Публикации «Ступени мастерства»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Ступени мастерства»
Автор: Куклева Анастасия Константиновна

Завьялова Наиля Алеевна, преподаватель фортепианного отделения МБУ ДО Детской школы искусств № 8 г. Ульяновска
Связь нотного письма с пением и методикой игры по нотам
При работе с детьми в классе фортепиано следует придерживаться двух основных правил:
– первое: не начинать игру по нотам прежде, чем ученик сможет нажатие клавиши ощущать как внешнее выражение своего музыкального представления. Поэтому не рекомендуется начинать игру по нотам, когда учащийся ещё не в состоянии подобрать на рояле ту или иную песенку на слух.
– второй принцип: процесс усвоения нотного письма должен протекать так медленно, чтобы ученик имел время основательно запечатлеть у себя в памяти связь между определённой нотой и определённым звуком. Однако с самого начала связующим звеном между прочтением ноты и нажатием клавиши должно быть слуховое представление звука. Звука определённой высоты, длительности, громкости и, возможно, даже и тембра.
Перед преподавателем стоит задача, чтобы в связи с нотными знаками у детей развилось представление о высоте звука (мелодия) и о длительности звука (ритм). Способы осуществления этой задачи могут быть очень разнообразны и индивидуальны. Но не должен отсутствовать последовательный контроль над тем, действительно ли учащийся по нотным знакам представляет себе именно звуковые качества.
Методика игры по нотам предполагает следующее:
– начинаем с показа только от одной до трёх нот, расположенных в тесситуре голоса ученика, без одновременного объяснения ритмических длительностей; ноты можно поначалу записывать, например, как половинные. Ученик сначала ищет ноты, затем только читает их названия. Потом он может записывать пройденные ноты в виде маленьких диктантов (спетых или сыгранных педагогом). Записанные таким образом коротенькие мелодии ребёнок должен по этой записи сначала спеть, а затем сыграть (можно одним пальцем).
– после терпеливой и основательной проработки первых нот число их можно увеличить до пяти-шести. С помощью преподавателя ученик записывает знакомые маленькие песни, применяя эти ноты (пока без различения ритмических длительностей, но уже с тактовой чертой).
– следующая ступень: ознакомление ученика с принципами записи ритмических длительностей. В пропетых песнях ученик различает долгие и краткие слоги и учится их прохлопывать (нотами: половинная – четвертная либо четвертная – восьмая). И затем наоборот – так же прохлопывает или играет на одном звуке данные короткие записи ритмических обозначений.
– на основе первых уже изученных пяти-шести звуков соединяем обозначения мелодической линии и ритма – как при письме, так и при чтении нот. Играя по нотам, ученик – насколько возможно – сначала пропевает каждое упражнение, потом играет: сначала одним пальцем, затем всеми пальцами правой руки, далее всеми пальцами левой руки.
– лишь после этого к уже известным нотам добавляются другие: либо ноты f – c в басовом ключе, либо звуки второй октавы c – g. И теперь ученик должен спеть каждую мелодию, прежде чем будет её играть. Поскольку эти звуки не совпадают с его голосовыми возможностями, он должен при помощи октавной транспозиции перенести их в свою тесситуру.
Последовательность в обучении не имеет ничего общего с назойливым повторением пройденного. И развитие музыкальности с использованием маленьких игр, пьес, заданий, контрольных упражнений и загадок должно быть продолжено на протяжении всего времени учёбы.
Преподаватель в своей повседневной работе никогда не должен терять из поля зрения наиважнейший их дидактических принципов, который имеет большое значение: инструментальное обучение должно быть не тягостным трудом, а привлекательной гранью жизни.