Публикации «Литературная гостиная»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Литературная гостиная»
Автор: Симонова Ирина Васильевна


Методическое объединение
Литературно-музыкальная гостиная,
посвящённая творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова
Вдохновлённые Лермонтовым
(Подготовительная к школе группа)
Воспитатель: Симонова И.В.
МДОУ детский сад №10 г.Галича
15 февраля 2017 г.
Цель: знакомство с годами жизни итворчествомвыдающегося русского поэта М. Ю.Лермонтова.
Задачи:
Образовательные: освоение поэтического наследия М. Ю.Лермонтова; Развивающие: развитие навыков выразительной речи, памяти, способствовать развитию читательского вкуса, любви к поэзии, творческих способностей на поэтических произведениях М. Ю.Лермонтова; Воспитательные: воспитание эмоционально – ценностного отношения к поэтическому искусству своего народа, воспитание коммуникативных качеств детей через взаимодействие в групповых формах работы.
Оборудование:портрет М.Ю. Лермонтова, стол со свечами, презентация отражающая жизнь и творчество поэта, рисунки детей к произведениям, выставка книг Лермонтова, проектор, аудиоаппаратура, музыкальные композиции на стихотворения М.Ю. Лермонтова Казачья колыбельная песня, Парус, Выхожу один я на дорогу.
Предварительная работа:беседы о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова, рассматривание иллюстраций и фотографий Тарханы, Кавказ, чтение и заучивание наизусть стихотворений Ребенка милого рожденье, Белеет парус…, На севере диком стоит одиноко, Осень, отрывка из стихотворения Бородино, рисование рисунков совместно с родителями по произведениям поэта, заучивание инсценировки народной песни Солдатушки, браво, ребятушки, вальса, колыбельной песни Спи младенец.
Планируемый результат: воспитать у детей любовь к книге, к чтению, интерес ктворческому процессу, чувство самореализации.
На фоне звуков вальса Арама Хачатуряна к драме М.Ю. Лермонтова Маскарад открывается гостиная.
Ход деятельности:
Ведущий зажигает под музыку свечи.
Я здесь свечи зажгу.
И уйду в тишину.
У гостей своих в зале
Я вот что спрошу.
Скажите, Вы любите стихи?
Взрослые: Да
Ведущий: Тогда я приглашаю вас в гости к нам в литературно-музыкальную гостиную, где мы сегодня будем выступать, и для всех стихи читать.
В зал под музыку входят дети
1 ребенок:
Здравствуйте!
Здравствуйте!
Здравствуйте!
2 ребенок:
Празднуйте!
Празднуйте!
Празднуйте!
3 ребенок:
Праздник поэзии.
Праздник стиха.
Спасибо за то,
Что пришли вы сюда
4 ребенок:
В век двадцать первый,
Где Лермонтова помнят, любят, чтут,
И посмотрите в нашем зале
Гостей желанных много тут.
Звучит романсБелеет парус одинокий
Ведущий: Автором этих поэтических строк, вы уже догадались, без сомнения былМихаил Юрьевич Лермонтов- один из наших самых любимых поэтов.
РодилсяМихаил Юрьевичв семье армейского капитана Юрия Петровича и Марии Михайловны Лермонтовых в городе Москва. Мамы у поэта не стало, когда малышу еще не исполнилось и 3 года, но он хорошо запомнил колыбельные песни, которые она ему пела у колыбели.
КолыбельнаяСпи младенецв исполнение девочки.
Спи, младенец мой прекрасныйБаюшки - баю.Тихо смотрит месяц ясныйВ колыбель твоюСтану сказывать я сказки,Песенку спою;Ты ж дремли, закрывши глазки,Баюшки - баю.
Богатырь ты будешь с видуИ казак душой,Провожать тебя я выйду –Ты махнешь рукой ...Сколько горьких слез украдкойЯ в ту ночь пролью!Спи, мой ангел, тихо, сладко,Баюшки – баю
5 ребенок:
Ребенка милого рожденье
Приветствует мой запоздалый стих.
Да будет с ним благословенье
Всех ангелов небесных и земных!
Да будет он отца достоин,
Как мать его, прекрасен и любим;
Да будет дух его спокоен
И в правде тверд, как божий херувим.
Ведущий: ВоспитывалаМихаила Юрьевичаего бабушка Елизавета Алексеевна в своем родовом поместье - деревне Тарханы. Бабушка очень любила своего внука, поэтому, когда он, будучи еще маленьким, он заболевает, она везет его на лечение на Кавказ. Незабываема была его поездка на лошадях через всю Россию и пребывание на Кавказе. Все, что видел мальчик в дороге - родные просторы России, природа Кавказа - навсегда запомнились и нашли свое отражение в будущемтворчестве поэта. На Кавказе он впервые увидел снежные вершины гор, бьющие на Машуке серные источники, степь на десятки верст, бурные и быстрые реки.
Природа наделила поэта великими способностями. Он был удивительно музыкален - играл на скрипке, фортепиано, пел и сочинял музыку на свои собственные стихи.
СтихотворениеПарус (дети под музыку изображают волны моря и одинокий парусник, плывущий по волнам)
6 ребенок:
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?.
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит.
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Ведущий: Обдумываястихотворные строки,Лермонтовлюбил рисовать и по свидетельству его родственникаЛермонтовначал рисовать едва ли не раньше, чем писать стихи. И, если бы он занимался профессионально живописью, то мог бы стать настоящим художником.
Все эти необыкновенные способности помогли поэту писать гениальные стихи, окрашенные разными красками и звучащими как настоящая музыка.
РомансВыхожу один я на дорогу…в исполнении воспитателя.
Выхожу один я на дорогу;Сквозь туман кремнистый путь блестит;Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,И звезда с звездою говорит.В небесах торжественно и чудно!Спит земля в сияньи голубом...Что же мне так больно и так трудно?Жду ль чего? жалею ли о чём?
Ведущий: КогдаМихаил Лермонтовокончил юнкерскую школу и впервые надел офицерский костюм, бабушка заказала художнику парадный портрет внука.
На нем мы видим гвардейца с правильными чертамилица: высокий лоб, строгие карие глаза, прямой правильный нос, щегольские усики над пухлыми губами. Глаза - печально-взволнованные передают его задумчивое, часто грустное настроение.
Инсценировка отрывка изстихотворенияБородино.
1 ребенок.
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
2 ребенок.
Ведь были ж схватки боевые?
Да, говорят, еще какие!
Не даром помнит вся Россия
Про день Бородина!
3 ребенок.
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля.
Не будь на то господня воля (крестится)
Не отдали б Москвы!
Все:
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в бородинский бой.
Инсценировка народной песни Солдатушки, браво, ребятушки.
Дети:
Клянемся мы героям быть первыми во всем,
Их славу не уроним и дальше пронесем.
Клянемся, клянемся, клянемся.
Ведущий: Самым любимым поэтом дляЛермонтова был А. С. Пушкин. Его стихи по сей день зажигают душу стремлением к добру, к красоте и жизни. Хотя они и полны грусти, за этой грустью жила его любовь к Родине.
Стихи
7 ребенок:
На севере диком стоит одиноко.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей всё, что в пустыне далекой -
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
8 ребёнок:
Осень
Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою,
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит.
Ведущий:Михаил Юрьевич любил балы. С радостью танцевал, нередко выступал на музыкальных вечерах, играя на скрипке.
Звучит вальсМетель
Ведущий:
Звуки вальса тихонько коснулись души,
В глубину всех сердец незаметно проникли.
Пригласить свою даму на танец спеши,
Пусть сердца закружат в зачарованном ритме!
Я приглашаювас на вальс!
Вальс в исполнении детей.
Ведущий:
Жизнь лишь дорога, пока она прекрасна,
А долго ль, жизнь как бал -
Кружишься - весело, кругом все светло, ясно.
Так давайте кружиться!
Давайте не будем грустить!
На балу принято играть!
Игры любят все на свете!
Встанем в ручеек, как дети!
Я начинаю игру!
ИграРучеек с взрослыми под русскую народную музыку.
Ведущий:Михаил Юрьевич Лермонтов считал, что счастье там, где нас любят, где верят нам. И именно там, где ласковая мать напевает тихую песню над колыбелью, где слышится нежный разговор с ребенком, где мы слышим простую речь бородинского ветерана, там, где живет наша тихая родина. Под мелодию вальса Маскарад дети уходят в группу.