Публикации
«Творческие работы и учебно-методические разработки»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Творческие работы и учебно-методические разработки»
Автор: Долгова Нина Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Творческие работы и учебно-методические разработки»
Автор: Долгова Нина Александровна
Проблемы речевого развития детей раннего возрастаОдной из наиболее частых причин обращения родителей за помощью к воспитателям и другим специалистам дошкольного учреждения является проблема в речевом развитии детей. Это подтверждает уверенность педагогов и психологов в том, что речь является одним из важнейших факторов и основой для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей начиная с раннего возраста.В детских учреждениях необходимо создать новые формы работы со взрослыми: тренинги, игры, праздники. Часто родители не знают, какое влияние оказывает развитие мелкой моторики руки на речь.Исследованиями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии психологических наук установили, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук. Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурея, Н.С. Лейтеса, П.Н. Анохина доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей. По данным ведущего невропатолога России, доктора медицинских наук И. С. Скворцова, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга — центрального органа речевой функции. Подобные отклонения так или иначе скажутся на последующем развитии и обучении ребенка. А его речь обычно страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга.Проблемы развития речи детей раннего возраста связаны с недостатком времени у родителей на развивающее общение с детьми. У родителей в утренние часы положительный эмоциональный контакт с ребенком, как правило, отсутствует или ещё страшнее - заменяется грубостью, агрессией, излишней неадекватной требовательностью. Вечером на фоне общей усталости и «заорганизованности», родители, общаясь с ребёнком, часто не в состоянии вникнуть в содержание речи малыша, а тем более активизировать её. Жертвенная преданность взрослых членов семьи, в которой подрастает ребёнок, сказывается и на общении с ним. Родители недостаточно взаимодействуют с детьми в семьях. Им необходимо знать об организации общения, взаимодействии детей друг с другом. Важен вопрос: «Как научить детей речевому этикету?». Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Речь детей формируется под влиянием речи взрослых. Оно благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, живет в культурной, здоровой обстановке. Нарушение такого влияния искажает его речевое развитие.Необходимым условием нормального развития речи является наличие благоприятной языковой среды. Чем больше ребенок общается с близкими людьми и родителями, тем интенсивнее и качественнее происходит его речевое развитие.Достижение поставленной цели обеспечивается в процессе решения основных задач речевого развития детей раннего и дошкольного возраста, которые решаются в процессе взаимодействия семьи и детского сада.В семье необходимо много беседовать с ребенком. Активизировать слова, обозначающие наименование, действие, признаки предметов. Поощрять использование слов, обозначающих материал, из которого сделаны предметы; объекты и явления природы.Учить слушать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.Вызывать у ребенка желание пересказывать (при помощи взрослого) знакомые сказки и рассказы разными средствами: с опорой на картинки. Развивать пассивный и активный словарь на основе углубления и расширения представлений детей об окружающем мире.Учить детей различать и называть части предметов. Знакомить со словами-обобщениями, обозначающими родовые понятия (игрушки, посуда, овощи, фрукты и т. д.). Расширять словарь, обозначающий действия (деятельность и действия людей; движения животных). Поощрять стремления детей использовать определения (характеристики предметов, явлений, внешний вид людей и животных, их эмоциональное состояние).Развивать диалогическую речь как способ коммуникации (жесты, мимика, слова; фразы; основы речевого этикета). Поддерживать и поощрять инициативу детей в общении со взрослыми и с другими детьми.Упражнять в умении задавать вопросы и отвечать на них, используя фразовую речь. Упражнять в пересказе простых произведений с помощью взрослого, с использованием средств драматизации. Учить детей составлять небольшие рассказы в форме диалога с использованием игрушек.В возрасте трех лет для детей важную роль играет общение. В это время они учатся общаться со сверстниками, что является важнейшей задачей педагогики раннего возраста.Мальчики отстают в развитии от девочек одного с ними возраста. Для того чтобы развитие речи в младшей группе успешно продолжалось, родителям необходимо больше разговаривать с ними, правильно и четко произнося слова. Передразнивание детской речи может вызвать торможение освоения речи ребенком. Если малыш делает ошибки в речи, его нужно всегда поправить, но нельзя заставлять его снова повторять правильное произношение. Это может вызвать комплекс боязни неправильного произношения.Развитие речи детей тесно связано с формированием художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений для формирования у дошкольников умения строить связное монологическое высказывание включает ознакомление с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами, метафорами и др.). Вместе с тем владение этими средствами углубляет, делает тоньше художественное восприятие литературных произведений, которое, включая элементы сознательного отношения к тексту, сохраняет свой эмоционально непосредственный характер, т.е. остается подлинно эстетическим восприятием, что, в свою очередь, влияет на развитие речи.Детям необходимо ежедневно читать уже знакомые или новые произведения художественной литературы (Хрестоматия для дошкольников 2-4 года/ сост. Н. П. Ильчук, В. В. Гербова, Л. Н. Елисеева, Н. Б. Бабурова – М., 1996, 1997, 1998), а так же любые другие хрестоматии и книжки, адресованные детям младшего дошкольного возраста. В многочисленных сборниках литературы даны произведения, которые сделают общение с детьми в тот или иной отрезок времени в режиме дня более содержательным: при умывании, приеме пищи, во время игры, при подготовке ко сну, на прогулке, также и шуточные стихи. Например «Наставление» С. Маршака: «На крапиву не садись, если сядешь – не сердись».На прогулке дети под текст соответствующей потешки показывают, как шагают большие ноги (то-о-о-п, то-о-о-п) и бегают маленькие ножки (топ-топ-топ). Потешка «Ладушки, ладушки…» помогает завязать с малышами разговор о том, как они провели выходные или праздники, кто из них был в гостях у бабушки, как бабушка встречала, чем угощала.У каждого ребенка существуют свои особенности развития речи, свои недостатки. Дети еще очень замкнуты, общаются неохотно, к тому же не со всеми взрослыми. Многим трудно еще сопровождать свои действия словами, например: рисовать и говорить о нарисованном. Сложных предложений еще практически не существует. Дети не всегда воспринимают рассказ без иллюстрации, без показа предметов. Поэтому для успешного развития детей необходимо использовать картинки, фланелеграф, а также магнитную доску и тематические наборы магнитов.Это очень удобно и помогает в повседневной жизни. При этом знакомые слова и действия как бы оживают, что способствует лучшему усвоению того или иного произведения. Ребенок может сам манипулировать героями.Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольников в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроением героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры - имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или несколько сюжетов) без предварительной подготовки.Дети в этом возрасте еще плохо ориентируются в ближайшем окружении (например: в сходных по виду предметах – стол, стул, диван, кровать). Для этого используют пособия «что я вижу», «принеси то, что я скажу», «чего не стало». При помощи таких пособий ребенок упражняется и в отличии предметов и во внимании.Дети плохо узнают действия, поэтому обязательно используют всевозможные картинки, активируя детей в ответах (мальчик вытирает лицо, девочка кушает, девочка одевается и т.п.). Ребенок ассоциирует все действия с собой, а затем приобретенные знания использует в общении со сверстниками.Большое значение в развитии речи ребенка имеет сенсорное воспитание и развитие. Ребенок черпает первые представления об окружающем его мире, материальной среде с помощью различных анализаторов, при этом слово закрепляет представления, полученные сенсорным путем. Для малышей слова действительно являются «вторыми оригиналами действительности», первый же – образы окружающего его мира, то есть язык развивается наглядно-действенным путем. Чтобы ребенок понял название, он должен видеть предмет, с которым оно связано.Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, поэтому, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия.Формирование речи неразрывно связано с постижением вещей и наоборот, окружающая ребенка действительность – это неисчерпаемый источник, который должен быть использован для обогащения языка.Знакомясь с цветом, формой и величиной, ребенок обогащает свой словарный запас, звуковой анализ речи, музыкальный слух и так далее. В настоящее время во всем мире внимание привлечено к дошкольному детству. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного физического и духовного развития человеческого индивида и от того, какие педагогические и гигиенические условия создаются для этого раннего развития, во многом зависит будущее ребенка, зависит то, насколько он будет физически крепок и здоров, какими умственными способностями и нравственными качествами он будет обладать, когда станет взрослым человеком.ЛитератураРазвитие детей раннего возраста. Е. Хайлова. Москва, «Обруч» 2010год. Проблемы диагностики развития речи дошкольников. П. Давидович, О.С. Ушаковой, А.И. Максаковой, Г.В. Чиркиной. Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития. Младший дошкольный возраст авторы: Наталья Ершова, Ирина Аскерова, Ольга Чистова. Издательство: Детство-Пресс 2011 г. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Ольга Кравец, Анна Иванова. 2008год.