Публикации Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания
Автор: Фисенко Татьяна Семеновна

Применение инновационных методов обучения в процессе изучения общественно-гуманитарных дисциплинФИСЕНКО Татьяна Семеновна,председатель ПЦМК общеобразовательных дисциплин ГБПОУ Воронежской области «Россошанский колледж мясной и молочной промышленности»Современное образование должно дать выпускнику не столько сумму знаний, сколько набор необходимых компетенций, обеспечивающих готовность к работе в динамично изменяющихся экономических условиях, чтобы быть востребованным на рынке труда. Важнейшим фактором успешного формирования прочных знаний на современном этапе является развитие учебно-познавательного интереса у студентов, которое достигается интеллектуальной и эмоциональной подготовкой их к восприятию нового учебного материала. Это предполагает широкое применение современных средств обучения с использованием информационных и педагогических технологий, с помощью которых можно создать на уроке творческую обстановку, сделать эмоциональным восприятие изучаемых вопросов, заинтересовать студентов процессом овладения знаниями. Концепция любой современной педагогической технологии предусматривает основную мысль: знания не самоцель, а средство развития личности.Общественно-гуманитарное образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое, духовно-нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведения внеклассной и кружковой работы, а также создания демократического уклада студенческой жизни средствами дисциплин общественно - гуманитарного цикла. С позиций современных требований центр тяжести в обучении переносится на развитие личности, её обучение самостоятельно пополнять и повышать уровень своих знаний. Образовательные технологии должны раскрыть и развить в человеке его позитивные индивидуальные способности, заложенные в нем творческие начала, а также приобретенные знания и опыт.Преподаватели комиссии гуманитарных дисциплин большое внимание уделяют такому важному фактору, как развитие речи студента. Проблема в том, что к нам приходят в основном ребята с низким уровнем знаний и умений. Для их развития, совершенствования речевой культуры и четкого выражения своих мыслей наши преподаватели применяют методы работы в парах и микрогруппах, собеседование, подготовку студентами докладов, рефератов и творческих исследований с презентациями и комментариями. Всё это помогает студентам уже к концу первого курса более грамотно высказывать свои мысли. На 2-3 курсах предлагаем студентам решать ту или иную проблемную ситуацию, при этом в дискуссии с преподавателем они аргументировано отстаивают свою точку зрения. По истории, обществознанию и основам философии у нас также проводятся киноуроки. Перед каждым показом формулируются вопросы, на которые студенты должны ответить после просмотра фильма. Все это позволяет заинтересовать студентов, расширить их знания и кругозор. В связи с установкой в учебных кабинетах мультимедийных проекторов и интерактивной доски появилась возможность проводить на уроках электронные презентации важных событий, дат, реформ, портретов деятелей, использовать электронный глоссарий всех необходимых исторических, философских, правовых и других понятий. На сегодняшний день у нас имеется большая видео библиотека исторических и учебных фильмов. Все преподаватели и студенты колледжа активно пользуются ресурсами электронной библиотеки. Большую роль в активизации мышления студентов играет проблемное обучение, которое заключается в создании проблемных ситуаций, разрешение которых приводит к активной познавательной деятельности студентов, а её цель состоит в поиске и решении вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, процесс и т.д. На уроках обобщения и повторения пройденного материала мы используем познавательные задания разной степени сложности, которые дают студентам возможность охарактеризовать то или иное событие или явление, привести суждения по различным вопросам, подкрепить их примерами (из учебника, дополнительной литературы, исторических источников, просмотренных сюжетов).Согласно ФГОС необходимым условием усвоения студентами знаний и формирования у них основных умений является текущее и обобщающее повторение пройденного. Текущая проверка выполняет не только функцию контроля и оценки знаний и умений, но и обучающую функцию. В ходе проверки исправляются ошибки, разъясняются положения, понятия и термины, углубляются и расширяются знания, закрепляются различные умения и навыки учебно-познавательной деятельности. Преподаватели комиссии используют такие приемы проверки, как беседа с группой, выполнение тестовых заданий, исторические и философские диктанты; работа с картой, составление простого или сложного плана по теме урока, заполнение таблиц; решение познавательных задач. На основе полученных данных текущего контроля знаний преподаватели выстраивают коррекционную работу, а в промежуточном или итоговом контроле знаний осуществляют контролирующую функцию, которая дает представление об усвоенных знаниях, приобретении необходимых умений и навыков. Преподаватели истории и обществознания нашего колледжа применяют такие современные технологии, как, проектные, игровые, информационные, дебаты. Широко практикуют уроки-дискуссии; «круглый стол»; пресс-конференции, бинарные, интегрированные уроки (литературы и истории, географии и экологии, истории и обществознания, философии и культурологии, основ права и природопользования).Главными задачами курса основ философии являются:
  • формирование у студентов представления о философии как специфической области знания; о философских, научных и религиозных картинах мира; о формах человеческого сознания; о соотношении материальных и духовных ценностей в жизни человека и общества;
  • развитие у студентов умений аргументировать свою точку зрения, видеть сущность в философских теориях, проблемах, понятиях; разбираться в основных проблемах личности и общества.
  • Для реализации этих задач, как преподаватель истории и основ философии, использую следующие формы и методы закрепления и оценки знаний студентов:
  • бригадно-групповой метод опроса на семинарских занятиях с привлечением студентов-помощников, которые помогают преподавателю вести опрос; при этом проявляется заинтересованность в глубоком изучении тем, возможность почувствовать себя в роли преподавателя, осознать свою ответственность.
  • Блиц-опрос с элементами соревнования: кто быстрее даст больше ответов на вопросы по теме. Это развивает умение правильно и быстро находить ответ в условиях состязательности.
  • Круглый стол формирует умение вырабатывать свое мнение по спорным вопросам.
  • Дискуссия развивает коммуникативные умения студентов, учит аргументации и навыкам делового спора.
  • Философские диктанты и тестирование на знание основных этапов, направлений, представителей философской мысли, их идей.
  • Преподаватели на своих уроках применяют как имитационные методы: игровые (сюжетно-ролевые, уроки - спектакли), так и неимитационные методы активного обучения (дискуссии, семинары, игры по контролю знаний, по принятию решений). Активно используют в работе мультимедийные установки для презентаций самостоятельной работы студентов. Это позволяет будить мысль студента, чтобы он не просто присутствовал на уроке, а был участником познавательного процесса. Важнейшим приемом активизации деятельности студентов является использование таких нестандартных уроков, как урок-исследование и лабораторная работа, а также уроки «вопросов и ответов». Вопросы к «господину учителю», автору, критику студенты группы пишут заранее. На уроках преподаватели стремятся сталкивать разные точки зрения, чтобы возникала дискуссия. Стали уже традиционными урок-спектакль, урок-суд, урок-встреча (воображаемая), а для повторения и обобщения знаний интеллектуальный бой: «Умники и умницы», «Мозговая атака», «Слабое звено», «Исторический хоккей» (когда ребята делятся на нападающих и защитников, назначаются капитан и вратарь, а судьи считают пропущенные очки).В своей работе многие преподаватели практикует уроки-мастерские: приобретения знаний, аналитических навыков, постижения нравственных и культурных ценностей. Они стремятся развивать самостоятельность в поиске решений поставленных задач на основе изучения исторических документов, различных источников информации, используют традиционные и новые методы и приемы работы, такие как:
  • актуализация вечных тем и проблем;
  • диагностика усвоения знаний;
  • развитие творческих способностей студентов;
  • элементы опережающего обучения;
  • нетрадиционные формы уроков с элементами проблемного обучения.
  • На уроках общественных дисциплин студенты вместе с преподавателями создают мини-проекты по деятельности выдающихся исторических личностей, великих реформаторов, полководцев, деятелей науки и культуры. В своей работе преподавателям приходится использовать различные формы закрепления и контроля знаний студентов. Например, практикуется параллельное проведение нескольких видов работы, особенно при обобщающем повторении и закреплении пройденных тем, что дает возможность повысить эффективность усвоения знаний. Ход такого занятия состоит в следующем: - для всей учебной группы дается исторический диктант; - 6-8 студентов получают карточки с практическими заданиями; - между остальными проводится конкурс или викторина с помощью электронной презентации; - затем отвечают студенты, работавшие у доски и на местах;- помощники преподавателя - рецензенты проверяют диктант;- в конце урока преподаватель подводит итоги и выставляет оценки. Усвоение правовых знаний осуществляется на основе различных методик, используемых преподавателями, которые стремятся обратить внимание на следующие ключевые моменты:
  • раскрытие основных теоретических понятий с применением логических схем, например, студентам предлагается составить в виде логической схемы систему подзаконных актов РФ и т.д.;
  • решение задач по праву с использованием источников;
  • практические занятия, которые включают работу с Конституцией РФ, трудовым, гражданским, семейным кодексами и др. законодательными актами.
  • При этом используются различные формы и методы опроса: индивидуальный (логические задания и карточки), фронтальный (устный - в форме беседы или дискуссии; письменный - по тестам; групповой - работа по вариантам или подгруппам на практических занятиях). На уроках основ права у преподавателей можно наблюдать очень интересные дискуссии между студентами, где раскрывается их мировоззрение, собственные взгляды, точки зрения по различным правовым вопросам.В информационных технологиях большая роль отводится Интернету - это один из важных механизмов современной глобализации. Глобализация - это всеохватывающее явление, заключающее в себе быстрые и глубокие изменения в мировой политике, экономике, общественной жизни, культуре, окружающей среде, поэтому проблемы глобализации затрагиваются во многих дисциплинах. Например, тезис географов: мир - это поток политических, экономических, социальных и культурных отношений в окружающей среде, которые составляют новую географию.Этот тезис, по мнению наших преподавателей, не может быть рассмотрен на одном уроке только одной дисциплиной, а требует комплексного подхода, поэтому они активно ведут работу над бинарными уроками: «экология-география», «история-обществознание», «философия - экологические основы природопользования» и др.В своей работе преподаватели активно используют исследовательский подход, практическую направленность которого реализуют следующими путями:
  • проведение экскурсий, наблюдение, анализ полученных данных составление отчетов о проделанной работе. После экскурсий делаются фото и видеоотчеты, творческие проекты, которые являются демонстрационным материалом для студентов, примером подготовки новых проектов.
  • Введение в уроки анализа реальных жизненных ситуаций по исследованию экологической и демографической проблем. Студенты с преподавателем анализируют ситуации как в мировом масштабе, так и конкретно на примерах нашей области, района, города.
  • Выполнение студентами опережающих домашних заданий в виде подготоки докладов, картосхем, рефератов, творческих презентаций и проектов.
  • На основе исследовательской деятельности проводятся практические конференции, где студенты выступают со своими творческими исследованиями в форме электронных презентаций.Все преподаватели комиссии общеобразовательных дисциплин активно занимаются внеурочной и воспитательной работой, ведут предметные кружки, например: «Истоки», «Юный лектор», «Эколог», политический клуб «Факел», где студенты активно занимаются исследовательской работой, результаты которой представляют на ежегодных учебно-исследовательских конференциях во время проведения предметных недель и в ходе Дня науки, а также участвуют в региональных и Всероссийских конкурсах и конференциях. Успешная самореализация личности в период обучения и после окончания учебного заведения, ее социализация в обществе и активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебного процесса, а усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, родному краю и окружающей природе рассматриваются как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.