Публикации «Технологии формирования здорового образа жизни в соответствии с ФГОС ДО»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Технологии формирования здорового образа жизни в соответствии с ФГОС ДО»
Автор: Колташкина Ирина Васильевна

Проектная деятельность Волшебные шарики Су-Джок
Волшебные шарики Су-Джок
Здоровье добывают руками,
а не таблетками и пирогами
Участники проекта: воспитатели, дети и родители старшей группы
Мир сладкой и цивильно лёгкой жизни.
Доступен человеку без труда.
В итоге не минуема расплата:
Ущербность и смертельная беда.
Но люди понимают это поздно,
Когда душа и плоть уже больны,
Когда, увы, бывает невозможно
Определить суть собственной вины.
Сам вырвется из ада дикой боли
И насладится жизнью до конца
Лишь тот, кто обладает силой воли,
Поймёт смысл благородного труда.
Забота возрождения Отчизны,
Не только государства – всех людей:
воспитывать ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
И БЛАГОРОДСТВУ НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени, а также одна из основных задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье – один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро потерять.
Исследования, проведённые НИИ гигиены и охраны здоровья детей показали, что за последние 10 лет количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а количество детей, не имеющих отклонений в здоровье, снизилось в 3 раза. Если 10 лет назад мы говорили о здоровом и крепком поколении, то в настоящее время можем только мечтать о целостно – здоровом ребёнке.
Не случайно поддержка и сохранение здоровья как детского, так и взрослого населения сегодня является стратегическим направлением государственной политики, одним из национальных проектов.
В нормативных документах РФ (приказ Минобразования, Минздрава, Госкомспорта, РАО от 16.07.2002 г. № 2715/227/166/19 О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации) подчеркивается приоритетность физического воспитания.
Осуществив проблемно – ориентированный анализ неудовлетворительного состояния здоровья детей в группе я пришла к пониманию причин высокой заболеваемости воспитанников:
1. Недостаточная эффективность традиционных форм физкультурно – оздоровительной работы, используемых в группе.
2. Отсутствие преемственности в области здоровьесбережения между детским садом и семьёй; недостаточный уровень компетентности родителей в области сохранения здоровья детей.
Таким образом я пришла к выводу, что работа по здоровьесбережению не в полной мере соответствует концепции здоровья и не в полной мере способствует формированию здорового образа жизни воспитанников группы.
Познакомившись с различными здоровьесберегающими технологиями я выбрала Су – Джок.. Но проблемы с высоким уровнем заболеваемости детей в группе заставили обогатить этот опыт и направлением – Профилактика ОРВИ и гриппа с помощью Су -Джок.
Ожидаемые результаты проекта
1. Дети научились пользоваться нетрадиционным методам оздоровления без лекарств;
2. Снизился уровень заболеваемости ОРВИ в группе.
Тип проекта:практико – ориентированный
Участники проекта:дети, родители, воспитатели группы
Длительность проекта:долгосрочный.
Гипотеза:возможно ли с помощью Су-Джок терапии повысить уровень сопротивляемости детского организма ОРВИ.
Цель проекта:повысить иммунитет детей к заболеваниям ОРВИ.
Реализация проекта позволит решить следующие задачи:
1. Познакомить детей с нетрадиционными способами оздоровления за счёт воздействия на биологические активные точки по системе Су-Джок.
2. Оздоровить детей.
3. Повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах оздоровления и развития детей по системе Су-Джок.
Методологическая база проекта
Здоровье – состояние физического, психического и социального благополучия человека. Здоровье детей – будущее страны. В период дошкольного детства у ребёнка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья всех участников педагогического процесса. Цель здоровьесберегающих технологий применительно к ребёнку дошкольнику - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников и воспитание валеологической культуры (осознанное отношение к здоровью,компетентности (самостоятельность в решении задач безопасного поведения. оказания элементарной медицинской помощи.)Всё это можно достичь с помощью Су-Джок терапии.
Су-Джок -эта система возникла в Корее. В переводе с корейского су – это кисть, джок – стопа.
Эту методику. признали во всём мире, в том числе и Минздрав РФ одобрил её. Первой ступенью Су- Джок терапии может легко овладеть каждый человек и, не обращаясь к врачу и медикаментам, помочь себе и своим близким. По теории восточной медицины кисти и стопы – своеобразные миниатюрные проекции тела человека. Как располагаются на ладони точки организма. Подушечка большого пальца – лицо, голова. Остальные пальцы – верхние и нижние конечности. Основание ладони – внутренние органы. Зная самые элементарные сведения о Су-Джок, простейшую помощь своему организму может оказать сам себе каждый, даже ребёнок.
Содержание и этапы реализации проекта.
Первый этап – подготовительный:
1. Анализ здоровья детей (Заболеваемость, освоение образовательной области Здоровье)
2. Выявление социальных запросов родителей группы
3. Формирование мотивационной готовности родителей и детей участвовать в проекте
4. Составление перспективного плана реализации проекта
Второй этап– осуществление проекта.
1. Использование Су-Джок терапии в работе с детьми в целях профилактики ОРВИ и гриппа;
2. Диагностический этап
3. Презентация и распространение опыта работы:
Третий этап – подведение итогов.
1. Обобщение и структуривание материала.
2. Подведение итогов обследования и диагностики
3. Выработка рекомендаций для внедрения данной модели в практику ДОУ
Материальные: в ДОУ есть физкультурный зал, в группе созданы условия для двигательной активности, в наличии спортивный уголок, центр здоровья Волшебные шарики.
Продукты проекта:
1. Конспекты занятий
- Профилактика гриппа с помощью Су-Джок терапии;
- Профилактика лечения насморка с помощью Су-Джок;
2. Описание массажа (Создание картотек:
- с массажными шариками;
- с эластичными кольцами.
3. Физкультминутки с использованием Су-Джок;
4. Рекомендации для педагогов об использовании Су-Джок, как здоровьесберегающей технологии.
Перспективный план реализации проекта Волшебные шарики
Этапы проекта Деятельность детей Взаимодействие с семьёй Взаимодействие с педагогами
Подготовительный
1. Беседа Как сохранить и приумножить здоровье.
2. Знакомство детей с комплектом материалов Су-Джок
Анкетирование родителей Социальные запросы
1. Анализ состояния здоровья
(мед. работник и воспитатели группы)
Планирование деятельности
Разработка перспективного плана реализации проекта
Осуществление проекта Совместная деятельность
Обучение детей в режимных моментах:
- использование шариков и колец для поднятия иммунитета;
- массаж пальцев эластичным кольцом для стимуляции работы внутренних органов;
Использование упражнений и массажа:
- на занятиях, как физкультминутки,
- перед занятиями в форме психологических пауз;
- на прогулках в подвижных играх и спортивных упражнениях;
- на гимнастике;
Занятия по валеологии из цикла Я и моё здоровье
Театрализованное занятие с элементами оздоровительных мероприятий Путешествие Колобков
Организация дней здоровья
Обследование детей и диагностика
Самостоятельная деятельность детей
Дидактические игры по валеологии Здоровый малыш
Оформление и ведение блокнота-подсказки Су-Джок
Оформление центра здоровья Волшебные шарики
Ежедневный массаж шариками и колечками Неболейка
1. Родительское собрание Профилактика гриппа и ОРВИ посредством СУ-Джок;
2. Дети - родителям - мастерская здоровья Су-Джок;
3. Оформление сборника материалов для родителей по Су-Джок
4. Консультации для родителей Су Джок лечим детей
Гимнастика маленьких волшебников -элементы психогимнастики и точечного массажа.
5. Привлечение родителей к изготовлению методических пособий (плакатов)
6. Итоговое анкетирование родителей
Сообщение Эффективность использования Су-Джок терапии для профилактики гриппа и ОРВИ
Консультации с молодыми специалистами: воспитатели, .младшим воспитателям,
Презентация проекта Театрализация сказки Ежик на прогулке Семейнй опыт оздоровления с помощью Су-Джок терапии и его презентация
Подведение итогов Итоговое игровое занятие Мастер-класс с использованием су-джок Профилактика гриппа с помощью Су-Джок терапии.
Итоги:
Действительно, здоровьесберегающая технология Су – Джок терапия успешно способствует профилактике у дошкольников гриппа и ОРВИ. Наша гипотеза подтвердилась.
Консультация для воспитателей и родителей
Использование Су-Джок терапии с детьми дошкольного возраста
Рекомендации для воспитателей ДОУ по использованию Су –Джок терапии
*Группы раннего возраста
Что: массажные спортивные мячи разного размера, шарики су-джок без колечек.
Как и когда: для массажа активных точек в игровой форме во время прогулки, режимных моментов.
Зачем: развитие общей моторики, психических процессов и профилактика ОРВИ и гриппа.
Материал: мячи разного размера, шарики Су-джок. подборка речевого материала.
Деятельность: совместно с воспитателем.
Форма организации: индивидуальная и подгрупповая.
Рекомендации для воспитателей ДОУ по использованию Су –Джок терапии
*2 младшие группы
Что: массажные шарики с колечками Су-Джок и шишки, коврик Травка.
Когда и как: для массажа активных точек с использование фольклорных произведений в режимных моментах.
Зачем: профилактика ОРВИ и гриппа, развитие мелкой моторики и стимуляция речевой зоны коры головного мозга в целях речевой активизации детей
Материал: шарики, шишки, орехи, коврик Травка ,подборка речевого сопровождения в виде потешек, пальчиковых игр, песенок.
Деятельность: совместно с воспитателем
Форма организации: индивидуальная, подгрупповая.
Рекомендации для воспитателей ДОУ по использованию Су –Джок терапии
*Средний возраст
Что: шарики Су Джок, прищепки и шестигранные карандаши, крупные семена: семечки, бобы, орехи среднего размера.
Когда и как: для массажа активных точек с использованием стихов, игровых ситуаций. В режимных моментах, во время гимнастики, физкультминутках, на физкультурном занятии.
Зачем: профилактика гриппа и ОРВИ, развитие мелкой моторики, развитие психических процессов: речи, памяти, внимания.
Материал: шарики и и 1 колечко Су Джок, шестигранные карандаши, прищепки, семена средних размеров (бобы,семечки, орехи, подборка речевого материала: стихов, загадок, гпальчиковой гимнастики.
Деятельность: совместно с воспитателем
Форма организации: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная
Рекомендации для воспитателей ДОУпо использованию Су –Джок терапии
*Старший возраст
Что: шарики 3 цветов и 2 колечка Су - Джок, скрепки крупные, спички или палочки, мелкие семена (гречка, горох).
Когда и как : для массажа активных точек с использованием схем, плакатов и в режимных моментах, занятиях, играх, гимнастике.
Зачем: профилактика ОРВИ и гриппа, подготовка руки к письму, обучение грамоте.
Материал: схемы, плакаты, иллюстрации, спички. комплект Су - Джок, семена и пластырь.
Деятельность: совместно с воспитателем и частично самостоятельно, моделирование.
Форма организации: фронтальная, подгрупповая.
Рекомендации для воспитателей ДОУ по использованию Су –Джок терапии
*Подготовительная группа
Что: шарики разноцветные и 2 колечка Су-Джок, специальные медицинские щупы, цветные фломастеры или маркеры.
Когда и как: для массажа активных точек с использованием схем, блокнотов, видео материалов в режимных моментах, на гимнастике, перед занятиями, на занятиях.
Зачем: профилактика ОРВИ и гриппа с помощью цветотерапии и самомассажа, подготовка руки к письму, обучение грамоте и развитие логики, мышления и воображения. Развитие предпосылок учебной деятельности: планирование,синтез, анализ.
Материал: комплект: Су-Джок, маркеры или фломастеры. медицинские щупы, схемы, видеоматериалы, символы.
Деятельность: самостоятельная и частично совместная, проектная, культурно – досуговая деятельность.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная и подгрупповая.