Публикации
«Педагогическая технология и мастерство воспитателя»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Педагогическая технология и мастерство воспитателя»
Автор: Мухановская Елена Васильевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Педагогическая технология и мастерство воспитателя»
Автор: Мухановская Елена Васильевна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 118» г. СаратоваКонспект непосредственной образовательной деятельности на тему «В музее подводного царства» для детей подготовительной группы Мухановской Елены Васильевны воспитателя подготовительной группы г. СаратовКонспект Непосредственно образовательной деятельностипо образовательной области «Познание» тема « Подводный мир» с использованием музейной педагогикидля подготовительной к школе группыИнтеграция: коммуникация, социализация, физическая культура.Цель: систематизировать знания детей о море и морских обитателях.Программное содержание:Обучающие задачи: - продолжать расширять знания детей о планете Земля, об обитателях моря, их особенностях, внешнем виде, питании, передвижении;- познакомить детей с полезными свойствами морской воды;- ввести понятия – «кораллы», «коралловые рифы», «кристаллы», «ласты», «щупальца»;- обогащать и активизировать словарный запас детей словами и понятиями: модель Земли, морские обитатели, кристаллы, названия океанов и морей.Развивающие задачи:- развивать познавательные процессы;- развивать внимание и наблюдательность;Воспитательные задачи:- воспитывать потребность детей в общении с живой природой, повышать интерес к познанию ее законов;- воспитывать уважение друг к другу в процессе совместного познания. Материалы и оборудование: - магнитная доска, магниты;- иллюстрации с изображением морских обитателей;- посылка с ракушками, письмом и загадками Морского Царя; - глобус;- крупная соль, кристаллы морской соли, фрагменты кораллов;- экспонаты морских обитателей: акулы, морской звезды, черепахи, ежа.- аудиозапись шума моря;- подборка видео о морских обитателях;- мультимидео.Предварительная работа. Рассматривание глобуса, карты, книг и иллюстраций на тему «Подводный мир», беседы «Морские обитатели», чтение познавательной литературы о морских глубинах и его обитателях. Просмотр видеосюжетов.Ход занятия.Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришла посылка. Давайте посмотрим, что же нам прислали? (Дети рассматривают содержимое посылки) Какие красивые ракушки! Возьмите ракушку, послушайте их шум. Рассмотрите ракушку. Откуда она появилась, где ее место обитания? Для чего она на морском дне? (Она может служить домиком для улиток и некоторых других морских животных). Да, в таких домиках некоторые морские обитатели могут спрятаться от врагов и плохой погоды. Где лежат ракушки? (Ракушки лежат на дне озёр, морей и океанов, иногда прикрыты песком или морскими растениями, лежат неподвижно, будто спят). - Какую форму имеет ракушка? (Необычную, причудливую) Правильно. Глядя на ракушки, можно вспомнить или представить много всего красивого и необычного.А как вы думаете, кто же их прислал? (Варианты ответов детей) Конечно же, это Морской царь Нептун. А вот и письмо для нас.«Дорогие ребята! Пишет вам Морской Царь. Донесли мне мои русалки, что в вашем саду живут ребята, которые интересуются подводным миром. И захотелось мне пригласить вас в мой «Музей подводного царства» где вы можете ознакомиться с обитателями моря, а заодно и проверить, хорошо ли вы знаете морских животных. Я для вас приготовил загадки, а отгадки вы можете рассмотреть. С уважением к вам, Морской Царь»Воспитатель: - Ребята, морской царь приглашает нас на экскурсию в свой музейи нам нужно отгадать его загадки. Слушайте первое задание. «На ноге стоит одной, Кружит-вертит головой. Нам показывает страны, Реки, горы, океаны»Что же это такое? (Глобус) Воспитатель: А что он изображает? (Модель Земли) Подойти к глобусу, рассмотреть и раскрутить его.Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он разноцветный. Какой краски больше? (Голубой), (голубой краски больше, чем желтой, белой, зеленой, коричневой). Воспитатель: Что изображено голубой краской? Ответы детей.Воспитатель: Вода занимает большую часть поверхности Земли. Это бесчисленные озера, реки и речки, это моря и океаны. Существует 5 океанов. Какие?Ответы детей.Воспитатель: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый, Южный.А какие вы знаете моря?Ответы детей.Воспитатель: Средиземное, Черное, Азовское, Красное, Мертвое, Белое. Их очень много и всех невозможно перечислить. А какая вода в море, можно ли ее пить?Ответы детей.Воспитатель: А где можно применять морскую воду?Ответы детей.Воспитатель: Морская вода очень полезная, она содержит много минеральных веществ. Ею можно полоскать горло. С ней принимают лечебные ванны. Из морской воды добывают специальные вещества, из которых делают лекарства, мази. Из морской воды добывают морскую соль и продают в аптеках.воспитатель приглашает детей к столу рассмотреть соль,Воспитатель: Ребята, рассмотрите кристаллы морской соли дети рассматривают. На что они похожи? (на сахар, иней и т. д.) . Какого цвета? (белого) Какой формы? (прямоугольной, в форме звездочки и т. д.) Имеют ли запах (нет). Воспитатель: Я хотела бы узнать, а все ли моря одинаково соленые? (дети называют Мертвое море, в котором очень много соли, и где нет животного и растительного мира: и все предметы не тонут, а остаются на поверхности). А остальные моря обитаемые и там есть жизнь.Воспитатель: Отгадываем следующую загадкуЭта рыба — хищник злой,Всех проглотит с головой.Зубы показав, зевнулаИ ушла на дно... (акула)Дети рассматривают акулуАкула - самая крупная хищная рыба, которая дышит жабрами. Часто акул называют кровожадными и злыми. Это большие, быстрые и зубастые рыбы. Зубы у них – в шесть рядов, и острые, как пила. Кроме того они всё время растут и постоянно меняются: выпадают, а на их месте растут новые. Кожа этих рыб покрыта чешуёй с острыми шипами, поэтому даже лёгкое прикосновение к ним наносит серьёзные раны. А у вас есть интересные дополнения об акуле, кто, что знает о ней? (дети дополняют). Предлагаю вам посмотреть видеосюжет об акуле, о том, как она свободно плавает в море. (Просмотр).Воспитатель: Следующая загадка:Что за шар плывет с шипами,Тихо машет плавниками?Только в руки не возьмешь.Этот шарик — ... (рыба-еж)Дети рассматривают рыбу - ежа.Рыба-еж может уколоть ядовитым шипом и, уколовшись, человек почувствует жгучую боль. С помощью игл рыба-еж защищается от врагов, Неспособные к активному плаванию, рыбы - ежи не могут спастись от атаки хищника бегством, поэтому в считанные секунды они раздуваются в шар величиной с футбольный мяч , который , к тому же , покрытый острыми шипами , напоминают иглы дикобраза. А теперь я могу вам предложить небольшой видеосюжет о рыбе-еже. (Просмотр).Воспитатель: Молодцы! Я вижу, что вы очень заинтересованы морскими обитателями и вы прекрасно справляетесь с заданиями. А теперь предлагаю немного отдохнуть и поиграть.ФизкультминуткаДавайте представим, что мы на море… И вот перед нами море Бушует оно на просторе Пальцы рук сцеплены и делают волнообразные движения А в море высокая ходит волна И вверх до небес и вниз до дна Пальцы рук сцеплены и делают волнообразные движения Качает вода соленая Водоросли зеленые Руки подняли и делают змеевидные движения Скачут весело дельфины Подставляя солнцу спины Ладошка на ладошке лежит, мелкие волнообразные движения вперед На волнах качаются Солнцу улыбаются Руки вверх Воспитатель: А теперь загадка другая, сложная такаяОн в воде цветок, как пламень, а на суше-сразу камень. Драгоценным тут же стал. Дети, это кто …….. (коралл)Что же такое коралл? Кораллы — это живые существа, располагаются они на мелководье, разрастаясь, кораллы образуют целые поля, мешая проплывать яхтам и кораблям. Есть такое понятие – коралловые рифы.Посмотрите на эту ветвь коралла. На что она похожа? (На оленьи рога) Этот коралл так и называется — «оленьи рога». Когда коралл растет, то он имеет светло-коричневый цвет, а если во время шторма он погиб со временем становится вот таким белоснежным. Ребята, а какие условия нужны для нормальной жизни кораллов? (Чистая, соленая, теплая вода с постоянной температурой).А вот возле коралла кто-то лежит. Кто это? Дети: Морская звезда.Дети рассматривают морскую звезду. Воспитатель: Почему она так называется?Это рыба или морское животное? Почему вы так думаете? ( Ответы детей уточняются)-Правильно, морская звезда — животное.Какого она цвета?Когда она живая, она розового цвета или красного, а погибает — становится коричневато-бежевого цвета, твердая на ощупь. (Все ответы детей уточняются, поясняются) Во время передвижения ей помогают конечности - щупальца, снизу покрытые иголочками. Морская звезда — хищник, питается живыми организмами: мелкими рыбками, морскими червяками, креветками. Очень интересно она питается. У нее нет глаз, рот снизу тела. Наползет на добычу, присосется… И в рот не брала, а проглотила. А еще, какая особенность есть у морской звезды, кто знает? (Если ее разделить на несколько частей, то из каждой вырастит новая морская звездочка).А вот еще один морской обитатель. Кто это? Дети: Это панцирь морской черепахи.Воспитатель: Это – самая необычная обитательница моря. У нее на спине овальный панцирь, большая голова на короткой шее, а ноги похожи на ласты. В воде она очень подвижна и грациозна, а по суше передвигается медленно-медленно. Если ее перевернуть на спину, то она так и останется лежать, потому что сама перевернуться не сможет. А вы знаете, как появляются маленькие черепашки? Ответы детей.Воспитатель: Предлагаю вам посмотреть, как грациозно плавает черепаха. (просмотр видеосюжета).Воспитатель: А ещё каких морских обитателей вы знаете? Показывает иллюстрации. Дети отвечают: рыба-молот, рыба-пила, кальмар, морская черепаха, осьминог, медуза, дельфин, краб и т.д.Мир моря очень многообразен, интересен и нам предстоит узнать еще много нового. Но об этом в другой раз, а пока мы побывали в «Музее Подводного царства». Понравилось ли вам в музее? Что вы там видели, о чем и о ком вы узнали? Что запомнилось вам больше всего? Вот и закончилась наша экскурсия в музей. И я надеюсь, что нас пригласят и в другие музеи, а их очень много и мы их посетим обязательно!