Публикации «Педагогическое мастерство»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Педагогическое мастерство»
Автор: Попова Татьяна Григорьевна

Ф.И.О. педагога: Попова Татьяна ГригорьевнаНоминация: внеклассное мероприятие Тема: Семья-источник нравственных отношенийОсновные цели:1.Укрепление семейных отношений, коллективных классных отношений среди детей и между родителями учащихся класса.2. Познакомить с понятием «семья», как частицей рода, в которой сливаются мысли, традиции и культура русского народа.Участники: учащиеся 3 классаФорма проведения: внеклассное занятиеДидактические материалы:Демонстрационный материал:
  • 1.Листочки со стихотворением «Как же возникло слово « семья?»
  • 2."Кирпичики" со словами.
  • Словарь С.И. Ожегова.
  • 4.Свечки.
  • Презентация к занятию: слайды 1-9. Оборудование: 1. Компьютер, экран, проектор2.Аудиозаписи: «Гимн семье» (группа « Инь - Янь»),Детская песня - Про Мою Семью, Аубакиров И. - Песня о семье. Краткая аннотация к работе: Разработка такого мероприятия требует большой затраты сил, энергии и времени, но с лихвой окупается позитивной мотивацией и интересом учащихся к учебно-познавательной деятельности. Оболочка мероприятия проста и понятна и мне очень хочется надеяться, что разработанное мною мероприятие будет востребовано. О необходимости духовно-нравственного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни. Этот вопрос является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Именно поэтому возникла необходимость говорить как о проблемах духовно-нравственного воспитания, так и о колоссальной работе учителей начальных классов в данном направлении. Ход мероприятия:1.Мотивация к деятельности Звучит песня «Гимн семье» (группа « Инь - Ян») 
  • Ребята, я приготовила для вас интересные загадки.
  • Попробуйте их отгадать.
  • 1. Кто в семье со всеми дружен? Кто всегда нам очень нужен? Кто готовит, шьёт, стирает И почти не отдыхает? Кто заботится о Каждый день и каждый час? ама) 2. Детям он решит задачу, Отвезёт семью на дачу Починить готов утюг, Если тот сломался вдруг Сильный, ловкий и отважный, После мамы - самый важный. (папа) 3.Сильный, ловкий и отважный, Он стар, но это ничего, Его добрее нет Он папа папы моего А для меня он…(дед) 4. Радость в глазах, в глазах удивленье, В семье у нас нынче ещё прибавленье! В доме у нас появилась девчонка! Теперь я ей брат, а она мне…(сестрёнка) 5.Она совсем не старая, Хотя совсем седая, Я сяду с нею рядышком: Расскажи мне сказку…(бабушка) 6.Она всё на свете помнит и знает, И бабушка мамой её называет И часто приходят к ней в дом доктора, Она же мне пра…, она же мне пра…(прабабушка)
  • Как вы поняли, о чём эти загадки? (Ответы детей.)
  • Почему именно с них я начала наше занятие? (Наверное, мы сегодня будем говорить о семье.)
  • Совершенно верно, сегодня на занятии мы будем говорить о семье.
  • Учитель открывает тему на доске (слайд 1).
  • 2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии 1.Знакомство с возникновением слова «семья».
  • Учитель раздаёт детям листочки со стихотворением «Как же возникло слово « семья?»
  • Когда-то о нём не слыхала Земля,Но, Ева, сказал перед свадьбой Адам.Сейчас я тебе семь вопросов задам-Кто деток родит мне, подруга моя?И Ева тихонько ответила: «Я»-Кто пищу сготовит, о радость моя?-И Ева всё так же ответила: «Я»-Кто платье сошьёт, постирает бельё?Меня приласкает, украсит жильё?Ответь на вопросы, подруга моя.«Я, Я» казала она знаменитых семь ЯВот так на Земле появилась семья.
  • Узнали вы, что такое семья? (Ответы детей)
  • 2.Задание на пробное действие
  • - Сейчас я предложу вам новое задание. Как оно будет называться? (Пробное.)
  • -Зачем его нужно выполнять? (Чтобы понять, что мы не знаем.)
  • -Каждый из вас должен ответить на вопрос : «Зачем ученику нужны знания о семье?» А главное, нужно обосновать свой ответ.
  • На раздумье учитель даёт 40 секунд.
  • У кого нет вариантов?
  • Что вы не смогли сделать? ( Мы не смогли ответить на вопрос «Зачем ученику нужны знания о семье? »
  • У кого есть варианты ответов? Какие?(…)
  • Ребята, обоснуйте свой ответ.
  • Ученики не могут обосновать свой ответ. Напомним, что обосновать - это значит объяснить свой ответ, опираясь на эталон.
  • Что вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать свой ответ).
  • Вы молодцы, поняли, в чём ваша трудность. Вам необходимо выяснить,
  • почему эта трудность возникла.3.Выявление причины затруднения.
  • Давайте разбираться.
  • Почему вы не смогли выполнить пробное задание? (Мы не знаем, зачем нужны знания о семье.)
  • 4.Построение проекта выхода из затруднения.
  • Какую цель вы перед собой поставите? (Узнать, зачем ученику нужны знания о семье)
  • Итак, я помогу вам. Для этого я предлагаю вам прочитать стихотворение «Зачем человеку нужна семья?» - Задание 1(печатный материал)
  • Семья - это счастье, любовь и удача, Семья - это летом поездки на дачу Семья - это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты Рожденье детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волненье и трепет Семья - это труд, друг о друге забота, Семья - это много домашней работы Семья - это важно! Семья - это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья:Какая хорошая Ваша семья! Работа в группах.
  • Предлагаю в группах посовещаться и дать ответ на вопрос:
  • « Зачем человеку нужна семья?»- На обсуждение группам даётся 2 минуты.
  • Дети отвечают на вопрос: «Зачем человеку нужна семья .
  • 5.Реализация построенного проекта. Построение «дома»
  • Так что же нужно для того, чтобы в нашей семье было хорошо. (Любовь, уважение, дружба и т.д.)
  • - На доске выкладываются "кирпичики", на которых написаны слова. В результате выстроен "дом". На "крыше" написано слово тепло.
  • Выделите самые главные слова, на которых строится семья? (Дети выделяют нужные слова). (слайд 2)
  • Все ли семьи одинаковые? А чем они отличаются? (Дети отвечают)
  • Учитель: Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?
  • 6.Первичное закрепление Фронтальная беседа.
  • Посмотрите на слайд. Что видите? (Дерево) (слайд 3)
  • В жизни каждого человека есть свое дерево. Оно называется «родословным деревом» или, еще торжественнее, «древом». Родословное древо — что это значит? Вдумаемся в это словосочетание: древо, несущее слово о роде, т. е. рассказывающее об истории рода, семьи.
  • Как называются люди, объединенные одной семьей? (Родственники, родные.)
  • Родственники бывают ближние и дальние.
  • Давайте поговорим о ближних.
  • Кого можно назвать самыми близкими вашими родными? (Родителей: маму, папу.)
  • А кем вы приходитесь своим родителям, как вас называют? (Дети, ребенок, сын, дочь.)
  • Но ведь у ваших мам и пап тоже есть родители. И они тоже очень вам близки, любимы и тоже приходятся вам близкими родными людьми.
  • Кем они приходятся вам? (Бабушками и дедушками.)
  • А если у ваших мам и пап есть братья или сестры, кем они приходятся вам?» (Дядями и тетями.)
  • Родословное дерево рассказывает историю семьи. Раз это история, то в ней должно быть настоящее (то, что происходит сейчас), прошлое и будущее.
  • Как вы думаете, вы и ваши родители, и все ныне живущие родственники — это прошлое? будущее? настоящее? (Конечно, настоящее.)
  • Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную. Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. Эта традиция возвращается в современные семьи. Работа с генеалогическим древом.Рассмотрите иллюстрацию на листочках «Родословная Пушкина»Задание 2(печатный материал)-Дети рассматривают родословное древо русского поэта Пушкина.
  • Учитель: «Сколько поколений можно насчитать в родословной ? » (Дети отвечают, что трудно просчитать, но с уверенностью можно сказать, что много, более 17.)
  • О чём говорит этот факт? (Дети отвечают).
  • Работа по слайду лайд 5.)
  • А какие записи вносят в окошки?
  • (Фамилии, имена, отчества, даты жизни, степень родства, кем были при жизни, фотографии.)
  • Поговорим об этих данных.
  • Что вы знаете о происхождении вашего имени? Что оно означает?
  • (Учащиеся рассказывают о своих именах.) Еще одной из традиций в России является присвоение отчества ребенку. А вы, ребята, знаете, что такое отчество? Работа со словарём.( слайд 4.)Найдите и прочитайте, что такое отчество из словаря Ожегова.(Дети находят в словаре значение слова отчество и зачитывают.) -Выполняют задание 3 ( на печатном материале.)Работа с родственными словами.
  • Какие однокоренные, родственные слова вы можете подобрать к слову отчество? (Отечество, отчизна – родная страна, родина).
  • Знает ли кто-нибудь из вас об истории образования вашей фамилии? (Ответы детей).
  • А какие ценности, по- вашему, должны преобладать в семье, чтобы она была счастливой?
  • Послушайте китайскую притчу лайд 6.)Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село.Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни больше упаси, драк и раздоров.Дошел слух об этой семье до самого владыки. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге.СТО РАЗ ЛЮБОВЬ,СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ,СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ.Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: "И все?"- Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:- И МИРА тоже.
  • Как вы думаете, какие слова были написаны на листочке? (Ответы детей).
  • Запишите данные ценности задание 4 ( на печатном материале)
  • Учитель открывает слайд ( слайд 7.)
  • Работа с гербами.
  • Ребята, мы поговорили с вами о семье, её традициях, родословной, но издревле каждая семья имела свой семейный герб. На нём  символами изображались важные моменты истории семьи, её традиции  и  ценности.
  • -Рассматривают гербы на слайде лайд 8.) (Дети пытаются определить, чем отличался тот или другой род)7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
  • Учитель организует работу по самостоятельному выполнению задания 5 (на печатном материале)
  • Попробуйте составить генеалогическое древо своей семьи (Учитель включает запись песни «
  • -Учащиеся работают с заданием и проверяют по образцу. Образец демонстрируется на (слайде 5.)8. Включение в систему знаний.Сегодня вы все молодцы. Знания о семье очень помогут вам в жизни.Ведь недаром замечательная русская пословица гласит: "Ищи добра на стороне, а дом люби по старине".
  • Как понимаете эту пословицу? (Ответы детей.)
  • Ребята, что же самое главное в жизни для каждого из нас? (Семья.)
  • Семья кто это? (Родственники близкие и далёкие.)
  • Главные ценности счастливой семьи? (Любовь, прощение, терпение, понимание.)
  • Где можно узнать об истории семьи? (Генеалогическое древо.)
  • Какие записи вносят на такое древо? (Ф.И.О. ,даты жизни, фото и др.)
  • 9. РефлексияНаше занятие подходит к концу.
  • Какую цель вы ставили сегодня перед собой? (Узнать, как можно больше о семье).
  • Достигли вы цель урока? ( Да)
  • Чем можете доказать? ( Мы много работали на уроке. Мы узнали, что такое семья и как важно хранить традиции семьи.) ( слайд 9.)
  • Учитель предлагает поиграть в игру.
  • Игра «Свеча любви» ) Конечно же, каждый из вас любит свою семью, какой бы она ни была - большой или маленькой, полной или не полной. Но наверняка вы редко задумываетесь о своих чувствах к членам семьи. Просто любите их - и все. Сейчас же я предлагаю вам задуматься именно об этом - о том, как дороги вам ваши близкие.Описание игры: Дети становятся в круг. Каждый получает маленькую сувенирную свечку. Учитель зажигает свечу одного из учащихся и просит всех подумать о своей семье, вспомнить какие-либо волнующие моменты из истории семьи, а затем предлагает ученику, чья свеча уже зажжена, сказать, глядя на пламя, слова благодарности конкретному лицу (маме, папе, бабушке, сестренке и т. д.) и пояснить, за что он его (их) благодарит. После этого ученик зажигает своей свечой свечу соседа. Игра продолжается, пока в кругу не зажгутся все свечи.
  • Педагог предлагает детям повторить три раза слова «Мир дому моему», глядя на свечу любви, после чего свечи одновременно тушатся.
  • Сегодня мы ещё раз убедились, что создать хорошую семью  нелегко, что крепкие семьи строятся на добрых отношениях. Не зря говорили в старину: «Там, где лад, там и клад». Молодцы! Мы обязательно продолжим работу о семье.Домашнее задание.1.Дома я предлагаю вам попробовать нарисовать герб своей семьи.2.Прочитать пословицы о семье и добавить свои. Комментарии к сценарию: Мною представлено мероприятие по теме «Род и семья – источник нравственных отношений». Главной целью данного мероприятия является укрепление семейных отношений, коллективных классных отношений среди детей и между родителями учащихся класса. Мы надеемся, что дети осознают ценность семьи и постараются украсить жизнь своих близких. Надеюсь, что предлагаемый сценарий будет интересен нашим коллегам. Использованная литература:1.Мир деятельности. Методические рекомендации к надпредметному курсу. 2 класс / Под ред. Л.Г. Петерсон. - М.: Национальное образование, 2012.