаточного материала.
Повторяют технику безопасности при проведении эксперимента, выполняют опыт под патронажем учителя.
Р- коррекция знаний учащихся.
Этап построения проекта выхода из затруднения.
Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
-Предлагает установить цель урока, Запишите слова, а может понятия, попробуйте сформулировать тему урока. Элемент, изменение, периодически, свойства.
Тема урока: Свойства химических элементов и их периодические изменения.
Сформулируйте цель урока.
. Цель: выяснить, как и почему изменяются свойства химических элементов в периодах и группах.
Учитель записывает тему на доске. Какая возникает проблема?
Учащиеся, прочитав слова и обсудив их, сами формулируют тему и цель урока, записывают в тетрадях. Выявляют проблему.
Стр. 176- проблема
Р - целеполагание.
К- принимают, сохраняют цели и следуют им в учебной деятельности.
Этап реализации построенного проекта.
Построение учащимися нового способа действий формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
-Просмотр рис. 74 , анализ данных.-
-Предлагает обсудить тему урока в парах.используя график в учебнике. Как изменяются св-ва эл-ов по периодам и группам?
ПС хим. эл-ов Д. И. Менделеева
Читает стих. Николая Глазкова -стр 68 пособия.
Дает понятие закон, гипотеза. Как шло открытие ПЗХЭ? Диск ,Слово Евграфовой Кр., Наливаеву Л.
ПЗ-148 лет, 110 лет со дня смерти Д. И. Менделеева 2 февраля 2017 года
Просмотривают рис. 74 , анализируют график. Самостоятельно читают тест параграфа стр 176.. Отвечают на вопрос проблемы.
Формулируют чёткие определения терминам. Просматривают презентации.
Планирование работы с учителем и сверстниками.
Формулировка закона ученым и современная. Есть ли противоречия? – стр 178 работают по учебнику.
К- умение вести диалог.
П- осуществляют поиск информации.
П- осуществляют поиск информации; составляют простой план.
К- готовят устный рассказ.
Первичное закрепление
Усвоение учащимися нового способа действия.
Физминутка
- Беседа учителя с учащимися о ПЗ как о фундаменте науки химии. - Предлагает (работа в парах) рассказать о значении ПЗ.
Физминутка
Слушают учителя и отвечают на его вопросы.
К- слушают собеседника и вступают с ним в диалог, задают вопросы.
П- выдвигают гипотезы и их обосновывают.
К- выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Этап самостоятельной работы
Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.
Дает задание: используя текст учебника:
Стр. 19 тетради на печатной основе задания.1-4
Стр.179 вопросы 2.3.4
Работают самостоятельно с текстом учебника в тетради на печатной основе стр. 19 зад.1-4,
Выполняют задания
П- осуществляют поиск информации.
Этап включения нового знания в систему знаний и повторения
Включение нового способа действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
Стр. 179 в. 6
- Задание: Объясните выражение периодическая система – естественная классификация химических элементов, а таблица – графическое изображение периодического закона?
- Вопросы для вывода: Периодическая система и периодическая таблица - это одинаковые понятия?
Значение периодического закона
- Формируемые понятия: Материальность, единство и познаваемость мира, взаимосвязь явлений.
- Задание: Как вы понимаете выражение : Закон, являясь инструментом познания, выполняет три функции: обобщающую, объясняющую, прогностическую?
- Вопросы для вывода: Какие факты доказывают научность открытого Д.И.Менделеевым закона?
Тестирование по теме (с диска).
Если останется время- дидактическая игра – стр. 22.
учатся отвечать ,закрепляют полученные знания на уроке. Повторяют значение терминов и понятий. Переносят в тетрадь.
.
П- учатся считывать информацию со схемы.
К- слушают собеседника и вступают с ним в диалог, задают вопросы.
Р- работают по инструкции.
Рефлексия деятельности
Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
- Обсуждает с учащимися понравился ли им урок, что именно они узнали из урока, достигли ли мы поставленных целей?
- Стимулирует учащихся к осмыслению того, как они работали на уроке, например:
Как я чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой, были ли затруднения по выполнению заданий
- Похвалой за работу на уроке мотивирует к работе на следующий урок.
-На все ли вопросы о периодичности и строении атома мы можем дать ответ?
-Почему актиноиды и лантаноиды за пределами системы? Почему у них практически не ослабевают металические свойства? Об этом мы узнаем на следующих 2-х уроках.
Участвуют в осмыслении своих действий и самооценке.
Л- подводят итоги своей деятельности: что получилось? Что не получилось?
Р- что еще следует повторить? Адекватно воспринимают оценки и отметки.
Д/З
Записывает домашнее задание на доске и объясняет, как его надо выполнять. П. 41, стр 179 задания после п. -выбор, повторить п. 12 стр. 53 вопросы 1, 2- устно, значение закона выписать в тетрадь—стр. 54.
Записывают в дневники домашнее задание. Слушают рекомендации учителя по его выполнению.
К- слушают собеседника и вступают с ним в диалог, задают вопросы.