Публикации Лучшая методическая разработка

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лучшая методическая разработка
Автор: Матвеева Елена Геннадьевна

Муниципальное общеобразовательное учреждениесредняя школа №2 р.п. Новоспасское(МОУ СШ №2 р.п. Новоспасское)Экологическое воспитание на уроках литературыМатвеева Е.Г., учитель русского языка и литературы2017год.Со второй половины XX в. наше общество стоит перед проблемой экологического воспитания, т.к. человек - единственный зоологический вид на планете, который пытается нарушить законы экологии. По мере развития цивилизации люди стали наступать на природу, вырубать леса и распахивать земли, осушать болота и взрывать горы. И в XX веке природный баланс был нарушен. Браконьерство, бесконтрольный отстрел животных и отлов рыбы привели к тому, что в лесах нет дичи, в реках и озерах - рыбы. Все против природы! И в настоящее время природа уже просит защиты - от деятельности человека. И чтобы ей помочь, надо проводить постоянную, целенаправленную работу с учащимися по экологическому воспитанию. Поэтому эта работа, я считаю, является актуальной в данное время. Вопросы экологии звучат во многих статьях разных авторов. Эту тему поднимаетА.В.Михеев, А.Ф. Смайкин.Объектом нашего исследования является человек. Человек и природа. Восприятие природы человеком, влияние природы на человека, взаимодействие человеческой души и природы.Цель данной работы: разработать систему уроков по литературе, которая будет способствовать экологическому воспитанию школьников.Задачи работы:
  • Определить сущность и содержание понятия «экологическое воспитание».
  • На произведениях современной литературы XX века показать, что литература будит общественное сознание, призывая нас очнуться от беспечности, вдуматься в смысл отношений человека и природы.
  • Разработать систему уроков по литературе, которая будет
  • способствовать экологическому воспитанию.Если мы будем вести систематическую работу по экологическому воспитанию, то, наверное, нам все-таки удастся воспитать человека, заботящегося о родном крае, разумно и бережно относящегося к природным богатствам.
  • 2.1. Экология - слово недавнее, составленное из двух греческих слов: «oikos» - дом, родина и «logos» - знание. Экология - домоведение, домознание.
  • Экологическое воспитание - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям, как к части природы. Экологическое воспитание позволяет продемонстрировать связь человека с природой, результаты его воздействия на природу ближайшего окружения.Проблема экологического воспитания поднимается не только на уроках литературы, но и на уроках биологии, химии. Но только художник слова, как никто другой, сможет «достучаться» до сердца каждого, ведь литература, в отличие от других предметов, - это образное восприятие, и обращена она, прежде всего, к душе человека. Формирование чувства Родины и воспитание любви к родной природе - одна из важнейших задач школьного курса литературы.
  • Но экологическое воспитание - понятие очень широкое. Кроме уроков литературы оно включает и уроки развития речи, и внеклассную работу. Большую роль в экологическом воспитании школьников играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные учеником, должны способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
  • В работе по экологическому воспитанию я использую практически все представленное в школьной программе творческое наследие поэтов и писателей XX века.Так пятиклассники знакомятся со стихотворением Мережковского «Природа». После выразительного чтения стихов учащиеся размышляют над вопросом:какие явленияпротивопоставляются в 1 строфе.В результате коллективной работы находим эти противопоставления:а)зло, кровавая вражда - величавый чертог неба, прелесть цветущей земли;б)наша кручина морщина - могучий таинственный лес, ясная лазурь небес.В поэте постоянно жило желание подойти поближе к природе. Это желание, наверное, и породило стихи, которые отражают такое стремление.В поэзии Игоря Северянина есть близкие детству стихи, которые мы с учащимися читаем ради звучания и нехитрой мысли о необходимости беречь природу, чувствовать близость к ней. После чтения стихотворения «В парке плакала девочка» задаю вопрос: почему отец простил дочери все обиды и шалости? Учащиеся легко находят ответ: потому что она умеет плакать о чужой боли, она умеет сострадать.В 6 классе повесть М. Пришвина рассматривается мною, как начало темы русского леса в литературе, завершая которую в 11кл. при изучении на уроках внеклассного чтения романа JI Леонова«Русский лес», мы постигаем глубину авторского обобщения «У нас, в России, лес за все в ответе...». Действие повести происходит в переславском крае в 1945 г., и я, стремясь приблизить ее содержание к восприятию ребят, рассказываю, как в конце войны и в первые послевоенные годы в пострадавшем крае женщины, оставшись одни с малыми детьми, без мужей, осенью шли в сосновый лес собирать хвою, чтобы протопить избу, а зимой в жгучий мороз возили из зарослей ольховника на санях дрова. Летом дети ходили в лес собирать грибы, яблоки. Таким образом, обращаясь к «Кладовой солнца», показываю, что Пришвин смотрит на природу не глазами случайного путешественника, а добрым взглядом рачительного хозяина. Мне очень дорога мысль Пришвина о том, что природа - общенародное достояние, источник красоты и нравственного здоровья. Знакомя ребят с этим произведением, стремлюсь, чтобы эта мысль стала дорога и им. Чтобы ощутить единство природы и человека, тесную неразрывную связь всего существующего на земле, необходим серьезный разговор..Вопросы к беседе:
  • Можно ли ели, сосны, ветер уподобить живым существам?
  • Почему мы сочувствуем искалеченным деревьям?
  • Покажите, что чувства Пришвина согреты живым участием, что для него она имеет душу?
  • Наша цель будет достигнута, если ребята поймут, что для мудрого человека, рачительного хозяина, который берет у природы в меру, разумно, отдавая ей свои силы, проявляя о ней заботу, природа - друг, союзник. Если же человек только берет, он погубит сначала природу, а потом и себя. Читаем строки о полной гармонии, слитости человека с природой: «И так он прекрасен там, в зеркале, со всею природой, с облаками, лесами». В ходе нашей совместной работы ребята убедились в том, что богатства природы и ее красоту надо охранять и беречь, т.к., по мнению Пришвина, «охранять природу - значит охранять Родину».«Любовь к родной природе - один из важнейших признаков любви к своей стране...», - писал К. Паустовский. На уроках внеклассного чтения в бкл. мы знакомимся с книгой очерков «Мещерская сторона» К. Паустовского.Именно в Мещерской стороне писатель впервые глубоко осознал, что значит любовь к своей земле.Перед работой над произведением предлагаю детям подумать, о чем говорят, и что выражают записанные на доске слова: родная земля, родной край, милый сердцу край, отчий край.Вопросы классу:
  • Что представляют в своем воображении, произнося их, люди, родившиеся на Кавказе, в Сибири, в степях Казахстана и других местах нашей Родины?
  • А в чем красота природы России, ее средней полосы? Умеем ли мы видеть и ценить эту красоту?
  • Ответом на эти вопросы и завершением вступительной беседы послужит стихотворение Рыленкова «Все в тающей дымке...», которое рисует обобщенный пейзаж нашей Родины. Эти стихи являются своеобразным «запевом» ко всей дальнейшей работе:Все в тающей дымке:Холмы, перелески.Здесь краски не ярки,И звуки не резки.Здесь медленны реки,Туманны озера,И все ускользает От беглого взора.После чтения очерка «Леса» и его обсуждения учащиеся легко поняли, что Паустовский и всматривается, и вслушивается в природу. Если бы он этого не делал, он не написал бы «осторожное перепархивание птиц», ведь они перепархивают потому, что в лесу густо, летать там трудно, а перепархивать легко. А это можно заметить, если очень внимательно наблюдать за природой. Писатель вслушивается и слышит, как дрожат осиновые листочки, видит огоньки светлячков. Очерк «Мой дом» дает новые знания об авторе, знакомит с новым видом описаний - юмористическими характеристиками животных. Дети легко замечают, что Паустовский «очеловечивает» поведение животных, наделяет их человеческими чувствами и переживаниями, и делает он это любя их. «Очеловеченные» характеры живых существ передаются детьми в словесных рисунках. После совместной работы над этим очерком дети сделали вывод, что Паустовский был очень наблюдательным и умел открывать глаза на прекрасный окружающий мир. Он пишет о животных с чувством юмора, сравнивает их с людьми. «Ведь в действительности не могут же коты играть в волейбол и просить пощады. Видно, что Паустовский очень любит животных»,- говорят учащиеся.Последний очерк «Бескорыстие» особенно важен для осознания главной темы, главной мысли «Мещерской стороны»: любовь к родному краю возникает в каждом, кто зорко всматривается в окружающий мир и открывает его красоту и разнообразие жизни. Эта любовь становится большим и сильным чувством любви к Родине. После чтения очерка коллективно работаем над уяснением смысла его названия, благодаря чему дети разделяют чувства автора.В результате совместной работы над очерками Паустовского, учащиеся приходят к выводу, что природа не сразу открывает все свои тайны. Природу нашей Родины надо любить, уважать и понимать так же, как Родину. Ребята прекрасно поняли, что беглый, равнодушный взгляд не откроет скромной красоты нашей родной земли: лишь вглядевшись и вслушавшись в окружающее, можно увидеть необыкновенную прелесть и очарование лугов, озер и рек, а увидев, можно беззаветно полюбить свой край - родную землю.Продолжает гуманистические традиции русской классики в цикле рассказов «Конь с розовой гривой» В. Астафьев. После знакомства с рассказом Ф. Абрамова «О чем плачут лошади» в 7кл. на уроке внеклассного чтения мы с учащимися читаем рассказ «Зачем я убил коростеля?». Этот рассказ автобиографичен. Это признание взрослого человека в давнем детском поступке: глупой и жесткой мальчишеской забаве - охоте на живое с палкой, рогаткой.Учащиеся замечают, что, должно быть, игра эта передается мальчишкам с кровью далеких предков, бесчисленные поколения которых добывали пищу, охотясь на зверя, птицу. Инстинкт, когда- то спасительный для человеческого рода, утратил ныне свой смысл, сделался врагом природы и самого человека. Подчинившись ему, герой рассказа однажды в детстве догнал и захлестал насмерть раненую, плохо бегающую птицу. Отвечая на вопрос: в чем смысл заглавия рассказа, учащиеся говорят, что сердца героя хватило, чтобы понять всю жестокость своего поступка, ужаснуться себе, азартно бьющему плетью по беззащитному существу. Этот запоздалый ужас и преследует его всю дальнейшую жизнь мучительным вопросом, вынесенным в заглавие рассказа.
  • Продолжая работу по экологическому
  • воспитанию на уроках литературы в 11 кл., пытаюсь еще раз донести до учащихся, что природа — само совершенство. В ней все взаимосвязано, все уравновешено. Но если нарушить природный баланс, то может случиться беда. Человек сам - продукт природы, поэтому находится с ней в вечной взаимосвязи. По мере развития цивилизации люди стали наступать на природу: вырубать леса и распахивать земли, осушать болота и взрывать горы. В XX веке природный баланс был нарушен. Браконьерство, бесконтрольный отстрел животных и отлов рыбы привели к тому, что в лесах нет дичи, в реках и озерах рыбы.И вовсе не легко и не просто бывает сразу припомнить аналогичные в современной прозе картины варварского надругательства, кощунственного глумления над природой, которые потрясали бы так мощно, как в романе Ч. Айтматова «Плаха». Об этом романе мы и ведем разговор с учащимися. Особенно ужасает .десятиклассников словцо «мясосдача», для пополнения которой «в конце последнего квартала определяющего года» и осуществлено чудовищное насилие, кровавое побоище, прокатившееся по Моюнкумской саванне, как «сплошная черная река дикого ужаса...». В результате работы над текстом романа учащиеся пришли к выводу, что разбой, вандализм, учиненные в Моюнкумах - результат не неразумия, а преднамеренного преступления, на которое осознанно идут не полуграмотные дилетанты, а вполне цивилизованные калифы на час, чья козырная ставка на сиюминутную выгоду выдает мертвую хватку хищников.Что им вечность, если миг позволяет урвать больше? И что душа, когда не о ней печаль, а о престижной карьере? Сказано же до них: гори все синим пламенем. И мы с учащимися видим, как разгорается пламя на многих сотнях и тысячах гектаров вокруг озера Алдаш: древние камыши мешают подъездным путям к открытой горнорудной разработке редкого сырья. «Пожару дали старт посреди ночи. Обработанные воспламеняющимся веществом, камыши вспыхнули как порох». И в этом огне погибает почти весь выводок волчицы Акбары. Но гибель камышовых джунглей, животных, птиц никого не остановит, если речь идет о дефицитном сырье. И никого из учащихся не оставила равнодушным предфинальная картина романа - гибель маленького Кенджеша, унесенного волчицей Акбарой, как месть природы за нарушенное равновесие, утраченную гармонию. Суд природы над людьми страшен, жесток, беспощаден.Эту же тему поднимает Вл. Высоцкий в стихотворении «Охота с вертолетов». Чтением этого стихотворения мы и завершаем с одиннадцатиклассниками разговор о варварском надругательстве над природой.Мы ползли, по-собачьи хвосты подобрав,К небесам удивленные морды задрав:Либо с неба возмездье на нас пролилось,Либо света конец - и в мозгах перекос...Только били нас в рост из железных стрекоз.Кровью вымокли мы под свинцовым дождем - И смирились, решив: все равно не уйдем.Животами горячими плавили снег.Эту бойню затеял - не бог - Человек !Улетающих - в лет, убегающих - в бег ...Изучая творчество С. Есенина в 11 классе, стараюсь подвести учащихся к тому, что природа у него - это вечная красота и гармония мира. Природа нежно и заботливо врачует людские души, снимая напряжение земных перегрузок.Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруде,Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду.Говорим о том, что Есенин самозабвенно любит деревню. Он видит поэзию деревенской жизни, красоту людей труда. Мир природы не только наполнен красками, звуками, но и одушевлен - травы, деревья говорят на понятном поэту языке: «нежно охает солома». Учащиеся находят выразительные сравнения: «заря на крыше, как котенок, моет лапкой рот», «по пруду лебедем красным плывет тихий закат». Поэт по-крестьянски смотрит на мир; жадно вглядывается в обновляющуюся весной природу, с трепетом ожидает восход солнца и долго засматривается на блестящие краски утренней и вечерней зари.При дальнейшем знакомстве с поэзией Есенина выпускники замечают, что поэт ощущает и себя частицей природы, он очень любит животных и посвящает им много стихов: «Песнь о собаке»,«Корова», «Лисица» - не просто стихи о животных, это стихи и о жестокости человека, о вине его перед «собратьями нашими меньшими». Говоря о них, класс получает вопросы:
  • Как поэт передает силу материнского чувства в стих.
  • «Песнь о собаке»?
  • Как автор показывает действия хозяина?
  • Какими метафорами усиливается ужас от свершившегося?
  • В ходе нашего совместного разговора ребята убедились, что стихи Есенина учат любить, жалеть все живое, живущее, заботиться о «братьях наших меньших», учат любить и хранить мир земной красоты. И если раньше им просто нравились мелодичные, быстро запоминающиеся стихи поэта о красоте природы, то сейчас они поняли, насколько они серьезны и проблематичны.Литература в своем движении во времени все более и более усиливает свою тревогу о судьбе человека и о судьбе Земли, на которой мы живем. Если в творчестве писателей XIX в. мы видим не нарушаемую гармонию человека и природы, выступающих как единое целое (Тютчев, Фет, Никитин), то уже в творчестве Пришвина появляются тревожные ноты. Они усиливаются в произведениях Солоухина, призывающего не к иждивенчеству, а к сотрудничеству с природой, и доходят до обостренной, звенящей высоты в «Царь - рыбе» Астафьева В., главная мысль которой в том, что гибель природы из-за вмешательства человека ведет к гибели самого человека; человек, который губит природу, губит, прежде всего, себя. Говорим с учащимися о том, что нельзя любитьродину, не живя одной душой с жизнью любимой березки. И то, что мы порою принимаем за «чистую» лирику природы, пейзажные зарисовки, на поверку оказывается особым проявлением гражданственности, патриотизма, без которых невозможно бережное отношение к природе, активность человека в ее защите, сохранении и приумножении ее богатств.Говоря о воздействии человека на окружающую природу в 11 классе, я провожу семинар «Человек и природа» по произведениям современной литературы. Учащиеся знакомятся с произведениями В. Астафьева «Царь-рыба», Ч. Айтматова «Белый пароход», В. Распутина «Прощание с Матерой» (см. Приложение 2 ).
  • В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что возможности литературы, и в частности литературы XX века, в решении проблемы экологического воспитания велики. Мы используем урок литературы, чтобы показать учащимся гражданский смысл поэтического чувства природы в литературе, решаем задачу бережного отношения к природе, и на этой основе идет экологическое воспитание учащихся. Художники слова помогают подвести учащихся к осознанию того, что только человек несет ответственность за судьбу своей Земли, помогают вызвать озабоченность и тревогу за состояние природы. А наше неравнодушие к проблеме экологического воспитания позволяет надеяться на то, что мы не потеряем доверенное нам поколение, что литература поможет воспитывать активных защитников природы.
  • Но в рамках нашей темы есть еще много произведений, поднимающих данную проблему, проблему экологического воспитания, и в будущем мы будем постоянно возвращаться к этой теме. «...Сам человек только в зеркале природы может увидеть свое настоящее лицо,»- сказал М. Пришвин. В это зеркало надо учиться смотреть самому, научить видеть в нем себя и других. Тогда станут ближе, роднее слова Тютчева:Не то, что мните вы, природа,Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода,В ней есть любовь, в ней есть язык.Цель, поставленную в работе, мы достигли.БИБЛИОГРАФИЯ.
  • Ярошенко В.А. Экспедиция «Живая вода», - М.: Молодая гвардия, 1989 г.
  • Литература в школе. М.: Просвещение, № 1, 1990, -с. 104
  • В судьбе природы - наша судьба. М.: Худ. лит. 1990,-с. 331
  • Литература в школе. М.: Просвещение, № 4, 1990, с.99
  • Литература в школе. М.: Просвещение, № 5, 1990, с.95
  • ПРИЛОЖЕНИЕ 2.Семинар « За круглым столом ».« Человек и природа »( по произведениям современной советской литературы ) Т Д Ц (триединая дидактическая цель).
  • На произведениях современных советских писателей показать, что литература, искусство будит общественное сознание, призывая нас очнуться от беспечности, оглянуться вокруг себя, вдуматься в смысл отношений человека и природы.
  • Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности (сравнение, обобщение).
  • Способствовать развитию речи у каждого ученика, развитию
  • познавательных интересов.,ПРОЕКТ ПОДГОТОВКИ УРОКА.
  • Оформление высказываний писателей о природе.
  • Стихи любимых поэтов о природе (самост.)
  • Рассказы с описанием природы у Пришвина.
  • Стих. «Мудрый лось».
  • Оформление выставки книг «Человек и природа».
  • Фотовыставка «Природа нашего края».
  • Выставка рисунков «Мой любимый уголок природы»
  • Подбор газетных и журнальных статей об отношении человека к природе.
  • Чтение произведений:
  • Астафьев «Царь-рыба»,В. Распутин «Прощание с Матерой»Ч.Айтматов «Белый пароход»ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА.
  • Высказывания о природе:
  • а)Образование только развивает нравственные силы человека, но не дает их: человеку дает их природа.В.Г. Белинский.б)Человек, который понимает природу, благороднее, чище. Он не сделает дурного поступка. Он прошел «душевный университет».JI. Леонов.в)Неужели может среди обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Все недоброе, должно, кажется, исчезнуть в соприкосновении с природой - этим непосредственным выражением красоты и добра.Л. Толстой.
  • Фотовыставка.
  • Выставка рисунков «Любимый уголок природы».
  • Грамзапись: С. Беликов «Родник»,
  • В. Астафьев отрывок из «Царь - рыбы»,гр. «Любэ» «Не рубите дерева»,В.Леонтьев «Наедине со всеми».
  • Выставка книг: что можно прочитать по данной теме:
  • а)М. Пришвин «Глаза земли», «Рассказы».б)Сб. «Отеческая земля».в)К. Паустовский «Михайловские рощи».г)Михеев, сб. «Охрана природы».д)Захлебный «Книга для чтения по охране природы».е)Г. Троепольский «Белый Бим черное ухо».ЛИТЕРАТУРА.
  • В. Астафьев «Царь - рыба».
  • В. Распутин «Прощание с Матерой».
  • Ч. Айтматов «Белый пароход».
  • М. Пришвин «Рассказы».
  • С. Есенин Стихи.
  • Сб. «Охрана природы».
  • Методический инструментарий.Да, мы дети природы, часть ее, плоть ее. Об этом говорит, Ч. Айтматов в своей повести «Белый пароход».Слово группе читателей, защитников природы в повести «Белый пароход».Слово «корреспондентам» журналовУчитель. Песня в исполнении С. Беликова положила начало разговору о каком произведении ?Уничтожается, уходит под воду замечательный остров Матера. Это неизбежно, потому что, ниже него, на Ангаре, будет построена огромная плотина, которая поднимет воду дляСтих. «Мудрый лось», чтение наизусть легенды о рогатой Матери - Оленихе.Основные вопросы.
  • Как Вы понимаете легенду о рогатой матери - Оленихе.
  • Почему мальчик уплыл рыбой?
  • Охарактеризуйте позиции Орозкула, Молчун, самого автора.
  • Ваше впечатление о повести. Что вызвало волнение, что запомнилось?
  • Грамзапись С. Беликов «Родник».Содержание обученияработы могучей гидроэлектростанции. И это уничтожение природы сочетается с неразумнымуничтожениемвсегочеловеческого на Матере. Страшно, по- варварски разоряются могилы на кладбище. С каким-то сладострастием поджигаются дома, в которых прошлажизньпоколений. А^противостоит этому трагическому действу лишь царский листвень, которого ни огонь, ни топор не берет.Слово читателям - защитникам повести Распутина «Прощание с Матерой».Слово «корреспонденту» журналаСодержание обученияВывод. Повестью В. Распутин утверждает, что природа - основа человеческой жизни и несмотря ни на что люди принадлежат природе. Столкновение природы и человека он рассматривает как нравственный конфликт в самом человеке. Именно поэтому природа у писателя представлена не как внешняя сила, а неотвратимый судья.Взявшись за эту тему, Распутин увидел тугой узел важных проблем в жизни человека. Он озабочен тем, чтобы в процессе преобразования природы «не источилась совесть», не была «потрачена душа», чтобы человеческое не выветрилось в человеке.Содержание обученияСлово «корреспонденту».Методический инструментарий.Основные вопросы.1.. Почему являясь частью природы, человек противостоит ей как сила?
  • В чем же трагизм отношений Человека и природы в этой повести?
  • Каков приговор браконьерству, как преступлению перед Природой и Человеком?
  • Вывод. При всей важности проблем экологии, Ьхраны природы, поднимаемых астафьевским повествованием, оно, прежде всего, заставляет думать над тем, что происходит с человеком. Природа на страницах повести выступает как мера красоты и гармонии, как символ жизни и вечности.Слово «корреспондентам»
  • А в вашем районе, какова экологическая обстановка? Делается ли что-нибудь для того, чтобы помочь природе?
  • Как вы думаете, может ли литература
  • сегодня помочь человеку стать богаче, чище, добрее?V