Публикации
«Педагогический калейдоскоп»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Педагогический калейдоскоп»
Автор: Варламова Ирина Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Педагогический калейдоскоп»
Автор: Варламова Ирина Сергеевна
Варламова Ирина Сергеевна, воспитатель МКУ «Центр содействия семейному устройству детей «Радуга» Юргинского городского округаИнформационно-познавательная программаТема: Семья и семейные ценности Цели и задачи мероприятия: Воспитание чувства любви к своей семье и гордости за нее, чувства уважения к родителям.Задачи: познакомить воспитанников с основными традициями в семье; уяснить понятия «семейные ценности», «семейные реликвии», гордость. формировать духовные и нравственные качества воспитанников, их гражданского, сознательного и бережного отношения к семейным ценностям и традициям как национально-культурной ценности.Методы и приемы:а) словесные (использование объяснений, пояснений);б) практические (выполнение практических заданий в виде игры);в) диагностические (рефлексия, самооценивание).Основные термины и понятия по теме: семьяПредполагаемый результат деятельности: сформировать представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.ХодВоспитатель : Здравствуйте ребята, добрый день, уважаемые коллеги! ! Я рада вас всех видеть. У меня хорошее настроение, и хотелось бы, чтобы и у вас было хорошее настроение. Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается нам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ?! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. Прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа и пожелайте успехов ему сегодня.Воспитатель : Чтобы узнать тему нашего занятия, вам нужно отгадать загадку!Кто загадки отгадает,Тот своих родных узнает:Кто-то маму, кто-то папу,Кто сестренку или брата,А узнать вам деда с бабой —Вовсе думать-то не надо!Все родные, с кем живете,Даже дядя или тетя,Непременно вам друзья,Вместе вы — одна… (Семья!)Воспитатель: Верно, и поговорим мы сегодня о семье и семейных ценностях, и это, поверьте мне, совсем не случайно, поэтому цель нашего занятия - воспитание чувства любви к своей семье и гордости за нее, чувства уважения к родителям. Нам с вами предстоит определить, что такое семья и выяснить, какая семья называется счастливой. Воспитатель : Итак,сегодня наш разговор о семье. Вы становитесь год от года взрослее и придет время, когда вы тоже будете создавать свою семью. А что такое в вашем понимании семья? (ответы детей).Давайте обратимся к словарю. Прочитайте значение слова «семья» в словаре.Словарь Ожегова С.И.:1. Это группа живущих вместе близких родственников;2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.Скажите, дети, какая семья называется дружной?(Дети называют признаки дружной семьи). О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них.Чтение воспитателем легенды « Как появилась дружная семья».Давным – давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь ДружбаПрочтём названия этих качеств. Запомните, ребята, эту легенду.Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир, согласие. А значит, все будут счастливы. Воспитатель: Как вы думаете, что такое счастье? Каким оно бывает? (СЧАСТЬЕ – успех, удача) (счастье бывает радостным, сияющим, веселым и т.д.)Ребята, давайте закроем глаза и представим, что мы дотрагиваемся до счастья. Запомнили, какое у вас счастье? Теперь вы должны будете нарисовать портрет вашего счастья. Его можно нарисовать карандашами, красками, фломастерами. Можно просто поставить кляксу и из нее нарисовать счастье. Кляксы могут быть разноцветными. После того, как вы нарисуете, вашими рисунками мы оформим стенд, который называется «Когда мы дотрагиваемся до счастья». Итак, из ваших рисунков видно, что каждый из вас понимает счастье по-своему. У кого-то оно разноцветное, у кого-то - как шарик, цветок, солнышко. Все вы умеете представлять, у вас развито воображение, творчество. Вы просто молодцы! У каждого из вас есть желание жить в счастливой семье. А какая семья считается счастливой? Примерные ответы учеников: взаимная любовь, верность, искренность, терпимость, справедливость, умение прощать, совместное управление хозяйством, материальный достаток, уважение интересов другого, разрешение конфликтных ситуаций, наличие детей, доброта, нежность и т. д.Семья – это малая группа людей, основанная на браке или кровном родстве. У каждого человека должен быть: дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Именно самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними. Каждая семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. Каждому из нас необходимо такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Воспитатель : А давайте теперь вспомним функции семьи??Примерные ответы учеников:Хозяйственная: круг хозяйственно бытовых обязанностей по дому. Воспитательная: воспитание детей, роль родителей в воспитании. Психологическая: создание уюта, комфорта, спокойной обстановки, в которой человек может отдохнуть. Воспитатель : А как сделать так, чтобы ты понимал своих близких и был понят, чтобы тебе доверяли, и ты доверял другим? Что для этого необходимо? (- чувства!)Примерные ответы учеников: Чувства – устойчивые эмоциональные переживания человека, возникающие в процессе его отношений с окружающим миром. Воспитатель : Есть еще такое понятие: чувство родства. Как вы понимаете это словосочетание: что это за чувство?Примерные ответы учеников: Чувство родства - наши отношения к родным и близким людям.Воспитатель : Это самое раннее человеческое чувство и вместе с тем одно из самых устойчивых, сопровождающих человека до конца жизни. Но одно из самых глубоких родственных чувств - материнское чувство. Любовь матери не зависит от качества ребенка. Именно она любит малыша не за какие-то качества, достоинства, а просто за то, что он существует. Именно материнское чувство - трамплин, с помощью которого человек совершает прыжок в жизнь.Воспитатель : К сожалению, в наше время одной из проблем современной молодёжи является довольно- таки прохладное отношение детей к родителям, к маме. Чувство к матери заложено в нас самой природой. И оно живет в человеке до конца его дней. Только живет не по нашим школьным представлениям, а по своим собственным сложным законам. Дело, наверное, в том, что мы не всегда умеем осознать свое чувство к родителям. Не умеем, не хотим, ленимся, и в результате — ощущение пустоты, одиночества, даже сиротства. А это беда! Но какими бы ни были наши поступки, родители всегда простят нас и поймут.Воспитатель : Расшифруйте и запомните главную обязанность семьи:Иьмесиманелчимыратс и имыньлоб аз доху и йетедеинатипсов.(Воспитание детей и уход за больными и старыми членами семьи.)Воспитатель: Семья – это сложный организм, недаром же она называется «семь я». Ведь в семье каждый из нас имеет множество воплощений: я – дочь, мать, сестра, племянница, внучка и т. д.Воспитатель : А теперь загадка про одну семью. Посчитай, сколько в ней народу.Задам тебе задачу я.Послушай, вот моя семья:Дедуля, бабуля и брат.У нас порядок в доме, ладИ чистота, а почему?Две мамы есть у нас в дому.Два папы, два сыночка,Сестра, невестка, дочка,А самый младший – я,Какая же у нас семья? (7 человек)Дедушка, бабушка, папа, мама, брат, сестра и я .Воспитатель : Вот сколько важных ролей мы выполняем. В каждом из нас можно найти одновременно характерные черты всех наших предков: нос мамин, подбородок бабушкин, характер папин . Чтобы лучше познать себя, мы изучаем свою семью, её родословную. Вокруг каждого из нас много родных, с ними мы связаны незримыми ниточками – кровью. Есть родные, которые моложе, есть и гораздо старше нас. И тот род силен, который предков помнит и чтит. Такой род можно сравнить с большим и крепким деревом, которое имеет глубокие и сильные корни. А если много таких крепких деревьев, то и буря им не страшна. И враг не пройдет сквозь такой лес. Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть в одну игру: Игра «Назови ласково каждого члена семьи».Сын – сынок – сыночек;Дочь – дочка – доченька;Брат – братик;Сестра – сестричка – сестренка;Мама – мамочка – мамуля;Папа – папочка – папуля;Бабушка – бабуля – бабулечка;Дедушка – дедуля – дедулечкаВоспитатель : Говорят, что раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Вспомним пословицы, поговорки… где говорится о семье. Вам надо будет выполнить задание - Собери пословицу (предлагаются разрезанные пословицы)1.В хорошей семье хорошие дети растут. 2.Дерево держится корнями, а человек семьей.3.Дом согревает не печь, а любовь и согласие.4.В своем доме и стены помогают.5.В дружной семье и в холод тепло6.Человек без семьи, что дерево без плодов.7.Отца с матерью почитать — горя не знать.Воспитатель : вы, ребята, с заданием справились.Как вы думаете, в чем смысл этих пословиц? (ответы учеников)Воспитатель : Верно. В семье должен быть мир и лад.Воспитатель :Родители часто говорят нам о том, что главный наш долг на земле по отношению к самим себе - это исполнить данное нам предназначение, найти свой путь, самореализоваться, стать лучше, чем мы есть. И помните: «Чего ты сам сделаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей» так гласит Индийская мудрость. А пока постарайтесь радовать свою семью, не забывайте о добрых делах души.Воспитатель : Запомним семейные заповеди. придерживайтесь ихпочитайте родителей. свято храни честь своей семьи; люби свою семью и делай её лучше; будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи; подари родителям радость; умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи; жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их уважайте мнение всех членов семьи. старайтесь понять каждого и если надо простить. Воспитатель : Какие качества делают семью единой, крепкой, а какие способствуют её разрушению? на альбомном листе изобразить эти качества, которые затем нужно защитить )Воспитатель : Как видим, семья-это маленькое солнце, благодаря которому нам тепло, уютно, оно притягивает к себе. И все мы: и взрослые, и дети должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас, охраняя нас всю жизнь.Воспитатель : Ребята, а нашу группу можно назвать семьей?Примерные ответы : В какой-то степени можно. Мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием.Воспитатель : Очень правильно сказали. Я тоже надеюсь, что наша группа станет дружной семьей и, как в хорошей семье, в ней будут царить уважение и взаимопонимание. Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели»Воспитатель : Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет тепло и солнечно, уютно Чтение стихотворения Е. Кузменко «Дом»Дом, как известно всем давно,Это не стены, не окно,Даже не стулья за столом –Это не дом. Дом – это там, куда готовТы возвращаться вновь и вновь Радостным, добрым, нежным, злым,Еле живым. Дом – это там, где нас поймут,Там, где надеются и ждут,Где ты забудешь о плохом, — Это твой дом. Воспитатель: Итак, ребята, сегодня мы с вами говорили на очень интересную и важную тему, вы активно работали, и у всех вас до конца мероприятия сохранилось прекрасное настроение. Давайте подведем итог нашего мероприятия. Я предлагаю вам поделиться своим настроением, выбрать смайлик, подходящий вашему настроению и поселить его в нашем «Домике настроений». (дети приклеивают смайлики). Сделать вывод: я вижу, что все вы приклеили смайлики с хорошим, веселым настроением. Значит, наше мероприятие удалось, Цели мы достигли.Воспитатель : Спасибо большое за мероприятие, до свидания.