Публикации «ФГОС: опыт внедрения и анализ результатов освоения»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «ФГОС: опыт внедрения и анализ результатов освоения»
Автор: Мартынова Райхана Рифовна

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждениесредняя общеобразовательная школа с. Спартак муниципального района Ермекеевский районРеспублики Башкортостан   УтверждаюСОГЛАСОВАНО Директор МОБУ СОШ Зам. директора по УВР с. Спартак ___________/________________/ _______/_________/ Приказ №____от ________2017г. «__ » августа 2017гРабочая программа Наименование учебного предмета внеурочная деятельность « Народные игры» Класс 1,2,3,4 Уровень обучения начальное общее Уровень общего образования базовый Срок реализации программы 4 года Учебный год 2017-2021 Рабочую программу составила :Мартынова Райхана Рифовна , учитель начальных классов первой квалификационной категории.РАССМОТРЕНО на заседании МО ________________________________________________ Протокол № ___ «______» августа 2017 г Руководитель МО _______/______________________/ 2017 год Пояснительная запискаРабочая программа по внеурочной деятельности разработана на основании нормативно – правовых документов:- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 02 февраля 2016 года, регистрационный № 40937),Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253),Примерной основной образовательной программы основного общего образования (Протокол заседания от 08.04.2015г. №1/15),Образовательной программы начального общего образования МОБУ СОШ с. Спартак (Приказ № от )Положения образовательной организации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, курсов внеурочной деятельности по ФГОС основного общего образования МОБУ СОШ с. СпартакКалендарно – учебного графика на 2017-2018 учебный год МОБУ СОШ с. Спартак ( Приказ №27 от 29.08.2017г)Учебный план МОБУ СОШ с. Спартак (Приказ3224 от 18.08 2017г)Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (М., Просвещение, 2010 г.)Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от обучающихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности. Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему. У многих первоклассников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др.Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии и/или продолжают существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией «встраивания» разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего обучающегося и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала.Содержание программыПрограмма предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающегося автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В «Подвижные игры» вошли: народные игры, распространенные в России в последнее столетие, интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.Место кружка в учебном плане.Программа рассчитана на 33-1 кл, 34-2-4кл часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40-45 минут. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.Ценностными ориентирами содержания данного кружка являются:– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;– формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,– развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;– привлечение обучающихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.Основными задачами данного курса являются:
  • укрепление здоровья обучающихся посредством развития физических качеств;
  • развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
  • развитие сообразительности, творческого воображения;
  • развитие коммуникативных умений;
  • воспитание внимания, культуры поведения;
  • создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения обучающихся к себе;
  • обучить умению работать индивидуально и в группе,
  • развить природные задатки и способности детей;
  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
  • Методические рекомендации
  • Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и кончая сложными салками, разные условия и разные правила.
  • Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают у томленные центры.
  • Игры с быстрым нахождением своего места . В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.
  • Весь материал разделяется на отдельные разделы:
  • Раздел - «Русские народные игры», изучается с 1-го по 4-й  класс.
  • раздел - «Игры народов России», изучается со 2 по 4-й класс.
  • раздел - «Подвижные игры», изучается в 1-х и 2-х классах.
  • раздел - «Эстафеты», изучается в 1-4-х классах.
  • Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать от простого к сложному, а детям - знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям. Детям 6-7 лет присуще постоянно находиться в движении, поэтому учебный материал в этих классах простой и легко запоминающийся. Он позволяет детям удовлетворить их потребность в движении. А вот для обучающихся 8-10 лет, помимо движения, нужен еще и занимательный материал. Знакомясь с историей и играми различных народов, они не только развиваются физически, но еще и развивают свой кругозор.Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей.цели изучения по каждому разделу«Русские народные игры»Цели: провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры.«Игры народов России»Цели: познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развивать силу, ловкость и физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе.«Подвижные игры»Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре. «Эстафеты»Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственностиЛичностными результатами кружка «Народные игры» Являются следующие умения: Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;Выражать свои эмоции;Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;Метапредметными результатами кружка «Народные игры»Является формирование универсальных учебных действий(УУД).
  • Регулятивные УУД:
  • определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий во время занятия;
  • учиться работать по определенному алгоритму
  • Познавательные УУД:
  • умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • Коммуникативные УУД:
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  • Формы занятий:Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него. Режим занятий:В 1-4 классах начальной школы занятия продолжительностью 1 час проводятся 1 раз в неделю в группах не более 15-ти детей, но и не менее 8-ми.Планируемый результат:-у выпускника начальной школы выработается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;- сформировано начальное представление о культуре движении; - младший обучающийся сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;-обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;- умение работать в коллективе.Тематическое планирование 1 классаТематическое планирование 2 класса Тематическое планирование 3 классаТематическое планирование 4 классСписок литературы.
  • «Образовательная система «Школа 2100» федеральный государственный образовательный стандарт, Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга2. Программа отдельных предметов для начальной школы /Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна- изд. 2-е, испр.- М.: Баласс, 2011.- 432с.
  • Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие / О.А. Степанова. - М.: Баласс, 2012. - С. 128. Образовательная система «Школа 2100», серия «Методическая библиотека учителя начальной школы».
  • Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 1-4 классы: проект. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 61с. – Стандарты второго поколения.
  • Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе Дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы /авт.-сост. О.В. Белоножкина и др. Учитель 2007-173с.
  • Справочник учителя физической культуры /Авт.- сост. П.А. Киселев, С.Б. Киселева – Волгоград: Учитель, 2011.- 251 с.
  • Физическая культура. 1 – 4 классы. Методические рекомендации для учителя. Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е. , Цандыков В.Э. – М.: Баласс, 2012.-128с.
  • Физическая культура: учебное пособие /В.Л. Мустаев; под научной редакцией Н.А. Заруба, консультант по методике Л.А. Коровина. – Кемерово: изд-во КРИПКиПРО, 2008.- 140с.
  • Физическая культура. Учебник для начальной школы. Книга 1/авт. Егоров Б.Б., Пересадин Ю.Е – М.: Баласс, 2012.-80с.
  • Физическая культура. Учебник для начальной школы. Книга 2 /авт. Егоров Б.Б., Пересадин Ю.Е – М.: Баласс, 2011.-80с.
  • Физическая культура. Входные и итоговые проверочные работы: 1-4 классы / Авт.- сост. В.Н. Верхлин, К.А. Воронцов.- М.:ВАКО, 2011.- 48с.-Контрольно -измерительные материалы
  • Приложение Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждениесредняя общеобразовательная школа с. Спартак муниципального района Ермекеевский районРеспублики БашкортостанКалендарно тематическое планированиена 2017-2018уч. годУчебный предмет Внеурочная деятельность «Народные игры»Количество часов:в неделю 1в год (согласно учебному плану школы) 101Класс (параллель классов) 1,2,4Учитель Мартынова Райхана Рифовна, учитель начальных классов.Учебник Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе Дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы /авт.-сост. О.В. Белоножкина и др. Учитель 2007-173с. Календарно тематическое планирование разработано на основе рабочей программы по физической культуре,составленной учителем начальных классов:Мартынова РайханаРифовна , учитель начальных классов первой квалификационной категории.2017гКалендарно - тематическое планирование кружка «Народные игры» 1-й класс (33 часа)Календарно - тематическое планирование кружка «Народные игры» 2-й класс (34 часа)Календарно - тематическое планированиекружка «Народные игры» 3-й класс (34 часа)Календарно - тематическое планированиекружка «Подвижные игры»4-й класс (34часа)