Публикации
Лучшая методическая разработка
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лучшая методическая разработка
Автор: Ускова Галина Семеновна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лучшая методическая разработка
Автор: Ускова Галина Семеновна
Тема: Междометие как особая часть речи (Урок – исследование) Каждый урок должен быть результативным, и достичь этого можно только при условии, если привить учащимся стремление к активной творческой деятельности. По тому, насколько самостоятелен ученик в решении поставленных перед ним задач, можно судить о прочности его знаний. Именно поэтому считаю эффективными уроки, на которых ребята вовлечены в исследовательскую деятельность. Цели урока: 1. Организовать исследовательскую работу учащихся, в ходе которой ребята узнают морфологические признаки междометия; выяснят, почему междометие является особой частью речи, выявят роль междометия в речи и узнают правила правописания междометий и правила пунктуации при междометиях. 2. Развитие коммуникативных компетенций учащихся, умения работать с информацией и выражать свои мысли 3. Развитие умения работы в коллективе, навыка сотрудничестваОборудование: 1. Слово учителя - Весна, солнце, все зеленеет, птицы щебечут – так и хочется выйти и куда-то бежать. Но у нас урок. А что мы должны делать на уроке, ребята? (Работать) - А как мы должны работать и для чего работать? (чтобы получать новые знания, научиться чему-то новому).Работать мы с вами сегодня будем не в тетрадях, на специальных листочках, которые лежат на ваших партах. Так давайте начнем, ребята. 2. Актуализация На экране вы видите отрывок из стихотворения русского поэта Н.Брауна С 1 Мне русская речь – как музыка. Чу! Слово звучит, поёт. В ней дышит душою русскою Создатель его – народ…1) Определить основную мысль четверостишия (о красоте русского языка)2) выписать из данного отрывка самостоятельные и служебные части речи в таблицу С 2 Проверка:- Назовите самостоятельные части речи, употребленные автором. (Докажите, что эти слова являются самостоятельными частями речи)- Назовите служебные части речи. (Докажите) - Одно слово не было отнесено ни к одной группе. Какое это слово? (Чу)- К какой части речи относится это слово? А чтобы узнать, как называется эта часть речи, мы с вами поиграем в игру «Составь слово».С 3 1) Первый слог существительного Метеор; 2) Корень глагола Ждать; 3) Окончание существительного Ветром; 4) Окончание глагола Пишет; 5) Суффикс и окончание существительного Величие;- Какое слово получилось? (Междометие). - А знаете, что означает слово Междометие? С 4 Этимологическая справка Лат. Interjection –«междометие».Первоначально «междуметие».Буквально «брошенное (вставленное) между полнозначными словами»- Значит, как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока?С 5 Запишите тему урока: Междометие – особая часть речи. - Можете ли вы доказать, что слово «Чу» междометие? (Нет, так как признаков данной части речи учащиеся не знают) - А можете ли вы сказать, почему междометие не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи, т.е. является особой частью речи? (нет) 3. Целеполагание- Итак, поставьте перед собой учебную цель, которую вы должны реализовать. (Учащиеся заполняют индивидуальную карту деятельности и проговаривают цели, которые каждый из них перед собой поставил) Учитель: цель нашего урока: - узнать признаки междометия как особой части речи.Задачи: - научиться находить междометие в тексте;- научиться различать междометие от других частей речи.4. Исследовательская работа ( учащиеся делятся на микрогруппы) 1) 1-ая группа: изучите теоретический материал учебника и выделите признаки междометия как части речи. Что выражают междометияПримеры междометий1. Различные чувства (радость, недоумение, разочарование, недовольство, испуг, страх и др.).Увы, ей-бо, тьфу, ай, ага, эх, эхе, ох, о, ура, а, ах, ба, ой, да, фи, уф, ей-ей.2. Побуждения.Ну, а ну, айда, вон, прочь, на, нате, цыц, марш, эй.3. Подражание звукам.Таля-ля-ля, динь-динь-динь, мяу-мяу-мяу, ха-ха-ха, гав-гав-гав. 2) 2-ая группа: Как выделяются междометия в устной речи? А в письменной? Приведите свои примеры 3) 3-я группа: На карточке записаны предложения. Дополнить их междометиями. Дать характеристику. Сравнить записи и сделать вывод: с какой целью употребляются междометия в речи. Эй! Есть здесь кто-нибудь? Ах! Как красиво на улице! Подайте книгу. Кто говорит? 4) 4-ая группа: Даны тексты различных стилей. Необходимо выяснить, в каких стилях речи употребляются междометия? Почему? 2. Проанализировав данные предложения, сделайте вывод о синтаксической роли междометия.1). Эй, Петров, заводи песню! (не является членом предложения)2). Ну, девушка, я тебя сейчас выручу. (А.И. Куприн). (не является членом предложения)3). Ушица, ей-же-ей, на славу сварена. (И.А. Крылов). (не является членом предложения).4). Вот раздался ау вдалеке. (Н.А. Некрасов). (выступает в роли существительного-дополнения)5). Вся столица содрогнулась, а девица хи-хи-хи да ха-ха-ха.(выступает в роли глагола-сказуемого)6). Все эти хи-хи, ха-ха, пение, трусливые разговоры - мерзость. (Л.Н. Толстой).(выступает в роли существительного-подлежащего)7). Объяснял он свой предмет медленно, тягуче, с бесконечным гм, эге.(выступает в роли существительного-обстоятельства) Вывод: междометие является членом предложения только в том случае, если выступает в роли самостоятельной части речи. 5. Представление учащимися результатов самостоятельной исследовательской работы: (1 группа представляет опору как результат исследования) Вывод: мы узнали признаки междометия как части речи. Наши знания помогут нам справиться со следующим заданием, цель которого – научиться выделять междометия в предложениях и определять признаки междометия 6. Работа по учебнику А) Упр. 415, стр. 186. Выпишите из предложений междометия, докажите, что задание выполнено вами правильно. (Ученик называет междометия, доказывает правильность выполнения задания. Оценка) Вывод: мы учились отличать междометия от других частей речи Б) 2-ая группа дополняет опору и таким образом представляют результаты исследования Тренинг: под диктовку записывает предложения, обращая внимание на постановку знаков препинания. (1 учащийся выполняет работу у доски). Цель задания – закрепить умение правописания междометия и постановки знаков препинания при междометии Эй, садись ко мне, дружок! Ах, песенку эту доныне хранит трава молодая. О, я совершенно спокоен. «Ой-ой!»- воскликнула Соня испуганно. Эта песня, увы, не прозвучит. Сверка. Могли ли быть варианты постановки знаков препинания? От чего зависит постановка знака препинания? Вывод: мы учились постановке знаков препинания при междометии В) 3-я группа: какова роль междометий в речи? Вывод: С помощью междометий - выражаются в речи различные чувства; - выражается отношение говорящего или пишущего к окружающему; - высказывается побуждение к действию. Г) 4-я группа: в каких стилях речи употребляются междометия? Почему? Учитель: Междометия широко используются в разговорной и художественной речи, представляя разнообразные чувства человека и особенности живой речи, богатой эмоциями Конкурс актерского мастерства Учитель: Вы говорили уже сегодня о том, что междометия произносятся с особой восклицательной интонацией и обычно сопровождаются мимикой и жестами, усиливающими то значение, которое передается междометием. Учтите это, выполняя следующее групповое задание: 1 группа: выразительно прочитать предложенные стихи (подборки стихотворений с междометиями) 2 группа: составить варианты предложений, используя данные в скобках междометия. Выразительно прочитать с соответствующе мимикой, жестами. Какая ночь! (О! Ну и ну, господи!) 3 группа: выразительно прочитать. Объяснить, какое значение выражает каждое междометие. «Фу-у-у! Какая невкусная каша. Ура! Мы ломим, гнутся шведы. Мария, бедная Мария! Опомнись! Боже!.. Что с тобой? 4 группа (аналитическая): прослушав одноклассников, сделать вывод, что придают речи междометия Вывод: мы учились выделять междометия в устной речи 6. Обратная связь - тест (на экране) 1. Междометие – это 1) Самостоятельная часть речи 2) Служебная часть речи 3) Особая неизменяемая часть речи 2. Выберите междометие, выражающее команду 1) Здравствуйте 2) Брысь 3) Не так 3. Выберите междометие, пишущееся через дефис 1) крепко(накрепко) 2) из(под) 3) Ах (ах) 4. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? 1) Извините, позовите, пожалуйста, Игоря.2) Ба знакомые всё лица.3) Это она, слава богу! 7. Выводы: Итак, вернемся к нашему проблемному вопросу: почему междометие – особая часть речи? Рефлексия: работа с картой деятельности Какой вид работы заинтересовал? Что нового узнали? Какую оценку бы поставил каждый из вас себе за работу на уроке? Реализовали ли цель урока, которую ставили перед собой? Карта деятельности учащихся целеполагание Что нового узнали? Какой вид работы заинтересовал? Какую оценку бы поставил каждый из вас себе за работу на уроке? 8. Вариативное домашнее задание: - Сочинить сказку о междометии- Нарисовать междометие (внешность отражает внутренние качества) - Подобрать тексты из художественной литературы, в которых употреблены междометия- Выполнить упражнение №416