Публикации
«Развивающая предметно - пространственная среда: идеи и фантазия»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развивающая предметно - пространственная среда: идеи и фантазия»
Автор: Асессорова Анастасия Дмитриевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развивающая предметно - пространственная среда: идеи и фантазия»
Автор: Асессорова Анастасия Дмитриевна
Модернизация развивающей предметно – пространственной среды группы «Листочки» МБДОУ д/с № 11 в соответствии с ФГОС дошкольного образованияАсессорова Анастасия ДмитриевнаВоспитатель МБДОУ д/с № 11 г. КизелКизел, 2017План модернизации развивающей предметно-пространственной среды средней группы ДОО «Листочки»Возрастная группа Средняя группа.Дети 4—5 лет все еще не осознают социальные нормы и правила поведения, однако у них уже начинают складываться обобщенные представления о том, как надо и не надо себя вести. Как правило, к пяти годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам и как — мальчикам. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своем собственном. Таким образом, поведение ребенка 4—5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3—4 года, хотя в некоторых ситуациях ему все еще требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил. В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приема пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру.К 4—5 годам ребенок способен элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.Дети имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют ее по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая прическа»). К пяти годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространенных мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах.К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребенка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 4—5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребенок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В 4—5 лет сверстники становятся для ребенка более привлекательными и предпочитаемыми партнерами по игре, чем взрослый.В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребенок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребенку необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Внимание становится все более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (если ребенок пошел за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки). В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребенка. В 5 лет он может запомнить уже 5—6 предметов (из 10—15), изображенных на предъявляемых ему картинках.В возрасте 4—5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т. д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? Зачем? Для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера.Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребенок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребенок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия. Речь становится более связной и последовательной.С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребенка) в управлении поведением ребенка становится возможным решение более сложных задач в области безопасности. Но при этом взрослому следует учитывать несформированность волевых процессов, зависимость поведения ребенка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении.В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы.Важным показателем развития ребенка-дошкольника является изобразительная деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов ее исполнения.Примерная основная образовательная программа, находящаяся в основе ООП дошкольного образования МБДОУ д/с № 11 Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство». Руководители авторского коллектива и научные редакторы программы: кандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева, доктор педагогических наук, профессор А. Г. Гогоберидзе, кандидат педагогических наук, доцент О. В. Солнцева. Авторы: О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, А. М. Вербенец, А. Г. Гогоберидзе, Т. С. Грядкина, В. А. Деркунская, Т. А. Ивченко, Н. О. Никонова, Л. К. Ничипоренко, В. А. Новицкая, З. А. Михайлова, М. Н. Полякова, Л. С. Римашевская, О. В. Солнцева, О. Н. Сомкова, Р. И. Яфизова. В основе программы «Детство» — теоретические идеи петербургской (ленинградской) научной школы дошкольной педагогики. Идея создания программы «Детство» принадлежит Вере Иосифовне Логиновой. Под ее руководством был разработан проект вариативной программы, презентация которой состоялась весной 1991 года. Окончательная подготовка к изданию комплексной образовательной программы воспитания и развития детей дошкольного возраста «Детство» была осуществлена авторским коллективом в последующие годы под руководством Татьяны Игоревны Бабаевой. В 90-е гг. авторским коллективом интенсивно велась работа над концептуальными идеями и содержанием образовательной программы «Детство», которая в 1997 году получила гриф Министерства образования РФ и рекомендована как комплексная программа для дошкольных учреждений России. Издается серия методических пособий под общим названием «Библиотека программы „Детство“». В 2011 году авторский коллектив представил обновленный, соответствующий Федеральным государственным требованиям, вариант программы дошкольного образования «Детство». Программа «Детство» 2014 года — это вариативная примерная образовательная программа дошкольного образования (Примерная программа), которая разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года). Цель программы — создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.Программа «Детство» ориентирована на: — охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; — обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); — обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования; — создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; — объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; — формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; — обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей детей; — формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; — обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Монографическая (описательная) характеристика развивающей предметно-пространственной среды группы Развивающая предметно-пространственная среда в средней группе организована по принципу небольших полузамкнутых микропространств, для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3—5 человек. Все материалы и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создать условия для общения со сверстниками. В группе созданы различные центры активности: — центр познания обеспечивает решение задач познавательно- исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры; опыты и эксперименты); — центр творчества обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность); — игровой центр обеспечивает организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр; — литературный центр обеспечивает литературное развитие дошкольников; — спортивный центр обеспечивает двигательную активность и организацию здоровьесберегающей деятельности детей. Развивающая предметно-пространственная среда группы организована с учетом того, что в среднем дошкольном возрасте важно накапливать у детей опыт совместной со сверстниками деятельности, а также развивать познавательную деятельность и поддерживать попытки творчески отражать впечатления в продуктивных видах деятельности.В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда группы обеспечивает: охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формирование и поддержании положительной само- оценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей среднего дошкольного возраста в соответствии с их возрастными особенностями; построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; открытость и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи; построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка.В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда группы создана для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Педагоги средней группы постарались сделать её содержательно-насыщенной – включили средства обучения, материалы, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно - пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Постарались сделать её доступной – РППС обеспечивает свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, организовать вариативное использование различных пространств (помещений) и материалов (игрушек, оборудования и пр.) для стимулирования развития детей, а также смоделировать трансформируемость среды, с учетом изменений её в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей. И, конечно же, безопасной – все элементы развивающей предметно-пространственной среды соответствуют требованиям по обеспечению надѐжности и безопасность их использования, такими как санитарно- эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности. В настоящее время специалисты ДОО, родители (законные представители), социальные партнеры и, конечно же, педагоги группы работают над полифункциональностью развивающей предметно – пространственной среды. 4. Участники создания развивающей предметно-пространственной среды группы «Листочки» в МБДОУ д/с № 11В организации современной развивающей предметно – пространственной среды средней группы нашей дошкольной образовательной организации задействованы не только все участники образовательного процесса, но и социальные партнеры. Заведующий учреждением и её заместитель по АХЧ занимаются заменой старой детской мебели на современную, приобретением необходимого оборудования для оснащения центров активности, в соответствии с реализуемой в ДОО общеобразовательной программой, играми и игрушками, в соответствии с методическими рекомендациями по организации РППС в соответствии с требованиями ФГОС ДО.Педагоги группы проходят курсовую подготовку повышения квалификации по организации РППС в соответствии с современными требованиями, обусловленными инновационным процессом в дошкольном образовании. Изучают современную методическую и научно-популярную литературу, новинки, опубликованные на официальных сайтах образовательных организаций в социальной сети «Интернет» и внедряют передовой педагогический опыт в свою практику. Проводят огромную работу по преобразованию имеющихся материалов, пособий и оборудования в соответствие, а также изготовлению и приобретению новых игр и пособий для организации детской деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями детей среднего дошкольного возраста и их возрастными возможностями.Вовлекают в обустройство игрового пространства не только самых маленьких участников образовательного процесса - детей, но и их родителей (законных представителей), а также социальных партнеров.Неоценимую помощь в организации РППС оказывают педагогам группы помощники воспитателей и другие сотрудники учреждения.Методист детского сада курирует приведение развивающей предметно – пространственной среды группы в соответствие с нормативными требованиями, организует участие педагогов в курсах повышения квалификации, обеспечивает методическое сопровождение. Узкие специалисты ДОО: учитель – логопед, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, педагог - психолог участвуют в обустройстве групповых центрах детской активности.Дети средней группы под руководством воспитателей участвуют в изготовлении дидактических пособий и атрибутов для игр.Родители (законные представители) и социальные партнеры оказывают помощь в приобретении, изготовлении и обновлении элементов развивающей предметно-пространственной среды. Так силами родителей детей средней группы был оснащен центр познания. Были приобретены и изготовлены дидактические игры, разработаны картотеки, собран необходимый материал для детского экспериментирования. С помощью сотрудников ГИБДД, МЧС и ВДПО в группе был оборудован уголок безопасности. Таким образом, в создании современной РППС в средней группе задействованы не только все участники образовательного процесса, но и партнеры извне. 5. Учет индивидуальных особенностей детей средней группы при организации предметно-пространственной среды группы «Листочки»Организация развивающей предметно – пространственной среды в средней группе с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Стараемся обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Предметно - пространственная развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам активности позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Обязательными в оборудовании стали материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой деятельности, магниты, увеличительные стекла, пружинки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. Подбираем материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам - инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам подбираем предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Стимулируем участие родителей в собирании подручных материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем). Создавая развивающую предметно - пространственную среду, учитываем, что она должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Помним, что среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.Форма и дизайн предметов ориентированы на безопасность и возраст детей, элементы декора легко сменяемые. Организуя предметную среду в групповом помещении, учитываем закономерности психического развития детей среднего возраста, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.Цветовая палитра представлена теплыми, пастельными тонами.РППС группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, сезонных изменений. Руководствуемся тем, что предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям возрастного развития. Таким образом, создавая предметно-пространственную развивающую среду группы, учитываем психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.6. План модернизации развивающей предметно-пространственной среды группы «Листочки» МБДОУ д/с № 11 на 2017-2018 учебный год