Публикации Доклад «Социальная адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью через внеурочную деятельность»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Доклад «Социальная адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью через внеурочную деятельность»
Автор: Трушанова Елена Сергеевна

«Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников»В настоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Ведь экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от людей понимания сложившейся ситуации и осознанного к ней отношения. Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли.Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно интенсивный рост народонаселения планеты, сопровождающийся наращиванием производственных мощностей, часто случающиеся аварии – это проблемы, которые касаются каждого государства. И сегодня многие философы, ученые разных направлений, педагоги, религиозные деятели приходят к пониманию того, что одной из основных предпосылок возникновения экологического кризиса является сам человек, его деятельность в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточи- тельная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Поэтому людям необходим знания и практический опыт для понимания потенциала и ограниченных возможностей окружающей среды. Такой опыт общения с природой приобретается с детства, потому что маленького ребенка интересует все. Он смотрит, слушает, трогает и таким образом познает окружающую среду. Поэтому экологическое воспитание является актуальным. Что же мы понимаем под «экологическим воспитанием»? Экологическое воспитание дошкольников – процесс целенаправленного влияния на личность ребенка в целях накопления позитивного опыта взаимодействия с окружающим миром, освоения принятой обществом системы экологических ценностей, овладения правилами осознанного поведения в природе.Экологическому воспитанию дошкольников в настоящее время уделяется большое внимание. И своей задачей мы считаем дать детям такие знания о природе, которые были бы доступны им. Экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы. ( Сликипедия)способствовали бы воспитанию экологической культуры. Что же такое экологическая культура?В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры. Ребенок узнаёт то, что все живое, в том числе и человек, имеет определённые потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии определённых внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой «дом», в котором есть все для его жизни. Экологическое воспитание постепенно становится важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений. Один из путей повышения его эффективности состоит в разнообразии форм и методов. Какие же формы используются в процессе экологического воспитания дошкольников?:Формы: • экологические занятия; • экологические экскурсии; • уроки доброты; • уроки мышления; • экологические кружки; • экологические конкурсы; • КВН, аукцион, марафон, викторина, "Поле чудес"; • экологические акции; • трудовой десант; • зеленый патруль; • клуб исследователей природы; • лаборатория юного эколога; • экологические выставки и экспозиции; • экологические музеи; • день (неделя) экологического творчества; • экологические праздники и фестивали;Методы: обсуждение и проигрывание ситуаций; составление экологических карт; ведение «Панорамы добрых дел»; ведение фенологических календарей природы; коллекционирование; эксперименты; опыты; экологические проекты; наблюдения экологические игры (дидактические, имитационные, игры - моделирование экосистем; соревновательные, игры – путешествия и т. д.); экологические сказки; экологические тренинги; инсценировки, театрализации и т. д. психогимнастика. Остановимся более подробно на методе экологические сказки.Экологические сказки - сказки, способствующие более осознанному пониманию детьми природы, природных явлений и формированию у детей осознанной природоохранной деятельности и навыков рационального природопользования. Сказка есть в каждом доме и дети их любят. Сказка привлекает малышей своей динамичностью, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазирования, выдумки, игры ума. Вот чем хороши сказки! В экологической сказке ненавязчиво, в форме игры даются детям знания. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями. Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению. Ведь малыш приходит в детский сад с большим творческим потенциалом, а реализовать этот потенциал ему должны помочь мы – педагоги. Сказки помогают развивать фантазию ребенка. Ведь, создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению, уясняет для себя природные взаимосвязи и связи человека с окружающей средой. «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Эти слова мы знаем с детства. И, действительно, сказка не только развлекает, она воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. С помощью сказки можно дать определенные знания детям. Причем, это происходит в ненавязчивой форме, а как бы исподволь. Например, в младшем возрасте, читая сказку «Репка», мы можем дать детям такое понятие как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка выросла? Нужна почва, семя, вода. Нужен уход за репкой). В среднем возрасте, рассказывая сказку «Заюшкина избушка», мы можем познакомить детей с состоянием воды – пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла. А для старших детей в сказке «Двенадцать месяцев», дается понятие о том, что в природе всё взаимосвязано между собой, что за зимой приходит весна, за весной лето и т.д. Часто мы используем народные сказки, так как они во многом «экологичны»: в них отражается отношение людей к окружающему миру, взаимоотношение людей со средой обитания. Экологические сказки помогают усвоить определенный материал. Например, если мы хотим выяснить, как наши дети усвоили информацию об обитателях почвы и их приспособленности к окружающей среде и друг к другу, мы придумываем короткую сказку, в которой встречаются крот и дождевой червяк. Как они будут себя вести, что делать? Ожившие персонажи из сказок помогают окунуться детям в мир движений, фантазий, воображения, игры. Дети становятся участниками необычного действа. А сочетание психогимнастики с экологической сказкой позволяет добиться наибольшего эффекта в формировании у детей основ экологической культуры. Сказки, написанные самими детьми, занимают особое место в экологическом воспитании. Они помогают нам глубже понять детские интересы и их направленность. Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни. Поэтому, в основе экологических сказок, мы используем следующие принципы: • содержательной основой сказки является познавательно- экологическая, а не развлекательная информация; • в сказках действуют реальные вещи, предметы, объекты природы, которые наделяются несвойственными им человеческими способностями (речью, мыслями, поступками и пр.); • вызвать у детей любовь, интерес, положительное отношение к героям сказки, ведь если малышам будет симпатичен герой, то они легче и лучше усвоят все, что с ним будет связано. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ по использования сказки экологического содержания - развитие личности ребенка, его ценностной ориентации в окружающем мире природы через актуализацию имеющегося у него эмоционально чувственного и литературного опыта средствами экологической сказки.