Публикации ФГОС в сфере дошкольного образования

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ФГОС в сфере дошкольного образования
Автор: Рапиева Татьяна Владимировна

Формирование мотивации у дошкольников к занятиям физической культуры.
Рапиева Татьяна Владимировна –
инструктор по ФК
МДОУ №58 Красная шапочка,
Город Нерюнгри, РС (Якутия)
В настоящее время для большинства ребят детский сад является единственной, пожалуй, площадкой, где они имеют возможность полноценно двигаться, играть со сверстниками, раскрывать способности кфизкультуре и спорту, укреплять здоровье, формировать волевые качества. Именно в дошкольном возрасте, на НОД по физической культуре и плаванию формируются двигательные навыки, закладываются основы для их дальнейшего совершенствования, формируется мотивация к физической культуре и спорту, прививается любовь к физическим упражнениям, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. От состояния здоровья, достигнутого уровня физического и психического развития, во многом зависит успешность обучения, работоспособность и адаптация ребенка к школьным нагрузкам.
Поэтому важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
По словам З. И. Берестовой (Программа оздоровления детей в ДОУ) Современные дети испытывают двигательный дефицит, т. е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора, играя в тихие игры за столом). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности. Следовательно, детям нужна активная деятельность, способствующая повышению жизненного тонуса, удовлетворяющая их интересы, социальные запросы.
Важно уже в дошкольном возрасте формировать у детей понимание роли физической культуры и интерес к ней.
Например, исследования М. П. Голощекиной показали, что для умственного развития детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре необходимо формировать устойчивый интерес к двигательной деятельности, вызвать чувство радостного ожидания. При этом важен не развлекательный интерес, имеющий кратковременный эффект, а интерес поиска, размышления. Автор рассматривает интерес как важнейший фактор успешного обучения детей дошкольного возраста, который способствует тому, что учебно-воспитательный процесс становится более легким и плодотворным. Основными стимулами для развития устойчивого интереса к занятия по физической культуре М. П. Голощекина называет: игровые соревновательные и занимательные приемы, пример воспитателя и товарищей, создание преднамеренных педагогических ситуаций для сознательного изучения двигательных действий.
По словам Рогова Е. И. (Психология человека) осуществление любой деятельности зависит от того, чем она побуждается, т. е. от ее мотивов. При наличии интереса к деятельности ее мотив совпадает с целью – познать и овладеть этой деятельностью. Без наличия положительных мотивов интерес к деятельности может быстро угаснуть.
Уже в старшем дошкольном возрасте можно сформировать у детей довольно устойчивый интерес к деятельности. Он возникает как результат развития ребенка, одновременно способствуя этому развитию (Л. А. Гордон). В этот возрастной период ребенка-дошкольника интерес начинает проявляться как мотив действий ребенка и направляет его поведение.
Занятия физической культуройне возможны без эмоционального настроя имотивации.
Мотивация к физкультуреи спорту служит побуждением к действию; динамическим процессомфизиологическогои психологического плана, управляющий поведением ребенка, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Эффективность формирования двигательных навыков во многом зависит от правильного подборамотивационных методов обучения.
Методыобучения представляют собой системуприемовв разном сочетании в зависимости от специфики содержания учебного предмета, конкретных дидактических задач, реальных средств и условий обучения.
Различают три группыметодов: наглядные, словесные и практические.
Наглядныеметодыобеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о движении, активизирующие развитие его сенсорных способностей.
Словесныеметодыактивизируют мышление ребенка, помогают целенаправленно воспринимать технику упражнений, способствуют созданию более точных зрительных представлений о движении. Практическиеметодыприменяются для создания мышечно-двигательных представлений офизическихупражнениях и закрепления двигательных навыков и умений.
Любойметод, как мы поняли из определения, - это системаприемов, которые дополняют и конкретизируютметод.
При обучении детей движениям используются различныеприемы наглядности.
К наглядно-зрительнымприемам относят: показ физических упражнений, использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, кинофильмы, использование И. К. Т., имитации (подражания, зрительных ориентиров, звуковых сигналов).
К тактильно-мышечнымприемамотносят непосредственная помощь воспитателя, наглядно-слуховые музыка, песни.
Приемы, относящиеся к словесномуметоду. Объяснения, пояснения, указания, беседа, вопросы к детям, подача команд, распоряжения, сигналы, образный сюжетный рассказ, словесная инструкция
Приемы, относящиеся к практическомуметоду. Повторение упражнений без изменения и с изменениями, проведение упражнений в игровой форме, проведение упражнений в соревновательной форме. (Комплексы различных практическихприемов, взаимосвязанных с наглядностью и словом.)
В разных возрастных группах соотношениеприемов обучения физическим упражнениям изменяется. В начале первого года жизни упражнения выполняются с помощью воспитателя. Постепенно самостоятельность детей возрастает, и они выполняют упражнения с небольшой помощью воспитателя или с поддержкой за предметы. В этом возрасте большое место занимают зрительные ориентиры, которые стимулируют детей к выполнению движений. Слово применяется главным образом для создания у детей положительного отношения к выполнению упражнений.
В младшемдошкольномвозрасте при бучениифизическимупражнениям в большей мере используют показ, имитации, зрительные, звуковые ориентиры. Словесныеприемысочетаются с показом и помогают уточнить технику упражнений.
В среднем и старшем возрасте с расширением двигательного опыта детей увеличивается роль словесныхприемов(объяснения, команды и др.)без сопровождения показом, используются более сложные наглядные пособия (фотография, рисунки, использование ИКТ, чаще упражнения выполняются в соревновательной форме.
Большое значение в обучении детей разнообразным видам движений и игровых упражнений имели приёмы имитации и подражательные движения. Эффективность заключается в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из разных исходных положений с большим разнообразием видов движений, что дает хорошую нагрузку на все группы мышц. При помощи подражательных движений дети достигали высоких результатов, тем самым удовлетворяли свой двигательный потенциал, раскрывая свои природные задатки, интересы и способности.
Развитию движений, интересу способствовала частая смена обстановки физкультурного оборудования, что заставляло детей по-разному приспосабливаться к новому, применять различные варианты в каждом конкретном случае, тем самым приобретали больший двигательный опыт.
Считая, что постоянное использование только традиционной структуры физкультурного занятия зачастую ведет к снижению интереса детей к занятиям физической культуры и, как следствие, к снижению их результативности стали использовать разные виды проведения физкультурных занятий:
Занятия по единому сюжету, построенному на сказочной или реальной основе.
Тренировочные занятия на закрепление основных видов движений
Построенные на подвижных играх и на музыкально-ритмических движениях
Диагностические во время которых дети сдают физкультурные нормы по выполнению ОД на время, скорость, расстояние;
Занятия на тренажерах;
Круговой тренировки
Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей;
Занятия серии Здоровье, где детям даются представления о строении собственного тела, назначение органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а так же прививаются элементарные навыки по уходу за собой и оказание первой помощи. Интегрированные занятия.
В работе по формированию интереса к физической культуре у старших дошкольников также использовались различные подвижные игры: Кто быстрее накормит животных, Заготовки на зиму, Не замочи ноги и др.
Одним из средств повышения интереса на занятии являлось музыкальное сопровождение. Характер музыки подсказывал детям образ упражнений под музыку, они выполняли задания более чётко, ритмично-координированно, выразительно, дети больше следили за своей осанкой.
Формирование интереса к занятиям физической культуры способствует целесообразный двигательный режим, основу которого составляет и активный отдых, куда входят физкультурные досуги и праздники, Дни здоровья, каникулы.
При организации активного отдыха, для повышения эмоционального фона, красочно оформлялись места его проведения (физкультурный зал, спортивная площадка).
Содержание физкультурного досуга, составляли в основном, все знакомые детям подвижные игры и физкультурные упражнения, обновляемые путём введения неожиданных для детей вариантов и вызывающие у них интерес и радостные эмоции. Кто только не побывал в гостям у наших ребят: весна, скоморох, Дед Мороз и снеговик, клоуны. В конце каждого праздника дети награждались медалями, спортивными дипломами.
Успехов в укреплении здоровья детей, их полноценном физическом развитии, повышении интереса можно добиться только при единстве системы физического воспитания в детском саду и семье.
Эффективность процесса развития двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста и их мотивации к занятиям физической культурой повысился в результате:
использования индивидуально-дифференцированного подхода,
внедрение в педагогический процесс комплексов гимнастики после дневного сна,
подвижных и упрощенных спортивных игр,
различных вариантов занятий по физической культуре,
данные средства позволили сформировать у старших дошкольников интерес к физической культуре.
ЛИТЕРАТУРА
Антониды Л. Роль интереса в воспитании положительного отношения к труду [Текст] / Л. Антониды // Дошкольное воспитание. – 1986.- № 12. – С.20-23.
Волошина Л. Н., Курилова Т. В. Игры с элементами спорта для детей 3–4 лет. Программа “Играйте на здоровье” и технология ее применения в ДОУ [Текст] / Л. Н. Волошина, Т. В. Курилова – М.: Издательство “ГНОМ и Д”, 2004. – 65 с.
Голощекина М. Активизация умственной деятельности на занятиях по физической культуре [Текст] / М. Голощекина // Дошкольное воспитание. – 1973.- № 4. – С.81-87.
Гордон Л. А. Потребности и интересы [Текст] / Л. А. Гордон // Советская педагогика. – 1988. - № 8. – С. 32-36.
Запорожец А. В. Основные проблемы онтогенеза психики. Развитие восприятия и деятельность. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребёнка [Текст] / А. В. Запорожец // Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. – М.: Просвещение, 1986. – 543 с.
Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ [Текст] / Под ред. З. И. Берестовой. – М.: ТЦ Сфера, 2004. - 112 с.
Ковалёв А. Г. Психология личности [Текст] / А. Г. Ковалёв – М.: Просвещение, 1989. – 261 с.
Островская Л. О детских интересах [Текст] / Л. Островская // Дошкольное воспитание. – 1979.- № 7. – С. 24-28.
Рогов Е. И. Психология человека [Текст] / Е. И. Рогов – М.: Владос, 1999. – 317 с.
Чистякова М. И. Психогимнастика [Текст] / М. И. Чистякова – М.: Просвещение, 1995. – 192 с.