Публикации
Системно-деятельностный подход в организации занятий внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в рамках реализации ФГОС
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Системно-деятельностный подход в организации занятий внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в рамках реализации ФГОС
Автор: Нефедова Екатерина Вадимовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Системно-деятельностный подход в организации занятий внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в рамках реализации ФГОС
Автор: Нефедова Екатерина Вадимовна
Системно-деятельностный подход в организации занятий
внеурочной деятельности на примере авторского курса
Малая родина моя. Пенза – город моего детства
В 2015-2016 учебном году нами была разработана программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению Малая родина моя. Пенза – город моего детства.
Актуальность данной программы продиктована Федеральным Государственным образовательным стандартом, в котором на первое место ставится характеристика выпускника: любящий свой народ, свой край, свою Родину. Задания Всероссийских проверочных работ содержат контроль знаний краеведческого материала у 4-классников, которые и освещает данный курс.
Программа курса рассчитана на обучающихся начальных классов с 1 по 4 классы. Объём - 135 часов (1 час в неделю). К программе составлено тематическое планирование, которое является подвижным, т.е. дополняется, вносятся корректировки по мере её освоения.
В начале изучения курса был проведён первичный опрос, который показал невысокий уровень знаний первоклассников о своём родном крае. В рамках реализации данного курса используются региональные материалы: игра-раскраска Пенза – город моего детства, созданная по проекту Самариной И.Э., и Культурный дневник школьника Пензенской области.
Цель изучения курса - содействовать формированию у обучающихся представлений об историческом прошлом и настоящем нашего города и родного края.
Ведущая идея программы – развитие способностей и творческого потенциала ребёнка через приобщение к истории родного края и формирование навыков поисковой работы. Ученик через разнообразную деятельность (игровую, коммуникативную, трудовую) входит в мир краеведческой культуры.
Особенностью программы является межпредметная интеграция (предметы: Окружающий мир, Литературное чтение, Технология).
Курс Малая родина моя. Пенза - город моего детства содержит 8 разделов:
• Наша школа
• Наш город
• Моя семья
• Наша область
• Люди нашего края
• Путешествие вглубь веков
• Детский фольклор и игры
• Устное народное творчество
Программа первого класса предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу.
Темы второго класса имеют историческое направление и нацелены на расширение знаний детей об истории Пензенской области. Дети продолжают знакомиться с символикой городов области, с историческими событиями, повлиявшими на становление нашего края, с исторической культурой малой родины.
В третьем классе школьники знакомятся с творчеством выдающихся людей нашего края – поэтов, писателей, художников.
Темы внеурочных занятий четвертого года обучения углубляют и расширяют материал предыдущих лет обучения, повторяется обобщается пройденный материал .
Изучение материала курса основывается на системно-деятельностном подходе, поэтому приоритетными для нашего курса являются современные педагогические технологии, которые соответствуют личностным и метапредметным результатам освоения программы:
1. Использование на занятиях игровых технологий:
٠ игры: Паровозик, Угадай название достопримечательности, Узнай название улицы, знакомство с народными играми Пензенского края;
٠ проведение занятий в нестандартной форме (Путешествие по улицам Пензы на паровозике, занятие-сказка (Как возник город?), КВН, экскурсии; ٠использование занимательного материала: разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок.
2.При изучении темы Достопримечательности города разработана и используется игра-тренажёр Угадай достопримечательность.
3. На занятиях используются элементы арт-технологии: раскрашивание, рисование, игровое моделирование (лего-конструирование), моделирование-макет моего района, улицы. (Темы: Дом, в котором я живу, Моя улица, Наша школа, Моя семья, Профессии моих родителей).
4. При знакомстве детей с улицами города проводится игра Паровозик: дети прикрепляют к доске вагончик с названием своей улицы и знакомят с историей улицы и получается паровозик, на котором можно совершать путешествия по родному городу: его улицам, достопримечательностям, памятным местам.
5. По теме Моя малая Родина разучиваются народные игры Пензенского края, используются на уроках физической культуры, в динамических паузах, экскурсиях. Например, Мордовская народная игра В платке
Играющие выбирают старика и старуху. Остальные платки. Старуха окрашивает их в разные цвета и сажает вокруг себя. Приходит старик.
-Здравствуй, бабушка!
- Садись, батюшка!
- Слышал, у тебя платки есть!
-Есть, да не про твою честь!
-У меня два сундука денег, смогу купить твои платки,
- Покупай.
Старик начинает отгадывать, какого цвета у старухи платки. Чей цвет отгадает, тот бежит в сторону. Если старик догонит, то купит. Нет – платок садится на место, а старуха его окрашивает в другой цвет. Играют до тех пор, пока старик не купит все платки.
6. Знакомство детей с предприятиями нашего города и микрорайона происходит с помощью игры-тренажёра, а также подготовки сообщений о предприятиях города и профессиях, связанных с этими предприятиями.
7.Проводятся экскурсии во время изучения тем: Наша школа, Природа нашего края, Моя улица.
8. Детям предлагаются групповые исследовательские задания: Маленькая история о моей большой семье, Моя родословная, Таланты земли Пензенской, Достопримечательности нашего микрорайона (исторические, культурные, производственные). Часть информации обучающиеся находят вместе с родителями в своём семейном архиве и на занятиях рисуют родословное древо, готовят сообщения и показывают выполненные работы.
9. Для проведения занятий применяется мультимедийное электронное сопровождение к игре-раскраске Пенза - город моего детства для интерактивной доски.
10. Задания творческого характера по подготовке сообщений, проектов (Вклад моей семьи в развитие города, Моя улица).
11. Работая по теме: Наш край в годы войны, дети готовят мини-проекты об участии своих родственников – участниках Великой Отечественной войны, проводят поисковую работу по исследованию истории своих семей и выясняют, что в их семьях есть настоящие герои, которые внесли значительный вклад в Победу, показывают исторические документы своих предков, их фотографии. В групповой работе ребята складывают разрезные картинки с символикой военной техники нашего города, знакомятся с историей участия её в годы Великой Отечественной войны.
12. По теме Наш край богат талантами происходит знакомство детей с известными современниками нашего города и области, дети готовят исследовательские мини-проекты. Из предложенного учителем готового материала (фотографии, биографии) обучающиеся в группах отбирают информацию на темы: Художники, Артисты, Писатели, Спортсмены, Космонавты.
13. Изучая тему Моя малая Родина, проводится конкурс чтецов на тему Стихи о Пензе, где дети представляли стихи собственного сочинения, разучивается и исполняется песня Пенза – город мой. (проект)
14. В конце каждого года обучения рекомендуется проведение итогового мероприятия в форме КВН, на котором обучающиеся показывают свой уровень знаний по изученному за год курсу внеурочной деятельности Малая родина моя. Пенза – город моего детства.
Таким образом, изучение курса в режиме системно-деятельностного подхода способствует не только накоплению предметных знаний, но и формированию УУД как основы метапредметных результатов обучения и личностным результатам обучения, которые заложены в ФГОС НОО.
Формы работы, методы, типы заданий ориентированы на воспитание таких качеств личности как патриотизм, гражданственность, культура, уважение к прошлому и настоящему родного края.
Результаты работы по программе курса имеют положительную динамику. Промежуточный мониторинг показал результаты выше предыдущих. Данные представлены на диаграмме.
Стажировочная площадка
В этом учебном году (2016-2017 в феврале - марте) на базе нашей школы совместно с НМЦ г.Пензы была проведена стажировочная площадка для учителей начальных классов по знакомству с нашей авторской программой. Занятия проходили в 4 этапа, где рассматривались не только теоретические вопросы, но и огромная практическая часть (нами проводились открытые занятия на темы Народные игры детей Пензенской области, Детский фольклор, мастер-класс Изготовление куклы).
Педагоги городских школ положительно высказались о работе данной площадки, активно делились своим опытом на круглом столе, после чего была создана педагогическая копилка технологических карт занятий по данному курсу как итог работы стажировочной площадки.
Также наша программа была опубликована в сборнике МКУ "ЦКО и МОУО" г.Пензы " Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО", 2016
внеурочной деятельности на примере авторского курса
Малая родина моя. Пенза – город моего детства
В 2015-2016 учебном году нами была разработана программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению Малая родина моя. Пенза – город моего детства.
Актуальность данной программы продиктована Федеральным Государственным образовательным стандартом, в котором на первое место ставится характеристика выпускника: любящий свой народ, свой край, свою Родину. Задания Всероссийских проверочных работ содержат контроль знаний краеведческого материала у 4-классников, которые и освещает данный курс.
Программа курса рассчитана на обучающихся начальных классов с 1 по 4 классы. Объём - 135 часов (1 час в неделю). К программе составлено тематическое планирование, которое является подвижным, т.е. дополняется, вносятся корректировки по мере её освоения.
В начале изучения курса был проведён первичный опрос, который показал невысокий уровень знаний первоклассников о своём родном крае. В рамках реализации данного курса используются региональные материалы: игра-раскраска Пенза – город моего детства, созданная по проекту Самариной И.Э., и Культурный дневник школьника Пензенской области.
Цель изучения курса - содействовать формированию у обучающихся представлений об историческом прошлом и настоящем нашего города и родного края.
Ведущая идея программы – развитие способностей и творческого потенциала ребёнка через приобщение к истории родного края и формирование навыков поисковой работы. Ученик через разнообразную деятельность (игровую, коммуникативную, трудовую) входит в мир краеведческой культуры.
Особенностью программы является межпредметная интеграция (предметы: Окружающий мир, Литературное чтение, Технология).
Курс Малая родина моя. Пенза - город моего детства содержит 8 разделов:
• Наша школа
• Наш город
• Моя семья
• Наша область
• Люди нашего края
• Путешествие вглубь веков
• Детский фольклор и игры
• Устное народное творчество
Программа первого класса предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу.
Темы второго класса имеют историческое направление и нацелены на расширение знаний детей об истории Пензенской области. Дети продолжают знакомиться с символикой городов области, с историческими событиями, повлиявшими на становление нашего края, с исторической культурой малой родины.
В третьем классе школьники знакомятся с творчеством выдающихся людей нашего края – поэтов, писателей, художников.
Темы внеурочных занятий четвертого года обучения углубляют и расширяют материал предыдущих лет обучения, повторяется обобщается пройденный материал .
Изучение материала курса основывается на системно-деятельностном подходе, поэтому приоритетными для нашего курса являются современные педагогические технологии, которые соответствуют личностным и метапредметным результатам освоения программы:
1. Использование на занятиях игровых технологий:
٠ игры: Паровозик, Угадай название достопримечательности, Узнай название улицы, знакомство с народными играми Пензенского края;
٠ проведение занятий в нестандартной форме (Путешествие по улицам Пензы на паровозике, занятие-сказка (Как возник город?), КВН, экскурсии; ٠использование занимательного материала: разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок.
2.При изучении темы Достопримечательности города разработана и используется игра-тренажёр Угадай достопримечательность.
3. На занятиях используются элементы арт-технологии: раскрашивание, рисование, игровое моделирование (лего-конструирование), моделирование-макет моего района, улицы. (Темы: Дом, в котором я живу, Моя улица, Наша школа, Моя семья, Профессии моих родителей).
4. При знакомстве детей с улицами города проводится игра Паровозик: дети прикрепляют к доске вагончик с названием своей улицы и знакомят с историей улицы и получается паровозик, на котором можно совершать путешествия по родному городу: его улицам, достопримечательностям, памятным местам.
5. По теме Моя малая Родина разучиваются народные игры Пензенского края, используются на уроках физической культуры, в динамических паузах, экскурсиях. Например, Мордовская народная игра В платке
Играющие выбирают старика и старуху. Остальные платки. Старуха окрашивает их в разные цвета и сажает вокруг себя. Приходит старик.
-Здравствуй, бабушка!
- Садись, батюшка!
- Слышал, у тебя платки есть!
-Есть, да не про твою честь!
-У меня два сундука денег, смогу купить твои платки,
- Покупай.
Старик начинает отгадывать, какого цвета у старухи платки. Чей цвет отгадает, тот бежит в сторону. Если старик догонит, то купит. Нет – платок садится на место, а старуха его окрашивает в другой цвет. Играют до тех пор, пока старик не купит все платки.
6. Знакомство детей с предприятиями нашего города и микрорайона происходит с помощью игры-тренажёра, а также подготовки сообщений о предприятиях города и профессиях, связанных с этими предприятиями.
7.Проводятся экскурсии во время изучения тем: Наша школа, Природа нашего края, Моя улица.
8. Детям предлагаются групповые исследовательские задания: Маленькая история о моей большой семье, Моя родословная, Таланты земли Пензенской, Достопримечательности нашего микрорайона (исторические, культурные, производственные). Часть информации обучающиеся находят вместе с родителями в своём семейном архиве и на занятиях рисуют родословное древо, готовят сообщения и показывают выполненные работы.
9. Для проведения занятий применяется мультимедийное электронное сопровождение к игре-раскраске Пенза - город моего детства для интерактивной доски.
10. Задания творческого характера по подготовке сообщений, проектов (Вклад моей семьи в развитие города, Моя улица).
11. Работая по теме: Наш край в годы войны, дети готовят мини-проекты об участии своих родственников – участниках Великой Отечественной войны, проводят поисковую работу по исследованию истории своих семей и выясняют, что в их семьях есть настоящие герои, которые внесли значительный вклад в Победу, показывают исторические документы своих предков, их фотографии. В групповой работе ребята складывают разрезные картинки с символикой военной техники нашего города, знакомятся с историей участия её в годы Великой Отечественной войны.
12. По теме Наш край богат талантами происходит знакомство детей с известными современниками нашего города и области, дети готовят исследовательские мини-проекты. Из предложенного учителем готового материала (фотографии, биографии) обучающиеся в группах отбирают информацию на темы: Художники, Артисты, Писатели, Спортсмены, Космонавты.
13. Изучая тему Моя малая Родина, проводится конкурс чтецов на тему Стихи о Пензе, где дети представляли стихи собственного сочинения, разучивается и исполняется песня Пенза – город мой. (проект)
14. В конце каждого года обучения рекомендуется проведение итогового мероприятия в форме КВН, на котором обучающиеся показывают свой уровень знаний по изученному за год курсу внеурочной деятельности Малая родина моя. Пенза – город моего детства.
Таким образом, изучение курса в режиме системно-деятельностного подхода способствует не только накоплению предметных знаний, но и формированию УУД как основы метапредметных результатов обучения и личностным результатам обучения, которые заложены в ФГОС НОО.
Формы работы, методы, типы заданий ориентированы на воспитание таких качеств личности как патриотизм, гражданственность, культура, уважение к прошлому и настоящему родного края.
Результаты работы по программе курса имеют положительную динамику. Промежуточный мониторинг показал результаты выше предыдущих. Данные представлены на диаграмме.
Стажировочная площадка
В этом учебном году (2016-2017 в феврале - марте) на базе нашей школы совместно с НМЦ г.Пензы была проведена стажировочная площадка для учителей начальных классов по знакомству с нашей авторской программой. Занятия проходили в 4 этапа, где рассматривались не только теоретические вопросы, но и огромная практическая часть (нами проводились открытые занятия на темы Народные игры детей Пензенской области, Детский фольклор, мастер-класс Изготовление куклы).
Педагоги городских школ положительно высказались о работе данной площадки, активно делились своим опытом на круглом столе, после чего была создана педагогическая копилка технологических карт занятий по данному курсу как итог работы стажировочной площадки.
Также наша программа была опубликована в сборнике МКУ "ЦКО и МОУО" г.Пензы " Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО", 2016