Публикации «Развивающая предметно - пространственная среда: идеи и фантазия»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развивающая предметно - пространственная среда: идеи и фантазия»
Автор: Изотова Оксана Александровна

ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВТема: «Одаренные дети» Подготовила:ВоспитательИзотова О. А.г. СимферопольОдаренные дети - это особые дети, и задача педагогов – понять их, направить усилия на то, чтобы передать им опыт и знания. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые признаны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Очень важно для педагога не допустить следующих ошибок по отношению к одаренному ребенку. Первая – это эксплуатация неординарных способностей ребенка ради престижа учебного заведения, что часто идет во вред ребенку. Вторая – это неосознанное стремление педагога реализовываться с помощью обучающегося, что ведет к кажущейся успешности результата за счет успешности результата за счет нивелирования личного опыта и индивидуальности детей. В обоих случаях одаренный ребенок оказывается не целью, а средством для решения задач взрослых. Если всех этих трудностей удается избежать, то область дополнительного образования становиться исключительно значимой для развития одаренного ребенка.А сейчас я предлагаю поиграть и выявить одаренность наших педагогов.ПРИВЕТСТВИЕ.Звучит музыка, а мы с вами свободно гуляем по его «улицам». При хлопке в ладоши вы должны поздороваться друг с другом согласно произнесенному слову.Звучит музыка В.Шаинского «Улыбка», воспитатели свободно гуляют по залу, на сигнал «хлопок в ладоши» они здороваются:- глазами- носами- плечами- лбами- попами- спинками- коленкамиВот вы и поздоровались друг с другом, и от этого у всех поднялось настроение, стало радостно на душе. Мы всегда должны помнить, что к другим людям надо относиться сердечно и внимательно, чтобы это доброе отношение вернулось назад к нам.Предлагаю нашим педагогом поделиться на две команды.1 турНу что ж, для начала давайте все-таки определимся, что такое одаренность, способность, талант, гениальность? Командам раздаются листочки с содержанием данных определений, но без названий.Одаренность – это системное развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.Способности - это индивидуально - психологические особенности личности, определяющие успешность выполнения деятельности, обуславливающие легкость и быстроту обучения новым приемам деятельности.Талант – это выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.Гениальность – высшая степень развития таланта, она связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей.2 турА теперь проверим, как работает ваше логическое мышление:1 Что становится больше, его поставить вверх ногами? (число 6)2 Как спрыгнуть с десяти метровой лестницы и не ушибиться? (надо спрыгнуть с нижней ступеньки)3 Что может быть больше слона и одновременно невесомым? (тень слона)4 Какой месяц короче всех? (Май – три буквы)5 Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (все)6 Как известно, все исконно русские женские имена оканчиваются либо на "а", либо на "я": Анна, Мария, Ольга и т.д. Однако есть женские имена, которое не оканчивается ни на "а", ни на "я". Назовите его. (Любовь и Нелли).7 Назовите пять дней, не называя чисел (напр., 1, 2, 3,..) и названий дней (напр., понедельник, вторник, среда...). (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).8 Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом? (Многие сразу говорят, что ночью. Все гораздо проще: когда дверь открыта).3 турСледующим заданием для команд является – нарисовать одаренного ребенка (1-я команда - музыкальный талант, 2-я команда - артистический)4 тур. Педагогика.1 Принцип наглядности получил очень широкое применение в дошкольной педагогике, в работе ДОУ очень часто применяется. Его еще называют “золотым правилом дидактики”. Кто его впервые сформулировал? (Я.А.Коменский)2 Творческий характер сюжетно ролевой игры определяется наличием…. (замысла)3 Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль…. (взрослого)4 Сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность детей 1-7 лет? (нет, 3-7 лет)5 С какой группы начинается дежурство детей по занятиям? (со второго полугодия средней группы)6 По определению установите, о чем идет речь: твердо установленный, педагогически и физиологически обоснованный распорядок дня детей, направленный на полноценное физическое и психическое развитие каждого ребенка. (режим дня)7 Кому принадлежат слова о том, что счастье всего мира не стоит одной слезинки на щеке ребенка? (Достоевский Ф.М)5 тур.А теперь вы должны изобразить на листе бумаги то, с чем у вас ассоциируется либо к чему можно соотнести детскую одаренность и объяснить почему?6 тур. Психология.1 Закончите фразу “Воспитать личность может только ….” (личность)2 Определите тип темперамента ребенка по описанию: медлительная речь, движения. Но все делает очень хорошо, досконально. Больше молчит, никогда не хохочет, иногда улыбается. Друзей выбирает долго, но отношения строятся надежные, крепкие, на долгие годы. Умен, видит то, что не замечают другие. (флегматик –да; холерик, меланхолик - нет)3 Что подразумевается под термином “вторая сигнальная система”? (речь) 4 Выберите из этого верное: На развитие личности оказывают влияние следующие факторы: наследственность, окружающая среда, воспитание. (все верны)5 Давайте представим ситуацию:Зульфия – активная, подвижная девочка, с трудом адаптируется к группе. Воспитатель советует маме обратиться за помощью к детскому невропатологу. Мама девочки приняла совет «в штыки» и обвинила воспитателя, что та не любит ее дочь, потому что она из нерусской семьи, сказав, что пойдет жаловаться к заведующей.         В последующие дни Зульфию в детский сад не привели. Позже оказалось, что девочку все-таки отвели к врачу, который прописал ей лечение. Через месяц девочка снова стала посещать группу, однако отношения воспитателя и мамы так и не наладились. Что было неправильного в действии воспитателя?Комментарий психолога: Если бы такую информацию родитель получил от врача детского сада или педагога – психолога, реакция была бы другой, и не было бы конфликта с воспитателем. Не берите «огонь на себя», обращайтесь к помощи специалистов. Важно помнить о границах своей компетенции!6 Следующей ситуацией:Свету очень часто привозили в детский сад в 10.30, время, когда все занятия подходили к концу, и оставалась только прогулка и общение с детьми. Часто не приводили совсем. Группа подготовительная, логопедическая. Забирала её бабушка рано после полдника.        Воспитатель стала говорить, что такие посещения пользы ребенку не принесут. Мама пожаловалась заведующей, что воспитатель их учит. Итог: девочку забрали из детского сада, записали в подготовительную группу при школе. Что было неправильного в действии воспитателя? Комментарий психолога: Во-первых, совершенно недопустима установка на родителя, как на соперника, поучающая позиция может обидеть даже очень уравновешенных родителей. Помните, родители и воспитатели – сотрудники в деле воспитания ребенка.          Во-вторых, утверждение о том, что посещение детского сада (даже нерегулярное) не приносит пользы ребенку, по меньшей мере, непрофессионально. В любом случае, общение с коллективом сверстников в игре не только полезно, но и остро необходимо в дошкольном возрасте.          Помните, в подготовительной группе детского сада решаются не только образовательные задачи.Физминутка10тур.Очередной задачей для наших команд будет изобразить жестами и мимикой определенный вид таланта у ребенка (танцор, художник)11 тур. Заключительный.1 Сколько в русском языке гласных букв? (десять)2 Ан – это закрытый или открытый слог? (закрытый)3 Выберите: Дикция - умение произносить гласные и согласные звуки; - скорость и длительность звучания слов.4 Назовите подвижную игру, в которой дети упражняются в прыжках.5 Физические качества. По определению скажите, о каком из физических качеств идет речь: способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой поверхности. (равновесие)6 Для чего используется условная мерка? (для измерительной деятельности)7 Какой прием при обучении счетной деятельности используется раньше – прием наложения или прием приложения? (прием приложения) 8 Что наиболее ярко выражено у детей в изобразительной деятельности – чувство цвета или чувство ритма (чувство цвета)По итогам определяется победитель, ему вручается более ценный подарок, всем участникам также небольшие призы.