Публикации Конкурс «Лучший учитель»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конкурс «Лучший учитель»
Автор: Калюшева Альфия Расимовна


Из педагогического опыта Калюшевой А.Р. по теме Развитиекоммуникативныхспособностеймладшихшкольников.
Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию, и по форме уроки…. Но замечательные, блестящие уроки есть там, где имеется еще что – то замечательное, кроме уроков, где имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков
В. А. Сухомлинский
Педагогическая проблема, над которой я работаю - Развитиекоммуникативныхспособностеймладшихшкольников. Никакаядругаяпрофессиянеставиттакихтребованийкчеловеку.Каждого
учителя, которыйнабираетпервыйкласс,тревожитвопрос: смогулиянаучитьэтихсвоихучеников хорошописать,читатьисчитать,
аглавное-думатьирассуждать?
Концепциямодернизациироссийскогообразования игосударственные
образовательныестандартывторогопоколенияподчеркиваютнеобходимость
ориентацииобразованиянетольконаусвоениеобучающимисяопределенной
суммы знаний, ноинаразвитиееголичности,егопознавательныхи
созидательныхспособностей.
Общеобразовательнаяшколадолжнаформироватьцелостнуюсистему
универсальныхзнаний,уменийинавыков,атакжесамостоятельной
деятельностииличной ответственностиобучающихся, т.е.ключевые
компетентности,определяющиесовременноекачествообразования.
Условия возникновения темы.
Все чаще в последнее время меня озадачивают факты, что сегодняшние
школьники не очень хорошо умеют ладить друг с другом , не умеют
мирно решать конфликтные ситуации, начинают проявлять агрессивность, а подчас и жестокость – все это создает помехи
для нормального общения. Возникает дефицит общения
Актуальность темы
Современная жизнь с ее высокими скоростями, напряженным темпом, быстро меняющимися условиями требует от человека уметь быстро ориентироваться в окружающей обстановке, налаживать контакт с представителями разных сторон, уметь отстаивать свою точку зрения, находить творческое решения поставленной задачи. Проблемы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС), а также она созвучна с проблемой нашей школы.
На практике необходимо научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить и применять их в учебной деятельности.
Цели :
-выявление организационно-педагогических условий формирования коммуникативной компетенции младших школьников
-создание условий, благоприятных для формирования и совершенствования личности ученика, его готовности к саморазвитию и творчеству.
Задачи:
- выявить методологические и психолого-педагогические основы и изучить состояние проблемы обучения младших школьников;
- разработать этапы построения и реализации коммуникативной компетенции младших школьников;
-определить условия построения и реализации коммуникативной компетенции младших школьников;
- апробировать учебники, позволяющие обеспечить формирование коммуникативной компетенции.
Педагогический инструментарий:
-нестандартные формы проведения заданий;
-нетрадиционные уроки (диспут, дебаты, видео уроки);
-информационно-коммуникационные технологии;
-игровые технологии (деловые, ролевые, соревновательные).
Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебном процессе
Ведущая педагогическая идея учебно – воспитательного процесса заключается в совершенствовании учебной деятельности школьников в процессе внеклассной работы для развития познавательного интереса, логического мышления, формирования творческой активности учащихся.
Воспитательная работа
100% занятость учащихся во внеурочное время;
формирование стремления к ЗОЖ ;
воспитание уважения к труду;
воспитание любви к родному краю;
формирование интересов, склонностей, предпочтений;
гражданское воспитание
Образованиевначальнойшколеявляетсябазой,фундаментомвсего
последующего обучения. Формированиеключевыхкомпетентностей
наначальнойступенишкольногообучениядолжнообеспечить
познавательнуюмотивациюи интересыучащихся, ихготовностьиспособность
к сотрудничеству исовместной деятельностиучениясучителеми
одноклассниками, сформироватьосновынравственногоповедения, определяющегоотношенияличностисобществомиокружающимилюдьми. Ситуацияшкольногообучениятребуетотребёнкаактивногорешенияновых
сложныхкоммуникативныхзадач:организацииделовогообщенияучениковдругсдругомисучителемпоповодуизучаемогоматериала. Высокаяформаобщенияучениковмеждусобойисучителем,будетявлятьсяважнейшимфакторомразвитияпознавательной активностиучащихся, так
какобщениеэтоопределённоевзаимодействие,входекоторогопроисходит
обменинформациейсцельюналаживанияотношенийиобъединенияусилий
длядостиженияобщегорезультата.
Вструктурекоммуникативнойдеятельностивыделяютсятакиееёкомпоненты:
-предмет;
-потребности;
-мотивы;
-цели,задачи;
-действияиоперации.
Коммуникативнаяпотребностьсостоитвстремлениичеловекапознатьсамого
себяпомощьюпартнёрапообщениюичерезегопосредство. Подмотивамимыпонимаемтекачествапартнёра,радикоторыхребёнок
вступаетвобщениесним. Процессобщениямладшихшкольниковвсегдапротекаетнепросто.
Этосвязано,преждевсего, снеумениемвстатьнаточкузрениядругого,увидеть
внём личность, обладающуюсвоимижеланиямиипотребностями.
Способностьобщаться, иликоммуникативныеспособности,психологи
определяюткакиндивидуальнопсихологическиеособенностиличности.
Способностькобщениювключаетвсебя:
-желаниевступатьвконтактсокружающими(Яхочу);
-знаниенормиправил, которыминеобходимоследоватьприобщениис
окружающими(Язнаю) Умениеорганизоватьобщение(Яумею).
Процессформированиякоммуникативныхспособностеймладшихшкольниковбудетуспешным, еслиреализуетсясовокупностьпедагогическихусловий:
-созданиеблагоприятногопсихологическогоклиматавдетскомколлективе,
атмосферыдоброжелательностииситуацииуспехадлякаждого;
-организациясовместнойжизнедеятельностимладшихшкольниковнаоснове
удовлетворенияфундаментальныхпотребностейвобщении, уважениипринятии;
-включениемладшихшкольниковвсистемукоммуникативныхситуаций
взаимодействиясразнымитипамипартнеров (учителями, сверстниками,
незнакомымивзрослыми);
-приобретениемладшимишкольникамитеоретико-прикладныхзнанийпопроблемеобщения ивзаимодействия слюдьми вцелом, ивусловияхихучебнойдеятельности, вчастности.
Толькопоследовательнаяреализацияэтихусловийможетпривестикформированиюнеобходимыхдляуспешнойсоциализациикоммуникативныхзнаний, уменийинавыков,а,следовательно,икоммуникативнойкомпетентности
младшихшкольников.
Дляреализациивыше поставленныхусловийцелесообразноиспользовать:
-игры,направленныенаподдержаниеинтересакобщениюсокружающими,
желаниясовместноговзаимодействиясними;
-созданиепроблемныхситуаций.
Вклассеможноспециальносоздатьпроблемнуюситуациюсцелью
приобретениядетьмипрактическогоопытаввыполненииправилповеденияс
учётоминтересов сверстников:
- использование ИКТ,
- использование современных образовательных технологий.
-групповуюработу,котораядаётогромныевозможностиразвитияготовности
ксотрудничеству, терпимостикчужомумнению,умениювестидиалог.
-оцениваниедругдругаисебя(сопоставлениеработысобразцом;
-вырабатываниекритерииоценкиучебнойработы;
-сопоставлениесвоейоценкисоценкойдругогочеловека;
-умениедаватьхарактеристикуошибокивыдвигатьгипотезы ;
-ихпричинах;
-формулированиепредположенияотом,какискатьнедостающийспособ
действия(недостающеезнание).
Повысить у учащихся интерес к самостоятельному творчеству позволяют нетрадиционные (нестандартные) уроки:
урок-сказка, урок- КВН, урок-путешествие, урок-экскурсия, уроки-проекты и интегрированные уроки.
На таких уроках воплощаются творческие замыслы учителя и творчество учащихся, что дает возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных.Это видно из уроков, подготовленных и проведенных мною.
Урок – путешествия
Проблемные ситуации. Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения заданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются: проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос. Я не мыслю педагогический урок без проблемной ситуации по ФГОС. Ведь дети сами находят ответ на поставленный вопрос. Если ответ найден правильно, значит - урок удался.
Интеграция учебных занятий. На результативность процесса обучения оказывают межпредметные связи: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.
Дифференцированное обучение.
Работая по образовательной модели Школа России, я решаю проблему всестороннего развития личности путем применения технологии уровневой дифференциации, которая предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, его склонности, интересы, ценности. Использование данной технологии вызывает интерес к изучению предметов, развивает способности учащихся, формирует необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность.
Дифференцированный подход осуществляю и при определении домашнего задания для учащихся.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра, в ходе которой ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. В игре формируется активность и нравственные качества личности, развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля. Важнейшей предпосылкой в процессе активной познавательной деятельности является интерес, с помощью которого учащиеся приобретают прочные знания, умения, навыки. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоций и рациональности в обучении. Ещё К.Д. Ушинский подчёркивал: Как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью я использую в своей практике различные дидактические игры, которые не только увлекают, заставляют задуматься, но и развивают самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучают считаться с интересами товарищей.
В дидактических играх ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, формирующим его движение, внимание, умение сосредоточиться, т.е. развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.
Игра и учёба - это две разные деятельности, между которыми имеются значительные, качественные различия. По словам Н.К. Крупской переход от игры к серьёзным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы.
Моя задача - сделать переход детей от игровой деятельности к учебе плавным и адекватным, и в этом мне помогают дидактические игры.
Структурные составляющие дидактической игры:
1) дидактическая задача;
2) игровая задача;
3) игровые действия;
4) правила игры;
5) результат (подведение итогов).
При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.
Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе. Отсюда и стремление быть первым, быстрым, ловким, находчивым.
Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: Кто верней?, Кто быстрей? Отвечай сразу.
Мне помогают в выборе дидактических игр такие книги:
Т. И. Тарабарина И учеба, и игра: математика, Ярославль Академия развития, 1997 г.,
Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе/ Сост. Н. А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2003г.
Сухин И. Г. Занимательные материалы: Начальная школа – М.: Вако, 2004г.
Использование наглядного и дидактического материала содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям. В ходе опытов ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребёнка.
Использование информационно-коммуникационных технологий.
Современное информационное общество предъявляет новые требования к педагогическим работникам в вопросах применения информационно-коммуникационных технологий в процессе самостоятельного извлечения и предоставления знаний.
На уроках я использую следующие программы: Microsoft Word, Microsoft Excel и Microsoft PowerPoint. Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они используются для создания наглядности (презентаций), контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов для учащихся и самими учащимися.
Текстовый редактор Word используется мной для создания простых дидактических материалов, которые предлагаются учащимся для самостоятельной работы на уроке в классе. Такой материал готовится в виде текста с пояснениями, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например небольшое сообщение на заданную тему.
На сегодняшний день существуют десятки разнообразных программ учебного назначения, размещенных на ПК, CD или в Интернете. Из этих программ мной используются: Окружающий мир, Математика, Русский язык, Технология Музыка по ФГОС.
Школа подключена к сети Интернет, что позволяет использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска источников, текстов, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, разработок. К окончанию начальной школы дети свободно владеют интернетом.
При подготовке к урокам и на уроках используются возможности Интернета, который можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды, содержащей богатейший информационный потенциал.
Есть в социальной сети работников образования nsportal.ru свой персональный сайт (web-адрес сайта:htt://nsportal.ru/alfiya26) , где стараюсь публиковать свой учебно-методический материал и учащихся. Имею свои страницы на сайтах ProШкола.ru, Педсовет.ru и т. д., где печатаю свои методические материалы.
Содержание предметов обогащаю на уроках использованием дополнительного материала. Своих воспитанников обучаю работе со словарями, энциклопедиями, справочниками и другой дополнительной литературой. ( Э. Д. Вартаньян. Из жизни слов. М., Детская литература 1973г.; Детская энциклопедия в 3 томах. Что такое? Кто такой? М., Педагогика1975г.; Мир растений, М., Москва,2012 г., Детская энциклопедия, М., Росмен 2012 г.; Новая детская энциклопедия, М., Махаон,2011г.; Энциклопедия для детей Праздники, традиции, обычаи М., Махаон, 2007г.. )
С первого класса все учащихся завели портфолио. Оно позволяют судить об успехах каждого ученика и стимулируют его познавательную активность.
Результативность опыта .
Урок я строю таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной, менее утомляемой.
Благодаря систематическому использованию такого подхода за последние годы, по моим наблюдениям, удалось достичь появления у большинства учащихся положительной мотивации к изучению предметов школьного цикла, повышению мотивации успешной деятельности, формированию личной ответственности за результат своей деятельности.
Главным считаю не заставлять, а заинтересовывать, приглашать ребенка к учебному сотрудничеству. Все мои дети по результатам анкетирования посещают школу с охотой.
Показатели качества знаний учащихся за последние три года подтверждает результативность используемых технологий, методов и приемов обучения.
По завершении первой ступени обучения мои ребята получили следующие результаты:
1.Качество знаний по по итогам 1-2 четверти 2014-2015уч. года: -71 %.
2. Успеваемость-100 % ; СОУ-66%; -71 %.
СОУ по предмету
за год 3 класс
Литературное чтение
80%
Русский язык
65 %
Математика
66%
Окружающий мир
68%
ИЗО
90%
Технология
90%
Музыка
80%
Итоги успеваемости класса за учебный период
Учебный год:2014/2015 Класс:3 Учебный период:1 четверть
Классный руководитель:Калюшева Альфия Расимовна
№п/п
Фамилия и имя учащегося
Англ.яз.
ИЗО
Матем.
Муз.
Окр. мир
Род.яз. и
Рус.яз.
Техн.
Физ-ра
Чтен.
Сред.балл
1
Аюкаева Алина
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
2
Габитов Шамиль
4
5
4
4
4
4
4
5
5
5
4,4
3
Насыров Динар
4
5
4
4
4
4
4
5
5
4
4,3
4
Сафаров Ильнар
3
5
3
4
3
3
3
5
5
4
3,8
5
Хайретдинова Айгуль
4
5
4
5
4
4
4
5
5
5
4,5
6
Юсупова Элина
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5

% качества
83,3
100
83,3
100
83,3
83,3
83,3
100
100
100

4 и 5
5
6
5
6
5
5
5
6
6
6

% успеваемости
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100

СОУ
71,3
100
71,3
82
71,3
71,3
71,3
100
100
88


Текущий период (1 четверть)
Потенциальные отличники
2
Аюкаева Алина Юсупова Элина
Потенциальные отличники с одной-двумя 4
0

Потенциальные хорошисты
3
Габитов Шамиль Насыров Динар
Хайретдинова Айгуль
Потенциальные хорошисты с одной-двумя 3
0

Потенциальные троечники
1
Сафаров Ильнар
Потенциальные неуспевающие
0

Абсолютная успеваемость
100%
6/6 уч-ся
Качественная успеваемость
83%
5/6 уч-ся
Проводимая работа позволяет мне получать результаты качественной подготовки учащихся, развивать их творческие и познавательные способности, которые подтверждаются результатами участия детей в предметных олимпиадах и различных конкурсах: Кенгуру, Русский медвежонок, Человек и природа.
А также учащиеся принимали активное участие в конкурсах:
1.Габитов Шамиль -2 место в Первенстве Ульяновской области по шахматам среди учащихся.( 1-7 октября 2013 г. г.Дмитровград).
Габитов Ш.-Самый молодой участник областного турнира по шахматам посвящённой памяти Эльвира Якупова погибшего при выполнении воинского долга.(8 ноября 2014 г.)
Габитов Ш. – конкурс чтецов в районном конкурсе чтецов Корана и знаний основ Ислама, 27.03.2014 г.
2.Союз охраны птиц России за активное участие в международном интернет- проекте Весна идёт!, 2012-2013 г.(Габитов Ш., Юсупова Э.,Сафаров И., Аюкаева А.
3. Районный конкурс рисунков Мир профессий (3 место – Юсупова Э., Аюкаева А.- 2 место.
4. Кенгуру- российский конкурс ( Юсупова Э.2014 г. 1 место в школе, Аюкаева А.- 3 место в школе.
5. Всероссийский конкурс Кит-Сафаров И.-2 место в школе, в районе- 7 место, Хайретдинова Айгуль- 1 место в школе, в районе- 6 место.
6. Лыжня России -2014- Насыров Д. -3 место. Лыжня России -2013-Сафаров И.
7. Диплом 1 степени районного детского фестиваля Тан Йолдызы в номинации Лучший танцор - ХайретдиноваА. И Аюкаева А.., 2014 г.
8. Всероссийский конкурс Медвежонок,2013 г. -Хайретдинова А. -1 место,Аюкаева А.-2 место.
С результатами своей педагогической деятельности делюсь с коллегами выступаю:
1) на педагогическом совете школы:
2) на заседаниях РМО:
1. Формирование ответственного отношения к окружающему миру, 2011 г.
2. Инновационные технологии, применяемые учителем начальных классов, 2012г.
3) ШМО учителей начальных классов:
1. Работа над совершенствованием техники чтения, 2011г.
2. Суть изменения современного урока с введение ФГОС, 2012г.
3. Проектная деятельность в начальной школе, 2013г.
4) сообщество учителей- предметников Учительский портал
Я буду только рада, если мой опыт будет полезен для педагогической работы учителям начальной школы.
Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик.
Л. Н. Толстой
Стаж моей педагогической деятельности в начальной школе 17 лет. За это время я работала по традиционной программе Школа России.Эта программа интересна, так как реализованы способы организации деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с её решением, с самоконтролем и самооценкой. Формирование понятий осуществляется на доступном для младшего школьника уровне, позволяющем осознать причинно-следственные связи, закономерности и зависимости. Приоритетными формами работы на уроке является индивидуальная самостоятельная работа, фронтальное обсуждение её результатов, работа учащихся в группах. В своей работе постоянно стремлюсь к новым формам и методам работы с учащимися.