Публикации Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС на уроках математики

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС на уроках математики
Автор: Кузнецова Любовь Михайловна

Урок математики в 3 классе по программе Л.В.ЗанковаУчитель Кузнецова Л.М. МОУ СШ№1 р. п. НовоспасскоеТема: Дробные числа. Числитель и знаменатель дроби. Цели и задачи:Создавать условия для самостоятельного открытия учащимися понятия «числитель» и «знаменатель дроби», формирования навыков работы с обыкновенными дробями в ходе творческой деятельности;Развитие памяти, внимания;Развитие умения думать, размышлять, отстаивать свою точку зрения, общаться друг с другом, наблюдать, классифицировать, обобщать;Развитие логики, мышления, творческого воображения; усиление эффективности учебного процесса, организованного в группах: большая коллегиальность и аргументированность за счет большего числа возникающих идей, большая контактность и лабильность в группах, организация работы учебных групп как в поиске общего решения проблемы внутри группы, так и во взаимном общении групп;Осуществлять самостоятельный перенос знаний и использовать их в новых ситуациях.Оборудование: учебник «Математика» 3класс (1-4), автор И.И.Аргинская, Е.И.Ивановская, презентация, проекторХод урока:Организационный момент. Психологический настрой детей на урок. -Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу! Мы начинаем наш урок.Один мудрец однажды сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!»-А для чего вы изучаете такую сложную науку как математика?- Сегодня мы продолжим исследовать и постигать тайны этой науки, такой сложной, но ужасно интересной.- Каким Вы хотите видеть наш урок? Я надеюсь, что Вы поможете мне его провести.-Ну, что ж, в добрый путь! 1. Введение в тему.-Сегодня на уроке нам предстоит совершить открытие, выдвинуть гипотезу и постараться найти правильное решение.-Посмотрите на слайд Слайд 3-Что можете сказать про эти записи?а) 967-335 468-256 967-339 463-256 967-385 438-256- Какое задание вы можете предложить? Разделите эти выражения на группы. Постарайтесь найти не один способ деления выражений на группы.1 способ Слайд 4 1группа 2 группа967-335 468-256967-339 463-256967-385 438-256- А теперь1 вариант находит значения выражений второй группы, а 2 вариант находит значения выражений первой группы (2 человека у доски).(поменялись тетрадками, взаимопроверка)- Кто-то нашел теперь второй способ?2 способ 1группа 2 группа967-335 = 632 967-339 = 626 463-256= 207 468-256 = 212 967-385= 582 438-256= 18б) Логические задачи. Работа в группах Слайд 5Карточка для первой группы.Валя и Наташа учатся в одном классе.«Я всегда захожу в четвертый кабинет от начала коридора», - сказала Наташа. «А я захожу в четвертый кабинет от его конца», - сказала Валя. Сколько классных комнат на этаже? (7)Карточка для второй группы.Васиного отца зовут Иван Николаевич, а дедушку - Семен Петрович. Каково отчество Васиной мамы? СеменовнаКарточка для третьей группы.Ребята пилят бревна на метровые куски. Отпиливание одного такого куска занимает одну минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной 5 метров? (за 4 мин- Молодцы ребята! Вы хорошо потрудились! Слайд 6в) Минутка отдыха Слайд 7Мы желаем себе больше энергии, силы, творчества и радости. Улыбнитесь. Начинаем.Расслабьте все тело, сохраняя позвоночник прямым. Начинайте медленный, непрерывный, последовательный вдох через нос. Во время вдоха внимание направляется на легкие. Не задерживая дыхания после вдоха, сделайте спокойный, медленный выдох через нос (5-10 раз). Можно закрыть глаза.2. Постановка проблемы.a) Послушайте стихотворение , может вам что-то покажется интересным:Это кто из портфеля швыряет в досадеНенавистный задачник, пенал и тетради?И сует свой дневник, не краснея при этом,Под дубовый паркет, что лежит под буфетом?...Познакомьтесь, пожалуйста: Костя ЖигалинЖертва вечных придирок, он снова провален!И шипит, на растрепанный глядя задачник:- Просто мне не везет! Просто я – неудачник!...В чем причина обиды его и досады?Что ответ не сошелся лишь на три десятых!И к нему, безусловно, придирается строгая Марья Петровна.Три десятых…Скажи про такую ошибку –И, пожалуй, на лицах увидишь улыбку.Три десятых…И все же об этой ошибкеЯ прошу вас послушать меня без улыбки…- Какое очень важное число встречается в стихотворении несколько раз? (3/10)- Как записать это число? (дробь записывается двумя натуральными числами, разделенными чертой). Запишите число в тетрадь. Слайд 8- А что вы уже знаете о дробях? ( Из истории дробей)- Что обозначает запись 3/10? (единицу разделили на 10 равных частей и взяли 3 таких части).- Назовите число, записанное над чертой. (3)- Назовите число, записанное под чертой. (10)Числа над чертой имеют свое общее назначение, и числа под чертой тоже названы одним именем. Как бы вы их назвали? (предположения детей) -Ребята, какова тема нашего урока? Что мы сегодня исследуем? Слайд 9- И сегодня мы снова с вами оказываемся в замке Дробей. Слайды 10-Где можно проверить нашу гипотезу? (в учебнике) Слайд 11б) Работа по учебнику Слайд 12 Стр.81 №3453. “Открытие” нового материала”-Как называется число, записанное над чертой? (числитель)-Как называется число, записанное под чертой? (знаменатель)-Что -А числитель? (сколько таких частей взять)Слайд 13 (запомни)Слайды 14-15 ( из истории)5.Ра№347 -Что это? (задача)-Докажите (решение задачи уч-ся выполняют с проверкой и рассуждением).Фзминутка - Игра «Числитель-знаменатель» Слайд 17 - Давайте отдохнем, прежде чем идти дальше.Если я показываю числитель - поднимаем руки вверх, тем самым показывая, что он пишется сверху, а если знаменатель - показываем, что он пишется внизу. Если показываю черту дроби, складываем руки горизонтально-Вы помните героиню басни Крылова Стрекозу? Какая она была?- Я предлагаю вам такую задачу. Слайд 18 и 19Режим дня попрыгуньи Стрекозы: попрыгунья Стрекоза половину времени каждых суток лета красного спала, третью часть времени каждых суток танцевала, шестую – пела. Остальное время она решила посвятить к подготовке к зиме? Сколько часов в сутки она готовилась к зиме?(24:2=12 (ч) – спала, 24:3=8 (ч) – танцевала, 24:6=4 (ч) – пела, 8+12+4=24 (ч) значит, на подготовку к зиме времени не хватило). 6. Работа над пройденным материалом.Игра «ДА – НЕТ» Слайд 22- лето в России теплее зимы?- улитка быстрее зайца?- 56:8=7?- если 8увеличить в 8 раз получится- что ромб – это ква- это задача: у Веры 36 ромашек, а васильков на 6 больше, чем гвоздик. Сколько цветов у Веры? – это задача с недостающими данными?- в дроби 3/7- семь это числитель?- Верите ли вы, что наш урок подходит к концу?-Поздравляю Вас. Вы успешно подошли к финишу.- Сегодня мы поднялись ещё на одну ступень математики.8. Итог урока - Какое открытие мы сегодня сделали? Зачем оно нам?9.Домашнее задание слайд 23придумать и записать для друга задачу с дробями, для последующего решения ее в классе с объяснением.Слайд 24- А теперь крепко потрите свои ладошки так, чтобы жарко стало. Быстро передайте свое тепло другу, соединив свои ладошки с ладошками друга. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас.- Спасибо за работу!