Публикации Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе
Автор: Лофицкая Наталья Ивановна

«Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе»Системно-деятельностный метод – основной инструмент деятельности педагога. Он даёт возможность детям вырасти людьми, которые будут способны понимать, оценивать информацию, анализировать её на основе имеющихся у них теоретических знаний, будут обладать навыками к применению этих знаний в нестандартных условиях, будут способны принимать решения на основе проведённого анализа. Ученик теперь главный деятель на уроке. Во главе и в центре учебного процесса находится познавательная деятельность ученика, активная и как можно более самостоятельная.Целая система дидактических принципов обеспечивает реализацию технологии системно-деятельностного метода в практическом преподавании: принципы деятельности, непрерывности, целостного представления о мире, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества. Особое внимание и уже с давнего времени я уделяю принципу минимакса, который обеспечивает дифференцированное обучение детей. Ведь очень важно, чтобы каждый ребёнок имел крепкие и глубокие знания, важно при этом и то, чтобы ни один ребёнок не был перегружен как в умственной сфере, так и в эмоциональной. Поэтому предлагаю учебное содержание на уровне «максимума», то есть на творческом уровне, а контроль его усвоения – на уровне «минимума», то есть на уровне стандарта. Можно сказать, что у меня в классе каждый ученик выбирает собственную дорогу: кто-то из ребят только минимум, а другим надо больше.Почему детям бывает интересно на уроке? Потому что знания дети не получают от учителя, а открывают их сами, в процессе исследовательской деятельности, поэтому знания для ребят приобретают личностную значимость. Я как педагог лишь направляю деятельность моих учеников. Ребёнок должен быть включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, тогда у него сформируются деятельностные способности.Одним из важных этапов на уроке считаю этап мотивации учащихся к деятельности на уроке. Может быть, это самый главный этап урока. Дети должны удивиться, пойти вперёд, а, столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуацией, захотеть решить проблему, исследовать вопрос, найти решение. Мотивация может быть в начале урока и на любом этапе урока. Есть разные приёмы мотивации. В 1-ом классе я использую, конечно же, игры и игровые ситуации. На уроках русского языка применяю рифмованные упражнения, грамматические сказки, ведь дети очень чутки к слову, к образу. Использую и давно известные приёмы мнемотехники, которые облегчают детям запоминание, увеличивают объём памяти за счёт искусственных ассоциаций. «КОСтя пришёл в КОСтюме, а ПАвел в ПАльто" – пример из старого учебника.Чтобы мотивировать детей на уроке чтения я пользовалась такими приёмами: чтение слов обычное и наоборот, чтение текста, написанного разными шрифтами и буквами разного размера, чтение предложений с перепутанными «хвостами», то есть концами предложений. Вызывает большой интерес у детей чтение текста с «дырками», то есть с пропущенными словами. Такие приёмы превращают процесс чтения в необычное интересное занятие, и у учащихся формируется положительное эмоциональное отношение к нему. А в результате ученики приобретают навыки быстрого сознательного и выразительного чтения.Использование наглядности на уроке, а тем более ИКТ облегчает учителю задачу мотивации учащихся.Причина эффективной школьной мотивации одна – это искренний интерес учащихся. Без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.С первого класса обучаю детей планированию работы на уроке, определению последовательности нашей работы. Как учитель я только предлагаю, по какому плану может пойти урок. Учу детей анализировать предложенный учебный материал, выбирать те задания, которые будут способствовать достижению поставленной цели, определять их место на уроке.Деятельностный метод позволяет вести поиск истины в форме диалога. Дети включаются в активную работу, каждый хочет высказаться, не бывает равнодушных. А я выслушиваю все мнения с большим интересом. Обсуждая в диалоге вопросы, дети сами решают проблему, делают выводы. Я только немного направляю их, подвожу к открытию нового знания. После обсуждения подвожу итог, знакомлю с правильной терминологией, вместе с ребятами составляем алгоритм действий.Очень важным при организации практической работы я считала и считаю научить ребят работать в парах, группах, научить выслушивать мнение других, высказывать своё, а также делать выводы. Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных , коммуникативных.Большое значение уделяю размышлениям учащихся о том, что им было сделать затруднительно, а в чём они не испытали трудности и почему, то есть рефлексии учащихся. Рефлексия это как бы разговор ученика с самим собой. Рефлексию осуществляю на разных этапах урока. Например, на этапе планирования деятельности на уроке можно задать вопросы: С чего вы начнёте? Что предполагаете поставить вторым этапом? Перед началом работы в парах можно задать вопрос: Как поможет вам работа в парах? На завершающем этапе можно спросить: Что дала вам работа в парах? Какие трудности вы встретили? Как с ними справиться? Что нового узнали на уроке? Каким образом можно использовать полученные знания в жизни?Обучать рефлексии нужно с первых дней обучения. Для формирования регулятивных УУД часто и с большой результативностью использую приём «Мозговой штурм». Этот приём использую при каком-то затруднении, когда дети высказывают любые свои мнения, что помогает найти выход. Почти ни один урок без этого приёма не обходится.Приём «актуальность» я называла ранее просто возникновением проблемной ситуации. Применение этого приёма связано с пониманием практической значимости знаний, возможностью использовать эти знания в жизни. Например, в 1-ом классе на уроке математики дети при тренировке в решении примеров на сложение без перехода через десяток затрудняются решить пример на сложение однозначных чисел с переходом через десяток.- Почему вы не можете решить этот пример?- Чем же мы сегодня будем заниматься?Этот приём позволяет формировать познавательные УУД. Подобные инновационные приёмы помогают формировать УУД учащихся. Проектный подход может быть применён к изучению любой школьной дисциплины и очень эффективен, ведь ученики открывают для себя новые факты, а не получают их от учителя в готовом виде. Технология деятельностного метода на уроках ориентирована на личностное развитие ребенка, где знания рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления детей, их чувств и эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности. Ученик не просто выполняет задание учителя – он учится учиться. Технология работы с портфолио — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащихся. Портфолио помогает решать такие педагогические задачи, как поддерживание высокой учебной мотивации школьников, поощрение возможностей для самообучения, развития навыков рефлексивной и оценочной деятельности. Обучение в диалоге, работа в парах и группах, эвристическая беседа, деловые игры – эти интерактивные технологии обеспечивают самостоятельную познавательную и мыслительную деятельность на уроке. Ученик сам открывает путь к познанию. В этом случае усвоение знаний – результат его деятельности. Все эти технологии просто необходимы в работе учителя.Литература:- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Редактор: Сафронова И. А. Издательство: Просвещение, 2011 г- Планируемые результаты начального общего образования. Ковалева Г.С., Логинова О.Б.- Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х частях. Ковалева Г. С.- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Асмолов А.Г.