Публикации Лучший проект по патриотическому воспитанию «Мой дом - мой город»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лучший проект по патриотическому воспитанию «Мой дом - мой город»
Автор: Пастухова Галина Владимировна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
– детский сад Солнышко
Средняя группа.
Подготовила воспитатель
Пастухова Г.В.
С.Топчиха
2017 г.
Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть
его нравственное воспитание, тем больше должно его не
учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и
манерам, основывая все преимущественно на привычке.
В.Г. Белинский.
Актуальность темы:
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому.В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделят детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагополучных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать.
Гипотеза:
Воспитывать у ребенка любовь к родному дому, семье, детскому саду надо с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что иметь свой дом большое благо. Все хорошее начинается с родного дома и матери – хранительницы очага.
Цель проекта:
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.
Задачи проекта:
Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.
Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
Соблюдать права ребенка на игру, на досуг, на свою территорию, а также уважение права на собственность.
Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Участники проекта:
Дети, родители воспитанников, воспитатель группы.
Длительность проекта:
Два месяца.
Результаты работы.
Сформирован положительный образ родного дома.
Установление контакта со старшими членами семьи, улучшение взаимопонимания между детьми, родителями, бабушками, дедушками (укрепление внутрисемейных связей)
Положительное отношение к родному краю.
Повышение компетентности педагогов по патриотическому воспитанию младших дошкольников
Понятие родной дом для ребёнка складывается из нескольких важнейших составляющих, это:
-само здание, стены и крыша над головой,
-семья, населяющая дом: родители, сёстры и братья, бабушки и дедушки и другие близкие родственники.
-определённое постоянство окружения (люди, вещи, внешняя среда, пейзаж, природа),
-семейный микроклимат (эмоциональный покой, чувство безопасности, домашнее тепло),
-своё личное пространство.
А под положительно насыщенным образом родного дома, что является темой данного выступления, мы понимаем: положительно эмоциональное отражение в сознании внешнего облика здания, в котором ребёнок родился и вырос; убранства дома, окружающих его предметов и объектов; людей, часто встречающихся дома или около него, и тех ощущений, которые возникают при этом; домашних животных; временной последовательности событий, происшедших в этом доме.
Формирование положительного образа родного дома в условиях ДОУ у детей младшего дошкольного возраста возможно при решении следующих задач:
1.Организовать общественно полезную деятельность ребёнка на благо своего дома и родителей.
2.Создать ситуации переживания ребёнком чувства гордости за членов семьи и их достижения.
3.Привлечь всех членов семьи к формированию у ребёнка положительно насыщенного образа родного дома.
Использованная литература:
Дошкольное воспитание №10, 2006 г.
Дошкольное воспитание №9, 2009 г.
Дошкольное воспитание №3, 2009 г.
Ребенок в детском саду №5, 2005 г.
Ребенок в детском саду №2,2009 г.

Направления работы по реализации проекта Дом, в котором я живу
Направление
Цели и задачи:
Пути достижения цели:
Формы и методы закрепления знаний:
Семья, родословная
Закреплять знание своей фамилии, имени и отчества родителей. Углублять представления о семье, её составе, близких родственниках. Формировать интерес к истории семьи и дома.
рассматривание и обсуждение семейных фотографий. Рисование на темы: Моя семья, Портрет мамы, Портрет папы. Беседы на темы: Мои близкие, Самые дорогие люди. Изготовление сувениров и подарков для членов семьи. Обсуждение ситуаций: У меня большая семья, На кого я похож?.
С/р игры: Моя семья, Дочки-матери. Оформление стенда Моя семья, Вот она какая, бабушка-забота! Занятия по развитию речи и ознакомление с окружающим миром,
тема: МОЯ СЕМЬЯ.
Дом.
Воспитывать любовь к родному дому и отношение к нему как к ценности. Расширять и углублять знания детей о родном доме, адресе. Знакомить с поговорками о доме, о семье. Воспитывать любовь и интерес к игровому уголку, желание творчески преобразовывать его, привычку содержать в порядке.
Беседы на темы: Дом, в котором мы живём, Моя комната, Почему я люблю свой дом. Обсуждение ситуаций: Чтобы в доме стало веселей, Мой игровой уголок.
Рассматривание альбома Сердцу милый уголок с видами села. Рассматривание макета Моя малая родина
С/р игры: Дом, Комната для кукол
Игры- драматизации: Кошкин дом, Теремок, Лиса и заяц. Конструктивная игра Мы строим дом
Игра Четвертый лишний (мебель и др.)
Аппликация Мой дом
Коллективная работа (аппликация) Дома на нашей улице
Познавательная деятельность Кто живет у меня во дворе, Какие бывают дома, Где ты живешь?
Оформление тематической выставки вместе с родителями Дом, в котором я живу
Трудовая деятельность детей на благо дома и семьи
Воспитывать в поступках и действиях доброе отношение к членам семьи и родному дому, формировать привычку выполнять свои домашние обязанности. Обращать внимание на связь между поведением детей и чувствами взрослых. Закреплять знание стихотворений, пословиц и поговорок, отражающих заботу и любовь детей к близким, дому, семье, труду людей.
Беседы о пользе домашнего труда на темы: Мои домашние обязанности, Если мама устала…, Как я помогал папе, бабушке, дедушке. Организация общественно полезного труда детей в группе (полить цветы, протереть пыль, накрыть столы к обеду и убрать посуду после еды, навести порядок в игровом уголке и т.д.)
С/р игра Дом,
Игра-драматизация Репка, чтение сказки Федорино горе, хозяйственно-бытовой труд в группе (уборка игровых уголков, уход за комнатными растениями)
Творческая деятельность ребёнка, направленная на украшение родного дома
Культивировать желание проявлять творчество при украшении своей комнаты и родного дома собственными рисунками и поделками. Воспитывать чувство гордости за членов свей семьи и их достижения
Беседы на темы: Моя комната красивая, Как я украшаю свой дом. Рисование Мой дом. Изготовление сувениров для украшения своей комнаты.
Выставка рисунков, поделок, изготовленных детьми в детском саду, родителями вместе с детьми.
Приложения.
Занятие по развитию речи и ознакомление с окружающим миром в средней группе.
Тема: МОЯ СЕМЬЯ.
Цель: формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью, активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.
Предварительная работа: рисунки детей Моя мама, фотографии для стенда Моя семья. Сюжетно-ролевые игры: Дочки матери, Семья.
Беседа: Я и мой дом, Если бы у меня была волшебная палочка.
Чтение: Л.Квитко Бабушкины руки; А.Яковлев Мама; Дора Габе Моя семья; Л.Воронкова Что сказала бы мама.
Ход занятия.
Оргмомент.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
- Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Галина Владимировна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут? ( Ритуля, Илюша……). Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете! Вот таких хороших, я приглашаю поиграть.
Психогимнастика.
- Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, когда они радуются, когда у них хорошее настроение. А если они сердятся? Молодцы!
- Ребята, сегодня у нас в группе открыта фотовыставка Моя семья. Кто хочет рассказать о своей семье? (дети по желанию подходят к фотографии своей семьи, рассказывают, кто изображен). По ходу воспитатель спрашивает о членах семьи, как кого зовут, где фотографировалась семья.
- С кем ты живёшь? Кто самый старший? Кто самый младший в вашей семье? Кто кому мама? Кто кому сын (дочка)? Для мамы ты кто? Ты любишь своих близких? Почему? (потому что они добрые, ласковые, заботливые).
Развитие связной речи.
- Послушайте стихотворение и отгадайте, про кого это:
Сыро, хмуро за окном, дождик моросит.
Низко небо серое над крышами висит.
А в доме чистота, уют.
У нас своя погода тут.
Улыбнется: ясно и тепло.
Вот уже и солнышко в комнате взошло!
- Про кого это, вы, конечно же догадались, это – МАМА.
- Скажите самые хорошие слова про маму, какая она? (заботливая, нежная, ласковая).
Воспитатель вывешивает на фланелеграф фигурку мамы.
Вспомним стихотворение о маме:
Много мам на белом свете,
Всей душой их любят дети.
Только мама есть одна –
Всех дороже мне она.
Кто она? Отвечу я –
Это мамочка моя!
-Как зовут ваших мам?
Что делают ваши мамы дома? (Готовят еду, стирают, рассказывают сказки)
Какие у вас мамы? (Добрые, красивые, заботливые)
Этюд Ласковый ребенок.
- А как ты обычно называешь свою маму? А как ты называешь своего папу?...
Сообщение новых знаний.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации, где изображены семьи животных и птиц (петух, курица и цыплята; кошка с котятами и т. д.)
- А кто курица для цыплят? (Мама)
- А петушок? (Папа)
- А вместе курочка и петушок кто? (Родители)
- А кто цыплята для курочки и петушка? (Дети)
- Как вы думаете, можно сказать, что на этих картинах изображена семья? Почему?
- Что чувствует кошка рядом со своими котятами?
- Что чувствуют цыплята рядом с петухом и курицей?
- Правильно, и животные и птицы испытывают чувство радости, когда находятся в окружении своей семьи, потому что дети радуют своих родителей, что они подрастают, крепнут, учатся всему новому в жизни. А детеныши рады, что родители их согревают, защищают, заботятся о них.
Как вы думаете, дружная у них семья? Как вы догадались? (Они вместе, никто не клюется)
Ребята, а у вас есть семья? А где вы живете со своей семьей? (В домике)
И у меня есть маленький домик (выставляет фланелеграф)
Кто в вашей семье самый главный? (Папа) (Воспитатель вывешивает на фланелеграф фигурку папы)
Давайте вспомним стихотворение о папе:
Спросим папу - пусть ответит:
Папа знает всё на свете!
Не терпит мой папа безделья и скуки.
У папы умелые, сильные руки.
И если кому – нибудь надо помочь,
Мой папа всегда поработать не прочь.
-Как зовут ваших пап? Что папы делают дома? (Забивают гвозди, водят машину)
Какие у вас папы? (Сильные, умные)
А мамы и папы для вас кто? (Родители)
Как они вас ласково называют? Вы их любите? А они вас?
Этюд Ласковые родители (Звучит аудиозапись Колыбельная медведицы)
-Представьте, что вы – родители. Возьмите на руки ваших детей и покачайте, погладьте, поцелуйте. Покажите, как вы их любите. (Дети обнимают своих детей, гладят, укачивают, укладывают спать)
-А у ваших мам и пап есть родители? (Это бабушки и дедушки) (Воспитатель вывешивает на фланелеграф фигурку дедушки и бабушки)
У кого есть бабушки и дедушки? Расскажите о них.
-А братья и сестрички у вас есть? (Воспитатель вывешивает на фланелеграф фигурку мальчика и девочки)
Расскажите о них.
- Посмотрите на наш домик. Что у нас получилось? (Семья)
Какая большая семья. Давайте назовем всех её членов.
Ребята, а вас любят в семье? Как вы догадались? (Целуют, ласкают)
А вы любите свою семью? Как вы помогаете своим родным? Как хорошо, что у вас есть дружная семья!
Пальчиковая игра.
Раз, два, три, четыре –
Кто у нас живёт в квартире?
Папа, мама, брат, сестрёнка,
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой щенок, сверчок и я –
Вот и вся моя семья.
-Я надеюсь, что ваша семья всегда будет такой же дружной, как наши пальчики.
- Как хорошо, что у вас всех есть семья!
Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
- Чтобы вы хотели пожелать своей семье? (пожелания детей своей семье).
Занятие окончено.
Занятие по развитию речи и ознакомление с окружающим миром в средней группе.
Тема: Какие бывают дома
Программные задачи: формировать представления о домах, как жилье человека, познакомить с понятиями одноэтажные и многоэтажные дома.
Активизировать словарь детей: одноэтажный и многоэтажный, деревянный, кирпичный.
Предварительная работа: Постройка макетов одно- и двухэтажных домов
Материал и оборудование: макеты одно- и двухэтажных домов, зайчик, строительные кубики.
Ход занятия:
Игровое упражнение Домик.
Игровой момент: слышится плач зайчика, дети находят его, спрашивают, что с ним случилось? Зайчик говорит, что его выгнала лиса из дома, и ему негде жить.
-Давайте предложим зайчику дома, в каких живет человек, пусть выбирает дом, где он захочет жить.
Рассмотрение макетов одно- и двухэтажных домов. Зайчик спрашивает:
- Что это такое?
-Для чего они нужны?
-Кто в них живет – лиса, другие звери?
-Почему этот дом высокий, а другой низкий?
-В каком доме, похожем на эти живешь ты?
-Из чего построили твой дом (из кирпича, из бревен?)
-Как будет называться дом, построенный из кирпича (кирпичный), из бревен (деревянный)?
Воспитатель спрашивает, какой дом он выбирает?
Зайчик говорит, что эти дома для него большие, ему нужен маленький дом в лесу.
Постройка дома для зайчика из кубиков.
Занятие по развитию речи и ознакомление с окружающим миром в средней группе.
Тема: Где ты живешь?
Программные задачи: формировать представления о человеческом жилье, функциональном значении комнат и помещений в нем. Активизировать словарь детей: квартира, кухня, спальня, детская.
Предварительная работа: экскурсия по улице, рассматривание жилых домов. Рассказ родителей о своем доме ребенку.
Материал и оборудование: картинки с изображением комнат, мебели.
Ход занятия:
Игровое упражнение Пылесос.
Дидактическая игра Где чей дом? (лабиринт).
-Где ты живешь?
-В каком доме ты живешь – в кирпичном, деревянном?
-Сколько этажей в твоем доме?
-Сколько квартир в нем?
-В твоей квартире есть кухня?
-Зачем в квартире нужна кухня?
-Зачем ванная?
-Где ты спишь? Где обедаешь?
-Есть ли у тебя своя комната?
-Как она называется?
-Что стоит из мебели в твоей комнате?
Дидактическая игра Покажи картинками, что у вас есть на кухне, в ванной, в спальне?
Игра Хорошо-плохо
-Когда комнат много – это хорошо или плохо? Почему?
Дидактическая игра Найди на картинке и покажи спальню, детскую, кухню
Размика.
Раз, два, три, четыре, пять—
Будем мебель мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять —
Будем мебель мы считать. (Шагать на месте.)
Шкаф, кровать, диван и стол
Каждый в комнате нашел? (Хлопать в ладоши.)
Стулья все мы посчитали, (Указательным пальцем правой руки совершать
Даже пальцы загибали: движения, как при пересчете предметов.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Указательным пальцем правой руки по одному
Теперь сядем отдыхать. загибать пальцы на левой руке.)
Полки книжные найдем,
С мамой книжечку прочтем.
Дети садятся.
-Ребята, посмотрите вокруг.
На что вы сейчас сели. (На стулья.) Какая еще мебель есть в группе. Для чего нужен тот или иной предмет мебели. (Кровать нужна для того, чтобы на ней спать; стол — чтобы за ним кушать, рисовать, играть; шкаф—для того, чтобы убирать в него одежду, посуду, книги, игрушки.)
-Для того, чтобы в группе и дома был порядок, надо все вещи убирать на свои места: в шкафы, на полки, в ящики... Но не только. Еще надо подметать пол, вытирать пыль.
-Давайте сделаем уборку в игровом уголке.
Дать детям влажные тряпочки и показать, как вытирать пыль с мебели (с крышки стола, с ножек стола и стульев, с полок, со спинки и сиденья стула).
Затем спросить малышей, кто из них что делал. (Я протер полку, Я протер стол, Я протер стул, Я подмел пол под столом, Я подмел пол за стульями.
-Теперь вы можете помогать по дому своей маме. А еще можете помогать и папе. В доме ломается мебель. И тогда папа ее чинит.
Дидактическая игра Чего не хватает?.
-Что отсутствует у того или иного предмета мебели. У стула нет ножек, У кровати нет ножек, У шкафа нет дверки, У стола нет ножки и У кресла нет подлокотника.
Пословицы о семье, о доме.
Мой дом - моя крепость.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Дома стены помогают.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
В родной семье и каша гуще.
В семье любовь да совет, так и нужды нет
Вся семья вместе, так и душа на месте.
На свете все найдешь, кроме отца и матери.
Если в семье есть старец, значит, в семье есть драгоценность.
Есть дети - будут и радости.
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
Не родись ни хорошим, ни пригожим, а родись счастливым.
Не хвались отцом, хвались сыном молодцом.
Нет друга лучше, чем родная матушка.
Семейный горшок всегда кипит.
Сердце матери лучше солнца согреет.
Слова сыну - отцу отрада.
Согласье в семье - достаток в дому, раздоры в семье - пропадать всему.
На что и клад, коли в семье лад.
Корми деда на печи: и сам будешь там.
Тишь да гладь, да Божья благодать.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Была б моя бабуся, никого не боюся; бабушка - щиток, кулак - молоток
Русский человек без родни не живет.
Баба, бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь.
Без хозяина дом - сирота.
Дом невелик, да лежать не велит.
Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
Каждый кулик свое болото хвалит.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Порядок в доме есть - хозяину честь.
В каждой избушке свои погремушки.
Что на месте лежит, то само в руки бежит.
Есть дом, в котором я живу,
И для меня он лучший самый,
В нем и во сне и наяву
Я слышу добрый голос мамы..
А вечерами папа мне,
Когда смолкают птицы в гнездах,
Рассказывает о луне,
Ракетах, спутниках и звездах..
Здесь в мире мы за годом год
Живем, друг другу помогая,
И вместе с нами здесь живет
История родного края.
В результате систематической работы в течение времени реализации проекта дети не только получали сумму знаний, но и могли выразить свои чувства в продуктивной деятельности, в составлении творческих рассказов.
Данная работа способствовала созданию творческой атмосферы не только в детском коллективе и в каждой семье, но и в общем коллективе родителей и педагогов.
Метод проектов актуален и очень эффективен.
Во-первых, он позволяет ребенку почувствовать себя исследователем.
Во-вторых, проектный метод помогает не только максимально раскрыть возможности каждого ребенка, расширить кругозор, познавательные способности, повысить мыслительную активность и любознательность детей, обогатить их знания, но так же охватить все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи, ДОУ и других учреждений города, тем самым позволяет создать единое образовательное пространство и обеспечить качество образования в ДОУ.
В-третьих, проектная деятельность позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний, а это в свою очередь способствует формированию целостному виденью картины окружающего мира.
В-четвертых, проектная деятельность позволяет задействовать различные виды детской деятельности.
Одна из самых интересных сторон проектной деятельности заключается в то, что проект не “привязан” к программе и не имеет четких границ. Дети свободны в своем творчестве. Результат проекта дает возможность выбора, свободного варьирования. При реализации проекта возникают новые идеи, рождается новый проект.