Публикации Методическая разработка по ПДД

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка по ПДД
Автор: Арчибасова Татьяна Алексеевна

Опыт работы МДОУ «Детский сад №52 «Чебурашка» по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Встал малыш на ноги – он уже пешеход,Сел ребенок на велосипед – он уже водитель,Поехал в автобусе – он уже пассажир,И везде его подстерегает опасность.Решение задач по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию основ безопасного поведения – приоритетная задача работы МДОУ « Детский сад №52 «Чебурашка». Наш детский сад реализует следующие программы и технологии: «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б.Стеркина, Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева; СП « Детство - Пресс» 2006;«Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» Т.Ф.Саулина изд-во «Мозаика-Синтез» Москва 2016;Программа и методические рекомендации по обучению детей правилам дорожного движения в дошкольном учреждении Р.М.Литвинова, М.Б.Перетрухина изд-во Ставрополь 2003; «Как обеспечить безопасность дошкольников» К.Ю.Белая, В.Н.Зимонина, Л.А.Кондыринская, Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова, В.Н, Сахарова, изд-во Москва, «Просвещение» 2006. Осторожные сказки: «Безопасность для малышей» Т.А.Шарыгина изд-во «Книголюб» 2005 и др. В годовом плане работы ДОУ имеется раздел по профилактике ДДТТ, разработан план мероприятий по профилактике дорожно- транспортного травматизма в текущем году, оформлен «Паспорт МДОУ « Детский сад» 52 « Чебурашка» по обеспечению безопасности дорожного движения». Раздел ОБЖ – составная часть непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию. Теме ознакомления ПДД отведена часть занятия по любому разделу программы. На НОД по речевому развитию - это рассматривание картин и иллюстраций, составление описательных рассказов по картине или из личного опыта, разучивание стихотворений, песенок, сказок, решение проблемных задач и ситуаций. На НОД по развитию элементарных математических представлений - обучение пространственным направлениям, умение пользоваться планами, схемами, моделями, решать логические задачи, задачи-шутки. На НОД по продуктивным видам деятельности индивидуальные и коллективные работы по теме ПДД, раскрашивание картинок в книжках-раскрасках и т.п. В педагогический процесс ежедневно включены «Минуты безопасности» на самые различные случаи и ситуации. Примерные темы бесед, проводятся с целью с выявлений имеющихся знаний и представлений детей: -«Почему детям нельзя выходить на улицу без взрослых»;-«Почему нельзя играть на тротуаре»;-«Какие правила нужно соблюдать при переходе дороги и др.». В детском саду разработаны инструкции для детей по разделам: дорожное движение, противопожарная безопасность, правила поведения на природе, на воде, травмы в быту и т.д. Традиционными в ДОУ стали тематические дни, недели, месячники дорожной безопасности, в течении которых проводятся открытые просмотры образовательной деятельности, представляются творческие проекты, организуются пешеходные прогулки по городу, посещение автогородка с отработкой практических ситуаций, встречи с сотрудниками Госавтоинспекции, праздники, развлечения. Тематика праздников, проводимых в детском саду: « Дорога в город», « Азбука безопасности»,« Творческая мастерская « Путешествие « Светофорика»,« Викторина « Жители страны « дорожная»,« Спортивная эстафета « Весёлый перекрёсток», « Выставка плакатов « Опасайся бед, пока их нет» и др. Митрофанова Ирина Викторовна – активный участник всех этих мероприятий. На протяжении нескольких лет в детском саду она является руководителем кружка «Юные спасатели». Она организовала игровые проекты: «Добрая дорога детства», «Дорожная азбука», «Школа Светофорика», «Школа Спасайкина», «Азбука пешехода», «Маршрутный лист – безопасный путь домой». В рамках проектов проводит охранные акции, которые планируются в соответствии с климатическими и сезонными условиями: «Осторожно, гололед», «День вежливого пешехода и водителя», «Безопасный путь в детский сад», «Мы за безопасность на дорогах». Её воспитанники - активные пропагандисты правил движения. Выступления агитбригады « Светофорик» по теме « Правила дорожного движения знай и всегда выполняй» - обязательная часть тематических Дней дорожного движения. Педагог проявляет мастерство при проведении работы по развитию детей навыков безопасного поведения на дорогах: выпускает сигнальные листовки, газеты, оформляет фотостенды. Вместе с детьми создаёт книги, куда включены рассказы, придуманные детьми, а иллюстрациями служат рисунки детей. Значительное место в детском саду отводится практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети могут изучать на практике правила для пешеходов, наблюдать дорожное движение, закреплять раннее полученные знания по правильному поведению на дорогах. Ирина Викторовна Митрофанова разработала картотеку дидактических игр по ПДД, целевых прогулок с воспитанниками по обучению детей правильному поведению в дорожных ситуациях, в соответствии с задачами, возрастными группами, темами и периодичностью проведения. Основное отличие целевых прогулок по ПДД в ДОУ от занятия, проводимого на игровом участке или в игровой комнате, заключается в непосредственном восприятии дорожных ситуаций, наблюдений за поведением пешеходов. Ею собран необходимый материал, методические пособия, иллюстрации, загадки, стихи, рассказы, конспекты занятий, которые используются в соответствии с конкретными педагогическими задачами. В каждой группе есть миницентр, по дорожному движению, где широко представлен наглядный материал, настольные макеты улиц, атрибуты и пособия для мероприятий, в которых дети с воспитателем могут на практике закреплять полученные знания по правилам дорожного движения, смоделировать проблемную ситуацию на дороге и найти пути её решения. В младшей группе дети играют и приобретают знания о том, что на улицах дорога есть большие и маленькие дома, дорога и тротуар, отличают понятия «улица» и «дорога». Играя с машинами, учатся различать легковой и грузовой транспорт, учатся правилам поведения в транспорте, на тротуаре, при переходе дороги, что главным на дороге является светофор. В средней группе оформлен уголок с перекрестком. Дети, играя, знакомятся с элементами разметки «зебра», «разделительная линия», одностороннее и двустороннее движение.В старших группах в уголках обозначены различные типы перекрестков с нанесенной разметкой, тротуары, остановки транспорта, различные виды знаков. Дети знакомятся с таким понятием, как «многополосное движение», «островок безопасности», средства регулирования дорожного движения. Дети этого возраста уже имеют определенное количество знаний и представлений об окружающем. Поэтому основным направлением является интеллектуальная, игровая деятельность в виде занимательных игр, логических задач, головоломок, кроссвордов, развивающих сообразительность, внимание, самостоятельность. Ежегодно в ДОУ проводиться конкурс «Лучший уголок безопасности», все группы представляют изготовленные макеты по дорожному движению с большим количеством моделей транспорта, дорожных знаков, светофоров. Во всех группах имеется подбор необходимого методического материала, достаточное количество дидактических и настольно-печатных игр. Например, наглядные пособия «Дорожные знаки», «Дорожная азбука», плакаты «Безопасность на дороге», учебные пособия для дошкольников по ПДД и др. Ирина Викторовна являлась неоднократным победителем этого конкурса. Любимым средством обучения детей являются «Мультипликационные уроки осторожности по основам безопасности жизни для малышей и их родителей с тетушкой Совой», «Азбука безопасности на дороге», показ кукольных театров: «Уважайте светофор», «Доверчивый ежик», «Спасение дорожных знаков» и др.Проведение праздников, развлечений - эффективная форма работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и обучения правилам дорожного движения. Тематика праздников: - «Творческая мастерская «Путешествие Светофорика»;- «Театрализованное представление «Школа светофорных наук»;- «Викторина «Жители страны «Дорожная»;- «Спортивная эстафета «Веселый перекресток»;- «Выставка плакатов «Опасайся бед, пока их нет». Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка невозможно решить только в рамках детского сада. Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблем безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми нужно знакомить, прежде всего, в семье. В ДОУ используются различные формы взаимодействия с родителями. Это групповые и общесадовские мероприятия с приглашением сотрудников ГИБДД. На родительских собраниях в нетрадиционной форме « Детский сад – территория опасности», «Мама, папа и я – пешеходная семья», викторина «Дорога в город», «КВН с родителями» воспитатели рассказывают родителям о причинах и условиях, приводящих к возникновению ДТП с участием дошкольников, объясняют родителям важность, актуальность проблемы безопасности детей. Проводится анкетирование родителей по вопросам соблюдения ПДД., интервью с родителями «Наши лучшие друзья- правила движения» По результатам анкетирования Митрофановой И.В. оформлены яркие, привлекающие внимание консультации: «Внимание, мы ваши дети», «Ребенок имеет право жить», «Глупо экономить свое время за счет жизни ребенка», «Как научить ребенка отвечать за свою безопасность». Ею выпущены шпаргалки для родителей в форме буклетов «Памятки для родителей по воспитанию грамотного пешехода», «Что нужно знать ребенку о дороге», «Обучение детей наблюдательности на улице», «Правила поведения на остановке маршрутного транспорта», «Правила перевозки детей в автомобиле». Во всех группах имеются информационно-познавательные ширмы по правилам безопасности дорожного движения. Педагоги большое внимание уделяют совместному творчеству детей, родителей и воспитателей. Оформлены выставки детских рисунков, поделок, макетов по данной тематике, выпускается газета для любознательных родителей «Солнечный лучик».Обучение детей правилам дорожного движения происходит в тесном сотрудничестве с социумом. Наше дошкольное учреждение тесно сотрудничает с такими общественными организациями: ГИБДД, МОУ СОШ №5.С детьми проводятся экскурсии по родному городу и встречи с инспекторами ГИБДД. Сотрудники автоинспекции проводят беседы с детьми о правилах дорожного движения, помогают в организации тематических досугов.В гости к дошколятам приходят школьники из отряда юных инспекторов – ЮИДовцы МОУ СОШ №5. Они рассказывают детям о правилах дорожного движения, организовывают совместные развлечения по ПДД воспитанников и учеников 1х классов. Например, «В стране дорожных знаков». «Берегите руки, ноги, не шалите на дороге»Ирина Викторовна принимает активное участие в методической работе ДОУ. С целью обмена опытом проводила семинары - практикумы для педагогов ДОУ «Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения», «Новые подходы к формированию знаний по ОБЖ», «Взаимодействие с семьёй по предупреждению дорожно- транспортного травматизма», « Викторину - мастер класс для педагогов «Знатоки ПДД». На педагогическом совете представляла опыт работы по теме « Формирование основ безопасного поведения дошкольников». Участвовала в проведении круглого стола «Безопасность ребёнка на дороге». Наш детский сад ставит задачу не столько обучить правилам безопасного движения, сколько воспитать навыки безопасного поведения на дорогах.